РЕШЕНИЕ
по делу № 02-01-56-18-09
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 16 октября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Швалов А.Г. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Князькова С.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево») пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,
в присутствии представителей ОАО «Аэропорт Толмачево»:
- <…> ;
- <…>по доверенности ;
- <…>.
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (далее ОАО «Аэропорт Толмачево») Решением Правления МАП России № 18/2-а/п от 25.05.1998 г. включено в реестр субъектов естественных монополий (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1.), следовательно, его деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» подлежит государственному регулированию и контролю.
В 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» заключило с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее – ОАО АК «СБ РФ») ряд договоров, а именно: Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г., кредитный договор № 90/11 от 01.04.2008 г., кредитный договор № 90/12 от 15.04.2008 г., договор об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г.
23 сентября 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» было заключено Соглашение о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н с ЗАО «Райффайзенбанк».
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» 18.08.2009 года Новосибирским УФАС России в адрес ОАО «Аэропорт Толмачево» был направлен запрос (исх. № 02-4282 от 18.08.09 г.) с просьбой представить информацию о том, проводился ли отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона при заключении вышеуказанных договоров и соглашений о предоставлении кредита.
В ответе за запрос Новосибирского УФАС России (вх. № 5990 от 04.09.2009 г.) ОАО «Аэропорт Толмачево» сообщило, что открытый конкурс/аукцион проводился на право заключения договора об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г. и на право заключения Соглашения о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н от 23.09.2008 г. (Протокол №2/3-02/08 от 07.03.2008 г. и № 2/6-07/08 от 25.08.2008 г. соответственно), а Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. заключались без проведения открытого конкурса/аукциона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания услуги по предоставлению кредита путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1), заключило Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения конкурса/аукциона, в его действиях усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.
На основании изложенного в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» возбуждено дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения п.3. ч.1 ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, выразившееся в заключении Генерального соглашения об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. с ОАО «АК «СБ РФ» без проведения процедуры отбора финансовых организаций.
В объяснениях по делу ОАО «Аэропорт Толмачево» указывает следующее. Решение о заключении с ОАО «АК «СБ РФ» Генерального соглашения № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовой организации путем проведения конкурса было принято в связи с недостатком оборотных средств, необходимостью срочной оплаты авиатоплива, длительностью периода проведения конкурса – 40-50 дней.
ОАО «АК «СБ РФ» был выбран в результате проведенного анализа предлагаемых кредитными организациями условий. Так, процентная ставка по Генеральному соглашению с ОАО «АК «СБ РФ» составила 7,4% при ставке рефинансирования ЦБ РФ 10,5%. В других кредитных организациях процентная ставка в среднем составляла 9,5%. Сумма кредита выплачена полностью 19.12.2008 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства – по истечении одного года со дня совершения. Договоры, заключенные с нарушением положений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» подписаны в апреле 2008 г. Таким образом, установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности ОАО «Аэропорт Толмачево» истек. В настоящее время отбор финансовых организаций проводится по результатам конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Ссылка ОАО «Аэропорт Толмачево» на истечение срока давности для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства неуместна. Дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. возбуждено по признакам нарушения статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения. Генеральное соглашение и кредитные договоры заключены в апреле 2008 г. и действовали до полного выполнения сторонами своих обязательств (19.12.2008 г.), следовательно, сроки давности, установленные статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, в данном случае не нарушены.
Изучив материалы дела № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии, заключив с ОАО «АК «СБ РФ» Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г., без проведения процедуры отбора финансовых организаций нарушило пункт 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Указанное соглашение и договоры действовали до полного выполнения сторонами своих обязательств, на сегодняшний день все суммы кредитов по ним ОАО «Аэропорт Толмачево» выплачены, что подтверждено Дополнительным соглашением № 2 от 19.12.2008 г. к Генеральному соглашению № 92 от 14.01.2008 г. В настоящее время отбор финансовых организаций осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства, поэтому основания для обращения с иском о признании соответствующих сделок недействительными в суд, выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Аэропорт Толмачево» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О Защите конкуренции», посредством заключения с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) Генерального соглашения об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовых организаций (открытого конкурса/аукциона).
2. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Г.Н. Даниленко
С.Е. Князькова
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 8365
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №02-01-56-18-09 в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8365
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1348197300
[changed] => 1370515069
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370515069
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 02-01-56-18-09
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 16 октября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Швалов А.Г. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Князькова С.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево») пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,
в присутствии представителей ОАО «Аэропорт Толмачево»:
- <…> ;
- <…>по доверенности ;
- <…>.
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (далее ОАО «Аэропорт Толмачево») Решением Правления МАП России № 18/2-а/п от 25.05.1998 г. включено в реестр субъектов естественных монополий (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1.), следовательно, его деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» подлежит государственному регулированию и контролю.
В 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» заключило с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее – ОАО АК «СБ РФ») ряд договоров, а именно: Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г., кредитный договор № 90/11 от 01.04.2008 г., кредитный договор № 90/12 от 15.04.2008 г., договор об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г.
23 сентября 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» было заключено Соглашение о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н с ЗАО «Райффайзенбанк».
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» 18.08.2009 года Новосибирским УФАС России в адрес ОАО «Аэропорт Толмачево» был направлен запрос (исх. № 02-4282 от 18.08.09 г.) с просьбой представить информацию о том, проводился ли отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона при заключении вышеуказанных договоров и соглашений о предоставлении кредита.
В ответе за запрос Новосибирского УФАС России (вх. № 5990 от 04.09.2009 г.) ОАО «Аэропорт Толмачево» сообщило, что открытый конкурс/аукцион проводился на право заключения договора об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г. и на право заключения Соглашения о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н от 23.09.2008 г. (Протокол №2/3-02/08 от 07.03.2008 г. и № 2/6-07/08 от 25.08.2008 г. соответственно), а Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. заключались без проведения открытого конкурса/аукциона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания услуги по предоставлению кредита путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1), заключило Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения конкурса/аукциона, в его действиях усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.
На основании изложенного в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» возбуждено дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения п.3. ч.1 ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, выразившееся в заключении Генерального соглашения об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. с ОАО «АК «СБ РФ» без проведения процедуры отбора финансовых организаций.
В объяснениях по делу ОАО «Аэропорт Толмачево» указывает следующее. Решение о заключении с ОАО «АК «СБ РФ» Генерального соглашения № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовой организации путем проведения конкурса было принято в связи с недостатком оборотных средств, необходимостью срочной оплаты авиатоплива, длительностью периода проведения конкурса – 40-50 дней.
ОАО «АК «СБ РФ» был выбран в результате проведенного анализа предлагаемых кредитными организациями условий. Так, процентная ставка по Генеральному соглашению с ОАО «АК «СБ РФ» составила 7,4% при ставке рефинансирования ЦБ РФ 10,5%. В других кредитных организациях процентная ставка в среднем составляла 9,5%. Сумма кредита выплачена полностью 19.12.2008 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства – по истечении одного года со дня совершения. Договоры, заключенные с нарушением положений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» подписаны в апреле 2008 г. Таким образом, установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности ОАО «Аэропорт Толмачево» истек. В настоящее время отбор финансовых организаций проводится по результатам конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Ссылка ОАО «Аэропорт Толмачево» на истечение срока давности для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства неуместна. Дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. возбуждено по признакам нарушения статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения. Генеральное соглашение и кредитные договоры заключены в апреле 2008 г. и действовали до полного выполнения сторонами своих обязательств (19.12.2008 г.), следовательно, сроки давности, установленные статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, в данном случае не нарушены.
Изучив материалы дела № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии, заключив с ОАО «АК «СБ РФ» Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г., без проведения процедуры отбора финансовых организаций нарушило пункт 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Указанное соглашение и договоры действовали до полного выполнения сторонами своих обязательств, на сегодняшний день все суммы кредитов по ним ОАО «Аэропорт Толмачево» выплачены, что подтверждено Дополнительным соглашением № 2 от 19.12.2008 г. к Генеральному соглашению № 92 от 14.01.2008 г. В настоящее время отбор финансовых организаций осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства, поэтому основания для обращения с иском о признании соответствующих сделок недействительными в суд, выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Аэропорт Толмачево» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О Защите конкуренции», посредством заключения с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) Генерального соглашения об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовых организаций (открытого конкурса/аукциона).
2. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Г.Н. Даниленко
С.Е. Князькова
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 02-01-56-18-09
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 16 октября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Швалов А.Г. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Князькова С.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево») пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,
в присутствии представителей ОАО «Аэропорт Толмачево»:
- <…> ;
- <…>по доверенности ;
- <…>.
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (далее ОАО «Аэропорт Толмачево») Решением Правления МАП России № 18/2-а/п от 25.05.1998 г. включено в реестр субъектов естественных монополий (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1.), следовательно, его деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» подлежит государственному регулированию и контролю.
В 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» заключило с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее – ОАО АК «СБ РФ») ряд договоров, а именно: Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г., кредитный договор № 90/11 от 01.04.2008 г., кредитный договор № 90/12 от 15.04.2008 г., договор об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г.
23 сентября 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» было заключено Соглашение о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н с ЗАО «Райффайзенбанк».
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» 18.08.2009 года Новосибирским УФАС России в адрес ОАО «Аэропорт Толмачево» был направлен запрос (исх. № 02-4282 от 18.08.09 г.) с просьбой представить информацию о том, проводился ли отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона при заключении вышеуказанных договоров и соглашений о предоставлении кредита.
В ответе за запрос Новосибирского УФАС России (вх. № 5990 от 04.09.2009 г.) ОАО «Аэропорт Толмачево» сообщило, что открытый конкурс/аукцион проводился на право заключения договора об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г. и на право заключения Соглашения о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н от 23.09.2008 г. (Протокол №2/3-02/08 от 07.03.2008 г. и № 2/6-07/08 от 25.08.2008 г. соответственно), а Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. заключались без проведения открытого конкурса/аукциона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания услуги по предоставлению кредита путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1), заключило Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения конкурса/аукциона, в его действиях усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.
На основании изложенного в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» возбуждено дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения п.3. ч.1 ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, выразившееся в заключении Генерального соглашения об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. с ОАО «АК «СБ РФ» без проведения процедуры отбора финансовых организаций.
В объяснениях по делу ОАО «Аэропорт Толмачево» указывает следующее. Решение о заключении с ОАО «АК «СБ РФ» Генерального соглашения № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовой организации путем проведения конкурса было принято в связи с недостатком оборотных средств, необходимостью срочной оплаты авиатоплива, длительностью периода проведения конкурса – 40-50 дней.
ОАО «АК «СБ РФ» был выбран в результате проведенного анализа предлагаемых кредитными организациями условий. Так, процентная ставка по Генеральному соглашению с ОАО «АК «СБ РФ» составила 7,4% при ставке рефинансирования ЦБ РФ 10,5%. В других кредитных организациях процентная ставка в среднем составляла 9,5%. Сумма кредита выплачена полностью 19.12.2008 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства – по истечении одного года со дня совершения. Договоры, заключенные с нарушением положений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» подписаны в апреле 2008 г. Таким образом, установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности ОАО «Аэропорт Толмачево» истек. В настоящее время отбор финансовых организаций проводится по результатам конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Ссылка ОАО «Аэропорт Толмачево» на истечение срока давности для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства неуместна. Дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. возбуждено по признакам нарушения статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения. Генеральное соглашение и кредитные договоры заключены в апреле 2008 г. и действовали до полного выполнения сторонами своих обязательств (19.12.2008 г.), следовательно, сроки давности, установленные статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, в данном случае не нарушены.
Изучив материалы дела № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии, заключив с ОАО «АК «СБ РФ» Генеральное соглашение об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г., без проведения процедуры отбора финансовых организаций нарушило пункт 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Указанное соглашение и договоры действовали до полного выполнения сторонами своих обязательств, на сегодняшний день все суммы кредитов по ним ОАО «Аэропорт Толмачево» выплачены, что подтверждено Дополнительным соглашением № 2 от 19.12.2008 г. к Генеральному соглашению № 92 от 14.01.2008 г. В настоящее время отбор финансовых организаций осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства, поэтому основания для обращения с иском о признании соответствующих сделок недействительными в суд, выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Аэропорт Толмачево» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О Защите конкуренции», посредством заключения с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) Генерального соглашения об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров № 90/11 от 01.04.2008 г., № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовых организаций (открытого конкурса/аукциона).
2. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Г.Н. Даниленко
С.Е. Князькова
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 02-01-56-18-09
[format] =>
[safe_value] => 02-01-56-18-09
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево» пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»
[format] => full_html
[safe_value] =>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево» пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 37
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 37
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
Реестр субъектов естественных монополий
Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков
[format] => full_html
[weight] => 11
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 390
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 390
[vid] => 6
[name] => На финансовых рынках
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 376
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 376
[vid] => 1
[name] => антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 34
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-10-16 03:13:00
[timezone] => Asia/Novosibirsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-10-14 03:13:00
[timezone] => Asia/Novosibirsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1348197300
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Новосибирское УФАС России
)