Доходное место успокоения

Муниципальное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (МБУ «Ритуальные услуги»), входящее в структуру управления потребительского рынка мэрии, было создано в 2006 году. В состав МБУ вошли все семь новосибирских кладбищ: «Заельцовское», «Северное», «Гусинобродское», «Клещихинское», «Инское», «Южное» и «Чемское». Все это время (с учетом переименований) возглавляет учреждение Сергей Воробьев. 


6 ноября 2014 года комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета депутатов Новосибирска, департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии. Комиссия заключила, что муниципальное учреждение неправомерно совместило в себе функции хозяйствующего субъекта и полномочия органа местного самоуправления. 

 

То есть, с одной стороны, решением горсовета № 253 от 24.05.2006 МБУ бюджетное учреждение было наделено функциями по предоставлению земельных участков на кладбище для погребения, регистрации захоронений, организации работ по благоустройству и содержанию кладбищ. В соответствии же с ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанные функции относятся к полномочиям органов местного самоуправления. 

 

Одновременно МБУ оказывало услуги по копке могил, организации похорон, обустройству мест захоронения, получало подряды от мэрии без конкурсов и самостоятельно выполняло работы, занималось и другой коммерческой деятельностью. Иначе оно (в понятии, установленном статьей 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции») являлось хозяйствующим субъектом и получало прибыль. Закон же (часть 3 статьи 15 ФЗ № 135) устанавливает запрет на совмещение функций органа власти и функций хозяйствующих субъектов и наделение хозяйствующих субъектов функциями органа власти, в связи с чем комиссией УФАС и было выдано соответствующее предписание. Процитируем: 

 

«Наделение МБУ «Ритуальные услуги» указанными функциями органа местного самоуправления предоставляет ему конкурентные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, также работающими на рынке организации похорон, включая услуг по копке могил, может повлечь препятствование деятельности конкурентам на данном рынке путем отказов в проведении работ на кладбищах (копка могил, установка надмогильных сооружений и др.), возникновению у них убытков. Результатом таких действий может стать уход таких хозяйствующих субъектов с рынка организации похорон, включая услуг по копке могил на кладбищах, находящихся в ведении МБУ «Ритуальные услуги» и сокращение хозяйствующих субъектов на данном рынке, что является в соответствии с п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаком ограничения конкуренции»... «Что касается отказов МБУ «Ритуальные услуги» в выдаче разрешений для проведения разного рода работ на кладбищах, то необходимо учитывать следующее. В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц». 

 

Горсовет пытался оспорить выданные ведомством предписания об устранении нарушений в регламенте хозяйственной деятельности МБУ «Ритуальные услуги» в Арбитражном суде Новосибирской области. Однако 7 апреля 2015 г. арбитражный суд отказал Совету депутатов Новосибирска в иске к региональному управлению антимонопольной службы. 

 

На этом дело не закончилось. 24 февраля 2015 года комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело о нарушении антимонопольного законодательства уже непосредственно в отношении МБУ «Ритуальные услуги». Комиссией было установлено, что торгово-выставочные площадки предоставляются МБУ «Ритуальные услуги» на срок более 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения торгов в нарушение части 1 статьи 17.1 ФЗ № 135. Нарушение выразилось в предоставлении ООО «Ноумэн» без проведения торгов муниципального имущества — торгово-выставочной площадки площадью 200 кв. м для продажи памятников и рабочей зоны. МБУ «Ритуальные услуги» было также выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

 

Стоит заметить, что когда решался вопрос о споре с УФАС в городском Совете, полного единодушия там не было. Например, как писал новостной портал РБК, депутаты Игорь Салов и Сергей Бондаренко посчитали замечания УФАС объективными и приводили в пример другие российские города, где административная и коммерческая функции оказывающих ритуальные услуги учреждений разделены. Поэтому, по их мнению, «необходимость внесения изменений в правила организации похоронной деятельности в городе давно назрела, о чем свидетельствует в том числе большое количество поступающих жалоб». 

 

По информации Игоря Салова, «кладбищенская земля отдана МБУ в постоянное бессрочное пользование. При этом данная организация занимается бизнесом на всех городских кладбищах, и все вырученные средства поступают ему на счет: например, в 2013 году МБУ заработало около 100 млн руб. Все заработанные деньги должны направляться на развитие ритуальной сферы. Однако, используя свое доминирующее положение, предприятие монополизировало услуги, лишив ритуальные агентства свободного доступа к рынку и тем самым затормозив развитие сферы». 

 

Сергей Бондаренко, в свою очередь, в свете поиска источника бюджетных доходов обратил внимание на общую недобросовестность похоронного бизнеса, 50 процентов которого, по его мнению, реализует деятельность в теневом сегменте. 

 

Согласилась в тот момент с депутатами и начальник правового управления Совета депутатов Ольга Кондратенко. Она констатировала, что если горсовет сочтет необходимым подчиниться требованию УФАС, то спор с ведомством будет разрешен. 

 

Если смотреть по существу, то резон в словах депутатов, безусловно, есть. (И уж тем более в требованиях УФАС.) Муниципальная служба не должна заниматься на территории кладбища торговлей, тем более торговлей сомнительными товарами китайского производства, в то время как в городе существует целый ряд предприятий, имеющих подобное собственное производство. Если посчитать поступающие в городской бюджет налоги, то пользы, понятно, будет больше от местных производителей, а не от китайских товаров. 

 

То, что на кладбище нельзя заниматься торговлей, не только с нравственной точки зрения, но и с точки зрения производственной безопасности, говорит хотя бы такой факт. В начале нынешнего апреля на территории Заельцовского кладбища сгорел кран, разгружавший памятники. Стрела зацепила линию ЛЭП. Погиб водитель. И ничего удивительного в этом нет: площадка, на которой это произошло, просто не приспособлена для такого рода работ. 

 

В целом к МБУ «Ритуальные услуги» и прежде всего к его руководителю Сергею Воробьеву накопилось уже много вопросов. И не только у УФАС. В 2013 году, скажем, инспекция департамента финансов и налоговой политики мэрии предписывала ему «прекратить нарушать при размещении заказов ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 18, пп. 1, 3 ст. 44, ч. 2 ст. 45, ч. 8 ст. 47, п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 — ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 

 

Заводилось на него, в числе прочего, и уголовное дело. По версии следствия, директор муниципального учреждения МБУ «Ритуальные услуги», являясь должностным лицом, в период с сентября 2008 по январь 2011 года совершал действия, выходящие за пределы его полномочий. В частности, им был допущен ряд нарушений при проведении строительных и ремонтных работ, а также при размещении муниципального заказа. 

 

В период с мая по ноябрь 2010 года, «руководствуясь побуждениями карьеризма», изменял расценки в составе смет и актов в сторону увеличения стоимости материалов при устройстве железобетонного ограждения, при строительстве крытого подиума для прощания с умершими. В период с марта 2010 по март 2011 года он без надлежащей оценки и проверки производил приемку работ, объем которых не соответствовал объемам фактически выполненных работ, а также применял завышенные расценки и коэффициенты при строительстве дорог и ограждений на кладбищах, осуществлении уборки и вывоза мусора с их территории. В период с октября 2010 по май 2011 года директор МБУ, не имея полномочий на размещение муниципального заказа, заключил с одной из фирм ряд муниципальных контрактов и договоров подряда, приняв тем самым обязательства по оплате строительных работ. 

 

Также под руководством должностного лица муниципальным учреждением сторонним организациям неправомерно оказывались услуги по изготовлению ритуальной продукции из материалов и сырья заказчика по цене ниже себестоимости путем заключения договоров подряда. 

 

Кроме того, Сергей Воробьев, используя свои должностные полномочия и «стремясь приукрасить действительное материальное положение учреждения и поднять свой авторитет в глазах подчиненных», устанавливал завышенные должностные оклады работникам службы, чем нарушал положения постановления мэра о размерах должностных окладов служащих муниципальных учреждений. Ну и т. д. В результате вышеперечисленных действий бюджету города причинен ущерб в размере около 11 миллионов рублей. 

 

Просто удивительно, как Сергею Воробьеву, несмотря на все дела и предписания, несмотря на регулярную смену руководства управления потребрынка, удалось усидеть в кресле руководителя МБУ в течение 10 лет. (Такое вряд ли бы было возможно без благостного или даже покровительственном отношения к нему со стороны другого долгожителя управления потребрынка, заместителя начальника управления Татьяны Белолобовой, о чем в стенах мэрии говорится уже совершенно открыто). 

 

Ну и в конце еще одна громкая история. Связана она с ЗАО «Пригородное», у которого Клещихинским кладбищем «тихой сапой» в течение нескольких лет была занята земля. Конкретно речь идет об участке с кадастровым номером 54:19:034001:420 площадью 741,5 тыс. кв. м. По российской кадастровой карте категория участка обозначена как «земли сельскохозяйственного назначения», «земли под предприятиями, занимающимися сельскохозяйственным производством». На самом же деле «Ритуальными услугами» там уже захоронено большое число усопших, у которых нет родственников. 

 

Пока директор «Пригородного» Алексей Бондаренко пытается решить вопрос миром и пишет в мэрию письма с просьбой разобраться и принять меры по недопущению незаконного размещения Клещихинского кладбища на землях хозяйства. Однако если ЗАО «Пригородное» подаст на мэрию в суд, потери бюджета могут уже оказаться не 11 млн рублей, а сотни миллионов. 
   

Виктор Черников