Министерство здравоохранения НСО и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования признаны нарушившими антимонопольное законодательство

8 апреля 2014 года Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства здравоохранения Новосибирской области (далее - Минздрав НСО), Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), возбужденные по заявлению ООО «Центр лабораторной диагностики» (далее – ООО «ЦЛД»).

 

В ходе рассмотрения данных дел Новосибирским УФАС России было установлено следующее. 13.06.2013 Министерством здравоохранения Новосибирской области (далее – Минздрав НСО) был принят приказ №1923 «О дополнительных мерах по обеспечению доступности лабораторно-диагностических исследований для жителей НСО» о придании ООО «ЦЛД» статуса централизованной лаборатории и прикреплении к нему для проведения лабораторно-диагностических исследований ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 19», ГБУЗ НСО «Городская поликлиника №17». Взаимодействие между ООО «ЦЛД» и прикрепленными учреждениями осуществляется в соответствии с приказом Минздрава №298 от 07.02.2013 «Об организации диагностических исследований в централизованном порядке в государственных учреждениях здравоохранения НСО». Данными приказами Минздрав НСО дает указание централизованным лабораториям и прикрепленным к ним учреждениям о заключении между собой договоров на проведение диагностических исследований. При этом ООО «ЦЛД» вправе оказывать услуги на проведение диагностических исследований в системе обязательного медицинского страхования любым лицам, независимо от наличия (отсутствия) прикрепления, а медицинские учреждения вправе обращаться для проведения диагностических исследований в любые лаборатории.

 

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.

 

Таким образом, Приказы Минздрава НСО № 298 от 07.02.2013, №1923 от 13.06.2013 нарушают антимонопольного законодательства.

 

04.10.2013 ТФОМС направил в адрес страховых медицинских организаций письмо «О приеме реестров счетов», в котором сообщил, что заявителем превышен объем медицинской помощи, установленный решением комиссии по разработке программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с приказом Минздрава НСО от 13.06.2013 №1923 ООО «ЦЛД» придан статус централизованной лаборатории НСО и для проведения лабораторно-диагностических исследований прикреплены ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 19», ГБУЗ НСО «Городская поликлиника №17».

 

В целях исполнения вышеуказанного приказа ТФ ОМС просит усилить контроль при приеме реестров счетов по диагностической медицинской помощи от ООО «ЦЛД».

 

Страховые медицинские организации: филиал «Новосибирск – медицина» ОАО «РОСНО-МС», ООО «Страховая компания «Ингосстрах-М», ООО «СМО «СИМАЗ-МЕД»  сообщили заявителю, что объем выполненной работы медицинским организациям, не имеющим прикрепления к ООО «ЦЛД», не могут быть приняты к оплате.

 

Направление ТФ ОМС НСО письма №4625-14 от 04.10.2013 в адрес страховых медицинских организаций об усилении контроля при приеме реестров счетов необоснованно препятствуют ООО «ЦЛД» деятельности по оказанию услуг на рынке диагностических исследований в системе обязательного медицинского страхования другим, помимо прикрепленных, медицинским организациям и может привести к ограничению конкуренции между ними.

 

Комиссия Новосибирского УФАС России признала Минздрав НСО, ТФ ОМС НСО нарушившими часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» и решила выдать им предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для их исполнения Минздрав НСО обязан отменить приказы №1923 от 13.06.2013, №298 от 07.02.2013, а ТФ ОМС НСО необходимо отозвать письмо «О приеме реестров счетов», направленное в адрес страховых медицинских организаций.

 

Вопросы по телефону: 223-09-49