Подземное сокровище

Подозрения, что под землей лежит клад, возникли давно. Первыми на него позарились депутаты новосибирского горсовета в 2008 году. Инициатором рассмотрения этого вопроса стал депутат Ренат Сулейманов, который считал, что метрополитен недополучает значительные суммы от размещения рекламы. Проверка Контрольно-Счетной Палаты показала, что за 2007 год «Спаркс» принес 16,6 млн руб., или более 76% от общей суммы дохода, полученного от размещения рекламы. Подобное отсутствие конкуренции, по мнению аудиторов, нарушало ФЗ «О рекламе».
Спуск в метро был для проверяющих органов долгим. УФАС начал проверку только в конце прошлого года по обращению частного предпринимателя, который занимается размещением рекламы, рассказал замруководителя новосибирского УФАС Александр Ельчанинов. Имени Ельчанинов не назвал, сказав лишь, что предприниматель – женщина.
Ельчанинов сообщил, что рекламные площади в помещениях станций Новосибирского метрополитена в нарушение закона до сих пор не распределялись по конкурсу. «Распределение происходило произвольно, – пояснил Ельчанинов. – Очевидно, по принципу «кто больше понравился». Но представители мэрии в процессе разбирательства настаивали, что не должны были проводить конкурсы. Сейчас мы готовим предписание об устранении нарушений».
Начальник отдела рекламы мэрии Дмитрий Кузнецов не отвечал на звонки. В самом отделе сообщили, что он в отпуске с 11 июня, и посоветовали обраться в пресс-службу мэрии. В пресс-службе мэрии посоветовали написать официальный запрос, и обещали ответить в течение 7 рабочих дней.
Директор «Спаркс» Сергей Дижевский сказал, что все было на законных основаниях и отказался от дальнейших комментариев. Зампред совета директоров компании «Спаркс» Вадим Кунгурцев не отвечал на звонки.
Как УФАС сейчас хочет устранить правонарушение, не ясно. Открытый конкурс на размещение рекламы в метрополитене прошел 16 марта 2012 года. На нем первый лот – рекламу в поездах, выиграла «Реклама Онлайн». Цена лота тогда выросла в 7 раз – 11,7 млн до 77,2 млн руб. в год. Второй лот – площади на станциях – за 49 млн руб. выиграл московский «Единый центр продаж» (ЕЦП), принадлежащий федеральному рекламному агентству «Нью-тон».
В апреле 2012 на заседании Горсовета депутатов начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин говорил, что «Реклама Онлайн» будет работать себе в убыток. Тогда семикратное повышение стоимости лота казалось необдуманным ходом. «Они в сознании были, когда принимали это решение?» – спрашивал председатель комиссии Совета депутатов города Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов.
«Мы все время находимся в сознании, и заранее просчитали, что можем продавать больше, чем прошлый арендатор. Мы довольны победой в аукционе. Могу точно сказать, что мы не работаем в убыток. Сборы даже несколько выше, чем мы ожидали весной» – говорит владелец «Рекламы онлайн» Павел Телегин. По его данным, за первые 4 месяца этого года метрополитен уже получил от двух арендаторов 42 млн руб., а за весь год получит около120 млн руб. По данным Кошкина, за весь 2011 год метрополитен получил 27 млн руб., за 2010–24 млн. С 2009 года по настоящий момент сборы метрополитена примерно на одном уровне, считает Телегин. Таким образом, только за последние три года метрополитен недополучил около 300 млн руб. Аукцион должен был состояться еще в 2011 году, но его несколько раз переносили, в итоге он был отложен на год, вспоминает Телегин. Возможно, кому-то это было выгодно, думает рекламщик.