Решение по делу № 02-01-31-10-09 в отношении ОАО «Фармация»

Номер дела: 02-01-31-10-09
Дата публикации: 4 августа 2009, 13:25

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-31-10-09

 

Данное решение размещено на сайте Новосибирского УФАС России  в неполном объеме, так как содержит коммерческую тайну.

 

           «4» августа 2009                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика ОАО «Фармация»: <…> (по доверенности); <…> (по доверенности);

рассмотрев дело № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 г. по признакам нарушения ОАО «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

Новосибирским УФАС России в период с 09.06.2009 по 29.06.2009 г. проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства в ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала.

В результате проверки бухгалтерской документации Коченевского филиала ОАО «Фармация» (ведомости расценки, счета-фактуры, товарные накладные, протоколы согласования с поставщиками цен на лекарственные средства за май-июнь 2009 г.) было установлено следующее:

Размер розничной надбавки на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее – Перечень ЖНВЛС) (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р), реализуемые в аптеке Коченевского филиала ОАО «Фармация», по отдельным наименованиям составляет от 26% до 30%.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Новосибирской области «О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» от 17.04.2002 г. № 364 (в редакции Постановления  Главы администрации Новосибирской области от 25.05.2009 г. № 202 «О внесении изменений в Постановления Главы администрации Новосибирской области от 22.09.99 г. № 600, от 17.04.2002 г. № 364) размер торговой розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленной аптечными учреждениями, не должен превышать 25%.

Таким образом, в действиях ОАО «Фармация» (г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 77) в лице Коченевского филиала присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», которые выражаются в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р).

По признакам нарушения ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 года.

ОАО «Фармация» представило следующее объяснение по существу дела.

В аптеке ОАО «Фармация» в Коченевском филиале при формировании отпускных цен на лекарственные средства, указанные в акте, были допущены ошибки при расценке товара из-за отсутствия информации об указании включения в Перечень ЖНВЛС в отгрузочных документах поставщика.

По итогам контрольного мероприятия УФАС по Новосибирской области в ОАО «Фармация» было проведено внутреннее расследование о причинах допускаемых нарушений, обновлен приказ о ценообразовании, проведены учебы специалистов, занятых формированием отпускных цен, обеспечены комплектами нормативных документов.

Кроме того, ОАО «Фармация» просит при рассмотрении дела учесть отсутствие корыстного умысла и массового характера выявленных нарушений по аптечной сети и не квалифицировать факты неправильного применения размера розничной надбавки как нарушение норм антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России ОАО «Фармация» поддержало доводы, приведенные выше.

Изучив материалы дела № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 г. в отношении ОАО «Фармация» и доводы ответчика в полном объеме Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В аптечных учреждениях ОАО «Фармация», расположенных в Коченевском районе Новосибирской области, установленные розничные торговые надбавки по отдельным наименованиям лекарственных средств, входящих в Перечень ЖНВЛС, составляют от 26% до 30%, то есть превышают предельный уровень (25%) и не соответствуют установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования на лекарственные средства.

ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 % на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно п. 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержден Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5, зарегистрированным в Минюсте РФ 23.05.2007 г. № 9541) определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

На основании изложенного, ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала занимает доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области с долей более 50 %.

Таким образом, ОАО «Фармация» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области, что ущемляет интересы непосредственно потребителей лекарственных средств, и, следовательно, нарушает п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции».

Объяснение ОАО «Фармация» о причинах ошибок, допущенных в аптеке Коченевского филиала при формировании отпускных цен на лекарственные средства, Комиссия не принимает, так как нормативными документами не предусмотрена обязанность поставщика указывать в отгрузочных документах информацию о включении лекарственного средства в Перечень ЖНВЛС. Отсутствие таких сведений в отгрузочных документах поставщика не отменяет обязанности аптечного учреждения по соблюдению предельного размера торговой розничной надбавки.

Новосибирское УФАС России не принимает довод ОАО «Фармация» об отсутствии корыстного умысла и массового характера выявленных нарушений по аптечной сети, что, по мнению ОАО «Фармация», позволяет не квалифицировать факты неправильного применения размера розничной надбавки как нарушение норм антимонопольного законодательства. Комиссия считает необходимым отметить, что производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства и по делу об административном правонарушении регулируется двумя разными законами. В первом случае это ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», во втором – Кодекс об административных правонарушениях РФ. Поэтому доводы ОАО «Фармация» об отсутствии умысла и массового характера выявленных нарушений в деле о нарушении антимонопольного законодательства неуместны. Неправильное применение размера розничной надбавки по лекарственным средствам, входящим в Перечень ЖНВЛС, занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а, следовательно, и нарушением норм антимонопольного законодательства (п.10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»).

