Информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области об итогах работы за 2022 год
Раздел I. Антимонопольный контроль
- Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции
В 2022 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 598 заявлений о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Это на 19,2% меньше, чем в 2021 году.
Всего в ходе рассмотрения поступивших заявлений Новосибирским УФАС России в отчетном периоде было выявлено 29 (в 2021 – 35) признанных факта нарушений Закона о защите конкуренции,
в том числе:
по статье 10 - 6 нарушений;
по статье 11 - 0 нарушений;
по статьям 14.1-14.8 - 6 нарушений;
по статье 15- 15 нарушений;
по статье 17 - 2 нарушения,
по статье 17.1 - 0 нарушений.
Все выявленные нарушения антимонопольного законодательства установлены на товарных рынках.
В отраслевом разрезе лидерами по выявленным нарушениям являются: связь, торговля, бытовое обслуживание, информационные технологии и IT-у слуги, жилищно-коммунальное хозяйство, операции с недвижимым имуществом.
В 2022 году Новосибирским УФАС России выдано 20 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (в 2021 – 23). Исполнено в отчетном периоде 17 предупреждений. Еще 1 предупреждение в стадии исполнения, 2 предупреждения не исполнены, соответственно возбуждены 2 дела после невыполнения предупреждения.
Всего возбуждено 19 дел (в 2021 – 26) по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Выдано 7 предписаний о прекращении нарушений. В отчетном периоде исполнены 4 предписания, выданные в отчетном периоде, 3 предписания в стадии исполнения.
Отмечается снижение показателей количества выявленных нарушений со стороны хозяйствующих субъектов, возбужденных дел, выданных предписаний и предупреждений относительно показателей 2021-2020 годов, что обусловлено приоритетом превентивных подходов к защите конкуренции в работе антимонопольных органов.
- Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)
В 2022 году Новосибирским УФАС России возбуждено 6 дел по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых в 4 случаях принято решение о наличии нарушения, выдано 3 предписания. Кроме того, два нарушения устранены до возбуждения дела после выдачи предупреждения.
По видам нарушений наиболее распространенное – установление, поддержание монопольно высокой цены товара; навязывание невыгодных условий договоров, необоснованный отказ от заключения договора.
Чаще других выявлялись нарушения на рынке связи, газоснабжения и ЖКХ.
Всего в 2022 году Управлением выдано по статье 10 Закона о защите конкуренции 2 предупреждения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Все предупреждения исполнены.
- Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)
В 2022 году Новосибирским УФАС России возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения дело прекращено в связи с отсутствием факта нарушения.
- Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)
Практика отсутствует. Нарушения статьи 11.1 в отчетном периоде не выявлены.
- Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)
В отчетном периоде было возбуждено 6 дел по фактам недобросовестной конкуренции. В ходе рассмотрения возбужденных дел принято 4 решения о наличии нарушения. Выдано 4 предписания об устранении нарушения, все исполнены в отчетном периоде.
Выявленные в ходе рассмотрения возбужденных дел нарушения касались
- запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (ст.14.4 Закона о защите конкуренции);
- запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности (ст. 14.5 Закона о защите конкуренции);
- запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (статья 14.6 Закона о защите конкуренции).
В отчетном периоде Новосибирским УФАС России в рамках пресечения недобросовестной конкуренции было выдано 2 предупреждения, которые были выполнены в установленный срок (по статье 14.2 - запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, рынки – машиностроительный комплекс и лекарственные препараты и медицинские изделия). Еще одно предупреждение, выданное в 2021 году, также было исполнено в отчетном.
- Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)
Количество выявленных нарушений со стороны органов власти по статье 15 Закона «О защите конкуренции» (выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) держится на уровне 2021-2020 годов - 15 нарушений.
При этом из 15 выявленных в отчетном периоде все нарушения были устранены до возбуждения дела. По 1 заявлению было возбуждено дело, но в ходе рассмотрения дело было прекращено в связи с отсутствием факта нарушения.
В отчетном периоде выдано 16 предупреждений по статье 15 Закона о защите конкуренции, выполнено в отчетном периоде 13, в стадии исполнения – 1, еще 2 не исполнены, соответственно возбуждены 2 дела после невыполнения предупреждения.
В ходе рассмотрения заявлений, проведения проверок Новосибирским УФАС России рассмотрено 74 правовых нормативных и ненормативных актов органов власти на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства.
Выявлено 13 актов органов местного самоуправления, и 1 акт органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, противоречащие антимонопольному законодательству.
По 13 актам учтены замечания антимонопольного органа без судебного вмешательства. По фактам выявленных нарушений были выданы предупреждения.
- Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)
В 2022 году Новосибирским УФАС России не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
- Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)
В 2022 году Новосибирским УФАС России возбуждено 4 дела по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», при рассмотрении дел в 2 случаях приняты решения о наличии нарушения, без выдачи предписания.
Из двух установленных и подтвержденных нарушений оба были зафиксированы в сфере торговли и бытового обслуживания.
Выявленные нарушения статьи 17 выразились в создании преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок.
- Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)
В 2022 году Новосибирским УФАС возбуждено 1 дело по признакам нарушения требований и ограничений, установленных данной статьи. По результатам рассмотрения дело прекращено в связи с отсутствием факта нарушения.
- Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)
В 2022 году Новосибирским УФАС России не выявлено нарушений статьи 18 Закона «О защите конкуренции», заявления о нарушении данной статьи в управление не поступали, дела не возбуждались.
- Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)
В 2022 г. рассмотрено 162 жалобы в порядке, установленном ст.18.1 Закона о защите конкуренции (в 2021 году - 180).
Принято 33 решения о признании жалобы обоснованной, выдано 29 предписаний, 27 предписаний исполнены в отчетном периоде.
Большая часть рассмотренных по жалобам торгов - это торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Таких в отчетном периоде 111 (68,5 %).
Количество иных рассмотренных торгов следующее: 25 - торги по реализации имущества должника в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; 7 - реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; 6 – отбор управляющей организации; 4 - аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 3 - продажа государственного и муниципального имущества; 2- пользование участками недр; 2 – торги в сфере градостроительной деятельности.
По видам нарушений наиболее часто поступают жалобы на отказ в допуске к участию в торгах; установление в конкурсной документации условий, ограничивающих конкуренцию; нарушение порядка определения победителя, отказ в заключении договора по итогам торгов.
- Предоставление государственных или муниципальных преференций
В 2022 г. Новосибирским УФАС России не возбуждались дела по статьям 19-21 Закона «О защите конкуренции» о нарушении порядка предоставления государственных и муниципальных преференций.
Рассмотрено 1 заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, принято 1 решение о даче согласия. Цель преференций – передача имущества прочее (не денежных средств).
- Практика направления предостережений
В 2022 году Новосибирским УФАС России было направлено 3 предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона о защите конкуренции. Во всех трех случаях предостережения от совершения действий, способствующих росту цен: на стоматологические услуги, на лекарственные препараты, на офисную бумагу.
1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля
- Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)
В 2022 году ходатайства или уведомления о приобретении акций (долей), имущества, имущественных прав в Новосибирское УФАС России не поступали.
- Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)
Практика отсутствует, заявления о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства от хозяйствующих субъектов в 2022 году не поступали.
1.2.3 Контроль за созданием унитарных предприятий и осуществлением их деятельности (статьи 35.1-35.4 Закона о защите конкуренции)
В 2022 году поступило 2 запроса о выдаче заключения по пункту 1 статьи 35.3 Закона о защите конкуренции о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству. По итогам рассмотрения было выдано 1 положительное заключение и 1 отказ.
- Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)
За отчетный период Новосибирское УФАС России не проводило принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов.
- Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона «О естественных монополиях»)
Новосибирским УФАС России в отчетном 2022 году не рассматривались ходатайства по статье 7 Закона «О естественных монополиях» в части продажи, сдачи в аренду, иной сделки, если хозяйствующий субъект приобретает право собственности на часть основных производственных средств субъекта естественной монополии.
- Организация и проведение проверок органов власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций
В 2022 году плановые проверки по соблюдению антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления не проводились.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации государственного контроля (надзора), муниципального контроля» приказом ФАС России от 01.04.2022 № 267/22 «О внесении изменений в Сводный план проведения плановых проверок Федеральной антимонопольной службы на 2022 год» исключены плановые проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на 2022 год.
- Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации
В 2022 году Новосибирским УФАС России в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области было направлено 1 заявление в отношении 2 лиц о преступлении для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье 159 УК РФ. Возбуждено 1 уголовное дело.
Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)
В 2022 г. территориальным органом проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Новосибирской области не проводились, дела о нарушении Закона о торговле не возбуждались.
Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике
Принятые решения и поданные иски в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № З6-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») отсутствуют.
В 2022 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 138 обращений по вопросам, связанным с электроснабжением (2021год - 192), по всем дан отказ в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В отчетном периоде, возбуждено 25 административных дела по статье 9.21 КоАП РФ (2021 год –45) о нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения). Из них 12 - нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861; 8 – нарушение территориальной сетевой организацией Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861; 2 - нарушения правил подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, 1 - нарушения правил подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям; 1 - нарушение правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, 1 - нарушение правил подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Всего вынесено 8 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения и 3 постановления о наложении штрафа на общую сумму 160 тыс. рублей.
В отчетном периоде представители Новосибирского УФАС России приняли участие в 45 заседаниях тарифного органа. По 43 вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, в 123 вопросам в сфере теплоснабжения.
Раздел 4. Контроль рекламной деятельности
В рамках контроля Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) Новосибирским УФАС России в 2022 году рассмотрено 424 заявлений (в 2021 году – 290).
Возбуждено 69 (61) дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Принято 57 (40) решений о признании рекламы ненадлежащей. Выдано 46 (34) предписаний. Исполнено 68 (17) предписаний, в том числе 22 выданных в предыдущем периоде.
Всего рассмотрено 66 фактов, указывающих на событие правонарушения.
В разрезе статей Закона о рекламе количество нарушений следующее:
- общие требования к рекламе (статья 5) - 17 установленных фактов нарушений, в том числе:
недостоверная реклама - 13
отсутствие существенной информации в рекламе – 4;
- объем рекламы в телепрограммах (ст.14 ч.3) - 1;
- объем рекламы в радиопрограммах (ч.2 ст. 15) - 1,
- реклама, распространяемая по сетям электросвязи (статья 18) - 40 установленных факта;
- передвижные рекламные конструкции на транспортных средствах (ст.20 ч.2) - 2;
- наименование лица, оказывающего фин. услуги (ст.28 ч.1) - 1;
- о предоставлении кредита (ст.28 ч.3) - 1;
- обязательная информация о привлечении денежных средств в строительство (ст.28 - ч.7) - 1;
- реклама займов (ст.28 - ч.13) - 1;
- отсутствие разрешений на оказание финансовых услуг (ст.28 - ч.14) - 1;
Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
Всего в 2022 году Новосибирским УФАС России установлено 678 нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (2021 год – 952), выдано 222 предписания, из которых 197 исполнено в отчетном периоде.
В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено 51 обращение о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и 882 уведомления об осуществлении закупки у единственного поставщика.
В 2022 году поступило 717 жалоб участников закупки (в 2021 году - 888).
Жалоб на федеральных заказчиков поступило 186 (25,9% от общего количества жалоб), на областных заказчиков приходится 364 жалоб (50,8%), на муниципальных - 167 жалоб (23,3%).
Возвращено и отозвано 214 жалоб. Таким образом, в 2022 году рассмотрено 519 (в 2021 - 628) жалобы.
40,2 % рассмотренных жалоб признано обоснованными (в том числе частично обоснованными).
В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 198 закупок с нарушениями, установлено 377 нарушений. Для устранения указанных нарушений выдано 180 предписаний.
Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие:
- Нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок.
- Нарушения порядка отбора участников закупок.
- Нарушения в части размещения информации в единой информационной системе.
- Работа по осуществлению проверочных мероприятий в сфере закупок
Показатель по работе по проведению проверочных мероприятий можно охарактеризовать как стабильно результативный.
Так, в отчетном периоде Новосибирским УФАС России проведено 292 (в 2021 году 330) проверочных мероприятия в целях контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок (без учета внеплановых проверок, проведенных при рассмотрении жалоб). Относительно прошлого года отмечается снижение числа проверочных мероприятий (к 2021 г- 88,5%).
В процессе контрольных мероприятий проверено 1282 закупки. В результате выявлено 257 закупки с нарушениями, выдано 52 предписания, установлено 301 нарушение.
В 2022 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 674 обращения о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (2021 год – 517, рост показателя на 30,4%).
В отчетном периоде Новосибирским УФАС России внесено в реестр 321 запись о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе. По 353 обращениям отказано во включении в Реестр.
Всего в Реестре недобросовестных поставщиков по состоянию на 31.12.2022 года находилось 664 лица.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков в 88,5% случаев является расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта; в 11,5% случаев - уклонение от заключения контракта; 2,9% - контракт расторгнут по решению суда.
- Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности в сфере закупок
В 2022 году возбуждено 351 административных дело по нарушениям законодательства в сфере закупок (2021 год – 305). Выдано 270 предупреждений, 63 постановления о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа, все они в отношении должностных лиц. Всего привлечено к административной ответственности 333 должностных лица.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по законодательству о контрактной системе Новосибирским УФАС России было наложено штрафов на общую сумму 1 034, 3 тыс. рублей. Сумма уплаченных в 2022 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода, составила 516, 1 тысяч рублей.
Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в 2022 году стали:
- нарушение порядка размещения заказа (ст.7.30 КоАП РФ) - 243 дела;
- предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа (ст. 7.31 КоАП РФ) - 43 дела;
- нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст.7.32.5 КоАП) - 30 дел;
нарушение условий государственного или муниципального контракта (ст.7.32 КоАП) - 11 дел.
Раздел 6. Сведения о результатах работы по контролю в сфере государственного оборонного заказа
На территории Сибирского федерального округа непосредственно функции контроля, в рамках определенных полномочий, осуществляет Новосибирское УФАС России.
В данной сфере контроль ведется по трем основным направлениям.
1) Проведение плановых и внеплановых проверок.
В 2022 году проведено 25 внеплановых не выездных проверок федеральных заказчиков по контролю в сфере государственного оборонного заказа (2021 год – 14 внеплановых проверок). Проверено 98 закупок, из них 66% проведены с нарушениями.
Из выявленных 67 нарушений по всем закупкам: 41 нарушение - установление требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок, 21 - нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок, 4 - иные нарушения; 1 – нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя). По результатам проверок выдано 3 предписания.
- Контроль применения в сфере государственного оборонного заказа Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части рассмотрения жалоб на действия заказчиков и аукционных комиссий при размещении закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также рассмотрение обращений заказчиков о включении участников закупок, подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков.
В 2022 году поступило 24 жалобы (в 2021 году - 42) на действия федеральных заказчиков при размещении закупок. Возвращено 7 жалоб, признано обоснованными 7 жалоб, жалоб признанных обоснованными - 5, необоснованных жалоб - 12.
Всего выявлено 3 нарушения, все нарушения в части размещения информации в единой информационной системе.
Рассмотрено 79 обращений (в 2021 году – 64) о включении в РНП. Включено в реестр 39 записей о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе в сфере государственного оборонного заказа, что составляет 49,4% от рассмотренных обращений.
- Контроль ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа. Новосибирским УФАС России рассматриваются уведомления головных исполнителей государственного оборонного заказа о повышении цен поставщиками в сфере государственного оборонного заказа более, чем на 5%.
В 2022 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 31 обращение (в 2021 году- 23) о повышении цен на продукцию в сфере ГОЗ в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
По результатам рассмотрения уведомлений возбуждено 7 дел в рамках контроля части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», по всем принято решение о наличии нарушения. При этом 6 нарушений выразились в включении в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализации), 1 нарушение – использование полученных по государственному контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. Выдано 5 предписаний о перечислении в федеральный бюджет средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа. В отчетном периоде исполнены 4 предписания, 1 в стадии исполнения.
Всего по контролю в сфере государственного оборонного заказа возбуждено 498 административных дел (2020 год – 572). Выдано 431 постановление о наложении административного штрафа, 28 предупреждений. Сумма взысканных штрафов по данному направлению за 2022 год составила 14 946,4 тыс. руб. (2021 год - 14 989 тыс. руб.)
Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности
В отчетном периоде в Новосибирском УФАС России поступило 2 жалобы (2021 год – 3 жалобы) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции». Жалобы касались сферы жилищного строительства. Одна была возвращена заявителю, вторая жалоба признана необоснованной.
Рассмотрено 19 обращений (в 2021 году –11) о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. По результатам рассмотрения отказано во включении в реестр в 18 случаях, включено в реестр - в 1 случае (договор расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением участника аукциона условий такого договора).
Раздел 8. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП
Новосибирским УФАС России в 2022 году всего было возбуждено 1053 дел об административных правонарушениях (2021 год – 1167). Из них возбуждено по фактам нарушения антимонопольного законодательства - 106, законодательства о рекламе - 30, законодательства о контрактной системе в сфере закупок - 351, законодательства в сфере государственного оборонного заказа - 498, законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц - 68.
По результатам рассмотрения дел в 2022 году выдано 377 предупреждений, вынесено 556 постановлений о наложении штрафа, прекращено 120 дел.
Всего привлечено к административной ответственности 66 юридических лиц, 740 должностных лиц, 2 граждан.
В отчетном периоде исполнено 579 постановлений, в том числе 159 - выданных в предыдущих периодах.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях управлением в 2022 году было наложено штрафов на общую сумму 16 816,8 тыс. рублей.
Сумма уплаченных в 2022 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода, в общей сложности составила 18427,8 тыс.руб.
В 2022 году Новосибирским УФАС России не направлялись в суд административные материалы для привлечения к административной ответственности с назначением административного наказания в виде дисквалификации.
В отчетном году в органы ФССП России направлено 108 материалов для возбуждения дел об исполнительном производстве.
Принятые по результатам рассмотрения Новосибирским УФАС России дел решения по фактам нарушения законодательства, находящегося в ведении антимонопольного органа, а также вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях размещаются на официальном сайте Новосибирского УФАС России https://novosibirsk.fas.gov.ru/ в разделе «Решения».