Аналитический отчёт о результатах проведённого обзора состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг

 

Аналитический отчёт о результатах проведённого обзора состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения на территории Новосибирской области (далее – НСО) авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) за 2009г., 2010г.

 

I. Общие положения.

Обзор состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения на территории НСО авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) проводился во исполнение письма ФАС России в соответствии с методическими рекомендациями по проведению обзора состояния конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) (далее - рекомендации ФАС России).

Целью настоящего обзора является анализ и оценка конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», вступившего в силу 22.10.2009 года.

   В ходе проведённого анализа использовалась информация, представленная: ОАО «Аэропорт Толмачево», ЗАО «Газпромнефть-Аэро Новосибирск», ООО «Сибирский Авиационный Комплекс» (далее – ОАО «СибАК»), ООО «Сибирь - Техник», ООО «S7-сервис», Западно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта (ЗС МТУ ВТ ФАВТ), Министерством транспорта и дорожного хозяйства НСО.

 

II. Временной интервал исследования рынка аэропортовых услуг (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов).

В соответствии с рекомендациями ФАС России временным интервалом обзора состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения на территории НСО авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов), является 2009г., 2010г.

 

III. Продуктовые границы рынка аэропортовых услуг (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов).

В соответствии рекомендациями ФАС России в целях проведения данного обзора под продуктовыми границами рынка понимаются услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах, т.е. аэропортовая деятельность.

В соответствии с пунктом 1.3.5 приказа Росавиации от 24.04.2010 № 98 аэропортовая деятельность – это деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Так, в соответствии с ОКПД исследуемый товар определяется по группе «услуги вспомогательные транспортные прочие воздушного транспорта» (код 6236000) как «услуги аэропортов, связанные с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, включая услуги по эксплуатации взлетно-посадочных полос» (код 6326010).

Согласно ОКВЭД услуги по аэропортовому обслуживанию могут быть исследованы по группе «транспорт и связь», включающую в себя «эксплуатацию взлетно-посадочных полос и т.п.» (код 63.23.3) и «деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код. 63.23.4).

По первому разделу аналитического отчета (Раздел № I) рассматривается аэропортовая деятельность за исключением обеспечения горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.

 Товар – это работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов (аэропортовое обслуживание).

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов в аэропорту (аэропортовому обслуживанию).

  По второму разделу аналитического отчета (Раздел № II) рассматривается только аэропортовая деятельность по обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.

Авиатопливообеспечение воздушных перевозок – аэропортовая деятельность, направленная на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиаГСМ (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиаГСМ) (пункт 1.3.6 приказа Росавиации от 24.04.2010 № 98).         

Товар – это работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок (прием авиаГСМ и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ и специальных жидкостей; подготовка и выдача авиаГСМ и специальных жидкостей на заправку; заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда).

Организации, обеспечивающие авиатопливообеспечение воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть.

Продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорте.

 

IV. Географические границы рынка аэропортовых услуг (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов).

В соответствии с рекомендациями ФАС России в целях проведения данного исследования географическими границами рынка аэропортовых услуг (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) приняты границы аэропорта федерального значения на территории НСО.

 

V. Краткое описание локального рынка (аэропорта).

На территории НСО в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.03.2008г. № 340-р аэродром Новосибирск (Толмачево) является аэродромом федерального значения. Аэропорт расположен на участках земли города Оби и Новосибирского района приблизительно на расстоянии 17 км от города Новосибирска. Полное наименование главного оператора аэропорта: Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево». Юридический и почтовый адреса: 633104, НСО, г. Обь-4, Аэропорт Толмачево.

Новосибирский аэропорт является крупнейшим за Уралом транзитным узлом на важнейших направлениях между Европой и Азией. Развитие Толмачево, как крупнейшего авиатранспортного узла, способствует развитию инфраструктуры региона.

 

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке аэропортовых услуг (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов).

Главный оператор аэропорта Толмачево Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево».

Операторы – ООО «СибАК», ЗАО «Газпромнефть-Аэро Новосибирск», ООО «Международный аэропорт Новосибирск» (с 2011г.).

Потребители - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропорту «Толмачево» или подавшие заявку на оказание услуг в данном аэропорту.

 

Раздел № I. Обзор состояния конкуренции на рынке аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения потребителям, за исключением услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов.

1.Участники локального рынка:

1.1 Главный оператор аэропорта Толмачево - ОАО «Аэропорт Толмачево».

Базовой авиакомпанией в аэропорту Новосибирск (Толмачево) является ОАО «Авиакомпания «Сибирь» - участник глобального авиационного альянса «Oneworld». Компания имеет разветвленную сеть маршрутов с пересадочными узлами в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачево) и Иркутске.

Доступ потребителей к услугам, оказываемым в аэропорту Новосибирск (Толмачево), осуществляется на основании следующих документов:

- разрешений Министерства транспорта РФ, ФАВТ Росавиации, ЗС МТУ ВТ Росавиации;

- соответствующих сертификатов, лицензий, разовых разрешений;

- разрешений на использование аэродрома;

- соответствующего допуска к приему воздушного судна в аэропорту;

- разрешения ФАВТ Росавиации, ЗС МТУ ВТ Росавиации на прием воздушного судна, если аэропорт ранее не был допущен к приему данного типа воздушного судна;

- договоров на аэропортовое и наземное обслуживание;

- разовых оферт, полученных от потребителя услуг по каналам связи (E-mail, SITA, AFTN,Fax) и подтвержденных аэропортом.

При этом выделение слотов в аэропорту Новосибирск (Толмачево) регламентируется:

- действующими документами в системе гражданской авиации РФ, включая документы ИАТА,

- пропускной возможностью (технической возможностью) аэропорта.

Перечень услуг, как регулируемых, так и нерегулируемых, оказываемых потребителям в аэропорту:

Перечень регулируемых услуг:

- обеспечение взлета и посадки воздушных судов,

- предоставление аэровокзального комплекса,

- обеспечение авиационной безопасности,

- обслуживание пассажиров,

- хранение авиатоплива.

Перечень нерегулируемых услуг:

- посадка-высадка пассажиров (трап и телескопический трап),

- доставка пассажиров к воздушному судну и от воздушного судна,

- обработка грузов, почты,

- специальное обслуживание пассажиров,

- обслуживание багажа при перегрузке из воздушного судна и в воздушное судно,

- хранение багажа,

- перегрузка груза (почты) из воздушного судна и в воздушное судно,

- переукомплектовка, перемещение груза (почты),

- погрузка (выгрузка) балласта,

- обработка вертолетов и запасных частей к ним, перевозимых на специальных рейсах,

- погрузка (выгрузка) груза в воздушное судно и из воздушного судна силами предприятия-исполнителя на автомашину заказчика,

- погрузка (выгрузка) автомашин заказчика силами заказчика,

- контроль загрузки/разгрузки воздушного судна,

- персональная охрана воздушного судна,

- отправка средств пакетирования по указанию перевозчика (контейнеры, паллеты),

- хранение средств пакетирования (контейнеры, паллеты),

- хранение трансфертного груза, снятого с воздушного судна по указанию Перевозчика,

- медицинский осмотр членов экипажа,

- доставка экипажа,

- предоставление микроавтобуса экипажу,

- временная стоянка воздушного судна на аэродроме,

- стоянка в ангаре,

- техническое обслуживание ВС по форме А-1 (А-транзитной),

- техническое обслуживание ВС по формам ОВВ (обеспечение вылета - встречи),

- обеспечение приёмки-выпуска ВС,

- техническое обслуживание ВС по форме ОВ (обеспечение вылета),

- техническое обслуживание ВС по форме А-2,

- техническое обслуживание ВС по форме ОС (обеспечение стоянки),

- прочие дополнительные работы при техническом обслуживании ВС,

- буксировка ВС,

- внутренняя уборка ВС,

- обслуживание санузлов,

- заправка ВС питьевой водой,

- подача электроэнергии наземными источниками питания (АПА-80, АПА-140),

- кондиционирование (подогрев) (УМП-350, ТМД-250),

- очистка от снега и льда ручным способом,

- очистка от снега и льда горячей водой,

- очистка от снега и льда одноэтапным способом с использованием противообледенительной жидкости,

- очистка от снега и льда двухэтапным способом с использованием противообледенительной жидкости,

- очистка от снега и льда одноэтапным способом с применением обдува,

- очистка от снега и льда двухэтапным способом с применением обдува и противообледенительной жидкости,

- заправка авиадвигателей ВС маслом,

- заправка системы ВС кислородом,

- заправка системы азотом или сжатым воздухом. Проверка и дозаправка гидросистемы,

- обеспечение воздушного запуска авиадвигателей ВС (А-86, ТМД-250),

- обеспечение слива авиаГСМ,

- предоставление специальных технических и транспортных средств при техническом обслуживании воздушных судов (передвижной источник питания АПА-80, тягач, МВ, АС-157, МЗ, АС–161, а-2001, УГЗСМ-К, ТМД-250),

- подача  электроэнергии  стационарными источниками питания   (ЭСПА-50Т208, ЭСТА-100Т208, АХА-2200),

- обслуживание  транзитного  рейса  при  заправке  ВС (без высадки пассажиров и пользования аэровокзалом),

- предоставление пожарной машины при наземном обслуживании ВС,

- термическое обезвреживание твердых бытовых отходов (ТБО), снятых с ВС, выполняющих рейсы на внутренних воздушных линиях (ВВЛ),

- утилизация  ТБО, снятых  с ВС, выполняющих рейсы на ВВЛ,

- устранение разлива спецжидкости на месте стоянки ВС,

- устранение разлива воды на месте стоянки ВС.

Потребители имеют возможность получать выборочный объем услуг в соответствии с приказом Минтранса России № 110 согласно прейскуранту, действующему в аэропорту Новосибирск (Толмачево). Дополнительные услуги (по запросам потребителей) оказываются в соответствии с действующими технологиями и утвержденными тарифами.

С целью развития маршрутной сети аэропорта и стимулирования авиаперевозчиков к открытию новых рейсов и направлений, а также в целях повышения операционных показателей деятельности, в аэропорту действует система стимулирования, предусматривающая установление понижающих коэффициентов для определенных категорий авиаперевозчиков. Система реализована в виде Положений, согласованных с УФАС по НСО и ФАС России. Указанные Положения находятся в открытом доступе на официальном сайте ОАО «Аэропорт Толмачево» - http://tolmachevo.ru/business/forspecialists/compred.

Аналогично действию Положения «О порядке применения понижающих коэффициентов при обслуживании грузовых воздушных судов, выполняющих остановки с некоммерческими целями в аэропорту Новосибирск (Толмачево)», разработано отдельное Положение для пассажирских рейсов с некоммерческими посадками в аэропорту Новосибирск (Толмачево). Размер понижающих коэффициентов 0,73 применяется к аэропортовым сборам за обеспечение взлета – посадки воздушного судна и за обеспечение авиационной безопасности.

Потребители имеют доступ к информации об оказываемых услугах, тарифах и тарифной политике, вся информация размещена на официальном сайте ОАО «Аэропорт Толмачево» в сети Интернет и открыта для свободного доступа всем потребителям услуг аэропорта - http://tolmachevo.ru.

Операторы: В аэропорту Новосибирск (Толмачево) обслуживание грузов, почты и багажа осуществляют ООО «СибАК», ОАО «Аэропорт Толмачево» и ООО «МАН») (с 2011г.). ООО «S7 Сервис» оказывает услуги по уборке воздушных судов ОАО Авиакомпания «Россия», ООО «Глобус», ЗАО «Аэросвит», контролирует подготовку воздушных судов авиакомпании «Сибирь» к вылету, выполняет представительские функции данной авиакомпании в аэропорту Новосибирск (Толмачево), осуществляет доставку экипажей воздушных судов. ООО «Сибирь Техник» осуществляет техническое обслуживание воздушных судов.

Отношения между ОАО «Аэропорт Толмачево», ООО «СибАК» и ООО «МАН» по поводу оказания аэропортовых услуг регулируются заключенными договорами.

ООО «СибАК» оказывает услуги потребителям <…>, а именно: обслуживание пассажиров, багажа и грузов 7 класса опасности (кроме ДЯМ), а также осуществляет аэродромное обеспечение в части организации технического обслуживания и ремонта спецмашин, механизации, технологического оборудования.