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Признать ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем установления в период с мая по июнь 2009 г. розничных торговых надбавок по отдельным наименованиям лекарственных средств, входящих в Перечень ЖНВЛС, от 26% до 30%, что превышает предельный уровень (25%) и не соответствует установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Фармация» предписания о прекращении нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С целью устранения нарушения ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала обеспечить установление розничных торговых надбавок по лекарственным средствам, включенным в Перечень ЖНВЛС, в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                            А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                                       Н.Д. Бориленко

                                                                                                                                А.Е. Бородкина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-31-10-09

 

«4» августа 2009 года                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и            

                               естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 4 августа 2009 года по делу № 02-01-31-10-09 от 6 июля 2009 года о нарушении открытым акционерным обществом «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Открытому акционерному обществу «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) в срок до 20.08.2009 г.:

1. Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р) в период с мая по июнь 2009 г. на территории Коченевского района Новосибирской области.

2. Обеспечить установление розничных торговых надбавок по лекарственным средствам, включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 25.08.2009 г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                                  А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                               Н.Д. Бориленко

                                                                                                                       А.Е. Бородкина

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 8741 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 02-01-31-10-09 в отношении ОАО «Фармация» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8741 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349332768 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-31-10-09

 

Данное решение размещено на сайте Новосибирского УФАС России  в неполном объеме, так как содержит коммерческую тайну.

 

           «4» августа 2009                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика ОАО «Фармация»: <…> (по доверенности); <…> (по доверенности);

рассмотрев дело № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 г. по признакам нарушения ОАО «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

Новосибирским УФАС России в период с 09.06.2009 по 29.06.2009 г. проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства в ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала.

В результате проверки бухгалтерской документации Коченевского филиала ОАО «Фармация» (ведомости расценки, счета-фактуры, товарные накладные, протоколы согласования с поставщиками цен на лекарственные средства за май-июнь 2009 г.) было установлено следующее:

Размер розничной надбавки на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее – Перечень ЖНВЛС) (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р), реализуемые в аптеке Коченевского филиала ОАО «Фармация», по отдельным наименованиям составляет от 26% до 30%.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Новосибирской области «О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» от 17.04.2002 г. № 364 (в редакции Постановления  Главы администрации Новосибирской области от 25.05.2009 г. № 202 «О внесении изменений в Постановления Главы администрации Новосибирской области от 22.09.99 г. № 600, от 17.04.2002 г. № 364) размер торговой розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленной аптечными учреждениями, не должен превышать 25%.

Таким образом, в действиях ОАО «Фармация» (г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 77) в лице Коченевского филиала присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», которые выражаются в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р).

По признакам нарушения ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 года.

ОАО «Фармация» представило следующее объяснение по существу дела.

В аптеке ОАО «Фармация» в Коченевском филиале при формировании отпускных цен на лекарственные средства, указанные в акте, были допущены ошибки при расценке товара из-за отсутствия информации об указании включения в Перечень ЖНВЛС в отгрузочных документах поставщика.

По итогам контрольного мероприятия УФАС по Новосибирской области в ОАО «Фармация» было проведено внутреннее расследование о причинах допускаемых нарушений, обновлен приказ о ценообразовании, проведены учебы специалистов, занятых формированием отпускных цен, обеспечены комплектами нормативных документов.

Кроме того, ОАО «Фармация» просит при рассмотрении дела учесть отсутствие корыстного умысла и массового характера выявленных нарушений по аптечной сети и не квалифицировать факты неправильного применения размера розничной надбавки как нарушение норм антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России ОАО «Фармация» поддержало доводы, приведенные выше.

Изучив материалы дела № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 г. в отношении ОАО «Фармация» и доводы ответчика в полном объеме Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В аптечных учреждениях ОАО «Фармация», расположенных в Коченевском районе Новосибирской области, установленные розничные торговые надбавки по отдельным наименованиям лекарственных средств, входящих в Перечень ЖНВЛС, составляют от 26% до 30%, то есть превышают предельный уровень (25%) и не соответствуют установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования на лекарственные средства.

ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 % на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно п. 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержден Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5, зарегистрированным в Минюсте РФ 23.05.2007 г. № 9541) определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

На основании изложенного, ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала занимает доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области с долей более 50 %.

Таким образом, ОАО «Фармация» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области, что ущемляет интересы непосредственно потребителей лекарственных средств, и, следовательно, нарушает п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции».

Объяснение ОАО «Фармация» о причинах ошибок, допущенных в аптеке Коченевского филиала при формировании отпускных цен на лекарственные средства, Комиссия не принимает, так как нормативными документами не предусмотрена обязанность поставщика указывать в отгрузочных документах информацию о включении лекарственного средства в Перечень ЖНВЛС. Отсутствие таких сведений в отгрузочных документах поставщика не отменяет обязанности аптечного учреждения по соблюдению предельного размера торговой розничной надбавки.

Новосибирское УФАС России не принимает довод ОАО «Фармация» об отсутствии корыстного умысла и массового характера выявленных нарушений по аптечной сети, что, по мнению ОАО «Фармация», позволяет не квалифицировать факты неправильного применения размера розничной надбавки как нарушение норм антимонопольного законодательства. Комиссия считает необходимым отметить, что производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства и по делу об административном правонарушении регулируется двумя разными законами. В первом случае это ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», во втором – Кодекс об административных правонарушениях РФ. Поэтому доводы ОАО «Фармация» об отсутствии умысла и массового характера выявленных нарушений в деле о нарушении антимонопольного законодательства неуместны. Неправильное применение размера розничной надбавки по лекарственным средствам, входящим в Перечень ЖНВЛС, занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а, следовательно, и нарушением норм антимонопольного законодательства (п.10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»).

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Признать ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем установления в период с мая по июнь 2009 г. розничных торговых надбавок по отдельным наименованиям лекарственных средств, входящих в Перечень ЖНВЛС, от 26% до 30%, что превышает предельный уровень (25%) и не соответствует установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Фармация» предписания о прекращении нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С целью устранения нарушения ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала обеспечить установление розничных торговых надбавок по лекарственным средствам, включенным в Перечень ЖНВЛС, в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                            А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                                       Н.Д. Бориленко

                                                                                                                                А.Е. Бородкина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-31-10-09

 

«4» августа 2009 года                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и            

                               естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 4 августа 2009 года по делу № 02-01-31-10-09 от 6 июля 2009 года о нарушении открытым акционерным обществом «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Открытому акционерному обществу «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) в срок до 20.08.2009 г.:

1. Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р) в период с мая по июнь 2009 г. на территории Коченевского района Новосибирской области.

2. Обеспечить установление розничных торговых надбавок по лекарственным средствам, включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 25.08.2009 г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                                  А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                               Н.Д. Бориленко

                                                                                                                       А.Е. Бородкина

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-31-10-09

 

Данное решение размещено на сайте Новосибирского УФАС России  в неполном объеме, так как содержит коммерческую тайну.

 

           «4» августа 2009                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика ОАО «Фармация»: <…> (по доверенности); <…> (по доверенности);

рассмотрев дело № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 г. по признакам нарушения ОАО «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

Новосибирским УФАС России в период с 09.06.2009 по 29.06.2009 г. проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства в ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала.

В результате проверки бухгалтерской документации Коченевского филиала ОАО «Фармация» (ведомости расценки, счета-фактуры, товарные накладные, протоколы согласования с поставщиками цен на лекарственные средства за май-июнь 2009 г.) было установлено следующее:

Размер розничной надбавки на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее – Перечень ЖНВЛС) (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р), реализуемые в аптеке Коченевского филиала ОАО «Фармация», по отдельным наименованиям составляет от 26% до 30%.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Новосибирской области «О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» от 17.04.2002 г. № 364 (в редакции Постановления  Главы администрации Новосибирской области от 25.05.2009 г. № 202 «О внесении изменений в Постановления Главы администрации Новосибирской области от 22.09.99 г. № 600, от 17.04.2002 г. № 364) размер торговой розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленной аптечными учреждениями, не должен превышать 25%.

Таким образом, в действиях ОАО «Фармация» (г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 77) в лице Коченевского филиала присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», которые выражаются в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р).

По признакам нарушения ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 года.

ОАО «Фармация» представило следующее объяснение по существу дела.

В аптеке ОАО «Фармация» в Коченевском филиале при формировании отпускных цен на лекарственные средства, указанные в акте, были допущены ошибки при расценке товара из-за отсутствия информации об указании включения в Перечень ЖНВЛС в отгрузочных документах поставщика.

