• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Общие сведения

История, функции и полномочия

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России в 2012 году Игорю Артемьеву.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

С 2004 по  11 ноября 2020 года Федеральную антимонопольную службу возглавлял Игорь Артемьев

11 ноября 2020 года, Игорь Артемьев распоряжением Правительства Российской Федерации освобожден от должности руководителя ФАС России и назначен помощником председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.

 

Руководитель ФАС России – Шаскольский Максим Алексеевич

Распоряжение о его назначении подписал 11 ноября 2020 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин

История Новосибирского УФАС

14 июля 1990 года Законом РСФСР “О министерствах и государственных комитетах РСФСР” был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). Он выступал в качестве центрального республиканского органа по проведению антимонопольной политики, развитию и регулированию рынка, конкуренции и предпринимательства.

17 октября 1991 года приказом Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур было создано Новосибирское территориальное управление. В феврале 1992 года в управлении работало 12 человек; к середине года был укомплектован штат в 27 человек. В составе управления было три основных отдела: Отдел по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства, отдел поддержки предпринимательства, информационно-аналитическая служба.

Становление Новосибирского антимонопольного управления происходило одновременно с созданием российской территориальной сети антимонопольных органов, на которые законодательство возложило задачи антитрестовского регулирования и поддержки новых экономических структур. В соответствии с этими задачами было начато формирование соответствующей организационной структуры управления, комплектование его штатной численности.

В числе первых был создан и укомплектован сотрудниками отдел по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства, перед которым встали сложнейшие задачи, связанные с антимонопольным регулированием взаимоотношений хозяйствующих субъектов и органов власти и управления. За первый год работы специалистами отдела рассмотрено более 50 заявлений, по 18 из них возбуждены дела, в 9 случаях выданы предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (ежегодно Управлением рассматривается более 200 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства).

С принятием пакета законодательных актов по вопросам акционирования и приватизации государственных предприятий, в отделе было выделено соответствующее направление, ориентированное на создание организационно-правовых основ комплексной и отраслевой демонополизации. Нарабатывался механизм взаимодействия с фондами и комитетами по имуществу по учету антимонопольных требований в ходе согласования учредительных документов акционируемых и приватизируемых предприятий.

Отделом поддержки предпринимательства в течение первого года велась организационная работа. Фактически его усилиями в области был создан Сибирский региональный центр фонд поддержки предпринимательства, уставные задачи которого объединили государственные предприятия, частные фирмы, банки, биржи, учебные заведения и другие организации, заинтересованные в создании рыночной инфраструктуры. Специалистам отдела удалось установить контакты с правительственными и неправительственными организациями в Германии, Великобритании, США, чья деятельность направлена на финансовую и организационно-методическую поддержку рыночной реформы в России.

В управлении была создана своя информационно-аналитическая служба, специалистами которой была налажена связь с областным управлением статистики, сформирована компьютерная база данных по хозяйствующим субъектам, подлежащим антимонопольному регулированию, разработана и внедрена система ведения Государственного реестра предприятий-монополистов. Потребность в углублении экономического анализа обусловила необходимость создания на базе информационно-аналитической службы отдела товарных рынков.

Становление управления происходило в условиях политической, законодательной и экономической нестабильности, свойственной ситуации, в которой находилась страна, что серьёзно осложнило решение вопросов, как основной деятельности, так и финансирования, обеспечения нормальных условий работы. Администрацией делалось всё возможное, чтобы работа специалистов подкреплялась материально-техническим обеспечением.

К концу 1993 года были открыты межрайонные отделения в городах Искитиме, Карасуке, Куйбышеве. Несмотря на объективно существовавшие сложности, в области был создан и функционировал коллектив, способный решать поставленные антимонопольным законодательством задачи.

В феврале 1992 года вышел Закон РФ “О защите прав потребителей”, определивший ещё одно важное направление деятельности антимонопольных органов, однако возможность создания отдела по защите прав потребителей появилась лишь к концу 1993 года.

В 1994 году Указом Президента “О защите потребителей от недобросовестной рекламы” фактически было положено государственному регулированию рекламной деятельности. В качестве контролирующей организации был определен ГКАП России. В управлении был создан сектор по контролю за рекламой деятельностью, в котором вто время работал один человек. Позднее, с выходом Закона “О рекламе” в 1995 году, был образован соответствующий отдел.

В 1999 году было создано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы все полномочия антимонопольного комитета. Помимо прежних функций антимонопольного регулирования, Министерству и его территориальным управлениям были также приданы функции по контролю за субъектами естественных монополий в области транспорта и связи, в частности, за применением ими установленных тарифов.

Появившийся в декабре 1999 года Федеральный Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” завершил формирование цельной законодательной базы антимонопольного регулирования в Российской Федерации. В связи с этим, в деятельности такого подразделения управления, как отдел по контролю за экономической концентрацией и анализу товарных рынков, значительное место в настоящее время занимает и рассмотрение процессов на финансовых рынках.

С декабря 2000 года в функции Новосибирского территориального управления МАП России входит также обеспечение взаимодействия территориальных управлений Сибирского федерального округа с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе

В соответствии с Указом Президента №314 от 09.03.2004г. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004г. №189 «Вопросы антимонопольной службы» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. Функция по защите прав потребителей передана в Роспотребнадзор.

Находясь в ведении Правительства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы, которые Приказом МАП России №4-ЛК от 09.04.2004 г. с 01.06.2004 г. переданы Федеральной антимонопольной службе в полном составе. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004г.

Принятый в 2005 г. ФЗ №94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стал основным нормативно-правовым актом в сфере регулирования государственных закупок. Данный закон в системе законодательства о госзакупках является блоком, устанавливающим процедурные правила госзакупок. Соблюдение процедур размещения заказов является важнейшим элементом достижения целей, поставленных ФЗ №94-ФЗ, особенно в части эффективного расходования средств.

Постановлением правительства РФ №94 от 20.02.2006 г. Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных нужд.

В 2008г. создан новый отдел – по контролю за органами власти; усиление внимания Управления обусловлено активностью органов власти в сфере оказания государственной и муниципальной помощи хозяйствующим субъектам.

До конца первого полугодия 2008г. численность Новосибирского УФАС России составляла 38 человек. С 1 июля приказом ФАС России численность Управления была увеличена до 51 человека. С 2012 года численность Управления 49 человек.

В настоящее время в структуре управления 9 отделов, отражающих основные направления деятельности:

- отдел антимонопольного контроля и естественных монополий;

- отдел по борьбе с картелями;

- отдел контроля органов власти;

- отдел товарных и финансовых рынков;

- отдел контроля закупок;

- отдел рекламы;

- отдел анализа и взаимодействия с органами государственной власти;

- правовой отдел;

-отдел контроля государственного оборонного заказа;

- общий отдел.