ООО «S7-сервис» в г. Обь-2 (филиал ООО «S7-сервис») - организовано на базе действующих структурных подразделения ОАО «Авиакомпания «Сибирь», выполняющих представительские функции в аэропортах Домодедово (Москва) и Толмачево (Новосибирск).

ООО «Сибирь Техник» - самостоятельное юридическое лицо, входящее в Группу компаний S7. Данная организация оказывает услуги по наземному обслуживанию воздушных судов и прочую вспомогательную деятельность воздушного транспорта. Все техническое обслуживание авиационной техники проводится на основе прямых договоров с авиакомпаниями.

Услуги, оказываемые ООО «Сибирь Техник» на территории аэропорта «Толмачево»: 1) регулируемые – обеспечение встречи выпуска воздушных судов Airbus 319/320, Boeing 737, транзитная форма технического обслуживания Airbus 319/320, Boeing 737; 2) нерегулируемые – техническое обслуживание авиационной техники Airbus и Boeing по формам A-check, С- check, D- check.

Все потенциальные потребители (авиакомпании России) извещены об оказываемых ООО «Сибирь Техник» услугах информационными письмами, разработан общий прейскурант.

2. Структура рынка. Характеристика договорных отношений.

Доступ потребителей к услугам, оказываемым в аэропорту Новосибирск (Толмачево), осуществляется на основании следующих документов:

- разрешений Министерства транспорта РФ, ФАВТ Росавиации, ЗС МТУ ВТ Росавиации;

- соответствующих сертификатов, лицензий, разовых разрешений;

- разрешений на использование аэродрома;

- соответствующего допуска к приему воздушного судна в аэропорту;

- разрешения ФАВТ Росавиации, ЗС МТУ ВТ Росавиации на прием воздушного судна, если аэропорт ранее не был допущен к приему данного типа воздушного судна;

-договоров на аэропортовое и наземное обслуживание;

- разовых оферт, полученных от потребителя услуг по каналам связи (E-mail, SITA, AFTN,Fax) и подтвержденных аэропортом.

При этом выделение слотов в аэропорту Новосибирск (Толмачево) регламентируется:

- действующими документами в системе гражданской авиации РФ, включая документы ИАТА,

- пропускной возможностью (технической возможностью) аэропорта.

Единой утвержденной технологии работы, регулирующей отношения лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, в ОАО «Аэропорт Толмачево» нет. Взаимодействие ОАО «Аэропорт Толмачево» с поставщиками аэропортовых услуг основывается на нормах действующего воздушного законодательства и локальных нормативных актах.

Спецавтотранспорт осуществляет движение по аэродрому согласно    нормативным актам, устанавливающим порядок движения спецавтотранспорта,    в соответствии с нанесенной на аэродроме разметкой.

ОАО «Аэропорт Толмачево» предоставляет возможность иным хозяйствующим субъектам оказывать аэропортовые услуги.

Для оказания аэропортовых услуг организация должна иметь сертификат соответствия с указанной в нем сферой деятельности и соответствующий договор с потребителями указанных услуг. Организация, имеющая сертификат, информирует ОАО «Аэропорт Толмачево» о потенциальных потребителях аэропортовых услуг и несет ответственность за качество данных услуг. В ОАО «Аэропорт Толмачево» имеется комплексный сертификат, в соответствии с которым разрешено осуществление 12 видов деятельности.

 Техническое обслуживание воздушных судов, не заявленных в сфере деятельности ОАО «Аэропорт Толмачево», а также воздушных судов зарубежного производства, выполняется персоналом авиакомпаний – владельцев данных воздушных судов или персоналом сторонней сертифицированной организации по техническому обслуживанию на основании договоров.

В период с 2009 года и по настоящее время воздушные суда авиации общего назначения в аэропорту Новосибирск (Толмачево) не обслуживаются. Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

3. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка используются показатели: коэффициент рыночной концентрации CR3 (%) и индекс рыночной концентрации HH 1 (п. 7.1 Порядка).

Согласно двухпороговой шкале рассматриваемый рынок услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропорту «Толмачево» за 2009г., 2010г. следует считать рынком высокой концентрации.

Согласно п. 7.2 Порядка при рынок следует считать рынком высокой концентрации.

 

4. Ситуация на рынке (поведение участников). Краткое описание.

<…>

 

5. Мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка.

Согласно ответу ОАО «Аэропорт Толмачево» договорные отношения участников рынка услуг по аэропортовому обслуживанию меняются в части изменения стоимости оказываемых услуг.

 

6. Выводы и рекомендации

Проведя обзор состояния конкуренции на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропорту «Толмачево» можно сделать вывод, что данный рынок является рынком высокой концентрации и неразвитой конкуренции.

По поводу возможности входа на рынок альтернативных операторов сообщаем, что ОАО «Аэропорт Толмачево» предоставляет возможность иным хозяйствующим субъектам оказывать аэропортовые услуги. При этом для оказания аэропортовых услуг организация должна иметь сертификат соответствия с указанной в нем сферой деятельности и соответствующий договор с потребителями указанных услуг. Организация, имеющая сертификат, информирует ОАО «Аэропорт Толмачево» о потенциальных потребителях аэропортовых услуг и несет ответственность за качество данных услуг.

Предложений по развитию конкуренции нет.

 

Раздел № II. Обзор состояния конкуренции на рынке услуг по авиатопливообеспечению.

1.Участники локального рынка:

Услуги по авиатопливообеспечению на территории аэропорта «Толмачево» оказывает ЗАО «Газпромнефть-Аэро Новосибирск» (ТЗК), имеющее сертификаты соответствия, выданные Управлением аэропортовой деятельности ФАВТ, на осуществление контроля качества авиационных ГСМ, заправляемых в воздушные суда, на авиатопливообеспечение воздушных перевозок, на аэродромное обеспечение.

Поставщиками авиатоплива на территорию аэропорта «Толмачево» в настоящее время являются: ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (г. Москва), ООО «СкайЛайн» (НСО). В 2009 – 2010гг. поставку авиатоплива на территорию аэропорта «Толмачево» кроме указанных выше хозяйствующих субъектов осуществляли: ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ" (г. Москва), ОАО «Аэропорт Толмачево» (НСО). Авиатопливо, принимаемое на склад ЗАО «Газпромнефть-Аэро Новосибирск», произведено преимущественно НПЗ г. Омска.

 

2. Структура рынка. Характеристика договорных отношений.

<…>

10) Тарифы на услуги по хранению авиатоплива и обеспечению заправки воздушных судов, применяемые ЗАО «Газпромнефть-Аэро Новосибирск», едины для всех потребителей, льготные тарифы отсутствуют.

11) Информация об оказываемых услугах и тарифах является открытой. Потребители имеют возможность получения данной информации как на официальном сайте http://www.gpnaero-nsk.ru, так и при личном обращении.

 

3. Технико-технологические характеристики ТЗК.

<…>

4) ТЗК осуществляет хранение автобензина и дизельного топлива для заправки автотранспорта, движущегося по внутренней служебной территории аэропорта «Толмачево».

5) Доставка авиаГСМ на территорию аэропорта «Толмачево» осуществляется железнодорожным транспортом.

 

4. Приобретение авиаГСМ.

<…>

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка.

<…>

Согласно двухпороговой шкале рассматриваемый рынок услуг по авиатопливообеспечению воздушных перевозок на территории аэропорта «Толмачево» за 2009г., 2010г. следует считать рынком высокой концентрации.

Согласно п. 7.2 Порядка рынок следует считать рынком высокой концентрации.

 

6. Ситуация на рынке услуг по авиатопливообеспечению (поведение участников). Краткое описание.

7.Мониторинг взаимоотношений участников рынка услуг по авиатопливообеспечению.

Договорные отношения участников исследованного локального рынка услуг по авиатопливообеспечению воздушных судов за 2009-2010гг менялись в части выделения из комплекса услуг по авиатопливообеспечению услуг хранения авиатоплива и заправки авиатопливом воздушных судов.

 

8. Выводы и рекомендации.

Проведя обзор состояния конкуренции на рынке услуг по авиатопливообеспечению, можно сделать вывод, что данный рынок является рынком высокой концентрации и неразвитой конкуренции.

Рынок реализации авиаГСМ на территории аэропорта «Толмачево» является рынком высокой концентрации и неразвитой конкуренции.