Решение по делу № 72 в отношении администрации Маслянинского района НСО и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»

Номер дела: 72
Дата публикации: 22 января 2009, 12:01

 

РЕШЕНИЕ

 

           «22» января 2009                                                                                                        г. Новосибирск

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

          Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

           Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

           Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,                                                                         

                                   член Комиссии,

           в присутствии представителя администрации Маслянинского района Новосибирской области <…> (по доверенности),

           в отсутствие представителя от ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк»), представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

           рассмотрев дело № 72 по признакам нарушения администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

           При рассмотрении соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» заключенного 15 августа 2008 года между администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», направленного в Новосибирское УФАС России в соответствии с ч.9 ст.35 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

           В п.3 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.3.1.2 администрация района обязуется:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенного следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. С другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ОАО «Россельхозбанк». Вышеуказанные соглашения заключались в г.Новосибирске. Со стороны ОАО «Россельхозбанк» лицом, заключившим соглашение, выступал директор Новосибирского регионального филиала  ОАО «Россельхозбанк» <…>Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашение было заключено в г.Новосибирске, местом совершения нарушения является г.Новосибирск. Таким образом, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

           В объяснении по существу дела администрация Маслянинского района  сообщает, что соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» не содержит положений, которые могут привести к ограничению конкуренции. Администрация Маслянинского района указывает, что в п.1.2 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» в своем объяснении указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

           На рассмотрении дела представитель администрации Маслянинского района заявила, что администрация Маслянинского района признаёт, что обязательства администрации оказывать ОАО «Россельхозбанк» содействие в работе по возврату просроченной задолженности и информировать руководителей предприятий агропромышленного комплекса и сельских жителей об условиях получения кредитов в банке могут привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

           В пп.3.1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» следующие обязательства администрации района приводят или могут привести к ограничению конкуренции:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенных обязательств следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. В районе осуществляют деятельность несколько банков, они осуществляют кредитование предприятий, организаций и сельских жителей. Однако с другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

Согласно ст.16 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

           Следовательно, ОАО «Россельхозбанк» заключило с администрацией Баганского района Новосибирской области соглашение о сотрудничестве по реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», с нарушением статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ, которое выразилось во включении в соглашение положений о том, что администрация района обязывается оказывать банку помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности.

           В государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» нет положений, которые обязывают органы местного самоуправления оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и в возврате задолженности. 

           Пункт 1.2 вышеуказанного соглашения, в котором установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района, носит декларативный характер и не может препятствовать ограничению конкуренции, которая может быть ограничена другими пунктами этого соглашения.

           Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

           1. Признать ОАО «Россельхозбанк» и администрацию Маслянинского района Новосибирской области нарушившими ст. 16  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путём заключения соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

           2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

           3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

           Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А. Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В. Тропин

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 6

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

           «22» января 2009                                                                                                    г. Новосибирск

 

 

           Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ), на основании своего решения от 22.01.2009г. по делу № 72 о нарушении администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк») статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ,

      ПРЕДПИСЫВАЕТ

           1. ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области в срок до 06.03.2009г. устранить нарушение статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ.

           С целью исполнения настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области необходимо внести изменения в соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 15 августа 2008г. исключив из него следующие обязательства администрации района, установленные в пп.3.1.2 указанного соглашения:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России до 06.03.2009г. с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

           Председатель Комиссии                                                                                           А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                       Н.П.Камнева

                                                                                                                             Г.В.Тропин

stdClass Object ( [vid] => 8846 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 72 в отношении администрации Маслянинского района НСО и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8846 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350536633 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

           «22» января 2009                                                                                                        г. Новосибирск

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

          Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

           Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

           Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,                                                                         

                                   член Комиссии,

           в присутствии представителя администрации Маслянинского района Новосибирской области <…> (по доверенности),

           в отсутствие представителя от ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк»), представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

           рассмотрев дело № 72 по признакам нарушения администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

           При рассмотрении соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» заключенного 15 августа 2008 года между администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», направленного в Новосибирское УФАС России в соответствии с ч.9 ст.35 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

           В п.3 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.3.1.2 администрация района обязуется:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенного следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. С другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ОАО «Россельхозбанк». Вышеуказанные соглашения заключались в г.Новосибирске. Со стороны ОАО «Россельхозбанк» лицом, заключившим соглашение, выступал директор Новосибирского регионального филиала  ОАО «Россельхозбанк» <…>Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашение было заключено в г.Новосибирске, местом совершения нарушения является г.Новосибирск. Таким образом, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

           В объяснении по существу дела администрация Маслянинского района  сообщает, что соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» не содержит положений, которые могут привести к ограничению конкуренции. Администрация Маслянинского района указывает, что в п.1.2 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» в своем объяснении указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

           На рассмотрении дела представитель администрации Маслянинского района заявила, что администрация Маслянинского района признаёт, что обязательства администрации оказывать ОАО «Россельхозбанк» содействие в работе по возврату просроченной задолженности и информировать руководителей предприятий агропромышленного комплекса и сельских жителей об условиях получения кредитов в банке могут привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

           В пп.3.1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» следующие обязательства администрации района приводят или могут привести к ограничению конкуренции:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенных обязательств следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. В районе осуществляют деятельность несколько банков, они осуществляют кредитование предприятий, организаций и сельских жителей. Однако с другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

Согласно ст.16 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

           Следовательно, ОАО «Россельхозбанк» заключило с администрацией Баганского района Новосибирской области соглашение о сотрудничестве по реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», с нарушением статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ, которое выразилось во включении в соглашение положений о том, что администрация района обязывается оказывать банку помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности.

