Детальная регламентация форм недобросовестной конкуренции позволит хозяйствующим субъектам эффективнее защищать права от недобросовестных действий
Так прокомментировал сегодня законодательное закрепление новых подходов к недобросовестной конкуренции заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров в основной части своего выступления, посвященной вступившему в силу 5 января 2015 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации на пленарном заседании IХ Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век».
Новая редакция Закона о защите конкуренции не устанавливает принципиально новых запретов или форм недобросовестной конкуренции, а лишь детально раскрывает ранее существовавшие, исходя из подтвержденной судом практики их применения антимонопольным органом. При этом вместо одной статьи 14 введена глава 2.1, в восьми статьях которой уточненные формы недобросовестной конкуренции представлены наглядно и структурировано.
При этом само определение недобросовестной конкуренции, содержащееся в статье 4 Закона о защите конкуренции, не изменяется.
Это свидетельствует о том, что, несмотря на более подробную регламентацию форм недобросовестной конкуренции, вносимые изменения не должны привести к расширению объема действий хозяйствующих субъектов, признаваемых недобросовестной конкуренцией.
«При этом более детальная регламентация форм недобросовестной конкуренции, проведенная в рамках Закона, позволит более эффективно защищать свои права лицам, пострадавшим от недобросовестных действий хозяйствующих субъектов», - резюмировал замглавы ведомства.
Статьями 14.1, 14.2 Закона о защите конкуренции установлены запреты на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации и введения в заблуждение соответственно. «Эти запреты существовали в Законе и ранее, вместе с тем, 4-ым антимонопольным пакетом введен перечень возможных объектов дискредитации и введения в заблуждение», - отметил он.
Статьей 14.3 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренция путем некорректного сравнения, при этом в законе прямо перечислены конкретные формулировки.
В новой редакции в статье 14.4 сохранен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (ранее содержался в части 2 статьи 14 Закона о защите).
Существенное обновление претерпели в новой редакции Закона формы недобросовестной конкуренции, связанные с использованием объектом интеллектуальной собственности. Незаконное использование охраняемых в соответствии с частью 4 ГК Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности (в первую очередь патентов) теперь будет квалифицироваться по статье 14.5 Закона о защите конкуренции.
В то же время недобросовестная конкуренция путем совершения действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с его товарами или услугами, в том числе, теперь рассматриваются в рамках института смешения (статья 14.6 Закона о защите конкуренции), которая распространяется как на незаконное использование охраняемого средства индивидуализации на рынке (пункт 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции), так и на копирование или имитацию специально не охраняемых обозначений и способов индивидуализации.
Также в статье 14.7 новой редакции Закона усовершенствованы положения, направленные на защиту от незаконного получения, использования, разглашения конфиденциальной информации, а также уточнены формы и основания выявления такого нарушения.
Перечень форм недобросовестной конкуренции, как и в прежней редакции Закона, не является исчерпывающим, что напрямую установлено статьей 14.8 Закона.
Изменения также коснулись процедуры рассмотрения антимонопольным органом заявлений и дел о нарушении антимонопольного законодательства по НДК: теперь предусмотрена возможность выдачи по данной категории нарушений (за исключением статей14.4 – 14.6, которые связаны с незаконным использованием интеллектуальных прав) предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. «Эта мера позволяет хозяйствующим субъектам, в чьих действиях обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, своевременно и добровольно устранить причины, условия, способствующие возникновению такого нарушения и избежать административного расследования и возможного привлечения к ответственности», - отметил замглавы Службы.
В завершении выступления по этой теме Андрей Кашеваров, представляя статистику ведомства по администрированию статьи 14 Закона, отметил, что «по сравнению с 2014 годом в 2015 году прослеживается тенденция уменьшения дел о нарушении пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в то же время количество дел о нарушении части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции изменяется несущественно».
Отдельно в докладе Андрей Кашеваров затронул инициативу ФАС России по легализации параллельного импорта и , в этой связи, сообщил об основных результатах дискуссии, уже на площадке Евразийского экономического союза, в том числе о предложениях по конкретному перечню товаров, в отношении которых ФАС России считает целесообразным ввести международный принцип исчерпания прав. Это, прежде всего, лекарственные препараты, медицинские изделия и автозапчасти. «13 апреля было подписано решение Межправительственной комиссии ЕЭК о том, что необходимо подготовить изменения в статью 16 Договора о Евразийском экономическом союзе, которые позволили бы вводить режим международного исчерпания прав в соответствующих случаях», - сообщил он.
Говоря об основных рисках легализации параллельного импорта (в числе которых, по мнению противников этой инициативы, прежде всего – угроза инвестициям и рост объема контрафакта), замглавы Службы обозначил предлагаемые меры по их устранению. Так, для гарантии безопасности потребителей и возможности защиты правообладателей предлагается создание специализированных таможенных постов, на котором «параллельные» импортеры должны будут подтвердить оригинальность товара, при том, что порядок ввоза товаров для официальных импортеров изменен не будет.