Тарифы S7 отправили на снижение

 

Новосибирское УФАС России оштрафовало ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» (входит в S7 Group) почти на 9,2 млн руб. за установление монопольно высоких тарифов на маршруте Новосибирск — Сочи в разгар курортного сезона 2011 года. Тогда стоимость билетов на эти рейсы составляла 25 тыс. руб. и превышала цену в авиакомпании «Владивосток Авиа» по похожему направлению (Новосибирск — Краснодар) в полтора раза (15,1 тыс. руб.). В S7 не соглашаются с решением антимонопольщиков и готовы его обжаловать. Аналитики считают факты завышения цен на рынке авиаперевозок типичными.

 

 

Вчера управление Федеральной антимонопольной службы России по Новосибирской области (УФАС) оштрафовало почти на 9,2 млн руб. ОАО «Авиакомпания „Сибирь“». По сообщению ведомства, основанием стало злоупотребление компанией доминирующим положением на рынке регулярных перевозок пассажиров по маршруту Новосибирск — Сочи в июне — сентябре 2011 года и, как следствие, установление монопольно высоких тарифов на авиабилеты.
 
Авиакомпания «Сибирь» (работает под брендом S7 Airlines) базируется в новосибирском аэропорту Толмачево. Входит в S7 Group. Участник глобального авиационного альянса Oneworld. 71,3% акций принадлежит ЗАО «Группа компаний С7» (владельцы — супруги Наталья и Владислав Филевы), 25,5% — государству. В 2011 году группа S7 перевезла 6,6 млн пассажиров. Ее парк состоит из 51 воздушного судна. Маршрутная сеть: 83 направления в 26 стран мира, из них более 49 — внутрироссийские.
 
Завышение цен на авиабилеты S7 было установлено новосибирским УФАС еще в январе текущего года при проверке жалобы одного из пассажиров. Для этого специалисты антимонопольного ведомства провели сравнительный анализ тарифов экономкласса по маршруту S7 Новосибирск — Сочи и аналогичных тарифов ОАО «Владивосток Авиа» «на сопоставимом по ортодромическому (кратчайшему) расстоянию, сезонным колебаниям, типу используемых воздушных судов на маршруте Новосибирск — Краснодар». Оказалось, что у «Сибири» «нормальные и специальные» тарифы выше, чем у «Владивосток Авиа», на 65% и 43% соответственно. При этом и себестоимость перевозки одного пассажира у дальневосточной компании была ниже на 9%. Как сообщила вчера „Ъ“ заместитель руководителя УФАС Наталья Камнева, в рассматриваемый период цены у S7 доходили до 25 тыс. руб., а у «Владивосток Авиа» они составляли чуть более 15 тыс. руб.
 
Еще в январе УФАС выдало S7 предписание устранить это нарушение и в срок до 18 апреля представить в ведомство документы, подтверждающие установление экономически обоснованных тарифов. Они не должны превышать сумму необходимых расходов на оказание данных услуг и прибыли, а также тарифы, сформированные на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции. 25 марта «Сибирь» была еще и оштрафована УФАС. Правда, как заметила госпожа Камнева, «авиакомпания обжаловала решение о выдаче предписания в арбитраже, поэтому его выполнение пока откладывается».
 
Вчера в пресс-службе ЗАО «Группа компаний С7» сообщили „Ъ“, что «авиакомпания не согласна и с новым решением УФАС и намерена обжаловать его в суде».
 
«Факты завышения цен типичны для всей авиаиндустрии», — заметил „Ъ“ ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он напомнил, что в конце февраля авиакомпании «Аэрофлот», «ЮТэйр» и «Сибирь» подали в арбитражный суд жалобу на решение ростовского УФАС России, признавшего их виновными в необоснованном сокращении продажи дешевых тарифных планов по маршруту Ростов — Москва — Ростов. В октябре 2012 года тюменское УФАС признало виновными «ЮТэйр» и АТК «Ямал» в том, что они на протяжении трех лет (2008-2010 годы) устанавливали завышенные цены на авиабилеты в направлении Тюмень — Сочи — Тюмень. «Сибирь» летом прошлого года за высокие тарифы на направлении Кемерово — Москва и Новокузнецк — Москва оштрафовало УФАС Кемеровской области на 1,3 млн руб. «Правда, не стоит думать, что эти события как-то серьезно скажутся на позициях „Сибири“. Это одна из ведущих компаний отрасли, таковой она и останется, а ее имидж практически не пострадает», — считает господин Баранов.
 
В 2011 году «Сибирь» была единственным перевозчиком на маршруте Новосибирск — Сочи. При этом жители соседних регионов могли улететь на черноморское побережье только из Новосибирска. Сейчас в расписании местного аэропорта Толмачево помимо S7, выполняющей шесть рейсов в неделю, до Сочи летают дважды в неделю самолеты компании Donavia. По данным портала Aviasales.ru, в марте стоимость билетов экономкласса по этому маршруту, причем «туда и обратно», начинается от 17,5 тыс. руб. Прогноз цен на июнь — август — от 17,8-18,6 тыс. руб.