Информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области об итогах работы за 2020 год

Информация

Управления Федеральной антимонопольной службы

по Новосибирской области об итогах работы за 2020 год

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

В 2020 (2019) году Новосибирским УФАС России рассмотрено 652 (740) заявлений о нарушении   Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 

Всего в ходе рассмотрения поступивших заявлений, инициативных проверок Новосибирским УФАС России в отчетном периоде было выявлено 74 (в 2019 году – 93) признанных факта нарушений Закона о защите конкуренции.  В том числе:

по статье 10 – 26 нарушений;

по статье  11 – 10 нарушений;

по статьям 141-148  -  11 нарушений;

по статье 15 – 16 нарушений;

по статье 16 – 5 нарушений;

по статье 17-  6 нарушений.

Все выявленные нарушения антимонопольного законодательства установлены на товарных рынках.

В отраслевом разрезе лидерами по выявленным нарушениям являются, как и в предыдущие периоды, торговля, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, строительный комплекс, лекарственные препараты и медицинские изделия, электроснабжение, тепло-, водоснабжение.

В 2020 (2019) году Новосибирским УФАС России возбуждено 46 (52) дел по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Выдано 35 (48) предупреждений, исполнено в отчетном периоде 28 (33) предупреждения. Выдано 30 (31) предписаний о прекращении нарушений. В отчетном периоде исполнены 18 предписаний, выданных в отчетном и предыдущем периодах, 14 предписаний в стадии исполнения.  

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2020 (2019) году Новосибирским УФАС России возбуждено 10 (12) дел по признакам нарушения  статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  по  результатам  рассмотрения которых  в 6 (8) случаях принято решение о наличии нарушения.

С целью прекращения выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением Управлением выдано 6 (5) предписаний.

Из общего количества выявленных в отчетном периоде нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции наиболее часто выявляются нарушения на рынках электроснабжения, ЖКХ, железнодорожного транспорта и АПК (на долю каждого из них приходится порядка 15,5% выявленных нарушений; незначительно уступает им рынок услуг теплоснабжения, лидировавший по нарушениям в предыдущем периоде.

По видам нарушений наибольший удельный вес в отчетном периоде приходится на навязывание невыгодных условий договоров - 30,7% (2019- 12,5%). С необоснованным отказом от заключения договоров связаны 19% нарушений (2019 – 67%), с необоснованным установлением различных цен (тарифов) – 19, 2 % (2019 – 7%).

Нарушения, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка ценообразования в отчетном периоде, как и в предыдущем, составили порядка 4 %.

На долю прочих нарушений приходится 7% (8,3%).

В 2020 (2019) году Управлением выдано по статье 10 Закона о защите конкуренции 15 (10) предупреждений о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. После невыполнения одного предупреждения возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, прочие предупреждения исполнены.

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2020 (2019) году Новосибирским УФАС России  возбуждено 10 дел по признакам нарушения  статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006  «О защите конкуренции», что на треть превышает показатель прошлого года (7). 

По результатам рассмотрения указанных дел выявлено 9 (7) нарушений антимонопольного законодательства, выдано 9 (7) предписаний, из которых 2 исполнено в отчетном периоде, остальные предписании в стадии исполнения.

Все выявленные в 2020 году, как и в 2019, связаны с заключением хозяйствующими субъектами соглашений, которые приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»).

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

Практика отсутствует. Нарушения статьи 11.1 в отчетном периоде не выявлены.

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде было возбуждено 7 дел по фактам недобросовестной конкуренции (в 2019 – 9 дел). В ходе рассмотрения возбужденных дел принято 6 (4) решений о наличии нарушения. Выдано 4 (1) предписания об устранении нарушения, которые исполнены в отчетном периоде.

В 2020 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 2 дела по фактам нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг (ст.14.4); 4 дела по фактам нарушения запрета  на создания смешения (ст.14.6), 1 дело отнесено к иным видам недобросовестной конкуренции (ст.14.8).

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России в рамках пресечения недобросовестной конкуренции было выдано 5 предупреждений (в предыдущем году также 5).  В связи с невыполнением в установленный срок 1 предупреждения возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

За 2020 (2019) год в ходе рассмотрения поступивших заявлений и проведенных проверок возбуждено 8 (7) дел по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых принято 7(4) решений о наличии нарушения указанной статьи, выдано 5(4) предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, из которых 2 исполнены в отчетном периоде, остальные – в стадии исполнения.

Среди нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции в 2020 году зафиксированы такие, как совмещение функций органа власти с функциями хозяйствующего субъекта – 1 нарушение, наделение хозяйствующего субъекта властными полномочиями – 1. Прочие нарушения выражаются в создании преимущественных условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов.

В отчетном периоде выдано 15 предупреждений по статье 15 Закона о защите конкуренции, выполнено 9 предупреждений, 2 в стадии исполнения.

По 4-м неисполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Исполняемость предупреждений составила 73(75) %.

В отчетном периоде в ходе рассмотрения заявлений, проведения проверок Новосибирским УФАС России рассмотрено 84 (243) правовых нормативных и ненормативных актов органов власти на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства.

Выявлено 16 актов органов местного самоуправления, противоречащих антимонопольному законодательству; нарушений в актах иных органов не установлено. Для сравнения: в 2019 выявлено 40 противоречащих антимонопольному законодательству актов, из них 39 актов – ОМСУ, 1 акт –исполнительного органа субъекта РФ.

 По 10 (28) актам учтены замечания антимонопольного органа без судебного вмешательства.  По фактам выявленных нарушений возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выданы предупреждения.

 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2020 году Новосибирским УФАС России возбуждено 5 дел по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» (в 2019  году - 10 дел), по 2 (10) делам приняты решения о наличии правонарушения, выдано 2 (9) предписания об устранении нарушения, оба исполнены в отчетном периоде.

Из 2 установленных нарушений оба отнесены к прочим видам нарушений  в прочих сферах деятельности на товарных рынках.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В 2020 году Новосибирским УФАС России возбуждено 6 дел по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» (2019 год - 3 дела), при этом выявлено 5 (2) нарушений указанной статьи, выдано 4 (1) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, 3 находятся в стадии исполнения, 1 исполнено.

Одно из нарушений затронуло рынок услуг связи, остальные выявлены на прочих рынках.

Структура выявленных нарушений статьи 17:

- создание преимущественных условий участия в торгах - 4;

- нарушение порядка определения победителя торгов- 2.

Выявленные правонарушения совершены хозяйствующими субъектами.

 

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

В 2020 году Новосибирским УФАС России не выявлено  нарушений данной статьи (в 2019 выявлено 5 нарушений, 4 дела возбуждено).

 

Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

В 2020,  как и в 2019 году, Новосибирским УФАС России не выявлено нарушений статьи 18 Закона «О защите конкуренции», заявления о нарушении данной статьи  в управление не поступали, соответственно дела не возбуждались.

 

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

В 2020 г. рассмотрено 288 жалобы (в 2019 - 267) в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из общего количества рассмотренных торгов можно выделить следующие: наибольшую долю в 2020 году – 81,6%, - занимают торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в 2019 они составляли  68,5%); 12,8% торгов (16,5 %) - торги по реализации имущества должника в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; 10,1% (3,37%) - привлечение специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей   деятельность,   направленную   на   обеспечение   проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3,1% (0) - продажа государственного и муниципального имущества; 2,4% (2,6 %)  - торги по аренде государственного и муниципального имущества; 2,4 % (2,24%) - реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; 1,4% (0%) по аренде и продаже земельных участков; 1% (2,26%) - в сфере градостроительной деятельности, жилищного строительства (Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 № 403), строительства объектов водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ от 07.11.2016 № 1138).

По видам нарушений наиболее часто поступают жалобы на отказ в допуске к участию в торгах; установление в конкурсной документации условий, ограничивающих конкуренцию; нарушение порядка определения победителя, отказ в заключении договора по итогам торгов.

Принято 76 (41) решений о признании жалобы обоснованной, выдано 61 (37) предписание. Исполнено 58 предписаний, выданных в отчетном периоде, 3 находятся в стадии исполнения.

 

1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2020 г. Новосибирским УФАС России не возбуждались дела по статьям 19 - 21 Закона «О защите конкуренции» о нарушении порядка предоставления государственных и муниципальных преференций.

Рассмотрено 3 заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, принято 2 решения о даче согласия (цель преференций – производство сельскохозяйственной продукции), одно решение – об отказе (цель преференции – сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия).

 

1.1.12. Практика направления предостережений

В 2020 году практика направления  предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона о защите конкуренции отсутствует.

 

1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1 Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

В  2020  году в Управление не поступали ходатайства по осуществлению контроля за экономической концентрацией.

Рассмотрено и принято к сведению 5 уведомлений о предоставлении в пользование части акватории водного объекта, если лицо (группа лиц) получает право пользования более чем 100 тысячью квадратных метров акватории водного объекта.

3 должностных лица в соответствии с частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оштрафованы за непредставление либо за нарушение сроков подачи в антимонопольный орган ходатайств и уведомлений.

За отчетный период Управлением дела по поводу нарушения требований статьи 34 Закона не возбуждались.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

Практика отсутствует, заявления о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства от хозяйствующих субъектов в 2020 году не поступали.

 

Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период Новосибирское УФАС России не проводило принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов.

 

1.2.3. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона «О естественных монополиях»)

Новосибирским УФАС России в отчетном 2020 году рассмотрено и удовлетворено 1 ходатайство по статье 7 Закона «О естественных монополиях» в части продажи, сдачи в аренду, иной сделки, если ХС приобретает право собственности на часть основных производственных средств субъекта естественной монополии (в данном случае - в сфере теплоснабжения). В 2019 году ходатайства по данной статье не поступали.

 

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций

В 2020 году проведено 2 плановых проверки по соблюдению антимонопольного законодательства органами местного самоуправления (в 2019 году - 6). По результатам одной проверки выявлено нарушение. Ввиду добровольного устранения органом местного самоуправления выявленного нарушения дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства не возбуждалось.

 

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2020 году Новосибирским УФАС России в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области было направлено 4 заявления в отношении 4 лиц о преступлении для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье 178 УК РФ.  По указанным заявлениям окончательные процессуальные решения еще не приняты.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2020 г. территориальным органом проверки  в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Новосибирской области не проводились, дела о нарушении Закона о торговле не возбуждались.

 

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

Принятые решения и поданные иски в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») отсутствуют.

В 2020 году  Новосибирским  УФАС России рассмотрено 96  обращений по вопросам, связанным с электроснабжением (в 2019 - 181). Обращения, в основном, касались  отказов от заключения договора на технологическое присоединение,  затягивания сетевыми организациями установленных законодательно сроков для осуществления фактического присоединения к электрическим сетям, определения стоимости технологического присоединения, навязывания невыгодных условий договоров технологического присоединения, нарушения сроков проверки выполнения ТУ, уклонения от составления документов, подтверждающих технологическое присоединение (актов разграничения  балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон).          

В 3 случаях нарушение антимонопольного законодательства устранено до возбуждения дела (выданы предупреждения), возбуждено 1 дело, выдано предписание, которое исполнено. В отношении остальных обращений - после рассмотрения отказано в возбуждении.

В 2020 году возбуждено 34 административных дела по статье 9.21 КоАП РФ (в 2019 – 105) о нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения). Из них 16 дел касались нарушений правил недискриминационного доступа, 14 - нарушения правил технологического присоединения к электрическим сетям, 2 - нарушение правил присоединения к тепловым сетям, 2 - нарушение правил присоединения к газораспределительным сетям.

Всего вынесено 17 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения и 11 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 650 тыс. рублей.

Важным элементом контрольной деятельности по соблюдению законодательства об электроэнергетике является участие представителей территориальных органов ФАС  России в заседаниях коллегиального органа тарифного регулирования при установлении цен (тарифов). В отчетном периоде представители Новосибирского УФАС России приняли участие в 143 заседаниях по вопросам тарифного регулирования, в сфере электроэнергетики (в 2019 году принято участие в 170 заседаниях по данному вопросу).

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

В 2020 году произошло снижение количества обращений по поводу ненадлежащей рекламы на 45,6 % по сравнению с предыдущим периодом. В рамках контроля Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе)  Новосибирским УФАС России рассмотрено 236 заявлений (в 2019 – 517).

Соответственно, снизилось количество возбужденных дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. В 2020 году по результатам рассмотрения заявлений возбуждено 37 дел (в 2019 году 91), отказано в возбуждении в 199 (426) случаях. 

Принято 26 решений о признании рекламы ненадлежащей (в 2019 году 74). Выдано 23 (66) предписаний. Исполнено 26 предписаний, в том числе выданных в отчетном периоде - 23. 

Всего рассмотрено 52 (90 в 2019 году) факта, указывающих на событие правонарушения.

В разрезе статей Закона о рекламе наибольшее количество нарушений приходится на такие статьи:

общие требования к рекламе (статья 5) – 9 установленных фактов нарушений, в том числе:

-недостоверная реклама (часть 3 статьи 5) -5 фактов нарушений;

-отсутствие существенной информации в рекламе (часть 7 статьи 5) - 4 фактов;

запрещенные к рекламе товары (статья 7) – 2 факта;

дистанционные продажи в рекламе (статья 8 ) – 1 факт;

реклама, распространяемая по сетям электросвязи (статья 18) – 31 установленный факт нарушений;

размещение рекламы на транспортном средстве (статья 20 ч.3) – 2 факта;

реклама алкогольной продукции (статья 21 ч. 1 ) – 1 факт;

реклама лекарственных средств (статья 24. ч1) – 1 установленных фактов нарушений;

реклама финансовых услуг (статья28) - 5 фактов, в том числе:

-наименование лица, оказывающего финансовые услуги (статья 28 ч. 1) – 2;

-общие требования к рекламе финансовых услуг (статья 28 ч. 2) – 2;

-предоставление кредита (статья 28 ч 3) – 1.

 

 

Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

Всего в 2020 году Новосибирским УФАС России установлено 891 (в 2019 году 1055) нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выдано 303 (312) предписания, из которых 288 исполнено, 13 – в стадии исполнения, 2 предписания не исполнены.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено 16 обращений (в 2019 году – 2) о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Число уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) увеличилось по сравнению с 2019 годом более чем в 2 раза и составило 1833 (в 2019 году – 793).

 

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В 2020 году поступила 1031 жалоба участников закупки, что на 20% меньше, чем в 2019 году (1293).

 Жалоб на федеральных заказчиков поступило 283 (27,4% от общего количества жалоб), на областных заказчиков приходится 440 жалоб (42,7 %), на муниципальных - 308 жалоб (29,9%).

В отчетном периоде по сравнению с 2019 годом  доля жалоб на федеральных заказчиков увеличилась, при  этом снизились доли жалоб на областных и муниципальных заказчиков.

Возвращено и отозвано 496 жалоб (в 2019 году количество возвращенных и отозванных жалоб составляло 601). Таким образом, в 2020 году рассмотрено 535 жалоб  (в 2019 – 692).

39% рассмотренных жалоб признано обоснованными (в том числе частично обоснованными).

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 241 (в 2019 году - 296) закупок с нарушениями, установлено 617 (646) нарушений. Для устранения указанных нарушений выдано 210 (219) предписаний.

Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие:

Нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок.

 Нарушения порядка отбора участников закупок.

Нарушения в части размещения информации в единой информационной системе.

 

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

Показатель по работе по проведению проверочных мероприятий можно охарактеризовать как стабильно результативный.

Так , в отчетном периоде  Новосибирским УФАС России проведено 217 (в 2019 году - 196)  проверочных мероприятий в целях контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок (без учета внеплановых проверок, проведенных при рассмотрении жалоб). Рост данного показателя к прошлому году составил 9,7%.

Из них 4 проведены в соответствии с планом контрольных мероприятий Новосибирского УФАС России, 11 проверок - внеплановые выездные и 202 - внеплановые невыездные проверки.

В процессе контрольных мероприятий попали под проверку 652 закупки, что на  27 % меньше, чем в  2019 году. В результате выявлено 207 (в 2019 году – 363) закупки с нарушениями, выдано  93 предписания (93 и в 2019 году), установлено  274 нарушения (их число по сравнению с 2019 годом уменьшилось в 1,5 раза).

 

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2020 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 576  обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков, это на 13% больше, чем в 2019 году.

 В отчетном периоде Новосибирским УФАС России внесено в реестр 322 записи о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе, что на 67% больше по сравнению с 2019 годом.  По 254  обращениям отказано во включении в Реестр.

Всего в Реестре недобросовестных поставщиков по состоянию на 31.12.2020 года находилось 573 лица. 

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков в 82,6% случаев является расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта; в 15,8% случаев - уклонение от заключения контракта; 1,6% - контракт расторгнут по решению суда.

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности в сфере закупок

В силу снижения в 2020 году количества жалоб и выявленных нарушений произошло снижение и числа административных дел по нарушениям законодательства в сфере закупок: в отчетном периоде их рассмотрено 358, что в 1,4 раза меньше по сравнению с 2019 годом (516). Вынесено 328 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа (462 в 2019 году), все они в отношении должностных лиц.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по законодательству о контрактной системе Новосибирским УФАС России было наложено штрафов на общую сумму 4 409, 89 тыс. рублей.  Сумма  уплаченных в 2020 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода, составила  4 561,82 тысяч рублей (в 2019 году - 4819,76 тыс. рублей).

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в 2020 году стали:

- отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (ч.2 ст .7.30);

- утверждение документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством (ч. 4.2 ст. 7.30);

- ненаправление, несвоевременное направление или непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию (ч.2 ст.7.31).

 

Раздел 6. Сведения о результатах работы по контролю в сфере государственного оборонного заказа

На территории Сибирского федерального округа непосредственно функции контроля, в рамках определенных полномочий, осуществляет Новосибирское УФАС России.

Три основных направления контроля в данной сфере:

Проведение плановых и внеплановых проверок.

В 2020 году проведено 19 (25 в 2019 году) внеплановых проверок.

Контроль применения в сфере государственного оборонного заказа Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части рассмотрения жалоб на действия заказчиков и аукционных комиссий при размещении закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также рассмотрение обращений заказчиков о включении участников закупок, подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков.

В 2020 году поступило 61 (47 в 2019 году) жалоба на действия заказчиков при размещении закупок, их количество по сравнению с 2019 годом увеличилось на 29%. Процент обоснованных жалоб, от общего количества рассмотренных, в отчетном периоде составил 52,5%, что на 5,6% больше по сравнению с 2019 годом.  Выдано 23 предписания, в том числе 6 по результатам проверок, 22 предписания исполнены, одно в стадии исполнения.

Рассмотрено 40 обращений о включении в РНП, что в 1,9 раз меньше, чем в 2019 году. Включено в реестр 14 записей о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе в сфере государственного оборонного заказа, что составляет 35% от рассмотренных обращений.

Контроль ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа. Новосибирским УФАС России рассматриваются уведомления головных исполнителей государственного оборонного заказа о повышении цен поставщиками в сфере государственного оборонного заказа более, чем на 5%.

В 2020 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 25 (16) обращений о повышении цен на продукцию в сфере ГОЗ в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

По результатам рассмотрения уведомлений возбуждено 6 дел:

3 дела возбуждено в рамках контроля части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», из них рассмотрение одного прекращено, а в 2 других случаях принято решение о наличии нарушения и выданы предписания.  Нарушения выразились во включении в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

3 дела возбуждено в отношении субъектов, работающих в сфере государственного оборонного заказа, по ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ в части нарушения установленного порядка ценообразования при формировании цен на продукцию в сфере ГОЗ. По двум из них рассмотрение прекращено, в одном случае принято решение о наличии нарушения и выдано предписание.

Всего в отчетном периоде выдано 3 предписания, все исполнены. Кроме того, по двум из дел выданы предписания о перечислении в федеральный бюджет средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в объеме 127,43 тыс. рублей.

Всего по контролю в сфере государственного оборонного заказа возбуждено 532 административных дел, что на 29% больше чем в 2019 году. Вынесено 484 постановления, исполнено 359. Общая сумма наложенных штрафов составляет 12 829 тыс. рублей. Сумма взысканных штрафов по данному направлению за 2020 год составила 10 092,5 тыс. руб.

 

 

Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В отчетном периоде в Новосибирском УФАС России поступило 4 жалобы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи  181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  Одна была возвращена заявителю, по трем оставшимся случаям жалобы признаны обоснованными и выданы предписания, два из которых уже исполнены, 1 находится в стадии исполнения. (В 2019 году в 2 случаях жалобы признаны необоснованными, по 1 выдано предписание).

Рассмотрено 2 обращения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального строительства многоквартирных домов; по результатам рассмотрения отказано во включении в реестр.

 

Раздел 8. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

В 2020 году Новосибирским УФАС России не направлялись в суд административные материалы для привлечения к административной ответственности с назначением административного наказания в виде дисквалификации.

Новосибирским УФАС России в 2020 году было возбуждено 1236 административных дел (показатель остался практически на уровне 2019 года - 1296 в прошлом периоде). Выдано 71 (76 в 2019г) предупреждений, вынесено 1071 (1078 в 2019г) постановлений о привлечении к административной ответственности.

В отчетном периоде исполнено 990 постановлений, в том числе выданных в прошлом отчетном периоде, что на 8% больше числа исполненных постановлений в 2019 году (919). Всего привлечено к административной ответственности 118 (141) юридических лиц, 843 (936) должностных лиц, 10 (5) граждан (нарушения законодательства о рекламе).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в 2020 году управлением было наложено штрафов на общую сумму 156 674 тыс. рублей (в 2019 - 266 984,6 тыс. рублей). Сумма уплаченных штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода, составила 46 896,8 тыс. рублей, что больше в 1,7 раз, чем в прошлом периоде (в 2019 году сумма уплаченных штрафов составила 27 522,4 тыс. рублей).

Новосибирским УФАС России принимаются меры для обеспечения более полной собираемости штрафов, в том числе возбуждение административных дел по ст. 20.25 КоАП РФ, направление постановлений в службу судебных приставов. В отчетном году в органы ФССП России направлено 92 материала для возбуждения дел об исполнительном производстве.

 

 

Принятые по результатам рассмотрения Новосибирским УФАС России дел решения по фактам нарушения законодательства, находящегося в ведении антимонопольного органа, а также вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях размещаются на официальном сайте Новосибирского УФАС России https://novosibirsk.fas.gov.ru/ в разделе «Решения».