• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Общие сведения

История, функции и полномочия

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России Игорю Артемьеву.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев.

История Новосибирского УФАС

14 июля 1990 года Законом РСФСР “О министерствах и государственных комитетах РСФСР” был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). Он выступал в качестве центрального республиканского органа по проведению антимонопольной политики, развитию и регулированию рынка, конкуренции и предпринимательства.

17 октября 1991 года приказом Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур было создано Новосибирское территориальное управление. В феврале 1992 года в управлении работало 12 человек; к середине года был укомплектован штат в 27 человек. В составе управления было три основных отдела: Отдел по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства, отдел поддержки предпринимательства, информационно-аналитическая служба.

Становление Новосибирского антимонопольного управления происходило одновременно с созданием российской территориальной сети антимонопольных органов, на которые законодательство возложило задачи антитрестовского регулирования и поддержки новых экономических структур. В соответствии с этими задачами было начато формирование соответствующей организационной структуры управления, комплектование его штатной численности.

В числе первых был создан и укомплектован сотрудниками отдел по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства, перед которым встали сложнейшие задачи, связанные с антимонопольным регулированием взаимоотношений хозяйствующих субъектов и органов власти и управления. За первый год работы специалистами отдела рассмотрено более 50 заявлений, по 18 из них возбуждены дела, в 9 случаях выданы предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (ежегодно Управлением рассматривается более 200 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства).

С принятием пакета законодательных актов по вопросам акционирования и приватизации государственных предприятий, в отделе было выделено соответствующее направление, ориентированное на создание организационно-правовых основ комплексной и отраслевой демонополизации. Нарабатывался механизм взаимодействия с фондами и комитетами по имуществу по учету антимонопольных требований в ходе согласования учредительных документов акционируемых и приватизируемых предприятий.

Отделом поддержки предпринимательства в течение первого года велась организационная работа. Фактически его усилиями в области был создан Сибирский региональный центр фонд поддержки предпринимательства, уставные задачи которого объединили государственные предприятия, частные фирмы, банки, биржи, учебные заведения и другие организации, заинтересованные в создании рыночной инфраструктуры. Специалистам отдела удалось установить контакты с правительственными и неправительственными организациями в Германии, Великобритании, США, чья деятельность направлена на финансовую и организационно-методическую поддержку рыночной реформы в России.

В управлении была создана своя информационно-аналитическая служба, специалистами которой была налажена связь с областным управлением статистики, сформирована компьютерная база данных по хозяйствующим субъектам, подлежащим антимонопольному регулированию, разработана и внедрена система ведения Государственного реестра предприятий-монополистов. Потребность в углублении экономического анализа обусловила необходимость создания на базе информационно-аналитической службы отдела товарных рынков.

Становление управления происходило в условиях политической, законодательной и экономической нестабильности, свойственной ситуации, в которой находилась страна, что серьёзно осложнило решение вопросов, как основной деятельности, так и финансирования, обеспечения нормальных условий работы. Администрацией делалось всё возможное, чтобы работа специалистов подкреплялась материально-техническим обеспечением.

К концу 1993 года были открыты межрайонные отделения в городах Искитиме, Карасуке, Куйбышеве. Несмотря на объективно существовавшие сложности, в области был создан и функционировал коллектив, способный решать поставленные антимонопольным законодательством задачи.

В феврале 1992 года вышел Закон РФ “О защите прав потребителей”, определивший ещё одно важное направление деятельности антимонопольных органов, однако возможность создания отдела по защите прав потребителей появилась лишь к концу 1993 года.

В 1994 году Указом Президента “О защите потребителей от недобросовестной рекламы” фактически было положено государственному регулированию рекламной деятельности. В качестве контролирующей организации был определен ГКАП России. В управлении был создан сектор по контролю за рекламой деятельностью, в котором вто время работал один человек. Позднее, с выходом Закона “О рекламе” в 1995 году, был образован соответствующий отдел.

В 1999 году было создано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы все полномочия антимонопольного комитета. Помимо прежних функций антимонопольного регулирования, Министерству и его территориальным управлениям были также приданы функции по контролю за субъектами естественных монополий в области транспорта и связи, в частности, за применением ими установленных тарифов.

Появившийся в декабре 1999 года Федеральный Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” завершил формирование цельной законодательной базы антимонопольного регулирования в Российской Федерации. В связи с этим, в деятельности такого подразделения управления, как отдел по контролю за экономической концентрацией и анализу товарных рынков, значительное место в настоящее время занимает и рассмотрение процессов на финансовых рынках.

С декабря 2000 года в функции Новосибирского территориального управления МАП России входит также обеспечение взаимодействия территориальных управлений Сибирского федерального округа с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе

В соответствии с Указом Президента №314 от 09.03.2004г. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004г. №189 «Вопросы антимонопольной службы» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. Функция по защите прав потребителей передана в Роспотребнадзор.

Находясь в ведении Правительства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы, которые Приказом МАП России №4-ЛК от 09.04.2004 г. с 01.06.2004 г. переданы Федеральной антимонопольной службе в полном составе. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004г.

Принятый в 2005 г. ФЗ №94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стал основным нормативно-правовым актом в сфере регулирования государственных закупок. Данный закон в системе законодательства о госзакупках является блоком, устанавливающим процедурные правила госзакупок. Соблюдение процедур размещения заказов является важнейшим элементом достижения целей, поставленных ФЗ №94-ФЗ, особенно в части эффективного расходования средств.

Постановлением правительства РФ №94 от 20.02.2006 г. Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных нужд.

В 2008г. создан новый отдел – по контролю за органами власти; усиление внимания Управления обусловлено активностью органов власти в сфере оказания государственной и муниципальной помощи хозяйствующим субъектам.

До конца первого полугодия 2008г. численность Новосибирского УФАС России составляла 38 человек. С 1 июля приказом ФАС России численность Управления была увеличена до 51 человека. С 2012 года численность Управления 49 человек.

В настоящее время в структуре управления 9 отделов, отражающих основные направления деятельности:

- отдел антимонопольного контроля и естественных монополий;

- отдел контроля органов власти;

- отдел товарных и финансовых рынков;

- отдел контроля закупок;

- отдел рекламы;

- отдел анализа и взаимодействия с органами государственной власти;

- правовой отдел;

-отдел государственного оборонного заказа;

- общий отдел.

Файлы для скачивания

О Новосибирском УФАС России
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.8 МБ