Видео: Штраф за недобросовестную смс-рекламу может составлять до 500 тысяч рублей

Услуги такси, скидка на косметику. Смс-реклама становится все назойливей. Что делать, если рекламные сообщения приходят от организаций, в которые Вы никогда не обращались?

 

Откуда организации берут номера? Пожалуй, это основной вопрос, который возникает при получении рекламного сообщения. Как пояснила сотрудник одного из операторов сотовой связи Дарья Косинцева, источников существует несколько: социальные сети, списки номеров в интернете.

 

Дарья Косинцева, специалист по связям с общественностью оператора сотовой связи, г. Новосибирск:  «Вопрос в том, что какие-то из этих номеров могут принадлежать  реальным абонентам, а какие-то просто пока не проданы. Но спам-рассыльщику все равно. Он рассылает веерно смс, и кому-то они доходят».

 

Корреспондент: «Оказывается, стать получателем смс-рекламы можно  пополняя счет через некоторые платежные терминалы. Уловка состоит в том, что мелкий шрифт не позволяет достаточно разглядеть предложение о рассылке. Человек, нажимая кнопку об оплате, автоматически соглашается внести свой номер в список спам-рассылок».  

 

Чтобы избавиться от таких «писем счастья», можно обратиться к  оператору сотовой связи.   

 

Дарья Косинцева «В принципе, на данный момент у каждого оператора уже есть какие-то сервисы, которые позволяют защититься от спама. Это «черные» и «белые» списки. Это специальные номера, на которые можно отослать смс для анализа его оператором. В принципе, в 2014 году у всех операторов запланирован комплекс мер, чтобы защиту от спама улучшить».

 

Согласно18-й статье закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только с согласия абонента. Однако, как поясняет начальник отдела рекламы Новосибирского УФАС Татьяна Лопаткина, на практике эта статья практически не работает. Чтобы привлечь к ответственности рассыльщика его необходимо сначала найти. И сделать это достаточно сложно.

 

Татьяна Лопаткина, заместитель руководителя Управления – начальник отдела рекламы Новосибирского УФАС РФ: «Человек, получивший смс, хочет отказаться от нее и звонит по телефону, указанному в тексте рекламы. Это телефон конкретного лица, который оказывает конечную услугу. Но телефон лица, который занимается рассылкой, на первый взгляд скрыт от потребителя. Часто отвечает по телефону человек, который к самой рассылке не имеет никакого отношения».

 

Именно организации-рассыльщику, а не рекламодателю выдается предписание, поясняют в антимонопольной службе. С жалобами придется обращаться только в Новосибирск. В Бердске филиала Управления нет. Потребуется заявление, а также детализация сообщений от оператора связи.

 

Татьяна Лопаткина: «Часто обращающиеся граждане делают ошибку, формируя собственными усилиями детализацию. Составляют таблицу, указывая в таблице дату получения и внося в качестве номера отправителя тот, который они видят в заголовке сообщения. Это неверно».

 

Детализацию также можно получить в личном кабинете на сайте оператора. После этого служба начнет проверку. За злоупотребление рассылкой нарушителю придется раскошелиться от 100 000 до 500 000 тысяч рублей для юрлиц, и для ИП от четырех до 20 тысяч рублей. Способ малооперативный, но действенный. По словам Татьяны Лопаткиной, узнав о проверке, рассыльщик, как правило, прекращает свою деятельность. И это уже неплохой результат.

 

Подробнее в видеосюжете.