Государство расскажет, сколько должны стоить авиабилеты

Федеральные власти всерьез взялись за регулирование авиационной отрасли с целью снижения стоимости авиабилетов. Пока Счетная палата проверяет тарифы "Аэрофлота", антимонопольная служба посчитала, что стоимость перевозки завышает S7. Эксперты уверены, действия властей - не более чем "показательная порка", и не принесут результата. По их мнению, нужны не карательные меры, а оздоровление всего рынка.

Антимонопольная служба нашла нарушения в тарифной политике авиакомпании S7. Соответствующее заявление опубликовано сегодня на сайте ведомства. В нем сказано, что Управление ФАС по Новосибирской области признало ОАО "Авиакомпания "Сибирь" нарушившим антимонопольное законодательство и закон "О защите конкуренции".

"Нарушение выразилось в установлении монопольно высоких тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных по маршруту Новосибирск - Сочи - Новосибирск в июне-сентябре 2011 года", - говорится в сообщении службы. 

Сравнивались тарифы S7 в экономическом классе на маршруте Новосибирск - Сочи и компании "Владивосток авиа" между Новосибирском и Краснодаром за июнь-сентябрь 2011 года. Эти маршруты служба признала "сопоставимыми по ортодромическому расстоянию, сезонным колебаниям и типу используемых воздушных судов". 

В ходе анализа сотрудники ФАС выяснили, что нормальные и специальные тарифы S7 на 65% и 43% соответственно выше, чем у конкурента на похожем маршруте. Также служба установила, что себестоимость перевозки одного пассажира у S7 ниже. В результате авиакомпании выдано предписание об устранении этого нарушения. Заместитель руководителя Новосибирского УФАС России Наталья Камнева пояснила, что в 2011 году S7 была единственной компанией, выполнявшей рейсы по этому маршруту, и занимала доминирующее положение. "Установление монопольно высоких цен авиакомпаниями на рынках с неразвитой конкуренцией, в понимании антимонопольного законодательства, является злоупотреблением доминирующим положением. Подобные нарушения негативно сказываются на состоянии региональных рынков авиаперевозок", - говорит Н.Камнева.

В свою очередь, о необходимости проверить ценовую политику "Аэрофлота" на этой неделе заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин. Механизмы формирования цен на авиабилеты ведомство изучит в рамках проверки деятельности компании, которая началась еще в конце прошлого года. С.Степашин считает билеты слишком дорогими.

В Счетной палате говорят, что проверка плановая - проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компании за 2010-2011 годы и 9 месяцев 2012. В том числе, смотрят и на ценообразование. Чем именно вызван интерес к ценовой политике перевозчика, в ведомстве не уточняют.

Представители авиационной отрасли сетуют, что авиакомпании, как в России, так и во всем мире и так работают с крайне низкой маржой, зарабатывают лишь несколько западноевропейских лоу-костеров.

В S7 говорят, что намерены оспорить решение ФАС, но подробностей пока не рассказывают. В "Аэрофлоте" уверены, что ничего интересного для себя аудиторы не выявят - механизмы ценообразования прозрачны. По словам представителя компании, "Аэрофлот" постоянно проходит проверки, как со стороны представителей власти, так и со стороны миноритарных акционеров.

По его словам, ранее звучавшие претензии к "монопольно высоким" ценам беспочвенны: на большинстве внутрироссийских линий, где выполняет полеты "Аэрофлот", работает еще несколько компаний-конкурентов. А что касается международных маршрутов, в страны, которые востребованы пассажирами, летает несколько компаний с обеих сторон. "На протяжении долгих лет существовала практика, согласно которой на международных линиях действовали только по одному перевозчику, который выбирался в рамках межправительственных соглашений. Сейчас мы отказываемся от этой практики. "Аэрофлот" был как раз пионером этой идеи: генеральный директор компании Виталий Савельев еще в прошлом году заявил о намерении безоговорочно отказаться от безальтернативных маршрутов", - говорит собеседник "АвиаПорта".

В компании объясняют, что билеты на некоторых внутрироссийских маршрутах могут быть дороже из-за того, что "Аэрофлот" оказывает пассажиром услуги лучшего качества, чем конкуренты. "На некоторых маршрутах внутри России цены могут быть несколько выше. Но не следует забывать о том, что "Аэрофлот" - премиальная компания. Мы летаем на новых самолетах, лизинговые платежи за которые намного выше, чем за секонд-хенд, которым пользуются некоторые российские авиакомпании. Мы предоставляем сервис высокого уровня, наши цены являются отражением рыночной ситуации", - говорит представитель компании.

Эксперты называют действия властей "популистской мерой". На внутрироссийском рынке проблем с ценообразованием как таковых нет, потому что нет ограничений - любая компания может летать куда угодно, уверен аналитик "Атон" Никита Мельников. По его мнению, отдельные направления могут не интересовать перевозчиков из-за высоких сборов в региональных аэропортах, которые, вместе с высокими ценами на топливо, делают полеты в эти регионы невыгодными. "Нельзя сказать, что каким-либо монополистом является "Аэрофлот". Есть, конечно, отдельные направления, где конкуренция слаба. Но это не проблемы, которые может решить Счетная палата. Это проблема назначенных перевозчиков", - говорит Н.Мельников.

"Предсказуемым" называет решения ФАС и Счетной палаты и эксперт инвестиционного холдинга "Финам" Алексей Захаров. "Сейчас авиационные власти рассматривают варианты пересмотра тарифов аэропортов и сборов за аэронавигацию. Чтобы все это прошло при поддержке народных масс, организуют такую образцово-показательную порку отдельных авиакомпаний", - полагает он. Эксперт напоминает, что "Аэрофлоту" однажды удалось доказать ФАС, что билеты из Калининграда в Москву продавались ниже себестоимости, в то время как служба сочла цены на них завышенными.

Аналитик компании "Метрополь" Андрей Рожков также считает, что претензии к "Аэрофлоту" не обоснованы. По его словам, если бы компания существенно завышала цены на свои билеты, это бы обязательно нашло отражение в финансовых результатах в части чистой прибыли. Сегодня же отчетность "Аэрофлота" несколько выше по маржинальности, чем "Трансаэро" или "ЮТэйр", но, в то же время, нужно учитывать, что "Аэрофлот" получает определенную часть роялти за пролеты над территорией Сибири. И если эти доходы вычесть, окажется, что прибыльность "Аэрофлота" находится на достаточно низком уровне. "Я не вижу оснований проверки Счетной палатой справедливости установки тарифов. Если бы они были завышенными, мы бы увидели существенную прибыль, а мы ее не видим", - говорит А.Рожков.

Специалисты отрасли сходятся во мнении, что проблемы отечественной авиации проистекают не столько от отсутствия конкуренции, сколько от целого ряда вопросов, требующих внимания со стороны государства. Основными из них остаются высокая цена на топливо, дефицит пилотов, высокие сборы региональных аэропортов и низкая пропускная способность МАУ. "Всегда легко найти крайнего: давайте скажем, что "Аэрофлот" самый большой и будем ему портить жизнь. Это, скажем так, показуха. Никакого позитивного эффекта от таких показательных порок не может быть даже в теории", - говорит Н.Мельников.

Что касается поставленных вопросов, на днях на сайте правительства была опубликована "Дорожная карта" развития конкуренции, в том числе и в авиационной отрасли. Документ включает в себя пункты, призванные решить проблему допуска иностранных пилотов для работы в российских авиакомпаниях и отрегулировать некоторые тарифы на наземное обслуживание, снять ряд ограничений по числу перевозчиков и установленных маршрутов, которые существуют сейчас в рамках действующих межправительственных соглашений. А.Захаров при этом напоминает, что стоимость билетов зависит не только от себестоимости, но также от загруженности кресел, востребованности маршрута.

А.Рожков в свою очередь говорит, что если правительство действительно желает уменьшения стоимости авиаперевозки, то следовало бы, в первую очередь, уменьшить стоимость обслуживания авиакомпании в аэропортах в той части, в которой государство может на это влиять. "Это пользование ВПП, сервисы по части безопасности, аэронавигационного обслуживания. Но это вопрос уже к государству, насколько оно видит возможность проявить большую гибкость и предложить меньшие тарифы, тем самым снижая собственный доход от деятельности этих служб", - объясняет А.Рожков. При этом эксперт сомневается, что государство пойдет на эти меры, поскольку в таком случае будет действовать себе в ущерб и снижать стоимость этих услуг, требующих существенного объема инвестиций.

Кроме того, проблема "дороговизны" авиаперевозок заключается даже не в каких-то проблемах внутри отрасли, а в низкой платежеспособности населения. "Если сравнивать наши цены на билеты с международными, это проблема не цены билетов, а недостатка дохода населения. Мне не очень понятно, почему государство делает вид, что оно не понимает, почему у нас дорогие билеты. Правильный ответ, потому что у нас население недостаточно зарабатывает, при ситуации, когда топливо дорожает на 30% в год", - рассуждает Н.Мельников. "Мало того, что у нас низкий доход на душу населения, он еще неравно распределяется. Когда вместо того, чтобы один человек слетал 20 раз в год, смогут слетать 10 человек по два раза, мы получим совсем другую картину", - дополняет А.Захаров.