Итоги работы Новосибирского УФАС России за 2008 год

 

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  за 2008 год 

Раздел I. Антимонопольный контроль

Работа территориального органа по выявлению нарушений  Федерального закона от 26.07.2006№135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон «О защите конкуренции»)

В 2008 году в Новосибирское  УФАС России поступило и рассмотрено 264 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, что на 28,2% больше, чем в 2007 году. (см. Приложение ).   

По материалам заявлений выявлено 41 нарушение антимонопольного законодательства, из которых 11 устранены добровольно до возбуждения дела, по остальным  фактам возбуждено 30  дел.

Кроме того, в отчетном году по инициативе Управления возбуждено 38 дел.

Таким образом, всего по выявленным в отчетном периоде 73 нарушениям антимонопольного законодательства было возбуждено 68 дел.

В 2008 году управлением на предмет соблюдения требований Закона «О защите конкуренции» проведено 64 (на 60% больше уровня прошлого года) инициативных проверок и  контрольных мероприятий. Из общего числа проверок  - 8 проведено совместно с органами внутренних дел, 9 с органами прокуратуры, 5 с  другими органами исполнительной власти.

В отчетном периоде по антимонопольному контролю отмечается положительный поступательный рост показателей,  обусловленный, на наш взгляд, применением норм вступившего в силу  Закона «О защите конкуренции», и новых поправок к закону, правильно выбранными антимонопольной службой направлениями для контроля, а также возросшей деятельностью  управления по адвокатированию конкуренции. 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке  (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

Наибольшее количество заявлений, поступивших в антимонопольное управление в 2008, было по статье 10 – 167 (что составляет от общего числа заявлений  63%). По результатам рассмотрения заявлений  возбуждено 15 дел, еще 5 нарушений устранены добровольно до возбуждения дела.

Новосибирским УФАС России в 2008 г. как и в прошлом году  выявлено  20 нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Нарушения выявлены на рынках электрической и тепловой энергии – 10, нефти – 3, связи – 2, газа – 1, недвижимости - 1,  железнодорожного транспорта – 1, прочих услуг – 2 (услуги водоснабжения, услуги по утилизации бытовых отходов).

Наиболее характерными нарушениями данной статьи в 2008г. стали следующие: нарушение порядка ценообразования – 7, навязывание невыгодных условий договора – 4,  необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 2, создание дискриминационных условий – 1, создание препятствий доступу на рынок – 1,  прочие нарушения – 2.

Среди «прочих нарушений» отмечены такие нарушения, как необоснованное требование и взимание платы за согласование перевозки через железнодорожные переезды крупногабаритных  и тяжеловесных грузов (прогон техники через ж/д переезд),  при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на мощность требование документа, не предусмотренного нормативными правовыми актами.

В отчетном периоде управлением всего возбуждено 17 дел (15 по заявлениям, 2 в инициативном порядке) по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Одной из причин роста количества возбужденных дел в 2008г. является  значительное увеличение количества поступивших в управление заявлений, а также увеличение числа инициативных проверок.

1.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году управлением выявлено 2 нарушения данной статьи. Оба нарушения были выявлены в ходе плановых контрольных мероприятий. Материалы о факте нарушения статьи 11 со стороны страховой организации ОАО «Росгосстрах-Сибирь» были направлены в адрес ФАС России. Одно нарушение устранено до возбуждения дела.

Управлением было возбуждено 2 дела по признакам нарушения данной статьи. В процессе рассмотрения дел оба дела прекращены в связи с неподтверждением нарушения.

1.3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году Новосибирским  УФАС России рассмотрено 25 заявлений (в 2007 – 18) о недобросовестной конкуренции. Почти треть из них связана с незаконным, по мнению заявителей, использованием результатов интеллектуальной деятельности, четверть — с распространением ложных, неточных сведений, способных нанести убытки хозяйствующему субъекту - конкуренту.

В 23 случаях в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства  дан мотивированный отказ. Мотивация отказов в большинстве случаев состояла в отсутствии конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, либо в отсутствии сходства до степени смешения  между зарегистрированным товарным знаком и обозначением, используемым конкурентом.

