Артем Молчанов: в последние два года инструменты ФАС успешно прошли апробацию судебной системы

Начальник Правового управления антимонопольного ведомства подвел итоги и привел ключевые кейсы за прошлый год

 

«2017-2018 годы интересны были тем, что инструменты и механизмы антимонопольного реагирования, полученные некоторые время назад, прошли апробацию со стороны судебных инстанций», - сообщил на конференции «Судебная практика – 2018-2019: ключевые кейсы» начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов. Организатором мероприятия выступил информационный портал Право.ru.

 

Представитель ведомства отметил, что все решения и действия, предпринимаемые службой, учитывают Национальный план развития конкуренции, утвержденный Указом Президента РФ, и перечень поручений по итогам проведения Государственного Совета. Это означает, что поддержка конкуренции и малого бизнеса в экономических процессах является приоритетным для всех уровней власти.

 

Затем он рассказал о механизмах, направленных на повышение эффективности деятельности службы: внедрение «иммунитетов» для малого предпринимательства, проведение анализа рынка в каждом деле, состязательность при рассмотрении антимонопольного разбирательства, расширение института предупреждения и предостережения, внутриведомственная апелляция и разъяснения Президиума ФАС России.

 

«К чему это привело? Количество отмененных решений ведомства судами составило 11,2%. Целевой показатель для ФАС на будущий период – 10%. Для этого необходимо дальнейшее повышение эффективности всех инструментов. Но стоит обратить внимание и на другой показатель – снизилось количество обжалуемых решений – 48,8%, в предыдущие годы он равнялся 65%», - подчеркнул Артем Молчанов.

 

В качестве ключевых примеров он выделил некоторые дела, имеющих значение для правоприменительной практики.

 

Первое дело имеет социальную значимость и касается отмены цены на препарат, включенный в жизненно необходимые и лекарственные важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). Медицинская компания представила недостоверные сведения во время регистрации лекарственного средства. Так, хозяйствующий субъект не представил информацию о ценах на препарат в референтных странах – Австрии, Чехии и Швейцарии, отпускные цены в которых были значительно ниже заявленных для регистрации в России. Например, если в Швейцарии цена на препарат была зарегистрирована в размере70,76рублей, в Австрии–91,68 рубль, то в России фармкомпания заявила на регистрацию 611,83 рублей.

 

Еще одно дело касалось лицензионных требований медицинских организаций. Дело ФАС, а затем и судебные разбирательства, показали, что в России отсутствует единая система лицензионных требований. Органы государственной власти по своему усмотрению предъявляют незаконные требования к хозяйствующим субъектам, которые хотели бы получить лицензию на ту или иную медицинскую деятельность, что приводит в конечном итоге к ограничению конкуренции.

 

Следующее дело касалось установления тарифов и учета в них затрат хозяйствующего субъекта. Как отметил Артем Молчанов, законодательство по установлению тарифов не должно быть основано исключительно на ежегодном их повышении. Регулируемая организация просила возместить в тарифе затраты на оплату работ сторонних организаций. Антимонопольная служба отказала естественной монополии, т.к. законодательством не предусмотрена такая обязанность.

 

В заключительной части своего доклада Артем Молчанов поднял тему реформы системы естественных монополий.

 

«Её необходимо реализовать в кратчайшие сроки и ФАС к этому готова», - сказал представитель ФАС.

ФАС России