Максим Овчинников: либо авторынок идет по пути Еврокомиссии, либо занимается саморегулированием

В рамках VI ежегодной конференции "Антимонопольное регулирование в России" состоялась сессия "Развитие конкуренции в сфере реализации и обслуживания легковых автомобилей". Модератором сессии выступил Максим Овчинников, начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

 

В начале сессии Максим Овчинников выступил с докладом, в котором рассказал об основных нарушениях на рынке реализации и обслуживания легковых автомобилей, последствиях таких нарушений, исследовании европейского опыта и предложениях по развитию конкуренции в этой сфере.

 

В качестве основных нарушений антимонопольного законодательства на рынке реализации и обслуживания легковых автомобилей начальник профильного управления ФАС России назвал создание дискриминационных условий доступа дилерам внутри одной дилерской сети к автомобилям и запасным частям, навязывание дилерским центрам поставщиков оборудования и материалов, запрет на ремонт автомобилей конкурирующих марок, отказы в поставке оборудования для диагностики и техобслуживания независимым сервисным центрам и некоторые другие.

 

Говоря о навязывании дилерам определенных поставщиков, Максим Овчинников отметил, что «когда определен поставщик, цены становятся просто космическими, и понятно на кого будут переложены издержки по комплектованию дилерского центра - на потребителя».

 

В этих случаях последствиями нарушений антимонопольного законодательства становится ущемление интересов хозсубъектов, действующих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей, ограничение конкуренции, повышение стоимости дилерского и сервисного обслуживания и снижение его качества.

 

«Проблемы, выявленные на этом рынке не уникальны для нашей страны, они существуют по всему миру, - отметил начальник управления ФАС России. - Еврокомиссия провела большое исследование поведения дилеров и автоконцернов на рынке и заключила, что стоимость сервисного и гарантийного обслуживания у авторизованных сервисных центров дороже, чем у независимых на 30-120%».

 

Требования Еврокомиссии к организации продаж и обслуживания автомобилей заключаются в создании прозрачных правил отбора автопроизводителями дилеров и сервисных центров на недискриминационных условиях, обеспечении недискриминационного доступа к автозапчастям, технической документации, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для независимых сервис-центров и т.д.

 

В целях развития конкуренции ФАС России также предлагает обеспечить недискриминационный доступ к запасным частям, сервисной документации, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для авторизованных и независимых сервисных центров, упразднить необоснованные ограничения на продажу и ремонт автомобилей конкурирующих марок, а также ограничения выбора авторизованными дилерскими и сервисными центрами поставщиков необходимого оборудования и материалов.

 

В заключение обсуждения Максим Овчинников подчеркнул, что на сегодняшний день у рынка есть выбор "либо идти по пути Еврокомиссии, либо заняться саморегулированием".

 

Также в ходе сессии состоялось оживленное обсуждение участниками мероприятия рекомендаций автодилерам, выпущенных ФАС России в сентябре 2012 года. 

Пресс-служба ФАС России