Возбуждено и рассмотрено 2 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

1.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействий) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»).

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено 53 заявления о нарушении органами власти антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения которых возбуждено 7 дел,  кроме того, еще  6 нарушений, выявленных по результатам рассмотрения заявлений, устранено  добровольно до возбуждения дела.

Кроме того, Новосибирским УФАС России в инициативном порядке возбуждено 25 дел.

Контроль за соблюдением статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде выявил антиконкурентные акты и действия (бездействия) органов власти Новосибирской области в отношении рынков:

-                      операций с недвижимым имуществом, включая землю -23;

-                      услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом -3;

-                      торговли, общественного питания, бытового обслуживания -2,

-                      страховых услуг -1;

-                      услуг воздушного транспорта, деятельность аэропортов -1;

-                      природопользования -1;

-                      недропользования -1;

а также, прочих сфер деятельности на товарных рынках -9.

При этом из общего количества 39  выявленных нарушений органами власти антимонопольного законодательства в 2008 году, а именно статьи 15 Закона «О защите конкуренции»,  наибольшее количество – 23 нарушения, что составляет 59%, т.е. более половины, связано с принятием органами местного самоуправления актов, касающихся операций с недвижимостью, включая операции с земельными участками.

Большая часть указанных нарушений выявлена в результате инициативных  проверок управления в отчетный период. Так, в результате камеральных проверок нормативных актов,  устанавливающих порядок сдачи в аренду муниципального имущества, муниципальных образований администраций Болотнинского, Баганского, Северного, Черепановского, Сузунского, Чистоозерного, Здвинского, Каргатского, Кочковского, Коченевского, Венгеровского, Убинского, Барабинского, Венгеровского, Чановского, Искитимского, Чулымского районов, Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области были установлены идентичные нарушения в части применения в методиках расчета арендной платы за использование муниципального имущества  коэффициентов видов деятельности, которые могут ограничить или привести к ограничению конкуренции. Указанные нарушения  установлены также у Советов депутатов Каргатского, Колыванского, Чановского районов, принявших нормативно-правовые акты по аренде муниципального имущества.

В части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов установлено 8 нарушений, при этом два нарушения устранены до возбуждения дела, по 6 возбуждены дела, по результатам рассмотрения 4 дел принято решений о наличии нарушения, в том числе по одному с подачей иска в суд, по 2 дела прекращены. 

Установление ограничений в выборе продавцов выявлено 1 нарушение, рассмотрено дело, выдано предписание. Предписание исполнено.

Наделение хозяйствующих субъектов властными полномочиями - 3 нарушения, одно устранено до возбуждения дела, по двум выданы предписание, одно из которых обжалуется в суде.

Всего за отчетный период по статье 15 Закона «О защите конкуренции» возбуждено и рассмотрено 32 (в 2007 году -14) дела. Увеличение количества дел, возбужденных по статье 15 Закона «О защите конкуренции» связано с увеличением количества камеральных проверок, проведенных Новосибирским УФАС России в отчетном периоде. По результатам рассмотрения принято 18 решений о наличии нарушения, по 17 выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, одно решение принято о подаче иска в суд. По 14 делам принято решение о прекращении производства  по делу, из них 12 решений в связи с добровольным устранением нарушения.

Надо отметить оперативность устранения органами местного самоуправления установленных антимонопольным органом нарушений, а также оперативность исполнения предписаний.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России на соответствие антимонопольному законодательству проверено – 252 нормативных правовых или ненормативных актов, принятых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления,  в том числе с выездом в муниципальные образования. Выявлено 64 нормативных правовых и ненормативных актов, противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе 3 акта были приняты федеральными органами исполнительной власти, 2 органами исполнительной власти  Новосибирской области (Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области), 59 актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе в 8 случаях по вопросу предоставления государственной и муниципальной помощи. По выявленным нарушениям возбуждено 37 дел (дела возбуждались по статьям 15,16,17,18, 19-21) в отношении районных администраций Новосибирской области, Ленинской администрации города Новосибирска, Советов депутатов, в результате выдано 20 предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства, 17 из них исполнены, по 14 делам принято решение о прекращении рассмотрения дела в связи с добровольным устранением нарушения; по 2 делам принято решение обратиться с иском в суд.

