Кинотеатры грешат навязыванием услуг

Новосибирский кинотеатр оштрафован на 2 миллиона рублей за нарушение конкуренции при торговле попкорном. Как выяснили сотрудники Федеральной антимонопольной службы, ООО "КиноСити Новосибирск" заключило соглашение, предусматривающее эксклюзивное право на приготовление и продажу попкорна на территории Торгово-развлекательного центра "Сибирский молл". Почему в придачу к билету на сеанс нам навязывают бонус в виде дорогих сладостей и напитков, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

 

Едва переступив порог кинозального комплекса, зритель попадает не только в мир кино, а и всего, что этому сопутствует: кафе, ресторанчики, аттракционы... Кинолюбителю придется изрядно раскошелиться, прежде чем он сядет в заветное кресло в зале. Вода, пирожное, чай, попкорн - это довесок к билету. И заменить их на свой или купленный в супермаркете этажом ниже бутерброд нельзя - служба безопасности кинотеатра это четко отслеживает. Хотя это незаконно, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов "Клишин и партнеры" Андрей Шугаев.

 

"Человека ограничивают в том, что он проносит в кинотеатр бутылку воды, булочки или бутерброды, это, конечно, ограничение его прав и свобод. Можно ограничить, конечно, пронос воды в самолет, потому что это вопрос безопасности пассажиров. Что касается кинотеатра, то такие ограничения, бесспорно, незаконны".

 

За свою прибыль кинотеатры бьются, как могут: и заключают соглашения об эксклюзивном праве на торговлю продуктами (как это было в Новосибирске) с дальнейшим взвинчиванием цен, и попросту запрещают пронос продуктов с собой. На деле же, говорит президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, они элементарно зарабатывают на желании человека выпить перед киносеансом кофе или смотреть фильм, пожевывая попкорн.

 

"Для кинотеатра основным генератором прибыли являются не билеты, а сопутствующие товары и услуги. Прежде всего это продовольствие. Так называемое сопровождение, связанное с покупкой продовольствия. Требования по запрету на пронос продукции - это как раз попытка навязать услугу по покупке соответствующих продуктов на территории кинотеатра. И это незаконно. Особенно это характерно для кинотеатров без 3D-оборудования с высокой добавленной стоимостью на билеты". 

 

Как правило, навязыванием услуг грешат периферийные кинотеатры, в большинстве столичных центров подобные вопросы давно решены. В регионах ФАС отслеживает случаи, когда заключаются договоры, ограничивающие конкуренцию. Самим же зрителям, чтобы не переплачивать за навязанные услуги, нужно не возмущаться, а подавать в суд, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов "Клишин и партнеры" Александр Малахов.

 

"Естественно, многие, наверное, даже понимают, что имеет место навязывание услуг, но просто никто не хочет портить себе нервы, тратить свое время на то, чтобы доказывать, что они имеют право на это. И этим кинотеатры пользуются. А так каждый может обращаться в суд за компенсацией, в том числе и морального вреда".

 

Юристам известны случаи, когда в судебном решении, вынесенном в пользу обиженного зрителя, указывалось, что он имеет право приносить с собой на просмотр фильма свою еду. И кинотеатр был вынужден это учитывать и пропускать принципиального зрителя. Однако подобных случаев единицы, чем пока и пользуются владельцы кинотеатров.

Марина Костюкевич, изображение Вести.ру