Михаил Евраев: перемены в системе закупок давно назрели!

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Замруководителя ФАС России принял участие в пресс-конференции ОНФ «За честные закупки», где обозначил предложения ФАС России по совершенствованию законодательства в сфере закупок и контрольной деятельности

 

22 марта 2019 года в ТАСС состоялась пресс-конференция, в ходе которой представители органов власти обсудили концепцию развития системы упрощения процедур, требований и регламентов проведения госзакупок. Напомним, мероприятие прошло в преддверии Юбилейного XV Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

 

«Текущая система госзакупок требует существенного упрощения, - начал своё выступление заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев. – Она слишком зарегулирована: перегружена сложными, затянутыми и дублирующими друг друга процедурами».

 

Одним из предложений ФАС России по упрощению системы в рамках 44-ФЗ М. Евраев обозначил исключение избыточных способов закупок, таких как запроса предложений, проведения двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием.

 

В ходе выступления спикер отметил важность исключения проведения «бесконечных» процедур закупок. Кроме того, он предложил увеличить начальную (максимальную) цену «короткого аукциона» с 3 млн. до 50 млн. рублей, что позволит осуществлять закупки в более короткие сроки.

 

Ключевым направлением является развитие электронных агрегаторов закупок, которые позволят заказчикам приобретать необходимые им товары в течение суток. Антимонопольное ведомство предлагает ввести возможность закупки на таких агрегаторах до 500 тыс. рублей по торговой марке и до 20 млн. рублей по группе товаров из каталога Минфина.

 

Другая проблема, которая была отмечена замруководителя ФАС России, - это повышение качества исполнения контрактов.

 

«Мы считаем, что будет целесообразно ввести предквалификационный отбор участников в отношении всех видов закупок на средних и крупных торгах, - рассказывает Михаил Евраев. - Благодаря предквалификации доступ к участию в закупках получат только те лица, которые уже имею опыт выполнения аналогичных контрактов меньшего объёма. Это позволит повысить качество закупок и не закроет вход в систему закупок новым участникам».

 

Кроме того, антимонопольная служба предлагает ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет автоматически присваиваться в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. «В частности, такая мера позволит не только формировать объективную оценку квалификации участников, но и поощрять добросовестные компании путём понижения для них уровня предоставления финансового обеспечения на подаваемые заявки и исполняемые контракты»,- сказал спикер.

 

Также М. Евраев озвучил предложения в области совершенствования электронных торгов:

 

• участие предпринимателей в торгах путём подачи «согласия» на исполнение контракта после автоматической проверки предквалификационных требований;

• исключение в электронных аукционах первой части заявки;

• включение банков (держателей спецсчетов) в субъекты контроля по 44-ФЗ и введение для них административной ответственности.

 

Замруководителя ФАС рассказал о планах ведомства в части совершенствования контрольной деятельности. В частности, он предложил ввести для участников закупок финансовое обеспечение, которое будет взыскиваться в случае признания жалобы необоснованной. Это позволит в определенной степени начать защищать заказчика от «профессиональных жалобщиков». Помимо этого, М. Евраев озвучил предложения по развитию единой информационной системы (ЕИС) в части контроля:

 

- направление жалоб и уведомлений всем заинтересованным лицам только через ЕИС;

- вся претензионная и иная официальная переписка заказчика с исполнителем в ЕИС;

- дистанционное рассмотрение жалоб, которое позволит не приезжать заказчикам и предпринимателям, находящимся в отдаленных регионах.

 

Завершая своё выступление, Михаил Евраев отметил, что ключевой проблемой системы закупок является отсутствие у предпринимателей возможность защищать свои права при исполнении контракта. В частности, речь идёт об одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика. Только за 2018 год из 8 тыс. случаев одностороннего расторжения 43% контрактов было расторгнуто безосновательно. Это является одной из главных причин низкого количества заявок на торгах.

 

«При одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика предприниматель, даже если он добросовестно исполнял контракт и не был включён в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), теряет и контракт, и до 30% обеспечения по нему, - говорит М. Евраев. – Ему остаётся только судебная защита, которая может длиться долго».

 

В качестве решения проблемы замруководителя ФАС России предложил предусмотреть право исполнителя обжаловать решение заказчика при включении его в РНП. Причём разбирательство при рассмотрении этого вопроса должно проходить по существу, по аналогии с рассмотрением жалоб, в срок до 5 рабочих дней.

 

Презентация_М._Евраев__март_2019-1553258312.pdf (517,8 КБ)

Скачать