Аналитический отчет по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Новосибирской области в 2012 и 2013 гг.

1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами по итогам 2012-2013 гг. проведен на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр), и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

 

При анализе и оценке состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные из единого реестра лицензий на фармацевтическую деятельность, представленную Федеральной службой Росздравнадзора по Новосибирской области, а также сведения, полученные от администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2012 и 2013 гг.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

 

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

 

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

 

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

 

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

 

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

–          аптека готовых лекарственных форм;

–          аптека производственная;

–          аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

–          аптечный пункт;

–          аптечный киоск.

 

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

 

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

 

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

 

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

 

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

 

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

–          приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

–          приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

–          приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

 

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

 

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

 

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

 

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

 

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

 

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

 

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

 

В соответствии с п. 3.6. Порядка выявление товаров, являющихся взаимозаменяемыми с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, осуществляется путем экспертных оценок. Большинство опрошенных администраций муниципальных районов Новосибирской области (более 90%), привлеченные в качестве экспертов, в своих ответах указали, что на подведомственной им территории услуга розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами не является взаимозаменяемой с другими услугами, которые могут быть сравнимы по функциональному назначению, применению, качеству, техническим характеристикам, цене и другим параметрам.

 

В связи с изложенным, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России в целях проведения данного исследования географические границы рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами  предварительно определены муниципальными районами и городскими округами (МР И ГО) Новосибирской области.

 

Географические границы могут уточняться с учетом особенностей размещения муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, фактических районов продаж, возможностей перемещения покупателей к продавцам и транспортных расходов.

 

Так, согласно п. 4.5. Порядка географические границы  рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами  определены методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), которые не выходят за пределы  муниципальных районов и городских округов (МР И ГО) Новосибирской области.

 

В процессе проведенного анализа на основании ответов администраций муниципальных районов Новосибирской области было выявлено, что покупка лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров на территории соответствующего муниципального района (городского округа)  Новосибирской области не является взаимозаменяемой с покупкой лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров за пределами данного района (городского округа), кроме п. Кольцово и г. Новосибирск, административные границы которых являются едиными географическими границами исследуемого рынка.

 

Таким образом, географические границы определены муниципальными районами и городскими округами (МР и ГО) Новосибирской области, за исключением единых географических границ г. Новосибирска и п. Кольцово.

 

Таблица . Перечень городских округов и муниципальных районов субъекта РФ

Наименование городского округа или муниципального района

Численность населения, чел.

2012

2013

Баганский

16341

16080

Барабинский

43932

43351

Болотнинский

28970

28607

Венгеровский

20133

19790

Город Бердск

98809

100259

Город Искитим

59058

58342

Город Новосибирск

1498921

1523801

Город Обь

26137

26857

Доволенский

17144

17021

Здвинский

16229

15862

Искитимский

63198

63390

Карасукский

45761

45532

Каргатский

17753

17294

Колыванский

24215

24423

Коченевский

44305

44833

Кочковский

14680

14591

Краснозерский

31942

31539

Куйбышевский

59829

59340

Купинский

30350

29702

Кыштовский

11937

11543

Маслянинский

24147

23956

Мошковский

39293

39555

Новосибирский

118659

120273

Ордынский

36599

36498

Поселок Кольцово

13033

13678

Северный

10429

10246

Сузунский

32600

32669

Татарский

39578

39238

Тогучинский

59463

59318

Убинский

15843

15555

Усть-Таркский

12164

11991

Чановский

25148

24856

Черепановский

47720

47646

Чистоозерный

19093

18709

Чулымский

23450

23116

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

 

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица.

 

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

 

В 2012 г. в Новосибирской области осуществляли свою деятельность 185 хозяйствующих субъектов, имеющих 1012 аптечных организаций.

 

В 2013 г. в Новосибирской области осуществляли свою деятельность 209 хозяйствующих субъектов, имеющих 1069 аптечных организаций.

 

В разрезе городских округов и муниципальных районов информация представлена ниже:

Таблица. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных организаций

Наименование городского округа или муниципального района

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных организаций

2012

2013

2012

2013

Город Новосибирск и поселок Кольцово

106

119

478

510

Город Бердск

8

11

33

33

Город Искитим

7

10

16

26

Куйбышевский

7

11

11

16

Новосибирский

8

9

14

15

Искитимский

6

8

11

13

Город Обь

5

5

9

9

Барабинский

6

5

15

14

Карасукский

7

7

50

50

Тогучинский

5

6

15

16

Мошковский

3

4

11

12

Коченевский

5

5

20

20

Ордынский

5

6

32

33

Колыванский

5

5

9

9

Маслянинский

7

7

14

14

Болотнинский

6

6

12

12

Купинский

4

4

13

13

Чановский

2

3

10

13

Татарский

5

6

14

15

Краснозерский

5

5

40

40

Доволенский

2

2

6

6

Сузунский

4

5

14

15

Черепановский

6

6

49

49

Убинский

3

3

6

6

Венгеровский

2

2

5

5

Каргатский

3

3

7

7

Кочковский

3

3

12

12

Чулымский

3

3

18

17

Здвинский

3

3

16

16

Чистоозерный

4

4

34

34

Усть-Таркский

2

3

3

4

Баганский

3

3

7

7

Кыштовский

2

2

6

6

Северный

2

2

2

2

Всего по субъекту РФ

185

209

1012

1069

 

Таблица.  Количество аптечных организаций по формам собственности

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Количество аптечных организаций

государственной формы собственности

муниципальной формы собственности

частной формы собственности

иных форм собственности

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Баганский

1

1

-

-

6

6

-

-

2

Барабинский

-

-

-

-

15

14

-

-

3

Болотнинский

-

-

-

-

12

12

-

-

4

Венгеровский

-

-

-

-

5

5

-

-

5

Город Бердск

-

-

-

-

33

33

-

-

6

Город Искитим

-

-

-

-

16

26

-

-

7

Город Новосибирск и поселок Кольцово

-

1

106

106

372

403

-

-

8

Город Обь

-

-

-

-

9

9

-

-

9

Доволенский

-

-

-

-

6

6

-

-

10

Здвинский

1

1

-

-

15

15

-

-

11

Искитимский

-

-

-

-

11

13

-

-

12

Карасукский

33

33

-

-

17

17

-

-

13

Каргатский

-

-

-

-

7

7

-

-

14

Колыванский

1

1

-

-

8

8

-

-

15

Коченевский

-

-

-

-

20

20

-

-

16

Кочковский

-

-

-

-

12

12

-

-

17

Краснозерский

29

29

-

-

11

11

-

-

18

Куйбышевский

1

1

-

-

10

15

-

-

19

Купинский

1

1

-

-

12

12

-

-

20

Кыштовский

-

-

-

-

6

6

-

-

21

Маслянинский

1

1

-

-

13

13

-

-

22

Мошковский

-

-

-

-

11

12

-

-

23

Новосибирский

-

-

1

1

13

14

-

-

24

Ордынский

17

17

-

-

15

16

-

-

25

Северный

-

-

-

-

2

2

-

-

26

Сузунский

1

1

-

-

13

14

-

-

27

Татарский

1

1

-

-

13

14

-

-

28

Тогучинский

-

-

-

-

15

16

-

-

29

Убинский

-

-

-

-

6

6

-

-

30

Усть-Таркский

1

1

-

-

2

3

-

-

31

Чановский

-

-

-

-

10

13

-

-

32

Черепановский

36

36

-

-

13

13

-

-

33

Чистоозерный

28

28

-

-

6

6

-

-

34

Чулымский

13

12

-

-

5

5

-

-

Всего по субъекту РФ

165

165

107

107

740

797

0

0

График 1. Изменение соотношения частных и государственных (муниципальных) аптечных организаций в Новосибирской области в 2012-2013 гг., %

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала (2012 - 2013 гг.). При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

 

Источник получения данных – информация, представленная хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги розничной реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров на территории Новосибирской области.

 

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных организаций хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала в стоимостном выражении к годовому объему рассматриваемого товарного рынка.

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

 

Таблица. Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Коэффициент рыночной концентрации CR3, %

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI)

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Баганский

100

100

3982,6

3908,65

Высокий

Высокий

2

Барабинский

72

75

2287,78

2276,39

Высокий

Высокий

3

Болотнинский

76

78

2830,62

2490,79

Высокий

Высокий

4

Венгеровский

100

100

5725,31

6164,96

Высокий

Высокий

5

Город Бердск

79

78

2687,08

2732,25

Высокий

Высокий

6

Город Искитим

73

59

2475,76

1553,98

Высокий

Умеренный

7

Город Новосибирск и поселок Кольцово

44

41

-

-

Низкий

Низкий

8

Город Обь

84

85

3783,66

4029,6

Высокий

Высокий

9

Доволенский

100

100

5114,73

5525,08

Высокий

Высокий

10

Здвинский

100

100

6341,54

6554,16

Высокий

Высокий

11

Искитимский

94

78

4778,73

2535,04

Высокий

Высокий

12

Карасукский

71

75

2423,54

2516,61

Высокий

Высокий

13

Каргатский

100

100

4136,14

4219,06

Высокий

Высокий

14

Колыванский

95

91

3135,06

3057,54

Высокий

Высокий

15

Коченевский

99

99

4995,95

5380,89

Высокий

Высокий

16

Кочковский

100

100

5609,68

5568,9

Высокий

Высокий

17

Краснозерский

95

96

3155,27

3628,55

Высокий

Высокий

18

Куйбышевский

82

76

2963,64

2425,75

Высокий

Высокий

19

Купинский

85

88

3061,28

2823,82

Высокий

Высокий

20

Кыштовский

100

100

5110,93

5055,3

Высокий

Высокий

21

Маслянинский

76

82

2596,44

2655,84

Высокий

Высокий

22

Мошковский

100

87

4232,78

3064,61

Высокий

Высокий

23

Новосибирский

71

71

2262,21

2237,03

Высокий

Высокий

24

Ордынский

99

89

6391,29

4960,92

Высокий

Высокий

25

Северный

100

100

5105,17

5308,56

Высокий

Высокий

26

Сузунский

98

84

3755,68

2976,77

Высокий

Высокий

27

Татарский

76

74

2442,94

2272,75

Высокий

Высокий

28

Тогучинский

73

72

2223,24

2187,1

Высокий

Высокий

29

Убинский

100

100

3993,19

3938

Высокий

Высокий

30

Усть-Таркский

100

100

5623,74

4821,21

Высокий

Высокий

31

Чановский

100

100

5249,63

4265,66

Высокий

Высокий

32

Черепановский

93

88

3884,91

3397,2

Высокий

Высокий

33

Чистоозерный

98

98

5588,21

5632,61

Высокий

Высокий

34

Чулымский

100

100

4569,18

5093

Высокий

Высокий

 

8. Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных организаций – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

 

Таблица. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных организаций

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

Численность населения, чел.

Количество аптечных организаций

Соотношение численности населения и количества аптечных организаций, чел.

Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных организаций

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Баганский

Высокий

Высокий

16341

16080

7

7

2334,43

2297,14

Высокая плотность

Высокая плотность

2

Барабинский

Высокий

Высокий

43932

43351

15

14

2928,8

3096,5

Высокая плотность

Высокая плотность

3

Болотнинский

Высокий

Высокий

28970

28607

12

12

2414,17

2383,92

Высокая плотность

Высокая плотность

4

Венгеровский

Высокий

Высокий

20133

19790

5

5

4026,6

3958

Нормальная плотность

Высокая плотность

5

Город Бердск

Высокий

Высокий

98809

100259

33

33

2994,21

3038,15

Высокая плотность

Высокая плотность

6

Город Искитим

Высокий

Умеренный

59058

58342

16

26

3691,12

2243,92

Высокая плотность

Высокая плотность

7

Город Новосибирск и поселок Кольцово

Низкий

Низкий

1498921

1537479

478

510

3135,82

3014,66

Высокая плотность

Высокая плотность

8

Город Обь

Высокий

Высокий

26137

26857

9

9

2904,11

2984,11

Высокая плотность

Высокая плотность

9

Доволенский

Высокий

Высокий

17144

17021

6

6

2857,33

2836,83

Высокая плотность

Высокая плотность

10

Здвинский

Высокий

Высокий

16229

15862

16

16

1014,31

991,38

Высокая плотность

Высокая плотность

11

Искитимский

Высокий

Высокий

63198

63390

11

13

5745,27

4876,15

Недостаток аптечных организаций

Нормальная плотность

12

Карасукский

Высокий

Высокий

45761

45532

50

50

915,22

910,64

Высокая плотность

Высокая плотность

13

Каргатский

Высокий

Высокий

17753

17294

7

7

2536,14

2470,57

Высокая плотность

Высокая плотность

14

Колыванский

Высокий

Высокий

24215

24423

9

9

2690,56

2713,67

Высокая плотность

Высокая плотность

15

Коченевский

Высокий

Высокий

44305

44833

20

20

2215,25

2241,65

Высокая плотность

Высокая плотность

16

Кочковский

Высокий

Высокий

14680

14591

12

12

1223,33

1215,92

Высокая плотность

Высокая плотность

17

Краснозерский

Высокий

Высокий

31942

31539

40

40

798,55

788,48

Высокая плотность

Высокая плотность

18

Куйбышевский

Высокий

Высокий

59829

59340

11

16

5439

3708,75

Недостаток аптечных организаций

Высокая плотность

19

Купинский

Высокий

Высокий

30350

29702

13

13

2334,62

2284,77

Высокая плотность

Высокая плотность

20

Кыштовский

Высокий

Высокий

11937

11543

6

6

1989,5

1923,83

Высокая плотность

Высокая плотность

21

Маслянинский

Высокий

Высокий

24147

23956

14

14

1724,79

1711,14

Высокая плотность

Высокая плотность

22

Мошковский

Высокий

Высокий

39293

39555

11

12

3572,09

3296,25

Высокая плотность

Высокая плотность

23

Новосибирский

Высокий

Высокий

118659

120273

14

15

8475,64

8018,2

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

24

Ордынский

Высокий

Высокий

36599

36498

32

33

1143,72

1106

Высокая плотность

Высокая плотность

25

Северный

Высокий

Высокий

10429

10246

2

2

5214,5

5123

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

26

Сузунский

Высокий

Высокий

32600

32669

14

15

2328,57

2177,93

Высокая плотность

Высокая плотность

27

Татарский

Высокий

Высокий

39578

39238

14

15

2827

2615,87

Высокая плотность

Высокая плотность

28

Тогучинский

Высокий

Высокий

59463

59318

15

16

3964,2

3707,38

Высокая плотность

Высокая плотность

29

Убинский

Высокий

Высокий

15843

15555

6

6

2640,5

2592,5

Высокая плотность

Высокая плотность

30

Усть-Таркский

Высокий

Высокий

12164

11991

3

4

4054,67

2997,75

Нормальная плотность

Высокая плотность

31

Чановский

Высокий

Высокий

25148

24856

10

13

2514,8

1912

Высокая плотность

Высокая плотность

32

Черепановский

Высокий

Высокий

47720

47646

49

49

973,88

972,37

Высокая плотность

Высокая плотность

33

Чистоозерный

Высокий

Высокий

19093

18709

34

34

561,56

550,26

Высокая плотность

Высокая плотность

34

Чулымский

Высокий

Высокий

23450

23116

18

17

1302,78

1359,76

Высокая плотность

Высокая плотность

 

9. Барьеры входа на товарный рынок

Источником получения данных о барьерах входа являются хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории городских округов и муниципальных районов в 2012-2013 гг. в Новосибирской области.

