Пресс-конференция руководителя Новосибирского УФАС России Гаврилова С.Г.

Сегодня, 4 августа 2009 г. в 12-00, в пресс-центре Интерфакса состоялась пресс-конференция руководителя Управления  Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Гаврилова Сергея Григорьевича «Итоги работы Новосибирского УФАС  России в I полугодии 2009 года. Законодательные инициативы ФАС России».  В пресс-конференции приняло участие более 15 региональных  СМИ.

 

1. Обращений от граждан, бизнеса год от года становится все больше. Люди стали более грамотными и осведомленными, готовы защищать свои права и интересы. ФАС России является ведомством, ориентированным на прозрачность и открытость информации о своей деятельности для общества и большое количество обращений именно в антимонопольные органы можно рассматривать как проявление доверия со стороны общества.

Всего в 1 полугодии 2009 в Новосибирское УФАС России  поступило и рассмотрено около 700 обращений  в Новосибирское УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства, законодательств о рекламе и государственных закупках,  что  сопоставимо с годовым объемом (720 обращений).

Выявлено  более 850  фактов нарушений законов, контроль за которыми возложен на антимонопольные органы.  Следует отметить, что, несмотря на огромное количество обращений  в наш адрес, большая часть нарушений (более 70%) выявлено в ходе инициативных мероприятий УФАС.

Проведено 125 проверок (за весь 2008 год проведено 139 проверок) на соблюдение требований антимонопольного законодательства, законодательств о рекламе и государственных закупках, в том числе 22 проверки проведены совместно с органами прокуратуры, МВД, другими органами исполнительной власти.

По выявленным фактам нарушений возбуждено: 

76 дел  по антимонопольному законодательству, что в 3 раза больше, чем в 1 пол. 2008 года;

28 дел по законодательству о рекламе;

103 административных дела, по результатам которых вынесено 75 постановлений о применении мер административной ответственности виде штрафа на общую сумму 46,6 млн.руб. За аналогичный период 2008 года было возбуждено 84 административных дела, по результатам которых вынесено 64 постановления о применении мер административной ответственности виде штрафа на общую сумму 2,2 млн.руб.

 

2. ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства. Изменения вносятся в ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях и 178 статью Уголовного кодекса РФ. Законы одобрены парламентом и подписаны Президентом РФ.

  • Федеральный закон №164-ФЗ от 17.07.2009  «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 23.07.2009), за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2010 года.

поправки предусматривают:

- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;

- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода.

- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей).

- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества).

- установление трехлетнего пресекательного срока по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

 

  • Федеральный закон №160-ФЗ от 17.07.2009  «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 22.07.2009).

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах. В частности предлагается установить административную ответственность за:

- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;
- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;
- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.

 

  • Федеральный закон №216-ФЗ от 29.07.2009  «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.07.2009)

Закон предусматривает ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Список нарушений, за которые следует уголовная ответственность таков: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере.

В документе оговаривается, что правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.