Решение по делу № 71 в отношении администрации Татарского района НСО и ОАО «Россельхозбанк»

Номер дела: 71
Дата публикации: 21 января 2009, 12:07

 

РЕШЕНИЕ

 

           «21» января 2009                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов Александр Александрович – заместитель руководителя управления,

                                                                       председатель Комиссии;

Камнева Наталья Петровна – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Геннадий Викторович – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

                                                        член Комиссии,

           в присутствии представителя администрации Татарского района Новосибирской области: <…> (по доверенности);

           в отсутствие представителя от ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк»), представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

           рассмотрев дело № 71 от 19.12.2008г. по признакам нарушения администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО «Россельхозбанк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА

           При рассмотрении соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», заключенного 15 августа 2008 года между администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО  «Россельхозбанк», направленного в Новосибирское УФАС России в соответствии с ч.9 ст.35 Федерального закона №135-ФЗ, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

           В п.3 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.3.1.2 администрация района обязуется:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенного следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. С другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ОАО «Россельхозбанк». Вышеуказанные соглашения заключались в г.Новосибирске. Со стороны ОАО «Россельхозбанк» лицом, заключившим соглашение, выступал директор Новосибирского регионального филиала  ОАО «Россельхозбанк» <…>Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашение было заключено в г. Новосибирске, местом совершения нарушения является г.Новосибирск. Таким образом, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

           В объяснении по существу дела администрация Татарского района  сообщает, что соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» не содержит положений, которые могут привести к ограничению конкуренции. Администрация Татарского района указывает, что в п.1.2 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» в своем объяснении указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

           Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

           В пп.3.1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» следующие обязательства администрации района приводят или могут привести к ограничению конкуренции:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенных обязательств следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. В районе осуществляют деятельность несколько банков, они осуществляют кредитование предприятий, организаций и сельских жителей. Однако с другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           Согласно ст.16 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

           Следовательно, ОАО «Россельхозбанк» заключило с администрацией Татарского района Новосибирской области соглашение о сотрудничестве по реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», с нарушением статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ, которое выразилось во включении в соглашение положений о том, что администрация района обязывается оказывать банку помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности.

           В государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» нет положений, которые обязывают органы местного самоуправления оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и в возврате задолженности. 

           Пункт 1.2 вышеуказанного соглашения, в котором установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района, носит декларативный характер и не может препятствовать ограничению конкуренции, которая может быть ограничена другими пунктами этого соглашения.

           Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

           1. Признать ОАО «Россельхозбанк» и администрацию Татарского района Новосибирской области нарушившими ст. 16  Федерального закона № 135-ФЗ путём заключения соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

           2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

           3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

           Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В.Тропин

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

           «21» января 2009                                                                                                      г. Новосибирск

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ), на основании своего решения от 21.01.2009г. по делу № 71 о нарушении администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк») статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ,

      ПРЕДПИСЫВАЕТ

           1. ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области в срок до 06.03.2009г. устранить нарушение статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ.

           С целью исполнения настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области необходимо внести изменения в соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 15 августа 2008г. исключив из него следующие обязательства администрации района, установленные в пп.3.1.2 указанного соглашения:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России до 06.03.2009г. с приложением подтверждающих документов.

 

           Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

           Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

           Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В. Тропин

stdClass Object ( [vid] => 8848 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 71 в отношении администрации Татарского района НСО и ОАО «Россельхозбанк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8848 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350537013 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

           «21» января 2009                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов Александр Александрович – заместитель руководителя управления,

                                                                       председатель Комиссии;

Камнева Наталья Петровна – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Геннадий Викторович – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

                                                        член Комиссии,

           в присутствии представителя администрации Татарского района Новосибирской области: <…> (по доверенности);

           в отсутствие представителя от ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк»), представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

           рассмотрев дело № 71 от 19.12.2008г. по признакам нарушения администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО «Россельхозбанк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА

           При рассмотрении соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», заключенного 15 августа 2008 года между администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО  «Россельхозбанк», направленного в Новосибирское УФАС России в соответствии с ч.9 ст.35 Федерального закона №135-ФЗ, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

           В п.3 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.3.1.2 администрация района обязуется:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенного следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. С другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ОАО «Россельхозбанк». Вышеуказанные соглашения заключались в г.Новосибирске. Со стороны ОАО «Россельхозбанк» лицом, заключившим соглашение, выступал директор Новосибирского регионального филиала  ОАО «Россельхозбанк» <…>Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашение было заключено в г. Новосибирске, местом совершения нарушения является г.Новосибирск. Таким образом, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

           В объяснении по существу дела администрация Татарского района  сообщает, что соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» не содержит положений, которые могут привести к ограничению конкуренции. Администрация Татарского района указывает, что в п.1.2 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» в своем объяснении указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

           Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

           В пп.3.1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» следующие обязательства администрации района приводят или могут привести к ограничению конкуренции:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенных обязательств следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. В районе осуществляют деятельность несколько банков, они осуществляют кредитование предприятий, организаций и сельских жителей. Однако с другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           Согласно ст.16 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

           Следовательно, ОАО «Россельхозбанк» заключило с администрацией Татарского района Новосибирской области соглашение о сотрудничестве по реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», с нарушением статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ, которое выразилось во включении в соглашение положений о том, что администрация района обязывается оказывать банку помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности.

           В государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» нет положений, которые обязывают органы местного самоуправления оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и в возврате задолженности. 

           Пункт 1.2 вышеуказанного соглашения, в котором установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района, носит декларативный характер и не может препятствовать ограничению конкуренции, которая может быть ограничена другими пунктами этого соглашения.

           Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

           1. Признать ОАО «Россельхозбанк» и администрацию Татарского района Новосибирской области нарушившими ст. 16  Федерального закона № 135-ФЗ путём заключения соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

           2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

           3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

           Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В.Тропин

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

           «21» января 2009                                                                                                      г. Новосибирск

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ), на основании своего решения от 21.01.2009г. по делу № 71 о нарушении администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк») статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ,

      ПРЕДПИСЫВАЕТ

           1. ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области в срок до 06.03.2009г. устранить нарушение статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ.

           С целью исполнения настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области необходимо внести изменения в соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 15 августа 2008г. исключив из него следующие обязательства администрации района, установленные в пп.3.1.2 указанного соглашения:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России до 06.03.2009г. с приложением подтверждающих документов.

 

           Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

           Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

           Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В. Тропин

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

           «21» января 2009                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов Александр Александрович – заместитель руководителя управления,

                                                                       председатель Комиссии;

Камнева Наталья Петровна – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Геннадий Викторович – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

                                                        член Комиссии,

           в присутствии представителя администрации Татарского района Новосибирской области: <…> (по доверенности);

           в отсутствие представителя от ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк»), представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

           рассмотрев дело № 71 от 19.12.2008г. по признакам нарушения администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО «Россельхозбанк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА

           При рассмотрении соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», заключенного 15 августа 2008 года между администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО  «Россельхозбанк», направленного в Новосибирское УФАС России в соответствии с ч.9 ст.35 Федерального закона №135-ФЗ, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

           В п.3 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.3.1.2 администрация района обязуется:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенного следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. С другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ОАО «Россельхозбанк». Вышеуказанные соглашения заключались в г.Новосибирске. Со стороны ОАО «Россельхозбанк» лицом, заключившим соглашение, выступал директор Новосибирского регионального филиала  ОАО «Россельхозбанк» <…>Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашение было заключено в г. Новосибирске, местом совершения нарушения является г.Новосибирск. Таким образом, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

           В объяснении по существу дела администрация Татарского района  сообщает, что соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» не содержит положений, которые могут привести к ограничению конкуренции. Администрация Татарского района указывает, что в п.1.2 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» в своем объяснении указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

           Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

           В пп.3.1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» следующие обязательства администрации района приводят или могут привести к ограничению конкуренции:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенных обязательств следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. В районе осуществляют деятельность несколько банков, они осуществляют кредитование предприятий, организаций и сельских жителей. Однако с другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           Согласно ст.16 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

           Следовательно, ОАО «Россельхозбанк» заключило с администрацией Татарского района Новосибирской области соглашение о сотрудничестве по реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», с нарушением статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ, которое выразилось во включении в соглашение положений о том, что администрация района обязывается оказывать банку помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности.

           В государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» нет положений, которые обязывают органы местного самоуправления оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и в возврате задолженности. 

           Пункт 1.2 вышеуказанного соглашения, в котором установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района, носит декларативный характер и не может препятствовать ограничению конкуренции, которая может быть ограничена другими пунктами этого соглашения.

           Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

           1. Признать ОАО «Россельхозбанк» и администрацию Татарского района Новосибирской области нарушившими ст. 16  Федерального закона № 135-ФЗ путём заключения соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

           2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

           3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

           Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В.Тропин

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

           «21» января 2009                                                                                                      г. Новосибирск

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ), на основании своего решения от 21.01.2009г. по делу № 71 о нарушении администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк») статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ,

      ПРЕДПИСЫВАЕТ

           1. ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области в срок до 06.03.2009г. устранить нарушение статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ.

           С целью исполнения настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области необходимо внести изменения в соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 15 августа 2008г. исключив из него следующие обязательства администрации района, установленные в пп.3.1.2 указанного соглашения:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Татарского района Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России до 06.03.2009г. с приложением подтверждающих документов.

 

           Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

           Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

           Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В. Тропин

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 71 [format] => [safe_value] => 71 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 71 [format] => [safe_value] => 71 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 71 от 19.12.2008г. по признакам нарушения администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО «Россельхозбанк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 71 от 19.12.2008г. по признакам нарушения администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО «Россельхозбанк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-01-21 06:07:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-01-21 06:07:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350537013 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )