На заборе тоже написано, но не про ипотеку

Агентство недвижимости и рекламная фирма не смогли убедить потребителя, что не хотели его обмануть с условиями кредитования.

 

Рекламная кампания про ипотечную субботу, проведенная агентством недвижимости «Жилфонд» через ООО «Городское бюро рекламы», что называется, зашла: ей занималось региональное управление ФАС России, Арбитражный суд Новосибирской области и не исключено, еще позанимаются следующие инстанции. На данном этапе «ГБР» в проигрыше, потому что его признали нарушителем закона о рекламе.

В ноябре прошлого года, проходя по улице Челюскинцев, 48/1, новосибирец Евгений Бородин обратил внимание на придорожную стелу с рекламой агентства недвижимости «Жилфонд». Текст на баннере гласил: «16 ноября состоится общегородская ипотечная суббота. Получи кредит без похода в банк по ставке ниже, чем в банке. Без первоначального взноса, без подтверждения дохода. Проверка кредитной истории бесплатно во всех офисах «Жилфонда».

Мужчина оказался непростым и тут же позвонил в агентство недвижимости. Там его обескуражили: оказывается, для получения ипотечного кредита необходимо предоставить справку о доходах по форме, утвержденной банком, при этом ставку по кредиту будет устанавливать банк. Мужчина почувствовал разницу между обещанием и реальностью и, посчитав, что его намеренно ввели в заблуждение, обратился  с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

В январе 2020 года ведомство возбудило дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Антимонопольщики запросили у агентства недвижимости необходимые документы, но в ответ на запрос получили жесткий отпор: мол, никакой такой рекламы «Жилфонд» не размещал. А вот «ГБР» от ответственности уйти не удалось.

Дальнейшее отражено в судебном решении. Оказывается, в октябре 2019 года агентство заключило договор об оказании услуг по организации мероприятия «Ипотечная суббота» с ООО «Городское бюро рекламы». Согласно договору, рекламщики должны были оформить офисы агентства недвижимости воздушными шариками, обеспечить каждый офис угощением для клиентов, провести фотоотчет с мероприятия, провести промоакции по распространению информационных листовок о мероприятии. О том, что рекламщики немного перестарались и самостоятельно разместили баннер с заманчивыми предложениями, в АН «Жилфонд» узнали, когда начался шквал звонков от заинтересованных в получении ипотеки без справок и первоначального взноса граждан.

Комиссия УФАС в итоге приняла решение о признании рекламной информации, размещенной на баннере, ненадлежащей, а ООО «Городское бюро рекламы» — нарушившим закон «О рекламе». «ГБР» выдали предписание о прекращении нарушения, но рекламщики обратились в арбитраж с иском о признании акта незаконным.

В суде представители ООО «ГБР» подтвердили, что договора на размещение рекламы с «Жилфондом» не имели, и попытались напирать на то, что Новосибирский УФАС признал рекламной информацию, которая на самом деле является информационно-справочной. Логика этой позиции строилась на том, что, поскольку «Жилфонд» не является банком или другой кредитной организацией, то и кредитов выдавать не может. А раз не может – зачем ему себя в таком ключе рекламировать? Ну а поскольку в объявлении отсутствует сам объект рекламирования, то это и не реклама, заявили представители «ГБР».

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал. Он напомнил, что «недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров» и что «не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы». А то, что произошло все именно так, суд не усомнился, ведь заявитель взялся за телефон именно потому, что его заинтересовала именно возможность получения ипотеки без похода в банк и по ставке ниже, чем в банках, да еще и без первоначального взноса, без подтверждения дохода и с бесплатной проверкой кредитной истории.

После решения суда наступил самый важный момент: привлечение виновного к административному наказанию. По КоАП за нарушение законодательства о рекламе положен штраф от 2000 до 4000 рублей на физлиц, до 20 000 на должностных и от 100 тыс. до 0,5 млн на компанию. В УФАС решили, что в данном случае остаточно просто предупреждения.

Ася ШУМИЛОВА