Решение по делу №52 в отношении Совета депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области

Номер дела: 52
Дата публикации: 13 августа 2009, 14:38

РЕШЕНИЕ

13 августа 2009 г.                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Донских В.А.– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

с участием председателя Совета депутатов МО р.п. Мошково <…>., рассмотрев дело № 52 от 02.07.2009г. по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области (ул. Советская, 9, р.п. Мошково Новосибирской области, 633131) (далее – Совет депутатов р.п. Мошково) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

По заданию ФАС России (письмо № ИА/33111 от 10.12.2008г.) была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. В соответствии с заданием, нарушением антимонопольного законодательства является передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, что подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27 от 23.09.2008г.

 

В результате проведения проверок выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Совета депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области.

 

Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (ст. 14).

В силу ст.25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Однако ФЗ «О погребении и похоронном деле» не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, специализированной службе возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст. 9). Согласно ст. 10 указанного закона, в случае если погребение осуществлялось за счет родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.

В соответствии с Правилами посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, принятыми решением Совета депутатов р. п. Мошково № 2 от 21.02.2006г. (далее – Правил), сажать деревья на территории кладбища разрешается только по согласованию с «Бюро ритуальных услуг» (п. 2.3), места захоронения определяются «Бюро ритуальных услуг» (п. 3.1), запрещается переделывать, снимать памятники и другие надмогильные сооружения без разрешения администрации муниципального образования р. п. Мошково или «Бюро ритуальных услуг» (п. 3.2).

Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27 от 23.09.2008г. установлено, что передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах  является нарушением антимонопольного законодательства.

В соответствии с указанными Правилами хозяйствующий субъект наделяется функциями и правами органа местного самоуправления. Переданные полномочия предоставляют хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности на рынке ритуальных услуг. Указанные действия нарушают ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка), поскольку приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По существу дела Совет депутатов р.п. Мошково представил следующее объяснение.

Советом депутатов р.п. Мошково на 11 сессии было принято решение № 2 от 21.02.2006г. «О принятии Правил посещения кладбища в муниципальном образовании р.п. Мошково», в пунктах 2.3, 3.1, 3.2 которых указано МУП «Мошковское ЖКХ», а не «Бюро ритуальных услуг», как указано в Правилах, представленных в Новосибирское УФАС России администрацией МО р.п. Мошково. Учитывая вышеуказанные обстоятельства Совет депутатов р.п. Мошково просит прекратить дело, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России председатель Совета депутатов р.п. Мошково <…>представил для приобщения к материалам дела приложение к газете «Мошковская новь» (№ 26 от 04.03.2006г.), в котором опубликованы Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, принятые решением Совета депутатов р. п. Мошково № 2 от 21.02.2006г.

Уточнения, внесённые Советом депутатов р.п. Мошково в содержание Правил, не исключают их положений, наделяющих хозяйствующий субъект функциями и правами органа местного самоуправления. 

Таким образом, представленные материалы позволяют установить, что Совет депутатов р.п. Мошково решением № 2 от 21.02.2006г принял акт - Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, а применение указанного акта создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов р.п. Мошково нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка) путём принятия решением № 2 от 21.02.2006г акта - Правил посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, а применение указанного акта создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Совету депутатов р.п. Мошково предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения выявленного нарушения законодательства Совету депутатов р.п. Мошково необходимо внести изменения в принятый решением № 2 от 21.02.2006г акт – Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, исключив из 2.3, 3.1, 3.2 положения, наделяющие хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, в том числе контрольно - распорядительного характера, определив в указанных Правилах функции (по отводу земельных участков для погребения; по согласованию установки (замены) надмогильных сооружений, выполнению иных работ на кладбищах), как функции органа местного самоуправления по организации похоронного дела, которые могут осуществляться непосредственно органом местного самоуправления или созданным им учреждением (автономным или бюджетным).

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                           

                                                                                                                              Н.Д. Бориленко

                                                                                                                              В.А. Донских

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 52

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

13 августа 2009 г.                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Донских В.А.– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 13.08.2009г. по делу № 52 от 02.07.2009г. о нарушении Советом депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области (ул. Советская, 9, р.п. Мошково Новосибирской области, 633131) (далее – Совет депутатов р.п. Мошково) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Совету депутатов р. п. Мошково в срок до 30.10.2009г. устранить нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в утверждённом решением № 2 от 21.02.2006г акте - Правилах посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, применение которого создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Совету депутатов р.п. Мошково предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения выявленного нарушения законодательства Совету депутатов р.п. Мошково необходимо внести изменения в принятый решением № 2 от 21.02.2006г акт – Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, исключив из 2.3, 3.1, 3.2 положения, наделяющие хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, в том числе контрольно - распорядительного характера, определив в Правилах указанные функции (по отводу земельных участков для погребения; по согласованию установки (замены) надмогильных сооружений, выполнению иных работ на кладбищах), как функции органа местного самоуправления по организации похоронного дела, которые могут осуществляться непосредственно органом местного самоуправления или созданным им учреждением (автономным или бюджетным).

3. Об исполнении настоящего предписания Совету депутатов р.п. Мошково сообщить в Новосибирское УФАС России до 05.11.2009г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

<> <>Председатель Комиссии                                                                          А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                      Н.Д. Бориленко

                                                                                                                    В.А. Донских                        

stdClass Object ( [vid] => 8423 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №52 в отношении Совета депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8423 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348213300 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

13 августа 2009 г.                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Донских В.А.– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

с участием председателя Совета депутатов МО р.п. Мошково <…>., рассмотрев дело № 52 от 02.07.2009г. по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области (ул. Советская, 9, р.п. Мошково Новосибирской области, 633131) (далее – Совет депутатов р.п. Мошково) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

По заданию ФАС России (письмо № ИА/33111 от 10.12.2008г.) была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. В соответствии с заданием, нарушением антимонопольного законодательства является передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, что подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27 от 23.09.2008г.

 

В результате проведения проверок выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Совета депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области.

 

Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (ст. 14).

В силу ст.25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Однако ФЗ «О погребении и похоронном деле» не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, специализированной службе возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст. 9). Согласно ст. 10 указанного закона, в случае если погребение осуществлялось за счет родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.

В соответствии с Правилами посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, принятыми решением Совета депутатов р. п. Мошково № 2 от 21.02.2006г. (далее – Правил), сажать деревья на территории кладбища разрешается только по согласованию с «Бюро ритуальных услуг» (п. 2.3), места захоронения определяются «Бюро ритуальных услуг» (п. 3.1), запрещается переделывать, снимать памятники и другие надмогильные сооружения без разрешения администрации муниципального образования р. п. Мошково или «Бюро ритуальных услуг» (п. 3.2).

Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27 от 23.09.2008г. установлено, что передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах  является нарушением антимонопольного законодательства.

В соответствии с указанными Правилами хозяйствующий субъект наделяется функциями и правами органа местного самоуправления. Переданные полномочия предоставляют хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности на рынке ритуальных услуг. Указанные действия нарушают ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка), поскольку приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По существу дела Совет депутатов р.п. Мошково представил следующее объяснение.

Советом депутатов р.п. Мошково на 11 сессии было принято решение № 2 от 21.02.2006г. «О принятии Правил посещения кладбища в муниципальном образовании р.п. Мошково», в пунктах 2.3, 3.1, 3.2 которых указано МУП «Мошковское ЖКХ», а не «Бюро ритуальных услуг», как указано в Правилах, представленных в Новосибирское УФАС России администрацией МО р.п. Мошково. Учитывая вышеуказанные обстоятельства Совет депутатов р.п. Мошково просит прекратить дело, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России председатель Совета депутатов р.п. Мошково <…>представил для приобщения к материалам дела приложение к газете «Мошковская новь» (№ 26 от 04.03.2006г.), в котором опубликованы Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, принятые решением Совета депутатов р. п. Мошково № 2 от 21.02.2006г.

Уточнения, внесённые Советом депутатов р.п. Мошково в содержание Правил, не исключают их положений, наделяющих хозяйствующий субъект функциями и правами органа местного самоуправления. 

Таким образом, представленные материалы позволяют установить, что Совет депутатов р.п. Мошково решением № 2 от 21.02.2006г принял акт - Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, а применение указанного акта создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов р.п. Мошково нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка) путём принятия решением № 2 от 21.02.2006г акта - Правил посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, а применение указанного акта создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Совету депутатов р.п. Мошково предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения выявленного нарушения законодательства Совету депутатов р.п. Мошково необходимо внести изменения в принятый решением № 2 от 21.02.2006г акт – Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, исключив из 2.3, 3.1, 3.2 положения, наделяющие хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, в том числе контрольно - распорядительного характера, определив в указанных Правилах функции (по отводу земельных участков для погребения; по согласованию установки (замены) надмогильных сооружений, выполнению иных работ на кладбищах), как функции органа местного самоуправления по организации похоронного дела, которые могут осуществляться непосредственно органом местного самоуправления или созданным им учреждением (автономным или бюджетным).

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                           

                                                                                                                              Н.Д. Бориленко

                                                                                                                              В.А. Донских

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 52

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

13 августа 2009 г.                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Донских В.А.– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 13.08.2009г. по делу № 52 от 02.07.2009г. о нарушении Советом депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области (ул. Советская, 9, р.п. Мошково Новосибирской области, 633131) (далее – Совет депутатов р.п. Мошково) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Совету депутатов р. п. Мошково в срок до 30.10.2009г. устранить нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в утверждённом решением № 2 от 21.02.2006г акте - Правилах посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, применение которого создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Совету депутатов р.п. Мошково предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения выявленного нарушения законодательства Совету депутатов р.п. Мошково необходимо внести изменения в принятый решением № 2 от 21.02.2006г акт – Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, исключив из 2.3, 3.1, 3.2 положения, наделяющие хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, в том числе контрольно - распорядительного характера, определив в Правилах указанные функции (по отводу земельных участков для погребения; по согласованию установки (замены) надмогильных сооружений, выполнению иных работ на кладбищах), как функции органа местного самоуправления по организации похоронного дела, которые могут осуществляться непосредственно органом местного самоуправления или созданным им учреждением (автономным или бюджетным).

3. Об исполнении настоящего предписания Совету депутатов р.п. Мошково сообщить в Новосибирское УФАС России до 05.11.2009г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

<> <>Председатель Комиссии                                                                          А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                      Н.Д. Бориленко

                                                                                                                    В.А. Донских                        

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

13 августа 2009 г.                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Донских В.А.– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

с участием председателя Совета депутатов МО р.п. Мошково <…>., рассмотрев дело № 52 от 02.07.2009г. по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области (ул. Советская, 9, р.п. Мошково Новосибирской области, 633131) (далее – Совет депутатов р.п. Мошково) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

По заданию ФАС России (письмо № ИА/33111 от 10.12.2008г.) была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. В соответствии с заданием, нарушением антимонопольного законодательства является передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, что подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27 от 23.09.2008г.

 

В результате проведения проверок выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Совета депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области.

 

Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (ст. 14).

В силу ст.25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Однако ФЗ «О погребении и похоронном деле» не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, специализированной службе возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст. 9). Согласно ст. 10 указанного закона, в случае если погребение осуществлялось за счет родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.

В соответствии с Правилами посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, принятыми решением Совета депутатов р. п. Мошково № 2 от 21.02.2006г. (далее – Правил), сажать деревья на территории кладбища разрешается только по согласованию с «Бюро ритуальных услуг» (п. 2.3), места захоронения определяются «Бюро ритуальных услуг» (п. 3.1), запрещается переделывать, снимать памятники и другие надмогильные сооружения без разрешения администрации муниципального образования р. п. Мошково или «Бюро ритуальных услуг» (п. 3.2).

Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27 от 23.09.2008г. установлено, что передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах  является нарушением антимонопольного законодательства.

В соответствии с указанными Правилами хозяйствующий субъект наделяется функциями и правами органа местного самоуправления. Переданные полномочия предоставляют хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности на рынке ритуальных услуг. Указанные действия нарушают ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка), поскольку приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По существу дела Совет депутатов р.п. Мошково представил следующее объяснение.

Советом депутатов р.п. Мошково на 11 сессии было принято решение № 2 от 21.02.2006г. «О принятии Правил посещения кладбища в муниципальном образовании р.п. Мошково», в пунктах 2.3, 3.1, 3.2 которых указано МУП «Мошковское ЖКХ», а не «Бюро ритуальных услуг», как указано в Правилах, представленных в Новосибирское УФАС России администрацией МО р.п. Мошково. Учитывая вышеуказанные обстоятельства Совет депутатов р.п. Мошково просит прекратить дело, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России председатель Совета депутатов р.п. Мошково <…>представил для приобщения к материалам дела приложение к газете «Мошковская новь» (№ 26 от 04.03.2006г.), в котором опубликованы Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, принятые решением Совета депутатов р. п. Мошково № 2 от 21.02.2006г.

Уточнения, внесённые Советом депутатов р.п. Мошково в содержание Правил, не исключают их положений, наделяющих хозяйствующий субъект функциями и правами органа местного самоуправления. 

Таким образом, представленные материалы позволяют установить, что Совет депутатов р.п. Мошково решением № 2 от 21.02.2006г принял акт - Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, а применение указанного акта создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Совет депутатов р.п. Мошково нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка) путём принятия решением № 2 от 21.02.2006г акта - Правил посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, а применение указанного акта создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Совету депутатов р.п. Мошково предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения выявленного нарушения законодательства Совету депутатов р.п. Мошково необходимо внести изменения в принятый решением № 2 от 21.02.2006г акт – Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, исключив из 2.3, 3.1, 3.2 положения, наделяющие хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, в том числе контрольно - распорядительного характера, определив в указанных Правилах функции (по отводу земельных участков для погребения; по согласованию установки (замены) надмогильных сооружений, выполнению иных работ на кладбищах), как функции органа местного самоуправления по организации похоронного дела, которые могут осуществляться непосредственно органом местного самоуправления или созданным им учреждением (автономным или бюджетным).

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                           

                                                                                                                              Н.Д. Бориленко

                                                                                                                              В.А. Донских

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 52

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

13 августа 2009 г.                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Донских В.А.– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 13.08.2009г. по делу № 52 от 02.07.2009г. о нарушении Советом депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области (ул. Советская, 9, р.п. Мошково Новосибирской области, 633131) (далее – Совет депутатов р.п. Мошково) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (соответственно п.п. 1, 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент принятия Порядка),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Совету депутатов р. п. Мошково в срок до 30.10.2009г. устранить нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в утверждённом решением № 2 от 21.02.2006г акте - Правилах посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, который предусматривает передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления (право по отводу земельных участков для погребения) и иных функций контрольно-распорядительного характера, применение которого создаёт преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Совету депутатов р.п. Мошково предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения выявленного нарушения законодательства Совету депутатов р.п. Мошково необходимо внести изменения в принятый решением № 2 от 21.02.2006г акт – Правила посещения кладбищ в муниципальном образовании р. п. Мошково, исключив из 2.3, 3.1, 3.2 положения, наделяющие хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, в том числе контрольно - распорядительного характера, определив в Правилах указанные функции (по отводу земельных участков для погребения; по согласованию установки (замены) надмогильных сооружений, выполнению иных работ на кладбищах), как функции органа местного самоуправления по организации похоронного дела, которые могут осуществляться непосредственно органом местного самоуправления или созданным им учреждением (автономным или бюджетным).

3. Об исполнении настоящего предписания Совету депутатов р.п. Мошково сообщить в Новосибирское УФАС России до 05.11.2009г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

<> <>Председатель Комиссии                                                                          А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                      Н.Д. Бориленко

                                                                                                                    В.А. Донских                        

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 52 [format] => [safe_value] => 52 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело № 52 от 02.07.2009г. по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области (ул. Советская, 9, р.п. Мошково Новосибирской области, 633131) (далее – Совет депутатов р.п. Мошково) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело № 52 от 02.07.2009г. по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования р. п. Мошково Новосибирской области (ул. Советская, 9, р.п. Мошково Новосибирской области, 633131) (далее – Совет депутатов р.п. Мошково) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 418 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 418 [vid] => 6 [name] => Социальная сфера [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-13 07:38:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-13 07:38:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348213300 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )