Информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области об итогах работы за 2018 год

Информация

Управления Федеральной антимонопольной службы

по Новосибирской области  об итогах работы за 2018 год

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

В 2018 году Новосибирским УФАС России было рассмотрено 512    заявлений о нарушении   Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Всего в ходе рассмотрения поступивших заявлений, инициативных проверок Новосибирским УФАС России в отчетном периоде было выявлено  52 (в 2017 году – 90) признанных факта нарушений Закона о защите конкуренции. В том числе:

по статье 10 – 11 нарушений;

по статье  11 – 5 нарушений;

по статьям 141-148  - 10 нарушений;

по статье 15 – 20 нарушений,

по статье 17- 3, в том числе  нарушений хозяйствующими субъектами – 2, органами  власти «1»

по статье 17.1 – 3 нарушения.

Все выявленные нарушения антимонопольного законодательства установлены на товарных рынках.

В отраслевом разрезе лидерами по выявленным нарушениям являются: торговля, бытовое обслуживание; лекарственные препараты и медицинские изделия; электроснабжение; газо-, тепло-, водоснабжение.

В 2018 году Новосибирским УФАС России возбуждено 38 дел (в 2017 году - 50) по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Выдано 34  предупреждения.  Выдано 18 предписаний о прекращении выявленных фактов нарушений. В отчетном периоде исполнено 18 предписаний, выданных в отчетном и предыдущем периоде, 5  предписаний отчетного периода в стадии исполнения.  

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2018 году Новосибирским УФАС России возбуждено 6  дел по признакам нарушения  статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  по  результатам  рассмотрения которых  выявлено 6 нарушений антимонопольного законодательства, что на 60% меньше, чем в прошлом периоде. С целью прекращения выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением Управлением выдано 3  предписания, в остальных случаях нарушения были устранены добровольно до выдачи предписания.  В 2017 году предписаний было выдано на 78% больше.  Из общего количества выявленных в отчетном периоде нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции 50% занимают нарушения на рынках услуг водоснабжения. По видам нарушений наибольший удельный вес - 50 % в отчетном периоде приходится на нарушения, связанные с несоблюдением установленного порядка ценообразования. Также в отчетном периоде Управлением выявлены нарушения антимонопольного законодательства, связанные с неправомерным ограничением поставки ресурсов, в том числе не соблюдением установленного порядка ограничения ресурсоснабжения объектов (2 нарушения).  

К прочим нарушениям статьи  10 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отнесен выявленный факт  злоупотребления ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» - Западно-Сибирской железной дороги своим доминирующим положением, путем включения в  Распоряжение Западно-Сибирской железной дороги, регулирующее порядок подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования Западно-Сибирской железной дороги и с железнодорожных путей общего пользования Западно-Сибирской железной дороги на железнодорожные пути необщего пользования, положений, не соответствующих действующему законодательству.  

Необходимо отметить, что в 2018 году Управлением выдано 4 предупреждения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, что на 60% меньше, чем в предыдущем году. Из них 2 предупреждения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отказа или уклонения от заключения договора  и  2  предупреждения о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем навязывания невыгодных условий договора.

 Предупреждения исполнены в установленные сроки. По каждому факту неисполнения предупреждения антимонопольного органа возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2018 году Новосибирским УФАС России  возбуждено 5 дел по признакам нарушения  статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006  «О защите конкуренции», что на 40% больше, чем в предыдущем отчетном периоде.  По результатам рассмотрения указанных дел выявлено 5 нарушений антимонопольного законодательства, выдано 3 предписания. Все выявленные в 2018 году нарушения связаны с заключением хозяйствующими субъектами соглашений, которые приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»).

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

Практика отсутствует. Нарушения статьи 111 в отчетном периоде не выявлены.

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Новосибирским УФАС России выявлено 10 нарушений в форме недобросовестной конкуренции. Возбуждено 10 дел. В ходе рассмотрения возбужденных дел принято 6 решений о наличии нарушения. Выдано 4 предписания об устранении нарушения, все предписания исполнены.

В 2018 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 3 дела по факту нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг (ст.14.4) и рассмотрено 7 дел по факту нарушения запрета  на создания смешения (ст.14.6).

Новосибирским УФАС России выявлен 2 факта дискредитации конкурентов, путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений (ст.14.1), 2 факта введения в заблуждение (ст.14.2) и 1 факт нарушения запретов на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (14.7). Фактов некорректного сравнения хозяйствующего субъекта или его товара с другим хозяйствующим субъектом или его товара (ст.14.3) в 2018 г. не выявлено.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России по выявленным фактам выдано 7 предупреждений, в том числе:  по ст.14.1.- 2, 14.2 – 2, 14.7- 1, 14.8- 2. Выполнены  4 предупреждения. В связи с невыполнением в установленный срок 3 предупреждений возбуждены 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства.  

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году выявлено 20 нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции. В ходе рассмотрения поступивших заявлений и проведенных проверок возбуждено 4  дела по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых принято 3  решения о наличия нарушения указанной статьи. Выдано 3 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которые все исполнены в отчетном году.

Антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти затронуты следующие рынки, отрасли, сферы деятельности: ритуальные услуги, сфера ЖКХ, услуги управления многоквартирными домами.

Выявленные нарушения статьи 15 по видам нарушений:

- необоснованное препятствование деятельности х/с – 1;

- указание о приоритетной поставки товаров, заключении договоров – 1;

- незаконное представление государственной или муниципальной преференции – 4; 

- создание дискриминационных условий – 2 ;

- наделение х/с властными функциями – 2;

-прочие – 10.

К прочим нарушениям отнесены:

- создание преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России по данной статье выдано 23 предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Выполнено 17 предупреждений, 4 в стадии выполнения, 2 предупреждения не выполнены в установленный срок. По всем неисполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

За отчетный период не выявлено противоречащих антимонопольному законодательству правовых актов законодательного органа Новосибирской области, выявлен 31 акт органов исполнительной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами органов власти органов или организаций, противоречащих антимонопольному законодательству. По фактам выявленных нарушений возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выданы предупреждения.

На рынке финансовых услуг нарушений не выявлено.

 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2018  году Новосибирским УФАС России возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», которое прекращено в связи с отсутствием факта нарушения.

В 2018 году отсутствовали факты привлечения хозяйствующих субъектов к «оборотным штрафам», при этом привлечено к административной ответственности 3 должностных лица по делу, рассмотренному в предыдущем отчетном периоде.

На рынке финансовых услуг нарушений не выявлено.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Новосибирским УФАС России возбуждено 7 дел по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», при этом выявлено 3 нарушения указанной статьи, выдано 2 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также принято 1 решение о подачи иска в суд.

Нарушения выявлены в следующих сферах: поставки лекарственных средств и медицинских изделий, рекламные услуги.

Структура выявленных нарушений статьи 17 по видам нарушений:

- координация деятельности участников торгов, запроса котировок – 2 ;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений – 1.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Новосибирским УФАС России возбуждено 5 дел по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», при этом выявлено 3 нарушения указанной статьи, выдано 3 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, 1 предписание исполнено в отчетном периоде, 2 в стадии исполнения.

Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

В 2018,  как и в 2017 году, Новосибирским УФАС России не выявлено нарушений статьи 18 Закона «О защите конкуренции», заявления о нарушении данной статьи  в управление в не поступали, соответственно дела не возбуждались.

 

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

В 2018г. рассмотрено 223 жалобы в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции (рост данного показателя к уровню 2017 года составил 28,9%). Из общего количества рассмотренных торгов наибольшую долю – 60 % - занимают торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; 22 % - торги в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; 6 % - торги по аренде государственного и муниципального имущества, 4 % - аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По видам нарушений наиболее часто поступают жалобы на отказ в допуске к участию в торгах; установление в конкурсной документации условий, ограничивающих конкуренцию; нарушение порядка определения победителя, отказ в заключении договора по итогам торгов.

Пример рассмотрения жалобы:

22.06.2018г. Новосибирским УФАС России рассмотрена жалоба гражданина «…» на действия конкурсного управляющего «….»  при проведении торгов по продаже имущества должника ООО «Поселок».

В связи с допуском к указанным торгам только одного участника, торги по продаже имущества должника ООО «Поселок» признаны несостоявшимися.

Единственным участником торгов, допущенным к участию на торгах, а также направившем заявку для участия в торгах и в установленном порядке и в надлежащий срок оплативший задаток является гражданин «…», направивший предложение о цене имущества в размере 132 000,00руб., при начальной цене имущества 131 850,00руб.

«…» обращался к организатору торгов о намерении заключить договор купли-продажи земельного участка, однако конкурсный управляющий «…» осуществил возврат задатка и объявил новые торги на данное имущество. Тем самым конкурсный управляющий нарушил п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве, в соответствии с которым в случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися. Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов в соответствии с условиями торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или представленным им предложением о цене предприятия.

Жалоба гражданина «…» была признана Комиссией Новосибирского УФАС России обоснованной, организатору торгов выдано предписание № 23 от 22.06.2018г. о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно направить в адрес гражданина «…» подписанный «…» договор купли-продажи имущества должника ООО «Поселок», составленный в соответствием с условиями торгов, а также исключить из состава конкурсной массы торгов, сообщение лот № 3 (земельный участок с кадастровым номером «…»  (45 000 кв.м.).

Управляющий «…»  обжаловал решение и предписание в судебном порядке, однако арбитражный суд в двух инстанциях признал их законными и обоснованными. Предписание исполнено.

 

1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2018 г. Новосибирским УФАС России не возбуждались дела по признакам нарушения статей 19-20 Закона «О защите конкуренции», поскольку нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной преференции квалифицировалось по п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выдавались соответствующие предупреждения, которые были исполнены.

 

1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

Практика отсутствует. В 2018 г. дела, в решение по которым было включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами, в отчетном периоде Новосибирским УФАС России не возбуждались.

 

1.1.13. Практика направления предостережений

В 2018 году практика направления  предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

При осуществлении контроля за экономической концентрацией Управлением в 2018 году рассмотрено 1 ходатайство, в 2017 году – также 1 ходатайство. Рассмотренная в 2018 году сделка будет совершена внутри группы лиц, с целью осуществления хозяйствующими субъектами предусмотренных уставами видов деятельности, извлечения прибыли. Сделка, рассмотренная в 2017 году, также планировалась внутри группы лиц. Таким образом, количество рассмотренных в 2018 году ходатайств, также как и в 2017 году, является незначительным. Ходатайство, рассмотренное Новосибирским УФАС России в 2018 году, так же как и в 2017 году, было одобрено, условия для получения согласия антимонопольного органа не выставлялись, предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, при рассмотрении обращения в 2018 году не выдавалось.

Рассмотренная сделка являлась межотраслевой и относилась к сферам недропользования и управляющей деятельности. Участие иностранного инвестора при совершении данной сделки не предполагалось.

Одобряя указанную сделку, Новосибирское УФАС России исходило из того, что сделка будет осуществляться внутри группы лиц, доля которой на товарных рынках не изменится. Следует отметить, что хозяйствующий субъект, являющийся объектом экономической концентрации, в 2017 году и и за текущий период 2018 года основную деятельность не вёл, выручки от реализации товара за 2017 год не имел. Сделка не приведет к ограничению конкуренции. Учитывая изложенное, анализ состояния конкуренции на товарном рынке в рамках рассмотрения данного ходатайства не проводился.

Ходатайства о совершении сделок, относящихся к сфере естественных монополий, Новосибирским УФАС России не рассматривались.

Новосибирское УФАС России за 2018 год не рассматривало сделки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 № 314 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов». При этом за 2017 год Управление рассмотрело 1 уведомление о получении в пользование части акватории водного объекта, которое было принято к сведению с выдачей предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке строительства и эксплуатации ледовой переправы.

За отчетный период Управлением дела по поводу нарушения требований статьи 34 Закона не возбуждались.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

Практика отсутствует, заявления о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства от хозяйствующих субъектов в 2018 году не поступали.

Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период Новосибирское УФАС России не проводило принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии

(статья 7 Закона «О естественных монополиях»)

Новосибирским УФАС России в 2018 году, как и в 2017 году, уведомления и ходатайства в рамках осуществления государственного контроля в сферах естественной монополии не рассматривались. 

Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2018 году проведено 8 проверок по соблюдению антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления, некоммерческими организациями, из них 7 плановых и 1 внеплановая. Возбуждено 1 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в том числе по результатам проверок, проведенных в предыдущих периодах – 1, выдано 1  предписание.

Уменьшение количества возбужденных дел в отчетном периоде по сравнению с предыдущим объясняется добровольным устранением органами местного самоуправления выявленных нарушений, в том числе до выдачи предупреждения. Кроме того, органами местного самоуправления до возбуждения дела исполняются предупреждения: в 2018г. до возбуждения дела устранено 4 нарушения, выявленных в результате проверок. Также по ряду нарушений не истек срок направления возражений проверяемым лицом, установленный п. 3.87 Административного регламента ФАС России № 340 от 25.05.2012 г.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по итогам проверки, касается сферы деятельности «лекарственные препараты и медицинские изделия»

 

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2018 году Новосибирским УФАС России в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области было направлено 3 заявления о преступлении для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье 178 УК РФ.  Из них по 2 заявлениям окончательные процессуальные решения еще не приняты, по результатам рассмотрения 1 заявления 10.04.2018 г.  СЧ ГСУ ГУ МВД России по Новосибирской области в отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2018 г. территориальным органом проверки  в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Новосибирской области не проводились. При этом органами прокуратуры по фактам  не размещения информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и о существенных условиях договоров поставки на сайтах торговых  сетей в сети Интернет  возбуждено и передано на рассмотрение в Новосибирское УФАС России  12  дел об административных правонарушениях по ст. 14.41 КоАП РФ. Из них 8 дел были прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по результатам рассмотрения 4 дел применена мера административной ответственности в виде предупреждения.

В 2018 году Новосибирским УФАС России возбуждено 1 дело и выявлено 1 нарушение статьи Закона о торговле. Выдано 1  предписание.

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

Принятые решения и поданные иски в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») отсутствуют.

В 2018 году  Новосибирским  УФАС России рассмотрено более 70 обращений по вопросам, связанным с нарушениями в области энергетики.  

В основном эти обращения касались  отказов от заключения договора на технологическое присоединение,  затягивания сетевыми организациями установленных законодательно сроков для осуществления фактического присоединения к электрическим сетям, определения стоимости технологического присоединения, навязывания невыгодных условий договоров технологического присоединения,  применения  при расчетах за услуги по передаче электрической энергии тарифов, не утвержденных в тарифном органе, уклонения от составления документов, подтверждающих технологическое присоединение (актов разграничения  балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон).    

В 2018 году Управлением выдано 2 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики. Предупреждения выданы  гарантирующему поставщику по факту уклонения от заключения договора энергоснабжения с управляющей компанией и сетевой организации   по факту навязывания невыгодных условий договора на передачу электрической энергии со смежной сетевой организацией.                                                           

В 2018 году дела о нарушении антимонопольного законодательства  в области электроэнергетики  управлением не возбуждались.  В связи с нарушениями в сфере электроэнергетики в 2018 году возбуждено 24 дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых выдано 8 предупреждений, наложено штрафов на общую сумму 2505 тыс. рублей.  

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

В 2018 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 554 (в 2017г. - 321) заявления по поводу ненадлежащей рекламы. Отказано в возбуждении в 472 (229) случаях, возбуждено в общей сложности 82 (98) дела.

Принято решений о признании рекламы ненадлежащей 72 (76).

Выдано предписаний 79 (77). Исполнено предписаний 77 (75), в том числе выданных в отчетном периоде 75 (15). 

Всего рассмотрено 124 (118) факта, указывающих на событие правонарушения.

 

Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

Всего в 2018 году Новосибирским УФАС России установлено 1345 (в 2017 году 1271) нарушений законодательства  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выдано 344 предписания, из которых 327 исполнено и 17 – в стадии исполнения.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено 18 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и 707 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В 2018 году в Новосибирское УФАС России поступило 1329 жалоб участников закупок (что на 14,5% меньше, чем в 2017 году).   На федеральных заказчиков поступило – 30,3% жалоб, на областных заказчиков приходится 29,1 % жалоб, на муниципальных 40,6%. Возвращено и отозвано 589 жалоб (в 2017 году количество возвращенных и отозванных жалоб составляло 807). Таким образом, количество рассмотренных жалоб на уровне прошлого года – 740 (в 2017 году 748).

Из рассмотренных жалоб признано обоснованными (в том числе частично обоснованными) 42%.

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 330 закупок с нарушениями, установлено 775 нарушений. Для устранения указанных нарушений выдано 282 предписания.

Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие:

Нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок.

 Нарушения порядка отбора участников закупок.

Нарушения в части размещения информации в единой информационной системе.

 

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2018 году данное направление характеризуется усилением внимания со стороны антимонопольного органа, отмечается существенный рост показателей. В отчетном периоде  Новосибирским УФАС России проведено 135  проверочных мероприятий в целях контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок (без учета внеплановых проверок, проведенных при рассмотрении жалоб). Рост данного показателя к прошлому году составил 10,7%.

Из 21 выездной проверки 4 проведены в соответствии с планом контрольных мероприятий Новосибирского УФАС России.

В процессе контрольных мероприятий проверено 1208 закупки (рост к 2017 году - 64,1%), в результате выявлено 527 (в 2017 году – 262) закупки с нарушениями, установлено 570 (322) нарушений.

 

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено 199 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков.

 В отчетном периоде Новосибирским УФАС России внесено в реестр 110 записей о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе.  По 80 обращениям отказано во включении в Реестр.

Всего в Реестре недобросовестных поставщиков по состоянию на 31.12.2018 года находилось 271 лицо. 

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков в 69,1 % случаев контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта; 30,0% случаев явилось уклонение от заключения контракта; 0,9 % - контракт расторгнут по решению суда.

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности в сфере закупок

Новосибирским УФАС России  в 2018 году было рассмотрено 465   административных дел за нарушения законодательства в сфере закупок (что в 2,14 раза больше уровня 2017 года). Вынесено 391 постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа. Всего привлечено к административной ответственности 374 должностных лиц.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по законодательству о контрактной системе Новосибирским УФАС России было наложено штрафов на общую сумму 4952,8 тыс. рублей. Сумма  уплаченных в 2018 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода,  составила  3840,9  тыс. рублей.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в 2018 году стали отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации с нарушением требований, предусмотренных законодательством,  утверждение документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством.

 

Раздел 6. Сведения о результатах работы по контролю в сфере государственного оборонного заказа

Полномочия Федеральной антимонопольной службе по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа были переданы в 2015 году. На территории Сибирского федерального округа непосредственно функции контроля, в рамках определенных полномочий, осуществляет Новосибирское  УФАС России.

Можно выделить три основных направления контроля в данной сфере:

проведение плановых и внеплановых проверок.

В 2018 году проведено  40 плановых и внеплановых проверок, в том числе три выездные (Алтайский край, Новосибирская область, Томская область)

контроль применения в сфере государственного оборонного заказа Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части  рассмотрения жалоб на действия заказчиков и аукционных комиссий при размещении закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также рассмотрение обращений заказчиков о включении участников закупок, подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков.

В 2018 году поступило 61 жалоб. А на действия заказчиков при размещении закупок. Из рассмотренных жалоб 33% признаны обоснованными. Выдано 22 предписания, в том числе 7 по результатам проверок. Исполнено выданных предписаний  21.

Рассмотрено 36 обращений о включении в РНП. Включено в реестр 21  запись о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе в сфере государственного оборонного заказа.

контроль ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа. Новосибирским УФАС России рассматриваются уведомления головных исполнителей государственного оборонного заказа о повышении цен поставщиками в сфере государственного оборонного заказа более, чем на 5%.

В 2018 году в  Новосибирское УФАС России поступило 24  уведомления о повышении цен на продукцию в сфере ГОЗ в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», из них 14 уведомлений были перенаправлены для рассмотрения по подведомственности.                  

Кроме того, в рамках контроля части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Новосибирским УФАС рассмотрено 7 дел. В 4 случаях принято решение о   наличии нарушения.

Нарушение выразилось в использовании средств полученных по  государственному оборонному заказу на цели не связанные в выполнением государственного оборонного заказа, в установлении необоснованной цены на продукцию поставленную в рамках государственного оборонного заказа, во  включении в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).

Выдано 2 предписания, одно исполнено в отчетном периоде, второе в стадии исполнения. Кроме того, по одному из дел выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в объеме 4124,63 тыс. рублей.

Всего по контролю в сфере государственного оборонного заказа возбуждено 328 административных дел (рост показателя относительно 2017 г – 30,2%). Вынесено 302 постановления. Исполнено 244 постановления.    Общая сумма наложенных штрафов составляет 11309,5 тыс. руб. Сумма взысканных штрафов по данному направлению за 2018 год составила 8109,1 тыс. руб.

 

Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В отчетном периоде в Новосибирском УФАС России не поступали жалобы в соответствии с пунктом  2 части  1 статьи  181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

 

Раздел 8. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

В 2018 году Новосибирским УФАС России в суд не передавались материалы для вынесения постановления о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства

Новосибирским УФАС России в 2018 году было возбуждено 1119  административных дел (рост данного показателя к уровню 2017 года составил 27,4%). Выдано 84 предупреждения, вынесено 895  постановлений о привлечении к административной ответственности. В отчетном периоде исполнено 731 постановление, в том числе выданных в прошлом отчетном периоде. Всего привлечено к административной ответственности 107  юридических лиц, 787  должностных  лиц,  8  граждан.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях управлением было наложено штрафов на общую сумму 27084,5 тыс. рублей. Сумма  уплаченных в 2018 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода, составила 23520,4 тыс. рублей (рост данного показателя 9,5% к уровню прошлого года, в 2017 году сумма уплаченных штрафов составила 21469,1  тыс. рублей).

Новосибирским УФАС России принимаются различные меры  для обеспечения более полной собираемости штрафов, в том числе  возбуждение административных дел по ст. 20.25 КоАП РФ, направление постановлений в  службу судебных приставов.

Файлы для скачивания

Информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области об итогах работы за 2018 год
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.1 МБ