Николай Зенин: «Телекоммуникации — нерв экономики»

 

— Николай Сергеевич, каковы ваши первые ощущения в целом от Сибирского федерального округа и непосредственно от Новосибирской области? Как у вас прошло знакомство с регионом?

— Среди городов Сибирского федерального округа, кроме Новосибирска, я успел побывать в Чите, Улан-Удэ, Красноярске. Мне нравится сибирская ментальность. Здесь люди открытые и честные, и мне это, безусловно, импонирует.

Сам Новосибирск произвел также позитивное впечатление. Здесь важно отметить, что я достаточно давно не жил в крупном городе. Предыдущие мои 16 лет прошли в Ханты-Мансийске. Это красивый, но небольшой город. Мне бросилось в глаза и подкупило, что Новосибирск — чистый мегаполис. Также мне понравилось, что жители города достаточно раскованы, стремятся к самореализации. Это если говорить о житейских ощущениях.

— А если сравнить ту же Новосибирскую область с Ханты-Мансийским автономным округом с точки зрения развития телекоммуникаций?

— На мой взгляд, сравнение здесь не очень корректно. Каждый регион индивидуален с точки зрения своего развития и расстановки акцентов. Ханты-Мансийский автономный округ стоит особняком из-за структуры бизнеса региона. Прежде всего его экономика базируется на добыче нефти, а также природного газа, поэтому возникает много особенностей.

Необходимо развиваться.

Если бизнес остановился, он умер

Но в целом тренды на телеком-рынке общие и не зависят от отдельно взятого региона. Я в первую очередь говорю о строительстве оптоволоконных сетей, повышении скоростей передачи данных, утяжелении контента и росте его разнообразия для абонентов. Если же рассматривать предпочтения клиентов, то здесь есть свои особенности. В Ханты-Мансийском автономном округе ключевыми заказчиками обычно являются либо органы власти, либо крупные клиенты из нефтегазовой сферы. Это накладывает свои особенности: необходимость строительства протяженных коммуникаций по труднодоступным участкам, где километры измеряются сотнями. В Новосибирской области бизнес более разнообразен — много компаний сегмента малого и среднего бизнеса, частных предприятий, производственного недобывающего комплекса. В регионе более высокая плотность населения, много райцентров. И это не сравнимо с Ханты-Мансийским автономным округом. Понятно, что потребности заказчиков здесь другие. Есть свои особенности и в вопросах построения сетей, а также их эксплуатации.

— Состоялось ли уже ваше знакомство с властями региона, и если да, то как вы оцениваете их отношение к телекоммуникационной отрасли и ее развитию?

— Да, у меня состоялось знакомство с губернатором Новосибирской области Владимиром Городецким и мэром Новосибирска Анатолием Локтем. Телекоммуникации — нерв экономики. Никакая отрасль не может работать без них. В том числе и управление регионом базируется на телекоммуникациях. Если необходимой связки нет, то возникают сложности. Это понимает любой региональный и федеральный руководитель. Поэтому независимо от региона телекоммуникационная отрасль для органов власти — если не номер один, то одна из первых по приоритетности. Это требование времени и возможность эффективного управления регионом. Как государственно ориентированная компания во всех субъектах РФ мы очень четко работаем с властями и выстраиваем с ними деловые отношения. Благодаря этому в том числе решаются такие задачи, как ликвидация цифрового неравенства регионов. Есть конструктивное взаимодействие, которое нам помогает.

— Совсем недавно с официальным визитом в Красноярском крае побывал президент «Ростелекома» Сергей Калугин. Чем был вызван его интерес именно к этому региону?

— Поездка в Красноярский край была связана с производственной деятельностью «Ростелекома». Кроме того, там новая команда топ-менеджеров, стоят серьезные бизнес-задачи как в массовом, так и бизнес сегменте. Красноярский край — большой и обеспеченный регион, потенциал которого очень высок. На встрече с губернатором Красноярского края Виктором Толоконским мы обсуждали вопросы подготовки к универсиаде 2019 года. Регион желает провести ее на мировом уровне, а для выполнения необходимого объема задач требуется формирование соответствующей телеком-инфраструктуры.

Обсуждались также вопросы безопасного города и видеофиксации — вопросы, где мы чувствуем себя уверенно с точки зрения наработанных компетенций и наличия примеров успешной реализации. В Сибири у нас есть два проекта такого типа — в Чите и в Омске. В этом же заинтересован Красноярск с точки зрения обеспечения безопасности на дорогах, и прежде всего — комфортной жизни горожан.

Третий вопрос, которого мы коснулись, — использование геоинформационных сервисов. Это один из важнейших инструментов для органов госвласти, как для стратегического планирования, так и для оперативного управления и принятия решений. Но его создание и применение требует требуют дальнейшего наращивания компетенций операторами связи.

— В какую сторону, на ваш взгляд, происходит развитие модели предоставления услуг операторами связи?

— Особенности телекоммуникационного бизнеса таковы, что для оператора уже недостаточно продавать проводной доступ в Интернет. Рынок таких услуг потихоньку насыщается, и крупные операторы, понимающие значимость диверсификации бизнеса и  освоения новых рынков, уже выходят в медийную сферу, а также в сферу прикладных ИТ-сервисов, в частности, «облачных» продуктов, отраслевых сервисов, например, медицинских информационных систем, систем для ЖКХ, образования, систем контроля автотранспорта и т. д. И существует целый пул новых точек приложения компетенций оператора. Оператор — не просто провода, а огромный человеческий ресурс, в том числе интеллектуальный, это инженеры, которые способны на многое. Исходя из этих соображений, важно расширять бизнес в тех направлениях, которые еще несколько лет назад для нас были сторонними, а сегодня стали одними из ключевых. Такая стратегия себя оправдывает. Это то, куда двигается мир телекоммуникаций, когда чисто операторская задача обеспечения доступа в сеть сращивается с дополнительными интеллектуальными ИТ-сервисами, которые можно к ней приложить.

— Как вы оцениваете текущее положение дел в сибирском макрорегиональном филиале «Ростелекома»? Стоит ли ожидать существенных перемен с вашим приходом?

— Если рассматривать операторский аспект, то как бы ни обстояли дела, для провайдера всегда существуют направления развития, где бы он ни находился. Это улучшение качества сетей, разработка новых продуктов для массового и корпоративного сегментов, улучшение работы сервисов на уровне лучших стандартов отрасли. Точно так же и для сибирского макрорегионального филиала есть стандартные точки развития. В этих вопросах нет пределов совершенству, начиная с контакт-центра и заканчивая сервисной поддержкой инженеров. Особое внимание уделяем росту квалификации персонала. Причем это не только профильные задачи, как, например, подбор инженеров, но и, к примеру, маркетологов и специалистов по связям с общественностью, а также программа развития общеуправленческих компетенций для сотрудников всех уровней, начиная от топ менеджмента и заканчивая линейными руководителями, общающимися с клиентами.

Еще одна точка развития — рост эффективности бизнеса. Не секрет, что одна из ключевых задач менеджмента компании — рост ее капитализации. Это важно не только для государства как акционера, но и для заказчиков, так как эффективный бизнес лучше работает. И у него, как правило, наблюдается более высокий уровень отдачи для клиентов, когда нет длинных согласований, когда все вопросы решаются оперативно и качественно. Казалось бы, в этом вопросе все упирается в затраты. Но все серьезнее. Ненужные телодвижения способны ухудшать качество взаимодействия оператора с клиентами любого типа и замедляют темпы развития компании, уровень и качество ее работы. И это тоже точка приложения усилий.

Уменьшение затрат тоже необходимо. Ведь издержки — это то, что уменьшает нашу прибыль. Но прибыль — не самоцель компании. Безусловно, дивиденды нужны, но прибыль — это прежде всего источник формирования инвестиций. То, что можем вкладывать в развитие сетей, продукта, оборудования, качества услуг, их объемов и их номенклатуры. Для всего этого нужны финансовые вложения. С учетом расширения наших интересов на медийную сферу, ИТ, инвестиции — существенная компонента, являющаяся двигателем развития. Предоставление «облачных» сервисов требует вложений в центры обработки данных, и это тоже категория инвестиций.

Повышение эффективности как раз и создает тот самый денежный поток, который целесообразно вкладывать в расширение услуг, улучшение их качества, дальнейшее развитие. Еще один «задел» для этого и точка приложения усилий — повышение эффективности и производительности труда каждого отдельно взятого сотрудника компании. Независимо от того, где мы находимся сейчас, мы движемся исходя из этой парадигмы.

— Возможны ли в ближайшее время кадровые перестановки и изменения в структуре сибирского макрорегионального филиала?

— Что касается структурных изменений, то программа трансформации компании в том числе предполагает их наличие. И это не первый год, когда они происходят. Цель этих мер — обеспечить оптимальную конфигурацию подразделений с точки зрения наименьших затрат, наибольшей эффективности и наивысшего качества предоставления услуг. Какие-то подразделения мы разделяем по функционалу, какие-то объединяем, что-то централизуется, что-то выводится на внутренний аутсорсинг, как, например, дочерняя компания «Ростелеком розничные сети», которая занимается обслуживанием клиентов и продажами контрактов в наших центрах продаж. Такие изменения есть и будут всегда, так как бизнес трансформируется, меняются технологии и ситуация на рынке. Это требует оперативной и взвешенной реакции компании, которую мы будем обеспечивать, и это нормально для любого бизнеса.

Говоря о кадровом составе сибирского макрорегионального филиала, стоит отметить, что на 99% команда уже сформирована. По крайней мере в горизонтали топ-менеджмента компании и в региональных филиалах за исключением единичных вакансий, где проходит конкурс. Процесс формирования команды сложен, итерационен, проходит на конкурсной основе, и я считаю, что сотрудники, которые сегодня заняли ключевые позиции в компании, — это те самые люди, которые нужны нам для того, чтобы компания добилась необходимых результатов в развитии бизнеса.

— Заставляет ли текущая экономическая ситуация корректировать инвестиционную программу развития «Ростелекома» и непосредственно макрорегионального филиала?

— Если рассматривать текущий год, то могу сказать, что инвестпрограмму, которую «Ростелеком» закладывал в планы, мы выполняем в полном объеме с существенным превышением, связанным со строительством сетей по программам ликвидации цифрового неравенства. Сейчас мы формируем бюджеты на 2016 год и планируем вкладывать существенные средства в развитие сетей, связанных с GPON («оптика в квартиру»), умощнением магистральных сетей, обеспечивающих «переброску» трафика в рамках страны. Все находится в плановом режиме, и не могу сказать, чтобы у нас наблюдались ограничения в связи с экономической ситуацией. Да, есть оптимизация, связанная с расстановкой приоритетов, но она существовала всегда. Когда рынок падает, то это всегда требует досконального анализа бюджетных инициатив на уровне технико-экономических обоснований и принятия решений. Это закон бизнеса или, вернее, даже закон жизни. Наши желания всегда обгоняют возможности, поэтому расставляются соответствующие приоритеты.

— Какой объем инвестиций запланирован сибирским макрорегиональным филиалом на 2016 год?

— Мы не раскрываем объем региональных инвестиций.

— Насколько изменились предпочтения заказчиков, если говорить о корпоративном сегменте?

Сегодня бизнес-клиентами востребованы приложения для видео- или аудиоконференций через веб-интерфейс, «виртуальный офис», когда можно за адекватные деньги хранить все в «облаке», не тратить время на обновление офисного программного обеспечения, не покупать лицензии. Эти возможности ощутимо сокращают затраты на содержание ИТ-инфраструктуры. Как я уже и говорил, если раньше оператор был владельцем «трубы», то сейчас это провайдер, способный предоставить инфраструктуру «от» и «до» — и программное обеспечение как сервис, и инфраструктуру как сервис, и платформу как сервис. Такие сервисы последнее время активно выходит на рынок, в том числе и у нас.

— А как в таком случае вы можете охарактеризовать потребности в массовом сегменте?

— В массовом сегменте я вижу три ключевые тенденции. Первая связана с ростом популярности высокоскоростных тарифных планов. Прежде всего это обусловлено желанием обеспечения более комфортной работы в Интернете. Второй важный тренд — это востребованность интерактивных сервисов. Раньше было важно, чтобы телевидение просто было. Какое-то время операторы мерялись количеством предоставляемых каналов, пока их было меньше сотни. После этого дальнейшее количественное соревнование уже стало не интересным. Сейчас мы видим, что абоненты все чаще оценивают интерактивное ТВ и то телевидение, которое позволяет управлять просмотром, ставить на паузу ту или иную передачу, отматывать, «вытаскивать» из прошедших передач желаемую, оформить подписку на сериалы. Сегодня это востребовано, и спрос на этот комплекс услуг нарастает. У такого феномена может быть две причины. Либо дозревает рынок, либо мы его формируем. Ведь «щелкать» каналы уже не интересно, хочется чего-то большего. Вопрос индивидуализации возникает во всех сферах. По сути, интерактивность дает возможность формирования индивидуальной программы передач, индивидуального плейлиста. Я хочу смотреть то, что мне интересно, а не то, что идет сейчас по ТВ. На этой волне и растет популярность интерактивных сервисов.

Сегодня актуально, чтобы «пакет» мог содержать не только три, но четыре услуги, с учетом сотовой связи. В настоящее время мы прорабатываем это направление вместе с нашим партнером — компанией «Tele2 Россия».

— Уже сейчас в некоторых регионах России появляются предпосылки для тарифных войн между операторами связи, в том числе в Новосибирской области. Причем их инициаторами являются локальные операторы связи. Насколько такие действия способны, на ваш взгляд, оказать долгосрочное влияние на рынок с точки зрения показателей рентабельности? Какова ваша реакция на подобные шаги конкурентов?

— Демпинговые войны — не новое изобретение, и бывает, что небольшие компании им увлекаются. Но эти процессы носят ограниченный по времени и месту характер, так как экономику никто не отменял. Оператор не может работать ниже точки безубыточности, он разоряется. Есть затраты, есть стоимость контента, который предлагается абоненту. Кто-то экономит за счет предоставления абонентам пиратской продукции, но здесь стоит отметить, что порядок в этой сфере потихоньку наводится.

Также мы видим, что ряд операторов начинает движение по продаже бизнеса. Возможно, это в том числе эффект от не совсем взвешенной технологической или коммерческой политики. Задача телеком-оператора — получить необходимый объем инвестиций. Ведь на этом рынке необходимо развиваться. Если бизнес остановился, он умер. Надо быть «в рынке» и в то же время помнить о себестоимости и необходимости развития. А бездумно снижать или повышать цены не совсем грамотно. Поиск баланса и «золотой середины» всегда стоит перед оператором и не зависит от кризиса. То же самое мы видим и на рынке сотовой связи. Поэтому демпинговые войны на какой-то период возможны, но у нас в этом вопросе свое стратегическое видение. Мы стараемся быть «в рынке», в периоды сезонного спада мы запускаем различные акции, можем предлагать услуги по сниженным ценам.

В целом я не прогнозирую повышения цен, хотя действительно затратная составляющая у операторов связи подросла. Оборудование у нас, как правило, зарубежное, и даже если это не так, то компоненты все равно зарубежные. Кабельная продукция выпускается в России, но не секрет, что 30% комплектующих приходят из-за границы. Поэтому естественно, валютные колебания накладывают отпечаток на затратную составляющую бизнеса. Но существуют возможности для автоматизации в других сферах — использовании площадей, повышения энергоемкости, переходе на более эффективные технологии труда. Это позволяет оставаться «в рынке» с точки зрения ценового предложения.

— В последние годы «Ростелеком» активно покрывал своими сетями небольшие населенные пункты региона. Насколько можно говорить о том, что малые и средние города СФО действительно наиболее перспективны для развития с точки зрения финансовой составляющей, а в крупных потенциал в определенной степени исчерпан? Или же для вас в равной степени приоритетны оба сегмента?

— В 2013 году началась реализация новой стратегии охвата домохозяйств оптическими сетями широкополосного доступа в интернет (ШПД). Она предполагает переход от точечной застройки конкретных объектов к кластерному подходу развития сети с массовым строительством оптики на территории всей высоко- и среднеэтажной застройки России. Эта задача являлась стратегической для компании, и поэтому мы сделали акцент на систематизацию подходов при строительстве сетей ШПД, включая унификацию и автоматизацию бизнес-процессов для обеспечения масштабного охвата домохозяйств, чего раньше в нашей практике не было. Для реализации был разработан и принят ключевой проект «Конвейер ШПД». Сразу оговорюсь, в таких объемах мы раньше не строили. И для решения этой задачи необходимо было учесть организационные, экономические и методологические моменты. Мы принципиально отказались от дорогостоящего строительства сети в отдельно взятых домах и  перешли к так называемому кластерному строительству. Что это значит? Сеть проектируется не только для жилого сектора, но и учитываются будущие потребности абонентов.

Планируется, что в Сибири появится порядка одного миллиона портов дополнительно к уже существующим. Базовым принципом строительства станет «ковровое покрытие» — то есть тотальное техническое подключение всех домов, а не точечное, как было ранее.

— Как планируете развиваться в Новосибирске?

— В 2016 году в Новосибирске предусмотрено завершение строительства оптической сети GPON («оптика в квартиру»). В план развития заложено строительство оптики в 350 домах. Таким образом, к середине 2016 года «оптикой» будет охвачено не менее 80% многоэтажных домов Новосибирска.

В корпоративном сегменте мы нацелены на серьезную модернизацию «последних миль». После высвобождения инвестиционных средств с проекта строительства сетей GPON («оптика в квартиру») вложения будут нацелены на массовую реконструкцию медных сетей по административным зданиям, промышленным и складским площадкам.

— 10 октября заработала первая в Сибири точка доступа wi-fi в Алтайском крае. Каковы ваши дальнейшие планы по развитию этого направления?

— Федеральный проект устранения цифрового неравенства, к реализации которого мы приступили в прошлом году, рассчитан на 10 лет. Но «Ростелеком» взял на себя повышенные обязательства. Мы намерены завершить проект в 2018 году. До этого года мы будем концентрировать наши усилия не только на городах-миллионниках и стотысячниках. Мы будем вести строительство сетей в сельской местности, в населенных пунктах численностью 250–500 человек. Самые отдаленные регионы, самые небольшие населенные пункты — это все нам предстоит пройти в ближайшие годы.

В Сибири нам предстоит построить 1963 точки доступа в сельских населенных пунктах. 257 из них — в Алтайском крае. В Новосибирской области — 279. Больше всего точек доступа в Интернет будет построено в Красноярском крае — 295. За три года нам предстоит проложить около 50 тысяч километров сетей связи.

Уже до конца этого года в коммерческую эксплуатацию планируем ввести более 200 точек доступа. В следующем, 2016 году, согласно нашим планам, в малонаселенных пунктах Сибирского федерального округа заработают более 500 точек доступа в Интернет.

Этот проект для нашей компании, конечно, сложный, требующий напряжения сил многих подразделений, но, очевидно, реализуемый.

— Для многих регионов, в том числе Сибири, остро стоит вопрос взаимоотношений интернет-провайдеров с ТСЖ и УК, о чем говорили и в «Ростелекоме». Эта тема неоднократно поднималась и в рамках организованных нами круглых столов. Однако решение этого вопроса упирается в необходимость законодательного регулирования и, соответственно, является прерогативой федерального центра. Удается ли в этом вопросе сдвинуть ситуацию с мертвой точки?

— Решение этого вопроса лежит в правовой плоскости. В Новосибирске создан прецедент, когда операторы связи, работающие на территории города, обратились в УФАС по Новосибирской области в связи с тем, что одна из управляющих компаний препятствовала заключению договоров с гражданами, ограничивала допуск к техническим помещениям жилых домов начиная с 2012 года и тем самым препятствовала строительству фиксированной сети и установке оборудования.

12 марта 2015 года Новосибирское УФАС России обязало управляющую компанию обеспечить доступ операторов связи, в том числе «Ростелекома», в технические помещения жилых домов Плющихинского жилмассива Новосибирска для размещения оборудования связи. Позицию антимонопольной службы поддержал Октябрьский районный суд, согласно его решению основанием для размещения оборудования в многоквартирном доме является договор об оказании услуг связи либо заявка на заключение такого договора с собственником, управляющая организация не вправе вторгаться в отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и оператором связи. Надо отметить, что жители Плющихинского жилмассива также активно отстаивали свои права, выступая с открытыми письмами-обращениями к представителям органов власти всех уровней. В планах — организовать техническую возможность подключения всех домов жилмассива.

Жители, в том числе и Новосибирска, должны иметь возможность самостоятельно выбирать провайдера, ориентируясь на многообразие телеком-услуг, их стоимость, качество и уровень сервиса.