Алхан Заргаров: «Есть определенные нюансы применения национального режима»
Национальный режим устанавливает особенности закупок иностранных товаров, работ, услуг.
Эти особенности были озвучены в ходе проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Новосибирского УФАС России
Заместитель начальника отдела контроля закупок Новосибирского УФАС России Алхан Заргаров рассказал, что законодательством в настоящее время* предусматривается при осуществлении заказчиками закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, соответственно, выполняемых и оказываемых иностранными лицами работ и услуг, применение национального режима на равных условиях с товарами, работами и услугами, которые произведены на территории РФ, за рядом исключений.
«Есть определенные нюансы применения национального режима, - поделился Алхан Заргаров, -Когда мы с вами вспоминаем такое понятие как национальный режим нужно учитывать правовой статус товаров, работ или услуг, происходящих из иностранных государств, включенных в Евразийский экономический союз и не включенных в него».
Напомним, что в Евразийский союз включены такие страны как Россия, Армения и Киргизия, республики Беларусь и Казахстан.
Законодательством предусмотрено 3 вида применения национального режима. Это условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, оказываемых иностранными лицами, ограничения допуска и запреты** на допуск.
Так, запрет на закупку иностранного программного обеспечения не действует в следующих случаях:
- в специальных реестрах нет аналогов ПО, соответствующих тому же классу, который необходим заказчику;
- в реестрах существует такой аналог, однако отдельные характеристики не удовлетворяют заказчика;
- закупка ПО производится для заказчика, работающего за рубежом;
- сведения о закупке ПО составляют гостайну.
«Если не найдены аналоги ПО в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, необходимо составить обоснование невозможности соблюдения запрета и разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке» .
Перед закупкой иностранного промышленного товара заказчику необходимо убедиться в отсутствии подобного товара российского и евразийского происхождения, что подтверждается получением специального разрешения Минпромторга РФ.
В государственных и муниципальных закупках некоторые виды лекарственных средств, изделий медицинского назначения, продуктов питания и радиоэлектронной продукции отечественного и евразийского происхождения имеют преимущества перед подобными товарами иностранного происхождения.
* Статья 14 ФЗ №44-ФЗ
**Запреты установлены:
ПП №1236 от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
ПП № 1746 от 21.12.2019 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
ПП № 616 от 30.04.2020 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
***Общие правила статьи 14 Федерального закона о контрактной системе не применимы к товарам, работам, услугам для органов внешней разведки для обеспечения средствами разведывательной деятельности, для ФСБ в целях обеспечения средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом, для госохраны.