           В государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» нет положений, которые обязывают органы местного самоуправления оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и в возврате задолженности. 

           Пункт 1.2 вышеуказанного соглашения, в котором установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района, носит декларативный характер и не может препятствовать ограничению конкуренции, которая может быть ограничена другими пунктами этого соглашения.

           Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

           1. Признать ОАО «Россельхозбанк» и администрацию Маслянинского района Новосибирской области нарушившими ст. 16  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путём заключения соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

           2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

           3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

           Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А. Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В. Тропин

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 6

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

           «22» января 2009                                                                                                    г. Новосибирск

 

 

           Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ), на основании своего решения от 22.01.2009г. по делу № 72 о нарушении администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк») статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ,

      ПРЕДПИСЫВАЕТ

           1. ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области в срок до 06.03.2009г. устранить нарушение статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ.

           С целью исполнения настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области необходимо внести изменения в соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 15 августа 2008г. исключив из него следующие обязательства администрации района, установленные в пп.3.1.2 указанного соглашения:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России до 06.03.2009г. с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

           Председатель Комиссии                                                                                           А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                       Н.П.Камнева

                                                                                                                             Г.В.Тропин

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

           «22» января 2009                                                                                                        г. Новосибирск

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

          Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

           Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

           Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,                                                                         

                                   член Комиссии,

           в присутствии представителя администрации Маслянинского района Новосибирской области <…> (по доверенности),

           в отсутствие представителя от ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк»), представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

           рассмотрев дело № 72 по признакам нарушения администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

           При рассмотрении соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» заключенного 15 августа 2008 года между администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», направленного в Новосибирское УФАС России в соответствии с ч.9 ст.35 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

           В п.3 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.3.1.2 администрация района обязуется:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенного следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. С другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ОАО «Россельхозбанк». Вышеуказанные соглашения заключались в г.Новосибирске. Со стороны ОАО «Россельхозбанк» лицом, заключившим соглашение, выступал директор Новосибирского регионального филиала  ОАО «Россельхозбанк» <…>Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашение было заключено в г.Новосибирске, местом совершения нарушения является г.Новосибирск. Таким образом, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

           В объяснении по существу дела администрация Маслянинского района  сообщает, что соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» не содержит положений, которые могут привести к ограничению конкуренции. Администрация Маслянинского района указывает, что в п.1.2 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района.

           ОАО «Россельхозбанк» в своем объяснении указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

           На рассмотрении дела представитель администрации Маслянинского района заявила, что администрация Маслянинского района признаёт, что обязательства администрации оказывать ОАО «Россельхозбанк» содействие в работе по возврату просроченной задолженности и информировать руководителей предприятий агропромышленного комплекса и сельских жителей об условиях получения кредитов в банке могут привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

           Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

           В пп.3.1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» следующие обязательства администрации района приводят или могут привести к ограничению конкуренции:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           Из вышеизложенных обязательств следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. В районе осуществляют деятельность несколько банков, они осуществляют кредитование предприятий, организаций и сельских жителей. Однако с другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.

Согласно ст.16 Федерального закона №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

           Следовательно, ОАО «Россельхозбанк» заключило с администрацией Баганского района Новосибирской области соглашение о сотрудничестве по реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», с нарушением статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ, которое выразилось во включении в соглашение положений о том, что администрация района обязывается оказывать банку помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности.

           В государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» нет положений, которые обязывают органы местного самоуправления оказывать ОАО «Россельхозбанк» помощь в привлечении клиентов и в возврате задолженности. 

           Пункт 1.2 вышеуказанного соглашения, в котором установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района, носит декларативный характер и не может препятствовать ограничению конкуренции, которая может быть ограничена другими пунктами этого соглашения.

           Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

           1. Признать ОАО «Россельхозбанк» и администрацию Маслянинского района Новосибирской области нарушившими ст. 16  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путём заключения соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

           2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

           3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

           Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

           Председатель Комиссии                                                                                          А.А. Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                      Н.П.Камнева

                                                                                                                                          Г.В. Тропин

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 6

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

           «22» января 2009                                                                                                    г. Новосибирск

 

 

           Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федерального закона № 135-ФЗ), на основании своего решения от 22.01.2009г. по делу № 72 о нарушении администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк») статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ,

      ПРЕДПИСЫВАЕТ

           1. ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области в срок до 06.03.2009г. устранить нарушение статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ.

           С целью исполнения настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области необходимо внести изменения в соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 15 августа 2008г. исключив из него следующие обязательства администрации района, установленные в пп.3.1.2 указанного соглашения:

           - оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;

           - оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;

           - информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.

           2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Россельхозбанк» и администрации Маслянинского района Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России до 06.03.2009г. с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

           Председатель Комиссии                                                                                           А.А.Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                       Н.П.Камнева

                                                                                                                             Г.В.Тропин

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 72 [format] => [safe_value] => 72 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 72 [format] => [safe_value] => 72 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 72 по признакам нарушения администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 72 по признакам нарушения администрацией Маслянинского района Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-01-22 06:01:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-01-22 06:01:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350536633 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )