• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Н.П. Камнева: «За 2019 год было рассмотрено более 700 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства»

Об этом рассказала и.о. руководителя Новосибирского УФАС России Наталья Петровна Камнева в ходе онлайн-трансляции публичного обсуждения правоприменительной практики Управления за 2019 год в сфере контроля антимонопольного законодательства.

Открывая мероприятие и.о. руководителя Новосибирского УФАС России Наталья Петровна Камнева отметила: «Сфера применения антимонопольного законодательства достаточно широкое. Это и законодательство о защите конкуренции, и законодательство о рекламе, и законодательство о закупках. Свободная конкуренция между участниками рынка стимулирует развитие новых технологий, поиск наиболее эффективных способов производства. Что в свою очередь приводит к повышению конкурентно способности товаров и соответственно к удовлетворению потребностей потребителей. Усилия антимонопольных органов, и Новосибирского УФАС России в частности, направлены на предотвращение и пресечение ограничения конкуренции».

О правоприменительной практики в отношении субъектов естественных монополий и недобросовестных действий хозяйствующих субъектов рассказала начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Светлана Егоровна Князькова.

«За  2019 год,  истекший период 2020 года Новосибирским УФАС России рассмотрено 16 дел о злоупотреблении хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке*.  Среди выявленных нарушений  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  более 50 %  занимают нарушения на рынках услуг теплоснабжения и  электроснабжения»- поделилась начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий.

Кроме того, в 2019 году выявлялись нарушения, связанные с уклонением от заключения договоров в сфере теплоснабжения и водоснабжения, нарушения,  связанные с неправомерным ограничением поставки ресурсов, в том числе не соблюдением установленного порядка ограничения ресурсоснабжения объектов,  а также нарушения порядка  ценообразования, в том числе при оказании услуг по передаче тепловой энергии. Антимонопольный орган также рассмотрел несколько дел, связанных с завышением цен на социально значимые услуги.

           

Вместе с сокращение количества дел по статье 10  ФЗ № 135-ФЗ наблюдается рост количества административных дел по статье 9.21 Ко АП РФ. Данная норма КоАП  РФ содержит ответственность в виде административного штрафа за нарушение субъектами естественной монополий порядка или правил подключения к инженерным сетям. 

 

«В 2019 году управлением рассмотрено 118 административных дел по ст. 9.21 КоАП РФ, что в два раза больше, чем в 2018 году. Доля правонарушений, связанных с несоблюдением порядка подключения к  сетям тепло и водоснабжения, а также к газораспределительным сетям не превышает 8%.  Более 80 % административных правонарушений по ст. 9.21 Ко АП РФ выявлено в действиях субъектов в сфере электроэнергетики» - поделилась  Светлана Егоровна Князькова.

 

Еще одно направление, озвученное в ходе публичных обсуждений правоприменительной практики - это пресечение картельных сговоров.

«Глобально, антиконкурентные соглашения можно разделить на три существенных блока,» - рассказывает начальник отдела по борьбе с картелями Новосибирского УФАС России Сергей Андреевич Иванов: «Первый блок - сговор между конкурентами, это прямой запрет, прямая норма- «картель». Второй блок - сговор между заказчиком (организатором) торгов и участником закупки. Третий блок- запрет на соглашения между органами власти и хозяйствующим и субъектами

 

Напомним, что в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» антиконкурентные соглашения признаны одной из угроз экономической безопасности государства.

 

С 01.10.2018г. в центрах Федеральных Округов созданы специальные отделы по борьбе с картелями. Отдел по борьбе с картелями Новосибирского УФАС осуществляет контрольную деятельность в рамках возложенных полномочий на территории Новосибирской области, однако во отдельных случаях по поручению ФАС России ведется работа и в иных регионах России (преимущественно СФО).

Говоря об антимонопольном производстве по картельным делам Сергей Андреевич  отметил: «Антимонопольное расследование занимает от одного до трёх месяцев, в ходе такого производства отделом по борьбе с картелями запрашивается и анализируется огромный информационный блок -банки, налоговая инспекция, интернет-провайдеры, электронные торговые площадки.»

 

«При необходимости проводится внеплановая выездная проверка, в ходе проведения которой сотрудники антимонопольного органа производят осмотр помещений, техники проверяемого лица, осуществляется копирование информации с компьютеров, протоколируется осмотр рабочих мест сотрудников», - продолжил начальник отдела по борьбе с картелями.

В рамках публичного обсуждения были освещены наиболее интересные и значимые  дела о нарушении антимонопольного законодательства за 2019 - начало 2020 гг. Кроме того были даны ответы на вопросы поступившие как в процессе онлайн-трансляции, так заочно в ходе подготовки мероприятия.

 

*- по признакам нарушения ст. 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»