Итоги работы Новосибирского УФАС России за 2009 год

 

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  за 2009 год

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1. Работа территориального органа по рассмотрению заявлений по статьям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)

В 2009 году в Новосибирское УФАС России поступило и было рассмотрено 454 заявления, что на 72% больше, чем в 2008 году (264).

Наибольший рост поступивших заявлений произошел по признакам нарушения статьи 10. По данной статье поступивших и рассмотренных заявлений 314, что на 88% больше, чем в предыдущем году (167). Существенный рост заявлений также произошел по признакам нарушений статьи 17 - 29 (7 заявлений в 2008 году) и статьи 14 – 38 (25) .

По остальным статьям количество поступивших заявлений на уровне предыдущего года: по статье 11- 6(6) заявлений, статье 15 - 59 (53), статье 16- 4 (2). По статье 17.1 поступило 4 заявления. По статьям 18 и 19-21 заявлений не поступало.

Таким образом, в 2009 году продолжился общий рост количества рассмотренных управлением поступивших заявлений

Причиной повышения количества поступавших заявлений в отчетном 2009 году, как и в предыдущие 2008, 2007 годы, на наш взгляд, является активная работа Новосибирского УФАС России по адвокатированию конкуренции, особенно в части проведения и участия сотрудников управления в работе различных семинаров, совещаний, круглых столов; обширная работа по освещению деятельности антимонопольных органов через сайт.

1.2. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»

Новосибирским УФАС России в 2009 году выявлено 160(73) нарушений Закона «О защите конкуренции», рост выявленных нарушений в отчетном периоде составил 219,2% к уровню 2008 года.

Из общего числа выявленных нарушений хозяйствующими субъектами было допущено 59(24) нарушений; органами власти всех уровней – 101 (49). При этом, из всех выявленных нарушений, допущенных органами власти, 5 устранено ими до возбуждения дела, 17 нарушений устранено органами власти до выдачи предписания. В 2008 году количество подобных устраненных нарушений органами власти составило 6 и 16 соответственно.

За отчетный период Новосибирским УФАС России возбуждено 174(68) дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Из них, в отношении хозяйствующих субъектов 70 (21) дел, в отношении органов власти в отчетном периоде было возбуждено 104 дела.

Доля дел, прекращенных в связи с отсутствием факта нарушения, в отчетном периоде на уровне прошлого года, и составила 10,9%.

Следует отметить, что в 2009 году 120 дел из 174 были возбуждены Новосибирским УФАС по собственной инициативе, что составило 69%, при этом, в прошлом году доля инициативных дел составляла 56%.

Еще одной положительной динамикой отчетного периода явилось возросшая доля исполненных предписаний к общему количеству выданных. В отчетном периоде исполненных предписаний 81,2%, в 2008 году доля исполненных предписаний составляла 65%.

1.2.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году Новосибирским УФАС России было выявлено 24 (15) нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что почти на 60% больше, чем в 2008г.

Нарушения выявлены на рынках торговли, общественного питания – 10 (0) электро-теплоэнергетики – 7 (7), автомобильного транспорта - 1 (0), нефти и нефтепродуктов -1 (3), , связи – 1 (1), прочих услуг - 4 (2) (услуги по распространению специализированной гидрометеоинформации, услуги парковок - 1, услуги по подаче холодной воды - 2).

Как и в предыдущий год наиболее характерными нарушениями данной статьи в 2009 году стали нарушения порядка ценообразования – 10(7), необоснованный отказ от заключения договора - 2(0), прочие нарушения - 12 (например, отказ от внесения изменений в ранее заключенный договор, включение в технические условия на технологическое присоединение необоснованных требований, нарушения, касающиеся вопросов ценообразования, т.е. включение, например, в цену услуги необоснованных затрат и т.д.).

В отчетном периоде управлением возбуждено 28 (17) дел по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», из них прекращено по причине не подтверждения факта нарушения 4 (2).

Одной из причин роста числа возбужденных в 2009 году дел является значительное увеличение количества поступивших в управление заявлений, а также внеплановые проверки аптечной сети на предмет соблюдения ими порядка ценообразования на лекарственные средства.

1.2.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году управлением выявлено 15 (0) нарушений данной статьи. Возбуждено 17 дел, в том числе 15 по инициативе Новосибирского УФАС России. По результатам рассмотрения возбужденных 17 дел по 6 делам были приняты решения о прекращении производства по делу: по 4 делам в связи с прекращением нарушения до выдачи предписания, по 2 прекращены в связи с отсутствием нарушения. По результатам рассмотрения остальных дел принято 11 решений о наличие нарушения, выдано 11 предписаний, 10 из которых исполнены, 1 находится в стадии исполнения.

1.2.3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 38 заявлений по фактам недобросовестной конкуренции, что более чем в полтора раза превышает показатель прошлого года (в 2008 – 23 заявления). Возросшее количество обращений связано, по мнению специалистов управления, с обострением конкурентной борьбы в условиях экономического кризиса. В результате рассмотрения обращений возбуждено и рассмотрено 12(2) дел по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции», принято 7 (1) решений о наличии нарушения, выдано 7(1) предписаний. Увеличение числа выявленных нарушений неразрывно связано с увеличением количества поступивших заявлений.

Из 7 рассмотренных дел, по которым приняты решения о наличии нарушения, 4 связаны с таким видом недобросовестной конкуренции как продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ними средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации.

Помимо незаконного использования товарного знака были пресечены такие виды недобросовестной конкуренции как распространение ложных, неточных, искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а также введение потребителей в заблуждение (пункты 1,2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции»).

1.2.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России в рамках контроля за соблюдением требований, установленных статьёй 15 Закона «О защите конкуренции», выявлено 57 (36) нарушений, возбуждено 57 дел, в том числе 43 возбуждено по инициативе УФАС. По 45 делам принято решение о наличии нарушения антимонопольного законодательства, в том числе 1 решение с подачей иска в суд. Выдано 44 предписания из которых 33 предписания исполнено в отчетном периоде, 11 находятся в стадии исполнения.

В рамках контроля за соблюдением требований, установленных статьёй 15 Закона «О защите конкуренции», в отчетном периоде выявлены антиконкурентные акты и действия (бездействия) органов власти Новосибирской области в отношении рынков ритуальных услуг, операций с недвижимым имуществом, включая землю, услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, ветеринарных услуг. При этом 56% - 32 нарушения из общего количества выявленных в 2009 году нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органами власти (57 (36)) связано с принятием органами местного самоуправления актов на рынке ритуальных услуг. Рост количества выявленных нарушений статьи 15 органами власти связан с увеличением количества заявлений и инициативных проверок.

Структура выявленных нарушений:

-необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов –15 нарушений;

-установление ограничений в выборе продавцов – 2;

-предоставление государственной или муниципальной преференции -1;

-наделение хозсубъектов властными функциями -22;

-прочие нарушения -16.

К прочим нарушениям относятся:

-создание преимущественных условий для деятельности отдельного хозсубъекта;

-установление неравного доступа к аренде муниципального имущества для различных форм собственности;

-предоставление в аренду муниципального имущества без конкурсных процедур;

-направление недостоверной информации о незаконности деятельности хозсубъектов органу исполнительной власти.

1.2.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде по данной статье Новосибирским УФАС России возбуждено 13(1) дел, в том числе 10 по собственной инициативе. Вынесено 10 решений о наличии нарушения антимонопольного законодательства, в том числе по 2 с подачей иска в суд. Выдано 7 предписаний, из них 6 исполнено в отчетном периоде, 1 в стадии исполнения.

Все выявленные нарушения по статье 16 отнесены к прочим нарушениям.

1.2.6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции)

В 2009 году Новосибирским УФАС было выявлено 10 нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в том числе 7 нарушений со стороны хозяйствующих субъектов, 3 нарушения со стороны органов власти.

Структура нарушений:

-создание преимущественных условий участия в торгах - 4;

-необоснованное ограничение доступа к участию в торгах - 4

-нарушение порядка определения победителя торгов -1;

- ограничение конкуренции между участниками торгов -1.

Возбуждено 11 дел по признакам нарушения статьи 17. По 3 – производство по делу прекращено, в том числе 2 в связи с устранением нарушения до вынесения предписания, 1 в связи с не подтверждением факта нарушения. По 8 делам принято решение о наличии нарушения антимонопольного законодательства, в том числе по 6 с подачей иска в суд.

1.2.7. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 г. Новосибирским УФАС России выявлено 9 (0) нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», возбуждено 9 дел, в том числе 8 по инициативе УФАС. По 3 делам производство прекращено в связи с устранением нарушения до вынесения предписания. По 6 делам принято решение о наличии нарушения, в том числе 1 с подачей иска в суд; выдано 5 предписаний. Все предписания исполнены.

1.2.8. Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году, как и в 2008 году, в Новосибирское УФАС России заявлений о нарушениях статьи 18 не поступало.

В отчетном году выявлено 13 нарушений статьи 18, в том числе 8 нарушений со стороны органов власти. Возбуждено 14 дел, все дела возбуждены по инициативе УФАС.

В рамках контроля за соблюдением отбора финансовых организаций субъектами естественной монополии было выявлено 6 (1) нарушений. Из них два со стороны ОАО «Научно-производственное объединение «ЭЛСИБ», по одному со стороны ФКП «Новосибирский опытный завод измерительных приборов», ОАО «Аэропорт Толмачево», ФГУП «Новосибирский механический завод «Искра» и ФГУП «Новосибирский завод искусственного волокна».

Возросшее количество выявленных по данной статье в 2009 году (в сравнении с 2008 годом) нарушений связано с тем, что специалистами управления был усилен контроль за субъектами естественных монополий по выбору ими финансовых организаций.

Увеличение количества установленных нарушений со стороны органов власти в отчетном периоде 8 (1) связано с объективными причинами, а именно увеличение числа инициативных проверок по направлению контроля органов власти.

1.2.9 Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи

За отчетный период Новосибирским УФАС России установлено 13 (8) нарушений статей 19-21 Закона «О защите конкуренции». Возбуждено 13 дел. По результатам рассмотрения возбужденных дел вынесено 10 решений о наличии нарушения антимонопольного законодательства, в том числе 1 с подачей иска в суд. Выдано 9 предписаний. Все предписания в отчетном периоде исполнены.

Наиболее характерные нарушения допущены муниципальными образованиями при предоставлении в аренду муниципального имущества. Указанные нарушения выявлены при проведении инициативных проверок порядка предоставления в аренду имущества.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России поступило и рассмотрено 26 ходатайств, поданных органами местного самоуправления,  о даче согласия на предоставление преференций. В том числе,

- 15 ходатайств о предоставлении преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- 7 в целях социальной защиты населения;

- 4 на производство сельскохозяйственной продукции.

По результатам рассмотрения ходатайств принято решение, что в 6 случаях    согласия антимонопольного органа не требуется.

По 18 ходатайствам (12 – поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 4 социальная защита населения, 2 - производство сельскохозяйственной продукции) дано согласие на предоставление преференций, в том числе в 10 случаях с ограничительными условиями.

В 2 случаях в предоставлении преференций отказано (1- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 1- социальная защита населения).

1.2.10. Повторность нарушения антимонопольного законодательства

В 2009 году Новосибирским УФАС России зафиксировано 19 (9) повторных нарушений со стороны хозяйствующих субъектов по статьям 10 и 11 Закона «О защите конкуренции»

Увеличение повторных нарушений объясняется тем, что одновременно одним и тем же хозяйствующим субъектом было допущено сразу несколько однотипных нарушений. Например, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в течение нескольких дней заключило с десятью хозяйствующими субъектами соглашения, каждое из которых содержало аналогичные нарушения антимонопольного законодательства.

ОАО «Фармация», осуществляющая реализацию лекарственных средств в разных районах Новосибирской области допустило аналогичные нарушения при установлении торговой наценки на лекарственные средства в шести своих аптеках в один и тот же период на одни и те же лекарственные средства.

Повторных нарушений антимонопольного законодательства по фактам недобросовестной конкуренции в отчетном периоде не установлено.

 В отчётном году Новосибирским УФАС России зафиксировано 30(12) повторных нарушений со стороны органов власти по статьям 15,16,17,17.1,18, 19-21 Закона «О защите конкуренции».

В целях уменьшения повторности нарушений проводятся предупредительные мероприятия по пресечению нарушений антимонопольного законодательства органами власти: консультации, устные и письменные разъяснения по практике применения Закона «О защите конкуренции».

1.2.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2009 году Новосибирским УФАС России возбуждено 1 дело по статье 10 Закона «О защите конкуренции», в решение по которому включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами,  в размере 131 000 рублей.

1.3. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.3.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации  (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В сфере контроля данных  статей Закона «О защите конкуренции» Новосибирским УФАС России в отчетном периоде рассмотрено 34 ходатайства и 12 уведомлений.

 За отчетный период ходатайства и уведомления управлением не отклонялись.

Наибольшее количество внутриотраслевых сделок в 2009 году было осуществлено в сфере управляющей, инвестиционной, посреднической деятельности (4), строительном комплексе (3), сельском хозяйстве и пищевой промышленности (3), торговле и общественном питании (2). Следует отметить, что указанные четыре сферы деятельности коммерческих организаций по результатам предыдущего анализа традиционно лидируют в рассматриваемом контексте.

 Среди межотраслевых сделок лидирует приобретение акций (долей) коммерческих организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом (5).

Из основных тенденций в перераспределении прав собственности и изменении концентрации товарных рынков и рынка финансовых услуг можно отметить регистрацию управлением достаточно большого количества сделок внутри группы лиц, из всего количества рассмотренных управлением сделок за отчетный период данные сделки составляли порядка 50%.

В сфере деятельности естественных монополий управление согласовало 1 ходатайство.

В 2009 году управление выдало 3 предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В управлении не рассматривались ходатайства, по которым продлевался срок рассмотрения в связи с определением условий.

Зарегистрированы 2 сделки, где инвестором выступало иностранное юридическое лицо.

Для сравнения можно отметить, что за 2008 год управлением была зарегистрирована 1 сделка с участием иностранных инвесторов.

1.3.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В рамках контроля соблюдения требований статьи 35 Закона «О защите конкуренции», в отчетном периоде управлением рассмотрено и согласовано 273 уведомления.

В 2009 году предписаний, направленных на обеспечение конкуренции, в рамках предварительного контроля соглашений на соответствие антимонопольному законодательству, управлением не выдавалось, дела по нарушениям статьи 35 Закона «О защите конкуренции» не возбуждались.

1.3.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

За отчетный период управление не проводило принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов.

1.3.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии(статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

За отчетный период в управление не поступало уведомлений и ходатайств в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

1.4. Организация и проведение выездных проверок

В отчетном периоде сложностей и проблем у Новосибирского УФАС России в ходе организации взаимодействия, подготовки  и проведения совместных проверок не возникало.

В отчетном периоде в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти проведено 84 проверки, из них 20 выездных. В результате 20 выездных проверок (18 плановых и 2 совместных с прокуратурой Новосибирской области и Россельхознадзором) по выявленным нарушениям возбуждено 17 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выдано 16 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрено 6 административных дел в отношении должностных лиц органов власти - глав администраций муниципальных образований.

В результате 64 камеральных проверок органов власти установлено 42 нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено 42 дела, выдано 33 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено 4 административных дела в отношении юридических лиц и 2 административных дела в отношении должностных лиц - глав администраций муниципальных образований по части 3 статьи 19.8 КоАП РФ.

В результате проверок органов власти и органов местного самоуправления Новосибирской области нарушений требований антимонопольного законодательства, запрещающих создание необоснованных препятствий осуществлению предпринимательской деятельности, не установлено.

1.5. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2009 году Новосибирским УФАС России материалы для возбуждения уголовных дел по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации в правоохранительные органы не передавались.

Раздел 2. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

Согласно статье 6 ФЗ № 36-ФЗ от 26.03.2003 г. (в ред. 04.11.2007 г.) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»» (далее - ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики») с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России принято решение о принудительной реорганизации ГУК ПЭТС СОРАСХН,  совмещающего виды деятельности в сфере электроэнергетики.

Раздел 3. Контроль рекламной деятельности

В 2009 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 121 заявление о ненадлежащей рекламе (в 2008 – 111). Возбуждено в общей сложности 51 (60) дело, из них 31 (21) – по инициативе УФАС России, выдано 41 (44) предписание о прекращении нарушения, 42 (45) постановления о наложении штрафа за ненадлежащую рекламу.

Наибольшее количество дел о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») возбуждено в таки сферах как:

Реклама медицинских услуг – 9 дел;

Наружная реклама пива – 7 дел;

Реклама финансовых услуг – 7  дел;

Недостоверная реклама различных услуг – 7 дел.

В вопросах применения Закона «О рекламе» Новосибирским УФАС России  осуществляется взаимодействие с иными органами власти и организациями.

Прокуратурой Новосибирской области в Новосибирское УФАС России была направлена жалоба граждан о ненадлежащей рекламе, распространяемой по проводной радиосети. С целью проверки рекламы проанализирована суточная запись передач ВГТРК, транслируемых по проводной радиосети в г.Новосибирске, нарушений требований к объему рекламы, а также иных ограничений, установленных законодательством о рекламе, не установлено.

По поручению прокуратуры Новосибирской области осуществлена проверка рекламы на каналах 7ТВ и ТВЗ на предмет наличия нарушений требований, предъявляемых законодательством о рекламе, к рекламе основанных на риске игр и пари, в частности, в связи с возможным наличием рекламы спортивного покера. В результате нарушений не установлено.

По обращению прокуратуры осуществлена проверка недостоверной рекламы об СМС – играх, распространяемой в радиопрограммах г.Новосибирске. В связи с тем, что установленный в ходе проверки рекламодатель (ЗАО «Мобикон») находится в Санкт-Петербурге, материалы направлены в соответствующее территориальное управлении. В свою очередь, по поступившему из Санкт-Петербургского УФАС России протоколу об административном правонарушении (вх.№ 6925 от 13.10.09) в отношении ЗАО «Мобикон» по месту совершения правонарушения Новосибирским УФАС России рассмотрено административное дело и наложен штраф.

По направленным Алтайским краевым УФАС России материалам проверки возбуждено и рассмотрено дело в отношении ООО Компания «Чистая вода – Новосибирск». Реклама указанного рекламодателя, распространяемая в виде буклетов, признана ненадлежащей, нарушитель привлечен к административной ответственности.

В декабре 2009 года заместителем руководителя – начальником отдела рекламы принято участие в круглом столе по вопросам использования мобильных средств связи, организованном Управлением Роскомнадзора по Новосибирской области. Совещание проводилось с участием представителей МВД, иных структур, а также операторов связи. В ходе заседания, помимо прочих проблем, активно обсуждались вопросы распространения рекламных сообщений по каналам мобильной связи.

В июне 2009 года специалистами УФАС России принято участи в работе совещания, проводимого Союзом Российских производителей пиво-безалкогольной продукции с участием антимонопольных органов, посвященного практике применения законодательства о рекламе в рекламе пива.

Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

4.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В 2009 году в Новосибирское УФАС России поступило 799 жалоб участников размещения заказа (345 в 2008 году), рост составил 132%, в том числе, 426 жалоб на федеральных заказчиков, 109 жалоб на областных заказчиков, 264 жалобы на муниципальных заказчиков.

Из 799 жалоб было возвращено 270 (56) жалоб, отозвано заявителями 56 (11) жалоб.

Из рассмотренных 473 (278) жалоб 327 (207) жалоб были признаны обоснованными, в том числе, по федеральным заказчикам – 182 или 69%, по областным заказчикам – 38 или 67%, по муниципальным заказчикам – 107 или 71%.

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 776 (452) нарушений законодательства о размещении заказов, рост составил 72%. Для устранения указанных нарушений выдано 343 (196) предписаний, рост составил 75%, в том числе, по федеральным заказам – 194 или 140%, по областным заказам – 47 или 24%, по муниципальным заказам – 110 или 43%.

Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие нарушения.

1.                             Требования к участникам либо заявке противоречат закону – 25%;

2.                             Необоснованный отказ в допуске участника – 13%;

3.                             Необоснованный допуск участника – 6%;

4.                             Критерии, значимость критериев или порядок оценки не указаны в конкурсной документации либо отличаются от указанных в конкурсной документации – 2%;

5.                             Сокращение срока подачи заявок – 2%.

4.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2009 году Новосибирским УФАС России проведено 63 (48 в 2008 году) проверочных мероприятий в целях контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов, в том числе 32 (24) выездных проверки, 31 (24) камеральная проверка.

Из 32 выездных проверок 4 проверки проведены в соответствии с планом контрольных мероприятий Новосибирского УФАС России. При проведении данных проверок применялись Рекомендации ФАС России по проведению контрольных мероприятий, оформлены акты проверок. В процессе данных контрольных мероприятий проверено 59 размещений заказов, в результате выявлено 26 размещений заказов с нарушениями, 34 нарушения, выдано 3 предписания, возбуждено и рассмотрено 3 дела об административных правонарушениях, наложены штрафы на сумму 48 тысяч рублей.

Кроме того, проведено 28 внеплановых выездных проверок по поручению органов прокуратуры, органов МВД, органов ФСБ, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Данные проверки были инициированы и организованы указанными органами, проведены совместно с Новосибирским УФАС России. При проведении данных проверок применялись Рекомендации ФАС России по проведению контрольных мероприятий, оформлены и направлены организаторам проверок акты Новосибирского УФАС России о результатах проверок. В процессе данных проверок проверено 906 размещений заказа, выявлено 273 размещений заказов с нарушениями, 364 нарушения. По результатам указанных проверок было возбуждено и рассмотрено Новосибирским УФАС России 18 дел об административных правонарушениях, наложены штрафы на сумму 480 тысяч рублей.

В 2009 году Новосибирским УФАС России проведена 31 камеральная внеплановая проверка. В ходе проверок проверено 240 размещений заказов, выявлено 196 размещений заказов с нарушениями, 264 нарушения. По результатам камеральных проверок выдано 25 предписаний.

4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2009 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 58 (31 в 2008 году) обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков, вынесено 4 решения и 38 приказов о внесении лиц в реестр недобросовестных поставщиков, 16 обращений признано необоснованными. Таким образом, в 2009 году управлением внесено в реестр 42 недобросовестных поставщика.

4.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в 2009 году стали нарушения членами комиссий порядка отбора участников – 27%, несоблюдение ограничений при выборе способа размещения заказа – 14%, размещение на официальном сайте информации с нарушением требований законодательства о размещении заказов – 12%, заключение контрактов с нарушений объявленных условий торгов и запросов котировок – 10%.

Файлы для скачивания

Итоги работы Новосибирского УФАС России за 2009 год
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.16 МБ