Решение по делу №44 в отношении ООО «МАКСРИТЕЙЛ»

Номер дела: 44
Дата публикации: 5 августа 2010, 16:43

 

РЕШЕНИЕ

 

«5» августа 2010 г.                                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

Лопаткина Т.В. – заместитель руководителя управления-начальник отдела рекламы,

члены Комиссии:

Носкова И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Киселев К.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 44, возбуждённое в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАКСРИТЕЙЛ» (далее – ООО «МАКСРИТЕЙЛ») (юридический адрес: 650004, г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67) по факту размещения в январе 2010 г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), рекламы: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель», с признаками нарушения  ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ООО «МАКСРИТЕЙЛ», «…»(доверенность),

УСТАНОВИЛА:

27 января 2010 г. в ходе проведения мониторинга рекламной информации в г.Новосибирске Новосибирским УФАС России было установлено, что по месту расположения рекламной конструкции  АртБизнесЛайн (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), размещена следующая информация: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель».

Данная информация является рекламой в соответствии с п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Разрешение № 2101 на установку рекламной конструкции – ИНО 4860 – выдано ООО «Группа компаний «АртБизнесЛайн» (далее – ООО «ГК «АртБизнесЛайн») Управлением рекламы мэрии г.Новосибирска 23.06.2009г.

Размещение указанной рекламы осуществляется на основании договора № 406 от 28 октября 2009г., заключенного между ООО «ГК «АртБизнесЛайн» (Исполнитель) и ООО «МАКСРИТЕЙЛ» (Заказчик), согласно которому Исполнитель обязуется выполнить комплекс работ и услуг по размещению и распространению наружной рекламы и информации, представленной Заказчиком. Акт приема-сдачи выполненных работ от 31.01.2010г. и от 28.02.2010г.

Согласно приложению № 4 к вышеуказанному договору период размещения рассматриваемой рекламы (месторасположение: Красный проспект – Дуси Ковальчук, 179/2 (из центра)) с 01.01.2010г. по 28.02.2010г. Согласно приложению № 5 от 16.02.2010г. к указанному договору, период размещения рассматриваемой рекламы продлен до 31.12.2010г.

ООО «МАКСРИТЕЙЛ» представлен также договор № 146 от 30.10.2009г. на изготовление рекламно-информационной продукции, заключенный также с ООО «ГК «АртБизнесЛайн», согласно которому Подрядчик (ООО «ГК «АртБизнесЛайн») обязуется по заданию Заказчика (ООО «МАКСРИТЕЙЛ») изготовить рекламно-информационные материалы в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. Акт приема-сдачи выполненных работ от 30.11.2009г.

Таким образом, ООО «МАКСРИТЕЙЛ» является лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, следовательно, является рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе».

Согласно документам, представленным руководителем обособленного подразделения ООО «Р.Консалтинг М.» (ТЦ «Мозаика»), здание, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, дом 1/1, находится в общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Коммерческая недвижимость» под управлением ЗАО Управляющая компания «Тройка Диалог» (свидетельство о государственной регистрации права серия 54 АГ №752489 от 13.10.2009г.; кадастровый номер 54:35:032600:0065:01).

В свою очередь, ООО «МАКСРИТЕЙЛ» занимает нежилое помещение на 2 этаже здания (Торговый центр, расположенный по адресу г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, дом 1/1) на основании договора аренды нежилого помещения № 25/КДА/16 от 07 сентября 2009г. с целью его использования в соответствии с торговым профилем для организации магазина мебели и осуществления торговли, а также для связанных с этим административных и складских целей (п.1.1 договора).

Согласно инженерно-топографическому плану, предоставленному Муниципальным автономным учреждением г.Новосибирска «Информационное обеспечение градостроительства» (далее – МАУ «ИОГ»), расстояние от пл. Калинина, где находится рекламная конструкция с размещенной на ней рассматриваемой рекламой, до ТЦ «Мозаика», где потребитель может приобрести рекламируемый товар: мебель «Энергия уюта» (ТЦ «Мозаика», ул. Дуси Ковальчук, 1/1), составляет 2 200 метров (или 2,2 км.).