По итогам контрольного мероприятия УФАС по Новосибирской области в ОАО «Фармация» было проведено внутреннее расследование о причинах допускаемых нарушений, обновлен приказ о ценообразовании, проведены учебы специалистов, занятых формированием отпускных цен, обеспечены комплектами нормативных документов.

Кроме того, ОАО «Фармация» просит при рассмотрении дела учесть отсутствие корыстного умысла и массового характера выявленных нарушений по аптечной сети и не квалифицировать факты неправильного применения размера розничной надбавки как нарушение норм антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России ОАО «Фармация» поддержало доводы, приведенные выше.

Изучив материалы дела № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 г. в отношении ОАО «Фармация» и доводы ответчика в полном объеме Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В аптечных учреждениях ОАО «Фармация», расположенных в Коченевском районе Новосибирской области, установленные розничные торговые надбавки по отдельным наименованиям лекарственных средств, входящих в Перечень ЖНВЛС, составляют от 26% до 30%, то есть превышают предельный уровень (25%) и не соответствуют установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования на лекарственные средства.

ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 % на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно п. 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержден Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5, зарегистрированным в Минюсте РФ 23.05.2007 г. № 9541) определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

На основании изложенного, ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала занимает доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области с долей более 50 %.

Таким образом, ОАО «Фармация» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Коченевского района Новосибирской области, что ущемляет интересы непосредственно потребителей лекарственных средств, и, следовательно, нарушает п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции».

Объяснение ОАО «Фармация» о причинах ошибок, допущенных в аптеке Коченевского филиала при формировании отпускных цен на лекарственные средства, Комиссия не принимает, так как нормативными документами не предусмотрена обязанность поставщика указывать в отгрузочных документах информацию о включении лекарственного средства в Перечень ЖНВЛС. Отсутствие таких сведений в отгрузочных документах поставщика не отменяет обязанности аптечного учреждения по соблюдению предельного размера торговой розничной надбавки.

Новосибирское УФАС России не принимает довод ОАО «Фармация» об отсутствии корыстного умысла и массового характера выявленных нарушений по аптечной сети, что, по мнению ОАО «Фармация», позволяет не квалифицировать факты неправильного применения размера розничной надбавки как нарушение норм антимонопольного законодательства. Комиссия считает необходимым отметить, что производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства и по делу об административном правонарушении регулируется двумя разными законами. В первом случае это ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», во втором – Кодекс об административных правонарушениях РФ. Поэтому доводы ОАО «Фармация» об отсутствии умысла и массового характера выявленных нарушений в деле о нарушении антимонопольного законодательства неуместны. Неправильное применение размера розничной надбавки по лекарственным средствам, входящим в Перечень ЖНВЛС, занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а, следовательно, и нарушением норм антимонопольного законодательства (п.10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»).

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

1. Признать ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем установления в период с мая по июнь 2009 г. розничных торговых надбавок по отдельным наименованиям лекарственных средств, входящих в Перечень ЖНВЛС, от 26% до 30%, что превышает предельный уровень (25%) и не соответствует установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО «Фармация» предписания о прекращении нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С целью устранения нарушения ОАО «Фармация» в лице Коченевского филиала обеспечить установление розничных торговых надбавок по лекарственным средствам, включенным в Перечень ЖНВЛС, в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                            А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                                       Н.Д. Бориленко

                                                                                                                                А.Е. Бородкина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-31-10-09

 

«4» августа 2009 года                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и            

                               естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 4 августа 2009 года по делу № 02-01-31-10-09 от 6 июля 2009 года о нарушении открытым акционерным обществом «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Открытому акционерному обществу «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) в срок до 20.08.2009 г.:

1. Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 г. № 376-р) в период с мая по июнь 2009 г. на территории Коченевского района Новосибирской области.

2. Обеспечить установление розничных торговых надбавок по лекарственным средствам, включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 25.08.2009 г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                                  А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                               Н.Д. Бориленко

                                                                                                                       А.Е. Бородкина

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01-31-10-09 [format] => [safe_value] => 02-01-31-10-09 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01-31-10-09 [format] => [safe_value] => 02-01-31-10-09 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 г. по признакам нарушения ОАО «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела дело № 02-01-31-10-09 от 06.07.2009 г. по признакам нарушения ОАО «Фармация» (630082, г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 77) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 410 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 410 [vid] => 1 [name] => лекарства [description] => [format] => [weight] => 72 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-04 06:25:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-04 06:25:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1349332768 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )