РЕШЕНИЕ
«28» апреля 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Лопаткина Т.В. – Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю.В. Виногорова – главный специалист- эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова – ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист- эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 16, возбужденное в отношении ООО «Гармония» по факту размещения рекламной информации о комплексе «Юнона» в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г. с признаками нарушения:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представители ООО «Гармония» - не явился, уведомлен надлежаще;
представителя заинтересованных лиц:
ООО «Медиа Стар» - «…» (доверенность );
ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» - не явился, уведомлен надлежаще,
У С Т А Н О В И Л А:
В результате проверки, проведенной Новосибирским УФАС России, рекламной информации, распространяемой на телеканалах г. Новосибирска, было установлено распространение рекламной информации на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» в программе «Красотка» о комплексе «Юнона» с признаками нарушения законодательства о рекламе (Акт проверки от 12.11.2009 г.).
В программе «Красотка» в том числе прозвучала следующая рекламная информация:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…»; «…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких»; «…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…».
На запрос антимонопольного органа № 06-6255 от 20.11.2009 г. ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» (ОГРН 1025402466022, ИНН 5406148800) было представлено свидетельство о государственной регистрации СМИ Эл № ТУ 54-00112 от 03.02.2009 г., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по НСО; договор № А-556/08-С от 25.12.2008 г., заключенный между ООО «АКЦЕПТ» (Телевизионный канал РЕН ТВ) и ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс», которое является сетевым партнером канала РЕН ТВ в городе Новосибирске.
Вышеуказанная рекламная информация на канале «РЕН ТВ Новосибирск» была размещена на основании договора № 12/01 о трансляции программы от 12.01.2009 г. между ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» и ООО «Медиа Стар». Согласно данному договору, Заказчик (ООО «Медиа Стар») поручает и своевременно оплачивает, а Исполнитель (ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс») принимает на себя работы трансляции программы Заказчика в эфире телеканала 23-й ТВК (РЕН ТВ), транслируемого на территории г. Новосибирска, в соответствии с условиями и периодичностью, предусмотренными настоящим договором.
Также был представлен Акт № 00000051 от 31.10.2009 г. об оплате за размещение программ, согласно которому вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет, подписанный и заверенный печатями обеих сторон; платежное поручение 92 от 22.10.2009 г. об оплате, заявка на размещение № 11 от 25.10.2009 г., согласно которой программа «Красота и здоровье», длительностью 10 минут выходила 12.11.2009 г. в утреннем региональном окне 12:00. Данный факт находит свое подтверждение и в плейлисте за 12.11.2009 г., а также записи эфира от 12.11.2009 г., произведенной антимонопольным органом.
Согласно представленным письменным пояснениям ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс», Общество осуществляет ретрансляцию канала «РЕН ТВ», трансляцию собственных программ и программ заказчиков, в том числе программ, представленных 12.11.2009 г. ООО «Медиа Стар» в рамках указанного выше договора № 12/01 от 12.01.2009 г. для распространения на 23 ТВК.
Антимонопольным органом в адрес ООО «Медиа Стар» был направлен запрос № 06-6278 от 27.11.2009 г., с требованием предоставить пояснения по тексту рекламного сообщения, распространяемого 12.11.2009 г. в указанной выше программе, на который 08.12.2009 г. был получен письменный ответ и запрашиваемые документы.
Согласно представленным документам, комплекс «Юнона», рекламируемый 12.11.2009 г. в программе «Красотка», является биологически активной добавкой к пище «Юнона», имеет удостоверение качества и безопасности, выданный ООО «Артлайф»; санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.03.003.Т.001955.11.04 от 05.11.2004 г.; свидетельство о государственной регистрации № 77.99.23.3.У.5574.11.04 от 09.11.2004 г., согласно которому БАД «Юнона» - дополнительный источник витаминов В1 и В6, источник оксикоричных кислот, имеет противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов продукта; не следует сочетать с приемом лекарственных средств; перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.
В письменных пояснениях Общество указывает, что считает ошибочным предположение антимонопольного органа, сделанное в запросе, что содержащаяся в перечисленных в запросе телепрограммах информация относится к рекламной, т.к. ст. 2 Закона о рекламе устанавливает сферу применения указанного закона. Законодатель попытался максимально сгладить негативные последствия расширения сферы применения Закона, для чего определил перечень правоотношений, на которые его действие не распространяется. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона, в том числе, не распространяется на:
а) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно Закону РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец должен проинформировать потребителя о товаре обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация по Закону рекламой не признается.
б) аналитические материалы.
Анализ свойств и характеристик препаратов направлен в первую очередь для выявления круга физических ситуаций, для которых указанные препараты могли быть использованы потребителем.
в) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства.
Указанные в запросе телепрограммы имеют своей целью, концепцией и содержанием приобщение телезрителей к здоровому образу жизни. Таким образом, вполне закономерным является рассказ, обсуждение, анализ препаратов направленных на оздоровление человека. Соответственно за исключением непосредственно размещенных в указанных телепрограммах рекламных роликов (содержание которых в полном объеме соответствует требованиям Закона «О рекламе») остальная информация не носит рекламного характера и в полном объеме подтверждается документами, имеющимися на озвученные в программе препараты.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС данные выводы являются ошибочными.
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация, прозвучавшая в программе «Красотка» является рекламой, т.к. привлекает внимание к товару (рекламируемому БАДу «Юнона») и способствует его продвижению на рынке и последующей продаже.
Согласно п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В программе «Красотка» в том числе прозвучала следующая рекламная информация:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…» - доказательств, подтверждающих достоверность данной информации, Обществом не представлено (в материалах дела отсутствуют письменные подтверждения данной информации, например, проведанные исследования, сравнительный анализ, иное).
«…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких» - данная информация является недостоверной и противоречит документам, имеющимся в материалах дела на рекламируемый препарат и представленными ООО «Медиа Стар».
«…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…» - согласно пояснениям, представленным Московским гуманитарным институтом имени Е.Р. Дашковой (учредителем медали княгини Е. Р. Дашковой), данной медалью награждаются лица из числа руководителей и сотрудников образовательных структур, научных учреждений, деятелей науки и культуры, общественных, религиозных деятелей РФ и иностранных государств за выдающийся вклад в служение Свободе и Просвещению, образование, воспитание молодого поколения, сохранения и умножения духовных ценностей человечества, возрождение и развитие российских исторических традиций и национального самосознания российского общества, изучение жизни и наследия. Никогда ни один препарат не награждался медалью княгини Е. Р. Дашковой «За служение Свободе и Просвещению».
Также, согласно ответу на запрос, полученному от Общероссийской общественной организации «Российская Академия естественных наук», медалью Е.Р. Дашковой награждаются специалисты (различных областей науки) за разработку новых сертифицированных, патентованных технологий, а также организации научного, научно-исследовательского, научно-производственного профиля, развивающие инновационные технологии, в т.ч. биотехнологии.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Европейской Академии естественных наук, приводится перечень награжденных почетной медалью им П.Эрлиха, упоминания о комплексе «Юнона» в данном перечне отсутствует.
Кроме того, согласно ответу Управления Президента РФ по государственным наградам, учреждение подобных медалей (указанных выше) – это либо коммерческий проект, либо «раскрутка» очередной общественной организации.
Таким образом, на основании изложенного, информация, о препарате «Юнона» указанная в программе «Красотка» является недостоверной т.к. содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара, о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара (позиционируется как средство от избыточного веса со 100% эффектом); о получении медалей, призов, дипломов или иных наград (об обладании медалью Дашковой и П.Эрлиха).
Кроме того, в рекламе отсутствует указание на то, что объектом рекламирования выступает биологически активная добавка «Юнона», данный продукт позиционируется как комплекс «Юнона». Также в рекламе нет указания на имеющиеся противопоказания по применению рекламируемого комплекса, которые имеются согласно представленной документации. Для потребителей рекламы данная информация является существенной, и ее отсутствие искажается смысл информации и тем самым, вводя в заблуждение потребители рекламы.
Определением об отложении дела № 16 от 19.04.2010 г. на основании полученных 19.04.2010 г. от ООО «Медиа Стар» документов, ООО «Гармония» было привлечено в качестве лица, в чьих действиях содержатся нарушение законодательства РФ о рекламе.
ООО «Медиа Стар» был представлен договор № 02/03 на трансляцию программы от 02.03.2009 г., согласно которому ООО «Гармония» (Рекламодатель – Заказчик) поручает и своевременно оплачивает, а ООО «Медиа Стар» (исполнитель) принимает на себя работы трансляции программы заказчика в эфире телеканала 23-й ТВК (РЕН ТВ), транслируемого на территории г. Новосибирска, в соответствии и с периодичностью, предусмотренными указанным договором.
Согласно ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 5 абз. 1 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В рассматриваемом случае на основании изложенного именно ООО «Гармония» выступает рекламодателем.
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Гармония» (ИНН 5407058846, юридический адрес: 630004, г. Новосибирск, ул. Фабричная, д. 4) нарушившим требования:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
а рекламную информацию о комплексе «Юнона» в программе «Красотка» распространенную на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г., в том числе следующего содержания:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…»; «…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких»; «…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…», ненадлежащей.
2. Выдать ООО «Гармония» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «06» мая 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________Т. В. Лопаткина
Члены Комиссии _______________Ю.В. Виногорова
_____________И.Р. Носкова
____________ Е.А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 апреля 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: Ю.В Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 28 апреля 2010 г. по делу № 16, о признании рекламной информации о комплексе «Юнона», размещенной в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г., ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Гармония» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в том числе рекламной информации, о комплексе «Юнона», размещенной в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г.
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Гармония» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «30» мая 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _______________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _______________ Ю. В. Виногорова
_______________И.Р. Носкова
_____________ Е. А.Скоп
stdClass Object
(
[vid] => 8178
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №16 в отношении ООО «Гармония»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8178
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1347856766
[changed] => 1370515069
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370515069
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
«28» апреля 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Лопаткина Т.В. – Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю.В. Виногорова – главный специалист- эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова – ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист- эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 16, возбужденное в отношении ООО «Гармония» по факту размещения рекламной информации о комплексе «Юнона» в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г. с признаками нарушения:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представители ООО «Гармония» - не явился, уведомлен надлежаще;
представителя заинтересованных лиц:
ООО «Медиа Стар» - «…» (доверенность );
ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» - не явился, уведомлен надлежаще,
У С Т А Н О В И Л А:
В результате проверки, проведенной Новосибирским УФАС России, рекламной информации, распространяемой на телеканалах г. Новосибирска, было установлено распространение рекламной информации на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» в программе «Красотка» о комплексе «Юнона» с признаками нарушения законодательства о рекламе (Акт проверки от 12.11.2009 г.).
В программе «Красотка» в том числе прозвучала следующая рекламная информация:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…»; «…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких»; «…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…».
На запрос антимонопольного органа № 06-6255 от 20.11.2009 г. ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» (ОГРН 1025402466022, ИНН 5406148800) было представлено свидетельство о государственной регистрации СМИ Эл № ТУ 54-00112 от 03.02.2009 г., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по НСО; договор № А-556/08-С от 25.12.2008 г., заключенный между ООО «АКЦЕПТ» (Телевизионный канал РЕН ТВ) и ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс», которое является сетевым партнером канала РЕН ТВ в городе Новосибирске.
Вышеуказанная рекламная информация на канале «РЕН ТВ Новосибирск» была размещена на основании договора № 12/01 о трансляции программы от 12.01.2009 г. между ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» и ООО «Медиа Стар». Согласно данному договору, Заказчик (ООО «Медиа Стар») поручает и своевременно оплачивает, а Исполнитель (ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс») принимает на себя работы трансляции программы Заказчика в эфире телеканала 23-й ТВК (РЕН ТВ), транслируемого на территории г. Новосибирска, в соответствии с условиями и периодичностью, предусмотренными настоящим договором.
Также был представлен Акт № 00000051 от 31.10.2009 г. об оплате за размещение программ, согласно которому вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет, подписанный и заверенный печатями обеих сторон; платежное поручение 92 от 22.10.2009 г. об оплате, заявка на размещение № 11 от 25.10.2009 г., согласно которой программа «Красота и здоровье», длительностью 10 минут выходила 12.11.2009 г. в утреннем региональном окне 12:00. Данный факт находит свое подтверждение и в плейлисте за 12.11.2009 г., а также записи эфира от 12.11.2009 г., произведенной антимонопольным органом.
Согласно представленным письменным пояснениям ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс», Общество осуществляет ретрансляцию канала «РЕН ТВ», трансляцию собственных программ и программ заказчиков, в том числе программ, представленных 12.11.2009 г. ООО «Медиа Стар» в рамках указанного выше договора № 12/01 от 12.01.2009 г. для распространения на 23 ТВК.
Антимонопольным органом в адрес ООО «Медиа Стар» был направлен запрос № 06-6278 от 27.11.2009 г., с требованием предоставить пояснения по тексту рекламного сообщения, распространяемого 12.11.2009 г. в указанной выше программе, на который 08.12.2009 г. был получен письменный ответ и запрашиваемые документы.
Согласно представленным документам, комплекс «Юнона», рекламируемый 12.11.2009 г. в программе «Красотка», является биологически активной добавкой к пище «Юнона», имеет удостоверение качества и безопасности, выданный ООО «Артлайф»; санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.03.003.Т.001955.11.04 от 05.11.2004 г.; свидетельство о государственной регистрации № 77.99.23.3.У.5574.11.04 от 09.11.2004 г., согласно которому БАД «Юнона» - дополнительный источник витаминов В1 и В6, источник оксикоричных кислот, имеет противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов продукта; не следует сочетать с приемом лекарственных средств; перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.
В письменных пояснениях Общество указывает, что считает ошибочным предположение антимонопольного органа, сделанное в запросе, что содержащаяся в перечисленных в запросе телепрограммах информация относится к рекламной, т.к. ст. 2 Закона о рекламе устанавливает сферу применения указанного закона. Законодатель попытался максимально сгладить негативные последствия расширения сферы применения Закона, для чего определил перечень правоотношений, на которые его действие не распространяется. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона, в том числе, не распространяется на:
а) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно Закону РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец должен проинформировать потребителя о товаре обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация по Закону рекламой не признается.
б) аналитические материалы.
Анализ свойств и характеристик препаратов направлен в первую очередь для выявления круга физических ситуаций, для которых указанные препараты могли быть использованы потребителем.
в) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства.
Указанные в запросе телепрограммы имеют своей целью, концепцией и содержанием приобщение телезрителей к здоровому образу жизни. Таким образом, вполне закономерным является рассказ, обсуждение, анализ препаратов направленных на оздоровление человека. Соответственно за исключением непосредственно размещенных в указанных телепрограммах рекламных роликов (содержание которых в полном объеме соответствует требованиям Закона «О рекламе») остальная информация не носит рекламного характера и в полном объеме подтверждается документами, имеющимися на озвученные в программе препараты.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС данные выводы являются ошибочными.
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация, прозвучавшая в программе «Красотка» является рекламой, т.к. привлекает внимание к товару (рекламируемому БАДу «Юнона») и способствует его продвижению на рынке и последующей продаже.
Согласно п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В программе «Красотка» в том числе прозвучала следующая рекламная информация:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…» - доказательств, подтверждающих достоверность данной информации, Обществом не представлено (в материалах дела отсутствуют письменные подтверждения данной информации, например, проведанные исследования, сравнительный анализ, иное).
«…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких» - данная информация является недостоверной и противоречит документам, имеющимся в материалах дела на рекламируемый препарат и представленными ООО «Медиа Стар».
«…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…» - согласно пояснениям, представленным Московским гуманитарным институтом имени Е.Р. Дашковой (учредителем медали княгини Е. Р. Дашковой), данной медалью награждаются лица из числа руководителей и сотрудников образовательных структур, научных учреждений, деятелей науки и культуры, общественных, религиозных деятелей РФ и иностранных государств за выдающийся вклад в служение Свободе и Просвещению, образование, воспитание молодого поколения, сохранения и умножения духовных ценностей человечества, возрождение и развитие российских исторических традиций и национального самосознания российского общества, изучение жизни и наследия. Никогда ни один препарат не награждался медалью княгини Е. Р. Дашковой «За служение Свободе и Просвещению».
Также, согласно ответу на запрос, полученному от Общероссийской общественной организации «Российская Академия естественных наук», медалью Е.Р. Дашковой награждаются специалисты (различных областей науки) за разработку новых сертифицированных, патентованных технологий, а также организации научного, научно-исследовательского, научно-производственного профиля, развивающие инновационные технологии, в т.ч. биотехнологии.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Европейской Академии естественных наук, приводится перечень награжденных почетной медалью им П.Эрлиха, упоминания о комплексе «Юнона» в данном перечне отсутствует.
Кроме того, согласно ответу Управления Президента РФ по государственным наградам, учреждение подобных медалей (указанных выше) – это либо коммерческий проект, либо «раскрутка» очередной общественной организации.
Таким образом, на основании изложенного, информация, о препарате «Юнона» указанная в программе «Красотка» является недостоверной т.к. содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара, о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара (позиционируется как средство от избыточного веса со 100% эффектом); о получении медалей, призов, дипломов или иных наград (об обладании медалью Дашковой и П.Эрлиха).
Кроме того, в рекламе отсутствует указание на то, что объектом рекламирования выступает биологически активная добавка «Юнона», данный продукт позиционируется как комплекс «Юнона». Также в рекламе нет указания на имеющиеся противопоказания по применению рекламируемого комплекса, которые имеются согласно представленной документации. Для потребителей рекламы данная информация является существенной, и ее отсутствие искажается смысл информации и тем самым, вводя в заблуждение потребители рекламы.
Определением об отложении дела № 16 от 19.04.2010 г. на основании полученных 19.04.2010 г. от ООО «Медиа Стар» документов, ООО «Гармония» было привлечено в качестве лица, в чьих действиях содержатся нарушение законодательства РФ о рекламе.
ООО «Медиа Стар» был представлен договор № 02/03 на трансляцию программы от 02.03.2009 г., согласно которому ООО «Гармония» (Рекламодатель – Заказчик) поручает и своевременно оплачивает, а ООО «Медиа Стар» (исполнитель) принимает на себя работы трансляции программы заказчика в эфире телеканала 23-й ТВК (РЕН ТВ), транслируемого на территории г. Новосибирска, в соответствии и с периодичностью, предусмотренными указанным договором.
Согласно ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 5 абз. 1 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В рассматриваемом случае на основании изложенного именно ООО «Гармония» выступает рекламодателем.
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Гармония» (ИНН 5407058846, юридический адрес: 630004, г. Новосибирск, ул. Фабричная, д. 4) нарушившим требования:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
а рекламную информацию о комплексе «Юнона» в программе «Красотка» распространенную на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г., в том числе следующего содержания:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…»; «…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких»; «…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…», ненадлежащей.
2. Выдать ООО «Гармония» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «06» мая 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________Т. В. Лопаткина
Члены Комиссии _______________Ю.В. Виногорова
_____________И.Р. Носкова
____________ Е.А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 апреля 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: Ю.В Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 28 апреля 2010 г. по делу № 16, о признании рекламной информации о комплексе «Юнона», размещенной в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г., ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Гармония» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в том числе рекламной информации, о комплексе «Юнона», размещенной в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г.
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Гармония» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «30» мая 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _______________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _______________ Ю. В. Виногорова
_______________И.Р. Носкова
_____________ Е. А.Скоп
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
«28» апреля 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Лопаткина Т.В. – Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю.В. Виногорова – главный специалист- эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова – ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист- эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 16, возбужденное в отношении ООО «Гармония» по факту размещения рекламной информации о комплексе «Юнона» в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г. с признаками нарушения:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представители ООО «Гармония» - не явился, уведомлен надлежаще;
представителя заинтересованных лиц:
ООО «Медиа Стар» - «…» (доверенность );
ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» - не явился, уведомлен надлежаще,
У С Т А Н О В И Л А:
В результате проверки, проведенной Новосибирским УФАС России, рекламной информации, распространяемой на телеканалах г. Новосибирска, было установлено распространение рекламной информации на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» в программе «Красотка» о комплексе «Юнона» с признаками нарушения законодательства о рекламе (Акт проверки от 12.11.2009 г.).
В программе «Красотка» в том числе прозвучала следующая рекламная информация:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…»; «…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких»; «…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…».
На запрос антимонопольного органа № 06-6255 от 20.11.2009 г. ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» (ОГРН 1025402466022, ИНН 5406148800) было представлено свидетельство о государственной регистрации СМИ Эл № ТУ 54-00112 от 03.02.2009 г., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по НСО; договор № А-556/08-С от 25.12.2008 г., заключенный между ООО «АКЦЕПТ» (Телевизионный канал РЕН ТВ) и ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс», которое является сетевым партнером канала РЕН ТВ в городе Новосибирске.
Вышеуказанная рекламная информация на канале «РЕН ТВ Новосибирск» была размещена на основании договора № 12/01 о трансляции программы от 12.01.2009 г. между ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс» и ООО «Медиа Стар». Согласно данному договору, Заказчик (ООО «Медиа Стар») поручает и своевременно оплачивает, а Исполнитель (ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс») принимает на себя работы трансляции программы Заказчика в эфире телеканала 23-й ТВК (РЕН ТВ), транслируемого на территории г. Новосибирска, в соответствии с условиями и периодичностью, предусмотренными настоящим договором.
Также был представлен Акт № 00000051 от 31.10.2009 г. об оплате за размещение программ, согласно которому вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет, подписанный и заверенный печатями обеих сторон; платежное поручение 92 от 22.10.2009 г. об оплате, заявка на размещение № 11 от 25.10.2009 г., согласно которой программа «Красота и здоровье», длительностью 10 минут выходила 12.11.2009 г. в утреннем региональном окне 12:00. Данный факт находит свое подтверждение и в плейлисте за 12.11.2009 г., а также записи эфира от 12.11.2009 г., произведенной антимонопольным органом.
Согласно представленным письменным пояснениям ЗАО Телерадиокомпания «Молодая Культура Сибири Плюс», Общество осуществляет ретрансляцию канала «РЕН ТВ», трансляцию собственных программ и программ заказчиков, в том числе программ, представленных 12.11.2009 г. ООО «Медиа Стар» в рамках указанного выше договора № 12/01 от 12.01.2009 г. для распространения на 23 ТВК.
Антимонопольным органом в адрес ООО «Медиа Стар» был направлен запрос № 06-6278 от 27.11.2009 г., с требованием предоставить пояснения по тексту рекламного сообщения, распространяемого 12.11.2009 г. в указанной выше программе, на который 08.12.2009 г. был получен письменный ответ и запрашиваемые документы.
Согласно представленным документам, комплекс «Юнона», рекламируемый 12.11.2009 г. в программе «Красотка», является биологически активной добавкой к пище «Юнона», имеет удостоверение качества и безопасности, выданный ООО «Артлайф»; санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.03.003.Т.001955.11.04 от 05.11.2004 г.; свидетельство о государственной регистрации № 77.99.23.3.У.5574.11.04 от 09.11.2004 г., согласно которому БАД «Юнона» - дополнительный источник витаминов В1 и В6, источник оксикоричных кислот, имеет противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов продукта; не следует сочетать с приемом лекарственных средств; перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.
В письменных пояснениях Общество указывает, что считает ошибочным предположение антимонопольного органа, сделанное в запросе, что содержащаяся в перечисленных в запросе телепрограммах информация относится к рекламной, т.к. ст. 2 Закона о рекламе устанавливает сферу применения указанного закона. Законодатель попытался максимально сгладить негативные последствия расширения сферы применения Закона, для чего определил перечень правоотношений, на которые его действие не распространяется. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона, в том числе, не распространяется на:
а) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно Закону РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец должен проинформировать потребителя о товаре обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация по Закону рекламой не признается.
б) аналитические материалы.
Анализ свойств и характеристик препаратов направлен в первую очередь для выявления круга физических ситуаций, для которых указанные препараты могли быть использованы потребителем.
в) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства.
Указанные в запросе телепрограммы имеют своей целью, концепцией и содержанием приобщение телезрителей к здоровому образу жизни. Таким образом, вполне закономерным является рассказ, обсуждение, анализ препаратов направленных на оздоровление человека. Соответственно за исключением непосредственно размещенных в указанных телепрограммах рекламных роликов (содержание которых в полном объеме соответствует требованиям Закона «О рекламе») остальная информация не носит рекламного характера и в полном объеме подтверждается документами, имеющимися на озвученные в программе препараты.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС данные выводы являются ошибочными.
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация, прозвучавшая в программе «Красотка» является рекламой, т.к. привлекает внимание к товару (рекламируемому БАДу «Юнона») и способствует его продвижению на рынке и последующей продаже.
Согласно п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В программе «Красотка» в том числе прозвучала следующая рекламная информация:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…» - доказательств, подтверждающих достоверность данной информации, Обществом не представлено (в материалах дела отсутствуют письменные подтверждения данной информации, например, проведанные исследования, сравнительный анализ, иное).
«…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких» - данная информация является недостоверной и противоречит документам, имеющимся в материалах дела на рекламируемый препарат и представленными ООО «Медиа Стар».
«…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…» - согласно пояснениям, представленным Московским гуманитарным институтом имени Е.Р. Дашковой (учредителем медали княгини Е. Р. Дашковой), данной медалью награждаются лица из числа руководителей и сотрудников образовательных структур, научных учреждений, деятелей науки и культуры, общественных, религиозных деятелей РФ и иностранных государств за выдающийся вклад в служение Свободе и Просвещению, образование, воспитание молодого поколения, сохранения и умножения духовных ценностей человечества, возрождение и развитие российских исторических традиций и национального самосознания российского общества, изучение жизни и наследия. Никогда ни один препарат не награждался медалью княгини Е. Р. Дашковой «За служение Свободе и Просвещению».
Также, согласно ответу на запрос, полученному от Общероссийской общественной организации «Российская Академия естественных наук», медалью Е.Р. Дашковой награждаются специалисты (различных областей науки) за разработку новых сертифицированных, патентованных технологий, а также организации научного, научно-исследовательского, научно-производственного профиля, развивающие инновационные технологии, в т.ч. биотехнологии.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Европейской Академии естественных наук, приводится перечень награжденных почетной медалью им П.Эрлиха, упоминания о комплексе «Юнона» в данном перечне отсутствует.
Кроме того, согласно ответу Управления Президента РФ по государственным наградам, учреждение подобных медалей (указанных выше) – это либо коммерческий проект, либо «раскрутка» очередной общественной организации.
Таким образом, на основании изложенного, информация, о препарате «Юнона» указанная в программе «Красотка» является недостоверной т.к. содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара, о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара (позиционируется как средство от избыточного веса со 100% эффектом); о получении медалей, призов, дипломов или иных наград (об обладании медалью Дашковой и П.Эрлиха).
Кроме того, в рекламе отсутствует указание на то, что объектом рекламирования выступает биологически активная добавка «Юнона», данный продукт позиционируется как комплекс «Юнона». Также в рекламе нет указания на имеющиеся противопоказания по применению рекламируемого комплекса, которые имеются согласно представленной документации. Для потребителей рекламы данная информация является существенной, и ее отсутствие искажается смысл информации и тем самым, вводя в заблуждение потребители рекламы.
Определением об отложении дела № 16 от 19.04.2010 г. на основании полученных 19.04.2010 г. от ООО «Медиа Стар» документов, ООО «Гармония» было привлечено в качестве лица, в чьих действиях содержатся нарушение законодательства РФ о рекламе.
ООО «Медиа Стар» был представлен договор № 02/03 на трансляцию программы от 02.03.2009 г., согласно которому ООО «Гармония» (Рекламодатель – Заказчик) поручает и своевременно оплачивает, а ООО «Медиа Стар» (исполнитель) принимает на себя работы трансляции программы заказчика в эфире телеканала 23-й ТВК (РЕН ТВ), транслируемого на территории г. Новосибирска, в соответствии и с периодичностью, предусмотренными указанным договором.
Согласно ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 5 абз. 1 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В рассматриваемом случае на основании изложенного именно ООО «Гармония» выступает рекламодателем.
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Гармония» (ИНН 5407058846, юридический адрес: 630004, г. Новосибирск, ул. Фабричная, д. 4) нарушившим требования:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
а рекламную информацию о комплексе «Юнона» в программе «Красотка» распространенную на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г., в том числе следующего содержания:
«…Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает – набрать он его просто не может…»; «…это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких»; «…Единственный комплекс на данный момент – это «Юнона», который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, «Юнона», у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль «Дашковой», наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр…», ненадлежащей.
2. Выдать ООО «Гармония» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «06» мая 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________Т. В. Лопаткина
Члены Комиссии _______________Ю.В. Виногорова
_____________И.Р. Носкова
____________ Е.А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 апреля 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: Ю.В Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 28 апреля 2010 г. по делу № 16, о признании рекламной информации о комплексе «Юнона», размещенной в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г., ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Гармония» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в том числе рекламной информации, о комплексе «Юнона», размещенной в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г.
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Гармония» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «30» мая 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _______________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _______________ Ю. В. Виногорова
_______________И.Р. Носкова
_____________ Е. А.Скоп
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 16
[format] =>
[safe_value] => 16
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело № 16, возбужденное в отношении ООО «Гармония» по факту размещения рекламной информации о комплексе «Юнона» в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г. с признаками нарушения п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»
[format] => full_html
[safe_value] =>
Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело № 16, возбужденное в отношении ООО «Гармония» по факту размещения рекламной информации о комплексе «Юнона» в программе «Красотка» на телеканале «Рен-ТВ Новосибирск» 12.11.2009 г. с признаками нарушения п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 37
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 37
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Куратор направления: Волохина Ирина Валерьевна, заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы
Осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе, антимонопольного законодательства на рынках средств массовой информации, выставочной деятельности, рекламной деятельности, полиграфической деятельности, а также актов недобросовестной конкуренции.
Рекламная грамотность
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
[format] => full_html
[weight] => 11
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 32
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 32
[vid] => 1
[name] => реклама
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 89
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 442
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 442
[vid] => 1
[name] => БАДы
[description] =>
[format] =>
[weight] => 41
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-04-28 04:38:00
[timezone] => Asia/Novosibirsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-04-28 04:38:00
[timezone] => Asia/Novosibirsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1347856766
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Новосибирское УФАС России
)