Доклад о результатах деятельности органов Федеральной антимонопольной службы при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов в IV квартале 2011 года и за 2011 год

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации 
от 30.06.2004 № 331, к полномочиям ФАС России относится контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

 

1. Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путем проведения проверок.

 

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых проверок и внеплановых проверок, осуществляемых в случае поступления информации о нарушении законодательства о размещении заказов.
В IV квартале 2011 года ФАС России проведено 10 649 проверок, в том числе:
- 148 плановых проверок;
- 3 375 внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд, нужд федеральных бюджетных учреждений;
- 4 008 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации, нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации;
- 3 118 внеплановых проверки размещения заказов для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений.
В ходе проведения плановых и внеплановых проверок в IV квартале 2011 года проверено 57 180 процедур размещения заказов, из которых в 8 060 процедурах размещения заказов (14 %) выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов. В IV квартале 2011 года по результатам проведения плановых проверок выдано 27 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении внеплановых проверок выдано 4 095 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

 
Динамика проведения ФАС России проверок размещения заказов в 2011 году по сравнению с аналогичными показателями 2010 года


Всего, в течение 2011 года, ФАС России проведено 36 921 проверка, в том числе:
- 471 плановая проверка;
- 12 490 внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд, нужд федеральных бюджетных учреждений;
- 12 075 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации, нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации;
- 11 886 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений.
Всего в 2011 году при проведении проверок ФАС России проверено 185 420 размещаемых заказов. Из них в 28 863 случаях (15 %) выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов. По результатам проведения плановых проверок заказчикам выдано 195 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 4 562 предписаний об устранении нарушений федеральным заказчикам, заказчикам субъектов Российской Федерации и муниципальным заказчикам выдано соответственно 4 209 и 5 287 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

 

Динамика проверок размещения государственных и муниципальных заказов в 2011 году по сравнению с аналогичными показателями 2010 года



В 2011 году количество проверенных заказов по сравнению с 2010 годом увеличилось на 4,3 %.

 

2. Обжалование действий (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, операторов электронных площадок, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий

 

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения заказов ФАС России осуществлялось рассмотрение жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.
В IV квартале 2011 года в органы ФАС России поступило 11 953 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из поступивших жалоб 3 383 поданы при размещении заказов для федеральных нужд и нужд федеральных бюджетных учреждений, 5 202 – при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации и нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, 3 368 – при размещении заказов для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений. 
На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами 
ФАС России возвращено заявителям 2 988 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов 1 081 жалоба отозвана заявителями.
При этом причинами возврата жалоб являлись:
- невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов, в том числе отсутствие в составе жалоб сведений, предусмотренных Законом о размещении заказов;
- невыполнение участниками размещения заказов требования части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов - подача жалобы на положение документации о торгах или извещения о проведении запроса котировок после окончания срока подачи заявок на участие в торгах, котировочных заявок.
В результате рассмотрения по существу в IV квартале 2011 года обоснованными признаны 3 060 жалоб, что составляет 39 % от общего количества рассмотренных жалоб. В аналогичном периоде 2010 года обоснованными признано 2 817 жалоб, что составляет 44 % от общего количества рассмотренных жалоб. Данные показатели представлены на следующей диаграмме.

  

 

Динамика поступления и результатов рассмотрения жалоб органами ФАС России в IV квартале 2010 года и IV квартале 2011 года


По результатам рассмотрения жалоб в IV квартале 2011 года выдано 2 939 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в аналогичном периоде 2010 года – 2 864 предписания. При этом из общего количества выданных предписаний 
исполнено 3 884, что составляет 95 % от общего количества выданных предписаний.


Динамика поступления и результатов рассмотрения жалоб органами ФАС России в 2010 и 2011 годах



Таким образом, доля жалоб, признанных ФАС России обоснованными, уменьшилась: в 2010 году обоснованными признаны 45 % рассмотренных жалоб, 
в 2011 – 42 % рассмотренных жалоб, что свидетельствует о сокращении количества нарушений, допускаемых заказчиками, уполномоченными органами, специализированными организациями, операторами электронных площадок, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями при проведении процедур размещения заказов. 
Также можно отметить, что предприниматели в связи с тем, что стали чаще прибегать к административной процедуре обжалования. Так в 2011 году на 30 % увеличилось количество поступивших жалоб в ФАС России по сравнению с 2010 годом, на 25 % увеличилось количество жалоб рассмотренных по существу.
Указанное увеличение количества жалоб связано, в том числе, с вводом в эксплуатацию с 1 января 2011 года единого официального сайта www.zakupki.gov.ru, на котором публикуется информация о всех заказах, размещаемых на территории Российской Федерации. Это позволяет всем заинтересованным лицам находить интересующие их заказы и в случае выявления в них нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов эффективным образом защищать свои права и законные интересы.

 

3. Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

 

Согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)».
При рассмотрении поступающих от заказчиков обращений, о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), ФАС России осуществляет проверку соблюдения заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедур размещений заказов в форме торгов, запросов котировок, признанными несостоявшимися и ставшими основанием для обращений.
За IV квартал 2011 года ФАС России рассмотрено 5 953 обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В 5 404 (91 %) случаях ФАС России согласовала возможность заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
За аналогичный период 2010 года ФАС России рассмотрено 3 731 обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в 3 287 (88 %) случаях. В остальных случаях ФАС России выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании.
Из анализа обращений заказчиков о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) следует, что решение об отказе в согласовании возможности заключения контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) принимается в основном по следующим причинам:
- несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе в электронной форме) требованиям Закона о размещении заказов;
- установление в конкурсной документации (документации об аукционе в электронной форме) неправомерных требований к участникам размещения заказа.
В течение IV квартала 2011 года органами ФАС России рассмотрено 3 027 уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом в 213 (7%) случаях выявлено, что заказы размещены с нарушением Закона о размещении заказов. 
Всего в 2011 году ФАС России рассмотрено 12 192 уведомления о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом в 1 018 (8 %) случаях выявлено, что заказы размещены с нарушением Закона о размещении заказов.
Всего в 2011 году ФАС России рассмотрено 16 865 обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в 15 402 (91 %) случаях.


4. Административная практика.

 

В IV квартале 2011 года органами ФАС России возбуждено 4 339 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения выдано 2 619 постановлений о наложении административных штрафов на общую 
сумму 52 460 тыс. рублей. За отчетный период органами ФАС России 
взыскано 38 533 тыс. рублей.
В аналогичном периоде 2010 года ФАС России возбуждено 4 206 дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых 
выдано 2 752 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 57 850 тыс. рублей. За аналогичный период 2010 года было 
взыскано 37 093 тыс. рублей.


Динамика возбуждения в IV квартале 2011 года дел об административных правонарушениях и постановлений о наложении административных штрафов по сравнению с аналогичными показателями IV квартала 2010 года

 

Динамика возбуждения в 2011 году дел об административных правонарушениях и постановлений о наложении административных штрафов по сравнению с аналогичными показателями 2010 года


Всего в 2011 году ФАС России возбуждено 17 626 дел об административных правонарушениях, что сравнимо с показателями 2010 года (17 138 дел). По итогам рассмотрения соответствующих дел вынесено 11 409 постановлений о наложении административных штрафов, что на 4 % превышает показатели 2010 года.
Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (4 995) за 2011 год выдано лицам, привлеченным к ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), то есть наиболее распространенным нарушением является нарушение членами конкурсной (аукционной) комиссии порядка отбора участников размещения заказа в рамках проведения процедур рассмотрения конкурсных (аукционных) заявок 
(в 28 % случаев).
В 11 % случаях должностные лица привлечены к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП, в связи с утверждением документации, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов.


5. Ведение реестра недобросовестных поставщиков.

 

Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков». 
В IV квартале 2011 года ФАС России рассмотрено 1 350 обращений о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков. 
По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты контракты, в реестр недобросовестных поставщиков в IV квартале 2011 года ФАС России включены сведения о 644 недобросовестных поставщиках, что составляет 50 % от общего количества обращений, поступивших в IV квартале 2011 года (1 570). Основной причиной включения в Реестр недобросовестных поставщиков является уклонение участника размещения заказа от заключения контракта.
Рассмотрение обращений заказчиков о включении участников размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков показало, что в связи с обязательным переходом в 2011 году на размещение заказов путем проведения электронных аукционов, предпринимателям пришлось осваивать новые методы работы (ЭЦП, электронный документооборот), что привело к возникновению различных технических ошибок в ходе проведения электронных аукционов.
Вместе с тем, показатель количества обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков в IV квартале 2011 года снизился по сравнению с аналогичным показателем в III квартале 2011 года на 23%, что свидетельствует о наметившейся позитивной динамики в части сокращения количества технических ошибок, допускаемых участниками размещения заказов при заключении контрактов.
Всего в 2011 году в реестр недобросовестных поставщиков включены сведения о 2 564 недобросовестных поставщиках.


Динамика рассмотрения обращений о включений участников размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков за 2010 и 2011 гг.

 


По состоянию на 31 декабря 2011 г. реестр недобросовестных поставщиков содержал 4 914 записей о недобросовестных поставщиках, что на 10 % больше, чем на 31 декабря 2010 года (4 453 записи).

 

6. Обжалование решений ФАС России в судах.

 

В IV квартале 2011 года ФАС России принято 16 410 решений (предписаний) и 2 825 постановлений о назначении административного наказания. В IV квартале 2011 года зафиксировано 562 случая обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (предписаний) ФАС России, что составляет 3,4 % от общего количества принятых решений (предписаний) ФАС России и 730 случаев обжалования постановлений о назначении административного наказания, что составляет 25,8 % от общего количества принятых постановлений о назначении административного наказания.
При этом в IV квартале 2011 года требования заявителей при обжаловании решений (предписаний) удовлетворены в 147 случаях (в 26 %), при обжаловании постановлений о назначении административного наказания в 218 (30 %) случаях.
Всего количество выигранных органами ФАС России дел за 2011 год составило: 1 981 дело (86%) от общего количества обжалованных решений (предписаний) (2 312) и 2 707 дел (71%) от общего количества обжалованных постановлений о назначении административного наказания (3 832).
При этом доля выигранных дел центральным аппаратом ФАС России в 2011 году составила: 704 дела (96 %) от общего количества обжалованных решений (предписаний), принятых центральным аппаратом ФАС России (736).