1.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

Новосибирским УФАС России выявлено 2 (2) нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» за отчетный период, рассмотрены соответственно 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства. По одному делу принято решение о наличия нарушения  и о подаче иска в суд,  по второму делу производство прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицами, совершившими такое нарушение.

1.6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции)

В 2008г. в Новосибирское УФАС России поступило 7 заявлений о нарушениях статьи 17 Закона о конкуренции. В ходе рассмотрения данных заявлений было выявлено 3 нарушения, возбуждено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства в части необоснованного ограничения доступа к участию в торгах, по 2 делам  выданы предписания, по 1 принято решение о подаче иска в суд.   

1.7. Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008г. в Новосибирское УФАС России поступило 1 заявление о нарушениях статьи 18  Закона «О  защите конкуренции».

Новосибирским УФАС России по собственной инициативе выявлены 2 нарушения, возбуждено 2 дела, выдано 2 предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Оба предписания исполнены.

1.8 Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи

За отчетный период Новосибирским УФАС России установлено 8 нарушений статей 19-21 Закона «О защите конкуренции».

Наиболее характерные нарушения допущены муниципальными образованиями при предоставлении в аренду муниципального имущества. Указанные нарушения выявлены при проведении инициативных проверок порядка предоставления в аренду муниципального имущества. Всего возбуждено 8 дел, в том числе 6 дел по инициативе УФАС, 2 дела  по заявлениям, поступившим в антимонопольный орган. По 5 делам выданы предписания, по 3 делам производство прекращено в связи с добровольным устранением нарушений. 

1.9. Повторность нарушения антимонопольного законодательства

В 2008 году Новосибирским УФАС России зафиксировано 9 повторных нарушений со стороны хозяйствующих субъектов по статьям 10 и 11 Закона «О защите конкуренции», 12 повторных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти по статьям 15, 16, 17, 17.1, 18, 19-21 Закона «О защите конкуренции».

В целях сокращения повторности нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и органами власти всех уровней Новосибирским УФАС России  применяются различные меры, такие как рассылка рекомендаций и разъяснений по вопросам антимонопольного законодательства, выступления  на семинарах, совещаниях по вопросам антимонопольного законодательства, а также информирование через средства массовой информации о нарушениях, пресекаемых управлением при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства.  

По два нарушения антимонопольного законодательства в 2008 году допущено ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «СибирьЭнерго» и ЗАО «Региональные электрические сети». 

Для предупреждения в дальнейшем повторных нарушений антимонопольного законодательства со стороны ЗАО «Региональные электрические сети» (ЗАО «РЭС») по выдаче необоснованных технических условий технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей-физических лиц к электросетям ЗАО «РЭС» в отсутствие технической возможности технологического присоединения 17 декабря 2008г. было проведено совместное совещание с участием представителей ЗАО «РЭС» и  Департамента по тарифам Новосибирской области.

По итогам данного совещания ЗАО «РЭС» приняло на себя обязательства в случае отсутствия технической возможности технологического присоединения, при поступлении заявок на  присоединение до 15 кВт мощности ЗАО «РЭС»:

1.                         В технических условиях в обязанности заявителя не включать работы по реконструкции электрических сетей ЗАО «РЭС».

2.                    Отказывать в технологическом присоединении заявителям и информировать их о том, что реконструкция данной линии будет включена в инвестиционную программу на следующий регулируемый период, при условии утверждения этой программы органом местного самоуправления.

3.                         За установлением платы на технологическое присоединение указанной категории заявителей по индивидуальному проекту в Департамент по тарифам НСО не обращаться.

4.                         По всем жалобам, поступившим от заявителей, технические условия которым были выданы за период с 01.06.2006 по 17.12.2008 г., урегулировать разногласия в добровольном порядке. При этом реконструкцию сетей ЗАО «РЭС» выполнит самостоятельно и за свой счет.

Новосибирским УФАС России в части пресечения повторности нарушений органами власти Новосибирской области антимонопольного законодательства ужесточен контроль именно за органами власти, допускающими повторные нарушения антимонопольного законодательства. В частности, проверка соблюдения антимонопольного законодательства при принятии решений, постановлений при передаче прав на муниципальное имущество, при отборе финансовых организаций, при предоставлении муниципальной помощи мэрией г.Новосибирска, наиболее часто допускающей повторные нарушения, включена в план проведения контрольных мероприятий Новосибирского УФАС России на 2009год. 

Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В сфере контроля за экономической концентрацией Новосибирским УФАС России рассмотрено 1294 уведомлений и 78 ходатайств.

Наибольшее количество внутриотраслевых сделок в 2008 году было осуществлено в сферах управляющей, инвестиционной, посреднической деятельности (20), операций с недвижимым имуществом (3), предоставления жилищно-коммунальных услуг (3). Следует отметить, что указанные три сферы деятельности коммерческих организаций впервые лидируют в рассматриваемом контексте, до этого среди таких отраслей чаще всего фигурировали  торговля и общественное питание, сельское хозяйство и пищевая промышленность, строительный комплекс.

 Среди межотраслевых сделок обращает на себя внимание наличие достаточно большого количества приобретения акций (долей) коммерческих организаций инвестиционными, управляющими, консалтинговыми компаниями (21).

Из основных тенденций в перераспределении прав собственности и изменении концентрации товарных рынков и рынка финансовых услуг можно отметить наличие процессов горизонтальной концентрации на рынках розничной торговли продовольственными товарами (тенденция действует второй год подряд).

Также в качестве одной из тенденций в перераспределении прав собственности на товарных рынках и рынках финансовых услуг можно отметить регистрацию управлением достаточно большого количества сделок внутри группы лиц, из всего количества рассмотренных управлением сделок за отчетный период данные сделки составляли порядка 50%.

За отчетный период ходатайства и уведомления управлением не отклонялись, обращения по поводу сделок с участием субъектов естественных монополий не поступали.

 

В 2008 году управление выдало 3 предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В управлении не рассматривались ходатайства, по которым продлевался срок рассмотрения в связи с определением условий. 

Зарегистрирована 1 сделка, где инвестором выступало иностранное юридическое лицо.

Для сравнения можно отметить, что за 2007 год управлением было зарегистрировано 4 сделки с участием иностранных инвесторов.

За отчетный период управлением дела по поводу нарушения требований статьи 34 не возбуждались.

Раздел 2. Контроль рекламной деятельности

2.1. Практика предупреждения, выявления и пресечения нарушений  Федерального Закона «О рекламе» от 13 марта 2007 года № 38-ФЗ (далее – Закон «О рекламе»).

В 2008 году Новосибирским УФАС рассмотрено 111 (в 2007 году -53) заявлений о нарушениях законодательства о рекламе. В возбуждении дела отказано в 72 случаях. По заявлениям возбуждено 39 (в 2007 году -26) дел. По инициативе управления возбуждено и рассмотрено 21 дело. Всего возбужденных и рассмотренных дел по признакам нарушения законодательства о рекламе 60 (за 2007 год - 51). При этом принято решений о наличии нарушения 51 (48).

В отчетном периоде поводом для возбуждения дела стали  142 факта ненадлежащей рекламы. При этом 26% составили нарушения, связанные с невыполнением требования частей 7, 11 Закона «О рекламе» в рекламе медицинских услуг (отсутствие предупреждения о возможных противопоказаниях и т.д.), около 20 %  составили факты недостоверной рекламы, т.е нарушения части 3 статьи 5 Закона «О рекламе»; 13%  – нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» – отсутствие существенной информации в рекламе, вследствие которого вводятся в заблуждение потребители рекламы; около 10 % – нарушения связанные с размещением рекламы пива в ненадлежащем месте (часть 2 статьи 22 законодательства о рекламе).

Проведены плановые проверки двух телевизионных каналов, держателями лицензий на вещание на которых являются ООО «49 канал» (нарушений не выявлено) и  ЗАО «Фирма АРС и Компания» (возбуждено и рассмотрено дело). Выявленные нарушения касались превышения звука рекламы по сравнению со звуком прерываемой телепередачи, отсутствия сообщения о последующем распространении рекламы, наложение субтитров на надписи поясняющего характера, отсутствие предупреждения о противопоказаниях в рекламе медицинской техники.

Также согласно плану проверена реклама в трёх кинотеатрах  ООО «Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн», не выявившая нарушения требований к рекламе при кино - и видеообслуживании.

По заданию ФАС России проведены проверки соблюдения законодательства о рекламе в рекламе банковских кредитов для физических лиц. Проверены распространяемые в помещениях по обслуживанию клиентов рекламные буклеты банков: ОАО «Банк Левобережный» -  рекламный буклет «Старт-Кредит»; ОАО КБ «Акцепт» -  реклама «Кредиты на строящееся жильё . Пятнашка», «Стандарт с АИЖК», «Автокредит», «Кредит универсальный»; ОАО «Банк «Алемар» -  буклет «Потребительский кредит. Когда от жизни нужно больше…»; ОАО «Новосибирский Муниципальный банк» - реклама «Экспресс-КРЕДИТ», «Кредит «ОПТИМАЛЬНЫЙ», «Автокредитование сегодня!», «Ипотечное кредитование»; ОАО «Инвестиционный Городской Банк» -  реклама «Потребительский кредит «Денежный» и «Денежный 2»; ОАО Сбербанк (Сибирский банк) – буклеты  «Кредит на неотложные нужды», «Ипотечный кредит»,  «Автокредит», «Кредит на недвижимость»,  «Молодая семья», «Образовательный кредит». Проанализированы договоры по каждому рекламируемому кредиту. Реклама большинства банков соответствует требованиям законодательства.

 По результатам проверки возбуждено и рассмотрено дело от 12.03.2008 № 11 в отношении ОАО КБ «Банк Акцепт» по рекламным буклетам «Жизнь не стоит на месте» Кредиты на строящееся жильё. Пятнашка» и «Стандарт с АИЖК» по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе». В рекламе умалчивалось о некоторых условиях оказания услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица. Выданное предписание исполнено в срок, судебное разбирательство, связанное с Постановлением о привлечении к административной ответственности, закончилось в пользу антимонопольного органа.

Во втором полугодии контроль рекламы финансовых услуг был сосредоточен на кредитных потребительских кооперативах граждан (КПКГ). Возбуждено несколько дел по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 (не соответствующие действительности сведения в отношении природы товара), части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» (реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использовании, если при этом искажается смысл информации). В отчетном периоде рассмотрены дела в отношении таких КПКГ, как «Единый капитал», «Финанс-групп», «Сибирский капитал», «Эдельвейс». Нарушения выразились в том, что в рекламе кооперативами предлагались  вклады, в то время как в действительности предусматривается приём личных сбережений, что является иной по природе услугой.  Кроме того, в  рекламной информации отсутствовали сведения о том, что рекламируемые услуги оказываются  только членам КПКГ. Кооперативы получили предписания и подверглись административному взысканию в виде штрафов. Одно из постановлений оспаривается в судебном порядке. Рассмотрение еще ряда аналогичных возбужденных дел состоится в следующем отчетном периоде.  

По-прежнему высока активность рекламодателей, продвигающих различные пищевые и биологически активные добавки, необоснованно приписывая им особые свойства, что отражается и на выявленных нарушениях. Так, в отчетном периоде в связи с ненадлежащей рекламой указанных товаров рассмотрено 6 дел. Из них 4 – по заявлениям граждан и 2 – по инициативе антимонопольного органа. С нарушением закона рекламировались такие товары как комплекс для похудения «Афродита» - дважды (рекламодатель – ООО «Красота и здоровье»), БАД «СелеНусс» (ООО «Ольга»), комплекс «Оптилекс» (ООО «Омега Плюс), БАД «Лаоджан» (ООО «Александрия»), БАД «Зрение GMI» (ООО «Омега Плюс). Выданные предписания своевременно исполнены, наложены административные штрафы. В ходе судебного рассмотрения по иску ООО «Александрия» суд признал постановление о наложении административного взыскания законным и обоснованным.

2.2. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами ФАС России, органами саморегулирования рекламной деятельности и иными организациями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о рекламе

В сентябре 2008 года в прокуратуре города Новосибирска состоялось координационное совещание с участием представителей заинтересованных ведомств по результатам проверки исполнения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью и нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие и жестокость, антиобщественное поведение. В рамках совещания представитель управления проинформировал участников совещания об основных нарушениях законодательства о рекламе, выявленных в 2008 году, в частности, при распространении  рекламы пива, а также сообщил об основных проблемах, возникающих при поступлении на рассмотрение в антимонопольный орган постановлений о возбуждении административных дел из органов прокуратуры.

Новосибирским УФАС России по поступившему из прокуратуры г.Новосибирска постановлению о возбуждении дела рассмотрено дело № 138 об административном правонарушении в отношении ООО «ТВ метро». Указанным лицом на телемониторах в вагонах метро в дневное время распространялась реклама пива, что квалифицировано антимонопольным органом как нарушение пункта 1 части 2 статьи 22 Закона «О рекламе». Вынесенное постановление о штрафе обжаловано в судебном порядке, решения первой и второй инстанции приняты в пользу антимонопольного управления.

По поручению прокуратуры проведена проверка рекламы ЖСК «Держава», в результате которой возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.

По обращениям мэрии г. Новосибирска в связи с  ненадлежащим распространением наружной рекламы пива и алкогольных напитков возбуждено 4 дела, нарушители оштрафованы.

Новосибирское УФАС России приняло непосредственное участие в совещании  Координационно-экспертного совета по контролю за оборотом биологически активных добавок (БАД) к пище на территории Новосибирской области, на котором обсуждались проблемы текущего контроля.

По материалам,  поступившим из Алтайского краевого и Омского УФАС России, о ненадлежащей рекламе в СМИ кредитов ОАО «Урса-Банк» проведена дополнительная проверка,  возбуждено и рассмотрено дело от09.01.2008 № 1 по признакам нарушений части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе. Однако в ходе последующих судебных разбирательств суд не согласился с позицией антимонопольных органов  и отменил вынесенное постановление о наложении штрафа.

Рассмотрено переданное из Управления  ФАС по Республике Алтай дело в отношении ООО «Корпорация Сибвез». По материалам, направленным Иркутским УФАС России, возбуждено и рассмотрено дело о ненадлежащей рекламе дистанционных продаж ИП «Верещака». Из Кемеровского УФАС России были направлены материалы о ненадлежащей рекламе рекламодателей ООО «Ольга» и «Омега Плюс», по которым возбуждены дела. Дело о ненадлежащей рекламе тарифа «Драйв» в отношении ЗАО «Мобиком-Новосибирск» возбуждено после проверки  по материалам Алтайского краевого УФАС России. Выданные Комиссией предписания исполнены в срок, нарушители оштрафованы.

Представитель Новосибирского УФАС России выступил перед представителями ряда банковских организаций  в рамках конференции, посвященной повышению доступности розничных банковских услуг, с информацией о правоприменительной практике антимонопольных органов в части рекламы финансовых услуг.

Раздел 3. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

3.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В 2008 году в Новосибирское УФАС России поступило 345 жалоб участников размещения заказа (236 в 2007 году), рост составил 46%, в том числе, 150 жалоб на федеральных заказчиков, 71 жалоба на областных заказчиков, 124 жалобы на муниципальных заказчиков.

Из 345 жалоб было возвращено 56 (28) жалоб, отозвано заявителями 11 (12) жалоб.

Из рассмотренных 278 (196) жалоб 207 (132) жалоб были признаны обоснованными, в том числе, по федеральным заказчикам – 85 или 57%, по областным заказчикам – 44 или 62%, по муниципальным заказчикам – 78 или 63%.

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 452 (261) нарушений законодательства о размещении заказов, рост составил 73%.

Для устранения указанных нарушений выдано 196 (145) предложений и предписаний, рост составил 35%, в том числе, по федеральным заказам – 81 или 41%, по областным заказам – 38 или 20%, по муниципальным заказам – 77 или 39%.

Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие нарушения.

1.                             Требования к участникам либо заявке противоречат закону – 15%;

2.                             Необоснованный отказ в допуске участника – 11%;

3.                             Критерии, значимость критериев или порядок оценки не указаны в конкурсной документации либо отличаются от указанных в конкурсной документации – 6%;

4.                             Необоснованный допуск участника – 6%;

5.                             Несвоевременное размещение протоколов или их неразмещение – 4%.

Основной проблемой, встречающейся при рассмотрении жалоб на размещение заказа на поставку сложной технологической, медицинской, научной продукции является короткий срок для рассмотрения таких жалоб, часто не позволяющий привлечь экспертов для полного и всестороннего анализа предложений участников размещения заказа на их соответствие предмету заказа. Считаем целесообразным увеличить предельный срок рассмотрения жалоб в 2 раза до десяти рабочих дней.

3.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2008 году Новосибирским УФАС России проведено 48 проверочных мероприятий в целях контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов, в том числе 24 выездных проверки, 24 камеральных проверки.

Из 24 выездных проверок 4 проверки проведены в соответствии с планом контрольных мероприятий Новосибирского УФАС России. При проведении данных проверок применялись Рекомендации ФАС России по проведению контрольных мероприятий, оформлены акты проверок. В процессе данных контрольных мероприятий проверено 303 размещения заказов, в результате выявлено 69 размещений заказов с нарушениями, 81 нарушение, выдано 2 предписания.

Кроме того, проведено 20 внеплановых выездных проверок по поручению органов прокуратуры, в том числе управления Генеральной прокуратуры РФ по Сибирскому Федеральному округу, органов МВД, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Данные проверки были инициированы и организованы указанными органами, проведены совместно с Новосибирским УФАС России. При проведении данных проверок не применялись Рекомендации ФАС России по проведению контрольных мероприятий, поскольку проверки организовывались иными органами, акты проверок не оформлялись, организаторам проверок направлялись заключения Новосибирского УФАС России о результатах проверок. В процессе данных проверок проверено 504 размещения заказа, выявлено 146 размещений заказов с нарушениями, 272 нарушения. По результатам указанных проверок было возбуждено и рассмотрено Новосибирским УФАС России 26 дел об административных правонарушениях, наложены штрафы на сумму 890 тысяч рублей.

В 2008 году Новосибирским УФАС России проведено 24 камеральных внеплановых проверки, в том числе проверено федеральных заказчиков – 19, областных – 2, муниципальных – 3. В ходе проверок проверено 94 размещения заказов, выявлено 35 размещений заказов с нарушениями, 53 нарушения. По результатам камеральных проверок выдано 4 предписания.

Проблемой для управления при осуществлении проверочных мероприятий в 2008 году стало то, что сроки проведения основной массы внеплановых выездных совместных проверок с управлением не согласовывались, что приводило в отдельные периоды времени к значительным нагрузкам на сотрудников управления, осуществляющих контроль в сфере размещения заказов. Ко второй половине года проблема была в значительной степени решена путем введения элементов совместного межведомственного планирования. Предложения по изменению законодательства о размещении заказов, касающиеся проведения проверок, отсутствуют.

3.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2008 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 31 обращение о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков, вынесено 7 решений и 18 приказов о внесении лиц в реестр недобросовестных поставщиков, 6 обращений признано необоснованными. Таким образом, в 2008 году управлением внесено в реестр 25 недобросовестных поставщиков.

Раздел 4. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

В 2008 году продолжился рост показателей работы Новосибирского УФАС России по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях.

Так, общая сумма проведенных мероприятий и  совещаний, в которых приняли участие сотрудники Новосибирского УФАС России, составляет 134, что на 12,6% больше уровня 2007 года. На наш взгляд, этот показатель отражает  очень значимую, трудоемкую сферу деятельности антимонопольных органов.  Рост данного показателя отражает общую тенденцию отчетного периода - рост взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, органов прокуратуры по вопросам, решение которых требует скоординированных действий нескольких структур и ведомств.

В отчетном периоде количество  разосланных  материалов в региональные СМИ  составило 276, что на 24,3% выше показателя прошлого года.

Значительно возросло общее количество вышедших материалов в печатных и Интернет СМИ - на  43%,  и составило 646 материалов. Это результат целенаправленной деятельности Управления в части увеличения вышедших материалов именно в печатных региональных и местных СМИ (по итогам 2008 года вышло 151 материалов, в 2007 году 86). На наш взгляд, аудитория  печатных региональных и местных СМИ несколько отличается от аудитории  Интернет сайтов, по ряду показателей (возрастной, социальный, профессиональный, место проживания). На наш взгляд, увеличение числа материалов в печатных СМИ играет положительную роль в вопросе адвокатирования конкуренции.

 Количество вышедших материалов в  Интернет СМИ в отчетном году также превысило прошлогодний уровень на 40,0% (495 публикаций в 2008 г. против  354 в 2007 г).

В 2,4 раза возросло количество сообщений и выступлений представителей Новосибирского УФАС России на радио и телевидении  (215 в 2008 г. против 90 в 2007 г.). Это тоже результат целенаправленной деятельности Управления по привлечению радио и телевидения к вопросам освещения деятельности антимонопольных органов, профилактики нарушений законов, контроль за которыми возложен на ФАС России и ее территориальные органы.

В 2008 году сотрудниками управления было дано 46 интервью и  77 комментариев (в 2007 году 30 и 61 соответственно).

С 2000 года действует Интернет-сайт Новосибирского УФАС России. В рамках реализации Решения Президиума ФАС России от 12.02.2008 о введении официальных Интернет-сайтов ТО ФАС России Управлением проведена работа по переходу на новый вид сайта,   при этом информационные массивы ранее действующего сайта Управления адоптированы под новый формат. В отчетном периоде на сайте Управления размещено 768 материалов (в прошлом отчетном периоде 357), включая  новости, пресс-релизы, анонсы комиссий, решения и предписания по рассмотренным делам, судебная информация, нормативные документы и прочее.

При Новосибирском УФАС России действуют Общественно–консультативный Совет и Экспертный Совет по энергетике. Принимая во внимание тот факт, что персональные составы Советов на 2008 г. не были утверждены  соответствующими Приказами  ФАС России,  в декабре состоялось одно заседание Общественно-консультативного Совета, заседаний Экспертного Совета по энергетике не проводилось. Тем не менее,  в течение 2008 года совместно с членами двух  Советов Новосибирским УФАС России     проводились  рабочие совещания.

Достаточно результативным, на наш взгляд, было участие пресс-секретаря Новосибирского УФАС России в работе семинара «Новости компаний и рынков в региональных газетах»,  организованном  Институтом  развития прессы-Сибирь в Новосибирске 15-16 октября 2008 г. для репортеров и экономических обозревателей качественных региональных и местных газет Сибирского федерального округа. Всего в работе семинара приняли участие более 30 СМИ. Сотрудник Управления  выступила  с докладом на тему «Организация работы территориальных органов ФАС России по адвокатированию конкуренции. Опыт работы со СМИ». После участия в данном мероприятии отмечался всплеск интереса к деятельности антимонопольных органов в СФО, расширился круг журналистов сотрудничающих с Новосибирским УФАС России.

22 декабря 2008 года, Новосибирским УФАС России проведена встреча с предпринимателями и гражданами г.Новосибирска по вопросам нарушений законодательств, контроль за которыми возложен на антимонопольные органы (Закон «О защите конкуренции», «О рекламе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд). Сотрудники Новосибирского УФАС России ответили на вопросы предпринимателей и граждан, проконсультировали по проблемам, решение которых в рамках полномочий антимонопольных органов.

В 2009 году Новосибирским УФАС России будет продолжена положительная практика участия в работе семинаров и совещаний  для региональных и местных СМИ, продолжена работа с региональными СМИ по активному освещению  деятельности Управления. 

 

Файлы для скачивания

Итоги работы Новосибирского УФАС России за 2008 год
Тип файла: doc
Размер файла: 0.05 МБ