Преодолеть данное расстояние (2,2 км.), затратив на это указанное в рекламе время (2 минуты, что равно 0,03 часа), возможно при скорости в 73,3 км/ч, что в свою очередь возможно сделать исключительно путем использования транспортного средства (причем  при нарушении скоростного режима, установленного на данном участке дороги). Отсутствие такой информации как необходимость воспользоваться транспортным средством не дает потребителю в полной мере оценить все условия приобретения рекламируемого товара, а также вводит потребителя в заблуждение относительно местонахождения продавца необходимого товара. Такое условие приобретения определенного товара, как возможность его приобретения, затратив на это строго определенное (указанное в рекламе) время, является существенной для потребителей, т.к. не позволяет потребителям достаточно объективно оценить все условия приобретения рекламируемого товара. В случае, если потребитель не обладает собственным транспортным средством, ему будет необходимо воспользоваться услугами общественного транспорта, что предполагает дополнительные расходы.

Т.о, отсутствие информации о возможности приобрести товар, затратив строго определенное количество времени (2 минуты), исключительно при условии, что потребитель должен воспользоваться при этом транспортным средством, вводит потребителей в заблуждение относительно условия приобретения рекламируемого товара, что нарушает ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»). Ненадлежащая реклама не допускается.

Согласно ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, в данном случае – ООО «МАКСРИТЕЙЛ». Место нахождения ООО «МАКСРИТЕЙЛ» - г. Кемерово.

В соответствии с п.3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, возбуждаются и рассматриваются по месту нахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

Согласно п.4 Правил, в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, только на территории подведомственной одному тер.органу ФАС, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

При рассмотрении дела на Комиссии Новосибирского УФАС России, представитель ООО «МАКСРИТЕЙЛ» не согласился с вменяемым нарушением, ссылаясь на следующее.

Высота рекламной конструкции (на которой размещалась рассматриваемая реклама) и ее ориентация свидетельствует о том, что содержание рекламного щита в части указания времени было адресовано тем, кто в этот момент находился на проезжей части, т.е. к неопределенному кругу лиц, находящихся за рулем автомобиля. 

Отсутствие информации для пешеходов  не является критичным, поскольку из явствующей обстановки потребителю вполне по силам было определить, что расстояние от дома 179/1 до дома 1/1 по ул. Д.Ковальчук за две минуты он может преодолеть только воспользовавшись транспортом общего пользования или личным транспортом. Пешком пройти за данный промежуток времени нельзя и это очевидный факт, подтверждение которого ссылкой на возможность использования транспорта нецелесообразно. Поскольку на рекламном щите был указан точный адрес мебельного салона «Энергия уюта»  - ул. Д.Ковальчук, 1/1, заблуждаться относительно места нахождения продавца в данном случае также не было возможности.

Также представитель ООО «МАКСРИТЭЙЛ» пояснил, что в настоящее время спорная реклама не размещается, рекламная информация на конструкции по адресу ул.Д.Ковальчук, 179/2 демонтирована, договор № 406 от 28.10.2009г. прекращен в части распространения рекламы на указанной выше конструкции в связи с закрытием магазина в ТЦ «Мозаика» (фотоотчет прилагается). 

Комиссия не согласилась с доводами представителя на основании следующего.

Исходя из смысла и содержания определения рекламы, установленных п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц. Следовательно, рассматриваемая реклама обращена как к лицам, находящимся за рулем автомобиля, так и к пешеходам. Достоверность информации об адресе (месте нахождения мебельного салона «Энергия уюта») по ул. Д.Ковальчук 1/1 не оспаривается, при этом, по мнению Комиссии, указание адреса при одновременном указании на «2 минуты», искажает представление потребителя (пешехода) о близости рекламируемого продавца необходимого ему товара, не дает потребителю (пешеходу) точного представления о том, что фактически затраченное время окажется в разы больше.

Принимая во внимание тот факт, что рассматриваемая реклама не размещается в связи с досрочным прекращением договора и по инициативе рекламодателя, Комиссия считает устранение нарушения добровольным, а выдачу предписания об устранении нарушения нецелесообразным.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006 г.,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель», размещавшуюся в январе 2010г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам г. Новосибирск, Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), ненадлежащей, а ООО «МАКСРИТЕЙЛ» нарушившим ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

2. В связи с добровольным устранением нарушения ООО «МАКСРИТЕЙЛ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объёме «9» августа 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                               _________________ Т.В. Лопаткина

 

Члены Комиссии                                                                           ___________________ И.Р. Носкова

 

___________________ К.А. Киселев

stdClass Object ( [vid] => 8282 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №44 в отношении ООО «МАКСРИТЕЙЛ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8282 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348047878 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«5» августа 2010 г.                                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

Лопаткина Т.В. – заместитель руководителя управления-начальник отдела рекламы,

члены Комиссии:

Носкова И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Киселев К.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 44, возбуждённое в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАКСРИТЕЙЛ» (далее – ООО «МАКСРИТЕЙЛ») (юридический адрес: 650004, г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67) по факту размещения в январе 2010 г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), рекламы: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель», с признаками нарушения  ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ООО «МАКСРИТЕЙЛ», «…»(доверенность),

УСТАНОВИЛА:

27 января 2010 г. в ходе проведения мониторинга рекламной информации в г.Новосибирске Новосибирским УФАС России было установлено, что по месту расположения рекламной конструкции  АртБизнесЛайн (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), размещена следующая информация: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель».

Данная информация является рекламой в соответствии с п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Разрешение № 2101 на установку рекламной конструкции – ИНО 4860 – выдано ООО «Группа компаний «АртБизнесЛайн» (далее – ООО «ГК «АртБизнесЛайн») Управлением рекламы мэрии г.Новосибирска 23.06.2009г.

Размещение указанной рекламы осуществляется на основании договора № 406 от 28 октября 2009г., заключенного между ООО «ГК «АртБизнесЛайн» (Исполнитель) и ООО «МАКСРИТЕЙЛ» (Заказчик), согласно которому Исполнитель обязуется выполнить комплекс работ и услуг по размещению и распространению наружной рекламы и информации, представленной Заказчиком. Акт приема-сдачи выполненных работ от 31.01.2010г. и от 28.02.2010г.

Согласно приложению № 4 к вышеуказанному договору период размещения рассматриваемой рекламы (месторасположение: Красный проспект – Дуси Ковальчук, 179/2 (из центра)) с 01.01.2010г. по 28.02.2010г. Согласно приложению № 5 от 16.02.2010г. к указанному договору, период размещения рассматриваемой рекламы продлен до 31.12.2010г.

ООО «МАКСРИТЕЙЛ» представлен также договор № 146 от 30.10.2009г. на изготовление рекламно-информационной продукции, заключенный также с ООО «ГК «АртБизнесЛайн», согласно которому Подрядчик (ООО «ГК «АртБизнесЛайн») обязуется по заданию Заказчика (ООО «МАКСРИТЕЙЛ») изготовить рекламно-информационные материалы в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. Акт приема-сдачи выполненных работ от 30.11.2009г.

Таким образом, ООО «МАКСРИТЕЙЛ» является лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, следовательно, является рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе».

Согласно документам, представленным руководителем обособленного подразделения ООО «Р.Консалтинг М.» (ТЦ «Мозаика»), здание, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, дом 1/1, находится в общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Коммерческая недвижимость» под управлением ЗАО Управляющая компания «Тройка Диалог» (свидетельство о государственной регистрации права серия 54 АГ №752489 от 13.10.2009г.; кадастровый номер 54:35:032600:0065:01).

В свою очередь, ООО «МАКСРИТЕЙЛ» занимает нежилое помещение на 2 этаже здания (Торговый центр, расположенный по адресу г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, дом 1/1) на основании договора аренды нежилого помещения № 25/КДА/16 от 07 сентября 2009г. с целью его использования в соответствии с торговым профилем для организации магазина мебели и осуществления торговли, а также для связанных с этим административных и складских целей (п.1.1 договора).

Согласно инженерно-топографическому плану, предоставленному Муниципальным автономным учреждением г.Новосибирска «Информационное обеспечение градостроительства» (далее – МАУ «ИОГ»), расстояние от пл. Калинина, где находится рекламная конструкция с размещенной на ней рассматриваемой рекламой, до ТЦ «Мозаика», где потребитель может приобрести рекламируемый товар: мебель «Энергия уюта» (ТЦ «Мозаика», ул. Дуси Ковальчук, 1/1), составляет 2 200 метров (или 2,2 км.).

Преодолеть данное расстояние (2,2 км.), затратив на это указанное в рекламе время (2 минуты, что равно 0,03 часа), возможно при скорости в 73,3 км/ч, что в свою очередь возможно сделать исключительно путем использования транспортного средства (причем  при нарушении скоростного режима, установленного на данном участке дороги). Отсутствие такой информации как необходимость воспользоваться транспортным средством не дает потребителю в полной мере оценить все условия приобретения рекламируемого товара, а также вводит потребителя в заблуждение относительно местонахождения продавца необходимого товара. Такое условие приобретения определенного товара, как возможность его приобретения, затратив на это строго определенное (указанное в рекламе) время, является существенной для потребителей, т.к. не позволяет потребителям достаточно объективно оценить все условия приобретения рекламируемого товара. В случае, если потребитель не обладает собственным транспортным средством, ему будет необходимо воспользоваться услугами общественного транспорта, что предполагает дополнительные расходы.

Т.о, отсутствие информации о возможности приобрести товар, затратив строго определенное количество времени (2 минуты), исключительно при условии, что потребитель должен воспользоваться при этом транспортным средством, вводит потребителей в заблуждение относительно условия приобретения рекламируемого товара, что нарушает ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»). Ненадлежащая реклама не допускается.

Согласно ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, в данном случае – ООО «МАКСРИТЕЙЛ». Место нахождения ООО «МАКСРИТЕЙЛ» - г. Кемерово.

В соответствии с п.3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, возбуждаются и рассматриваются по месту нахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

Согласно п.4 Правил, в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, только на территории подведомственной одному тер.органу ФАС, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

При рассмотрении дела на Комиссии Новосибирского УФАС России, представитель ООО «МАКСРИТЕЙЛ» не согласился с вменяемым нарушением, ссылаясь на следующее.

Высота рекламной конструкции (на которой размещалась рассматриваемая реклама) и ее ориентация свидетельствует о том, что содержание рекламного щита в части указания времени было адресовано тем, кто в этот момент находился на проезжей части, т.е. к неопределенному кругу лиц, находящихся за рулем автомобиля. 

Отсутствие информации для пешеходов  не является критичным, поскольку из явствующей обстановки потребителю вполне по силам было определить, что расстояние от дома 179/1 до дома 1/1 по ул. Д.Ковальчук за две минуты он может преодолеть только воспользовавшись транспортом общего пользования или личным транспортом. Пешком пройти за данный промежуток времени нельзя и это очевидный факт, подтверждение которого ссылкой на возможность использования транспорта нецелесообразно. Поскольку на рекламном щите был указан точный адрес мебельного салона «Энергия уюта»  - ул. Д.Ковальчук, 1/1, заблуждаться относительно места нахождения продавца в данном случае также не было возможности.

Также представитель ООО «МАКСРИТЭЙЛ» пояснил, что в настоящее время спорная реклама не размещается, рекламная информация на конструкции по адресу ул.Д.Ковальчук, 179/2 демонтирована, договор № 406 от 28.10.2009г. прекращен в части распространения рекламы на указанной выше конструкции в связи с закрытием магазина в ТЦ «Мозаика» (фотоотчет прилагается). 

Комиссия не согласилась с доводами представителя на основании следующего.

Исходя из смысла и содержания определения рекламы, установленных п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц. Следовательно, рассматриваемая реклама обращена как к лицам, находящимся за рулем автомобиля, так и к пешеходам. Достоверность информации об адресе (месте нахождения мебельного салона «Энергия уюта») по ул. Д.Ковальчук 1/1 не оспаривается, при этом, по мнению Комиссии, указание адреса при одновременном указании на «2 минуты», искажает представление потребителя (пешехода) о близости рекламируемого продавца необходимого ему товара, не дает потребителю (пешеходу) точного представления о том, что фактически затраченное время окажется в разы больше.

Принимая во внимание тот факт, что рассматриваемая реклама не размещается в связи с досрочным прекращением договора и по инициативе рекламодателя, Комиссия считает устранение нарушения добровольным, а выдачу предписания об устранении нарушения нецелесообразным.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006 г.,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель», размещавшуюся в январе 2010г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам г. Новосибирск, Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), ненадлежащей, а ООО «МАКСРИТЕЙЛ» нарушившим ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

2. В связи с добровольным устранением нарушения ООО «МАКСРИТЕЙЛ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объёме «9» августа 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                               _________________ Т.В. Лопаткина

 

Члены Комиссии                                                                           ___________________ И.Р. Носкова

 

___________________ К.А. Киселев

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«5» августа 2010 г.                                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

Лопаткина Т.В. – заместитель руководителя управления-начальник отдела рекламы,

члены Комиссии:

Носкова И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Киселев К.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 44, возбуждённое в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАКСРИТЕЙЛ» (далее – ООО «МАКСРИТЕЙЛ») (юридический адрес: 650004, г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67) по факту размещения в январе 2010 г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), рекламы: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель», с признаками нарушения  ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ООО «МАКСРИТЕЙЛ», «…»(доверенность),

УСТАНОВИЛА:

27 января 2010 г. в ходе проведения мониторинга рекламной информации в г.Новосибирске Новосибирским УФАС России было установлено, что по месту расположения рекламной конструкции  АртБизнесЛайн (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), размещена следующая информация: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель».

Данная информация является рекламой в соответствии с п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Разрешение № 2101 на установку рекламной конструкции – ИНО 4860 – выдано ООО «Группа компаний «АртБизнесЛайн» (далее – ООО «ГК «АртБизнесЛайн») Управлением рекламы мэрии г.Новосибирска 23.06.2009г.

Размещение указанной рекламы осуществляется на основании договора № 406 от 28 октября 2009г., заключенного между ООО «ГК «АртБизнесЛайн» (Исполнитель) и ООО «МАКСРИТЕЙЛ» (Заказчик), согласно которому Исполнитель обязуется выполнить комплекс работ и услуг по размещению и распространению наружной рекламы и информации, представленной Заказчиком. Акт приема-сдачи выполненных работ от 31.01.2010г. и от 28.02.2010г.

Согласно приложению № 4 к вышеуказанному договору период размещения рассматриваемой рекламы (месторасположение: Красный проспект – Дуси Ковальчук, 179/2 (из центра)) с 01.01.2010г. по 28.02.2010г. Согласно приложению № 5 от 16.02.2010г. к указанному договору, период размещения рассматриваемой рекламы продлен до 31.12.2010г.

ООО «МАКСРИТЕЙЛ» представлен также договор № 146 от 30.10.2009г. на изготовление рекламно-информационной продукции, заключенный также с ООО «ГК «АртБизнесЛайн», согласно которому Подрядчик (ООО «ГК «АртБизнесЛайн») обязуется по заданию Заказчика (ООО «МАКСРИТЕЙЛ») изготовить рекламно-информационные материалы в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. Акт приема-сдачи выполненных работ от 30.11.2009г.

Таким образом, ООО «МАКСРИТЕЙЛ» является лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, следовательно, является рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе».

Согласно документам, представленным руководителем обособленного подразделения ООО «Р.Консалтинг М.» (ТЦ «Мозаика»), здание, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, дом 1/1, находится в общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Коммерческая недвижимость» под управлением ЗАО Управляющая компания «Тройка Диалог» (свидетельство о государственной регистрации права серия 54 АГ №752489 от 13.10.2009г.; кадастровый номер 54:35:032600:0065:01).

В свою очередь, ООО «МАКСРИТЕЙЛ» занимает нежилое помещение на 2 этаже здания (Торговый центр, расположенный по адресу г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, дом 1/1) на основании договора аренды нежилого помещения № 25/КДА/16 от 07 сентября 2009г. с целью его использования в соответствии с торговым профилем для организации магазина мебели и осуществления торговли, а также для связанных с этим административных и складских целей (п.1.1 договора).

Согласно инженерно-топографическому плану, предоставленному Муниципальным автономным учреждением г.Новосибирска «Информационное обеспечение градостроительства» (далее – МАУ «ИОГ»), расстояние от пл. Калинина, где находится рекламная конструкция с размещенной на ней рассматриваемой рекламой, до ТЦ «Мозаика», где потребитель может приобрести рекламируемый товар: мебель «Энергия уюта» (ТЦ «Мозаика», ул. Дуси Ковальчук, 1/1), составляет 2 200 метров (или 2,2 км.).

Преодолеть данное расстояние (2,2 км.), затратив на это указанное в рекламе время (2 минуты, что равно 0,03 часа), возможно при скорости в 73,3 км/ч, что в свою очередь возможно сделать исключительно путем использования транспортного средства (причем  при нарушении скоростного режима, установленного на данном участке дороги). Отсутствие такой информации как необходимость воспользоваться транспортным средством не дает потребителю в полной мере оценить все условия приобретения рекламируемого товара, а также вводит потребителя в заблуждение относительно местонахождения продавца необходимого товара. Такое условие приобретения определенного товара, как возможность его приобретения, затратив на это строго определенное (указанное в рекламе) время, является существенной для потребителей, т.к. не позволяет потребителям достаточно объективно оценить все условия приобретения рекламируемого товара. В случае, если потребитель не обладает собственным транспортным средством, ему будет необходимо воспользоваться услугами общественного транспорта, что предполагает дополнительные расходы.

Т.о, отсутствие информации о возможности приобрести товар, затратив строго определенное количество времени (2 минуты), исключительно при условии, что потребитель должен воспользоваться при этом транспортным средством, вводит потребителей в заблуждение относительно условия приобретения рекламируемого товара, что нарушает ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»). Ненадлежащая реклама не допускается.

Согласно ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, в данном случае – ООО «МАКСРИТЕЙЛ». Место нахождения ООО «МАКСРИТЕЙЛ» - г. Кемерово.

В соответствии с п.3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, возбуждаются и рассматриваются по месту нахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

Согласно п.4 Правил, в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, только на территории подведомственной одному тер.органу ФАС, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

При рассмотрении дела на Комиссии Новосибирского УФАС России, представитель ООО «МАКСРИТЕЙЛ» не согласился с вменяемым нарушением, ссылаясь на следующее.

Высота рекламной конструкции (на которой размещалась рассматриваемая реклама) и ее ориентация свидетельствует о том, что содержание рекламного щита в части указания времени было адресовано тем, кто в этот момент находился на проезжей части, т.е. к неопределенному кругу лиц, находящихся за рулем автомобиля. 

Отсутствие информации для пешеходов  не является критичным, поскольку из явствующей обстановки потребителю вполне по силам было определить, что расстояние от дома 179/1 до дома 1/1 по ул. Д.Ковальчук за две минуты он может преодолеть только воспользовавшись транспортом общего пользования или личным транспортом. Пешком пройти за данный промежуток времени нельзя и это очевидный факт, подтверждение которого ссылкой на возможность использования транспорта нецелесообразно. Поскольку на рекламном щите был указан точный адрес мебельного салона «Энергия уюта»  - ул. Д.Ковальчук, 1/1, заблуждаться относительно места нахождения продавца в данном случае также не было возможности.

Также представитель ООО «МАКСРИТЭЙЛ» пояснил, что в настоящее время спорная реклама не размещается, рекламная информация на конструкции по адресу ул.Д.Ковальчук, 179/2 демонтирована, договор № 406 от 28.10.2009г. прекращен в части распространения рекламы на указанной выше конструкции в связи с закрытием магазина в ТЦ «Мозаика» (фотоотчет прилагается). 

Комиссия не согласилась с доводами представителя на основании следующего.

Исходя из смысла и содержания определения рекламы, установленных п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц. Следовательно, рассматриваемая реклама обращена как к лицам, находящимся за рулем автомобиля, так и к пешеходам. Достоверность информации об адресе (месте нахождения мебельного салона «Энергия уюта») по ул. Д.Ковальчук 1/1 не оспаривается, при этом, по мнению Комиссии, указание адреса при одновременном указании на «2 минуты», искажает представление потребителя (пешехода) о близости рекламируемого продавца необходимого ему товара, не дает потребителю (пешеходу) точного представления о том, что фактически затраченное время окажется в разы больше.

Принимая во внимание тот факт, что рассматриваемая реклама не размещается в связи с досрочным прекращением договора и по инициативе рекламодателя, Комиссия считает устранение нарушения добровольным, а выдачу предписания об устранении нарушения нецелесообразным.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006 г.,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель», размещавшуюся в январе 2010г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам г. Новосибирск, Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), ненадлежащей, а ООО «МАКСРИТЕЙЛ» нарушившим ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

2. В связи с добровольным устранением нарушения ООО «МАКСРИТЕЙЛ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объёме «9» августа 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                               _________________ Т.В. Лопаткина

 

Члены Комиссии                                                                           ___________________ И.Р. Носкова

 

___________________ К.А. Киселев

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 44 [format] => [safe_value] => 44 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело № 44, возбуждённое в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАКСРИТЕЙЛ» по факту размещения в январе 2010 г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), рекламы: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель», с признаками нарушения  ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело № 44, возбуждённое в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАКСРИТЕЙЛ» по факту размещения в январе 2010 г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро «Заельцовская»), рекламы: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д.Ковальчук,1/1. Скидки на всю мебель», с признаками нарушения  ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления: Волохина Ирина Валерьевна, заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы 

Осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе, антимонопольного законодательства на рынках средств массовой информации, выставочной деятельности, рекламной деятельности, полиграфической деятельности, а также актов недобросовестной конкуренции.

Рекламная грамотность

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 89 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-05 09:43:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-05 09:43:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348047878 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )