ФАС предлагает определить порядок применения антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности

Ведомство подготовило обновленный законопроект об установлении антимонопольных требований в сфере РИД

10 марта заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский принял участие в экспертном обсуждении законопроекта, разработанного ведомством, который предусматривает установление антимонопольных требований к соглашениям и действиям по предоставлению или распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Дискуссия прошла на платформе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

ФАС России предлагает сохранить нормы, утверждающие антимонопольные иммунитеты[1], но дополнить Закон о защите конкуренции статьей 11.2, вводящей антимонопольные требования к соглашениям и действиям по предоставлению и распоряжению правами на РИД. В частности, речь идет о введении запретов на антиконкурентные соглашения, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке товаров, произведённых с использованием РИД.

По словам Сергея Пузыревского, законопроект принципиально не поменяет антимонопольное законодательство, однако поможет убрать противоречия между Законом о защите конкуренции, Гражданским Кодексом Российской Федерации и нормами международного права.

«Мы предлагаем не трогать иммунитеты, они остаются в Законе о защите конкуренции, но предусматриваем специальные правила, которые будут распространяться на соглашения или действия в отношении объекта интеллектуальной собственности, которые влияют на обращение товара. Если таким соглашением решается вопрос обращения товара, который произведен с использованием исключительных прав, и в результате таких соглашений участники вступают в картельный сговор, то они попадают под запреты и ограничения антимонопольного законодательства», - заявил Сергей Пузыревский.

Заместитель Руководителя ФАС России уточнил, что в новой редакции законопроекта нормы распространяются на 2 объекта интеллектуальной собственности, являющихся товаром и вводимых в гражданский оборот: это программы ЭВМ и базы данных. Все остальное законопроектом не регулируется.

Представители экспертного и делового сообщества и органов исполнительной власти обсудили введение регулирования в сфере РИД в рамках законопроекта, его соотношение с задачей ФАС России по предупреждению монополистической деятельности на товарных рынках, а также какие плюсы и минусы последуют за введением антимонопольного регулирования в сфере РИД.

 

[1] ч.4 ст.10 и ч.9 ст.11 Закона о защите конкуренции

ФАС России