 

Таблица. Барьеры входа на товарный рынок

 

Наименование ГО и МР

Основные группы барьеров

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных  барьеров

Баганский, Барабинский, Болотнинский, Венгеровский, г.Бердск, г.Искитим, г.Новосибирск, г.Обь, Доволенский, Здвинский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Колыванский, Коченевский, Кочковский, Красноозерский, Куйбышевский, Купинский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, п.Кольцово, Северный, Сузунский, Татарский, Тогучинский, Убинский, Усть –Таркский, Чановский, Черепановский, Чистоозерный, Чулымский

 

Экономические ограничения

Высокая арендная плата, высокие коммунальные тарифы и их рост

Высокий размер арендной платы, рост коммунальных тарифов существенно увеличивают издержки аптечных учреждений и тем самым снижают их мотивацию входа на рынок

Преодолимый (более 1 года)

Низкая платежеспособность населения

Низкая платежеспособность населения уменьшает спрос на лекарственные средства, несмотря на наличие потребностей, что уменьшает выручку аптечных учреждений

Труднопреодолимый

 

Установление торговых надбавок

Наличие торговых надбавок ограничивает свободу предпринимательства в данной сфере и тем самым снижает мотивацию входа на рынок

Труднопреодолимый

Баганский, Барабинский, Болотнинский, Венгеровский, г.Бердск, г.Искитим, г.Новосибирск, г.Обь, Доволенский, Здвинский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Колыванский, Коченевский, Кочковский, Красноозерский, Куйбышевский, Купинский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, п.Кольцово, Северный, Сузунский, Татарский, Тогучинский, Убинский, Усть –Таркский, Чановский, Черепановский, Чистоозерный, Чулымский

 

Административные ограничения

Получение лицензий

Требование лицензирования и разрешительный порядок открытия юридических лиц затягивает процесс входа на рынок; отдельные лицензии на оптовую и розничную фармацевтические деятельности не позволяют аптекам осуществлять продажу медикаментов юридическим лицам

Труднопреодолимый

 

Разрешительный порядок открытия  юридических лиц

Труднопреодолимый

 

Перечень обязательного аптечного ассортимента

Введение необоснованного большого перечня обязательного аптечного ассортимента, приводит к появлению остатков лекарственных товаров

Труднопреодолимый

 

Наличие аптечных сетей (аптек-дискаунтеров)

Затрудняется выход на рынок мелких независимых торговых предприятий вследствие проявления эффекта масштаба производства

Труднопреодолимый

 

г. Новосибирск, Усть-Тарскский район

Высокая налоговая нагрузка

В связи с переходом на налогообложение по общему виду деятельности  (ОВД) -  невозможность использования упрощенной системы налогообложения (ЕНВД) следует увеличение розничных цен на лекарственные средства

Преодолимый (3 мес.)

Баганский, Барабинский, Болотнинский, Венгеровский, г.Бердск, г.Искитим, г.Новосибирск, г.Обь, Доволенский, Здвинский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Колыванский, Коченевский, Кочковский, Красноозерский, Куйбышевский, Купинский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, п.Кольцово, Северный, Сузунский, Татарский, Тогучинский, Убинский, Усть –Таркский, Чановский, Черепановский, Чистоозерный, Чулымский

Другие ограничения входа на товарный рынок

 

Дефицит квалифицированного персонала, низкая квалификация

При создании новых аптек достаточно сложно найти ответственных работников с соответствующей квалификацией

Труднопреодолимый

 

Маслянинский

Отказ оптовых компаний осуществлять доставку лекарственных средств в отдаленные районы, села Новосибирской области

 

Труднопреодолимый

 

Баганский, Барабинский, Болотнинский, Венгеровский, г.Бердск, г.Искитим, г.Новосибирск, г.Обь, Доволенский, Здвинский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Колыванский, Коченевский, Кочковский, Красноозерский, Куйбышевский, Купинский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, п.Кольцово, Северный, Сузунский, Татарский, Тогучинский, Убинский, Усть –Таркский, Чановский, Черепановский, Чистоозерный, Чулымский

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок

проведение интенсивных рекламных кампаний, ценовой демпинг

Труднопреодолимый

 

Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок

создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;

требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок.

 

Труднопреодолимый

 

Кроме указанных выше барьеров входа на рынок розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Новосибирской области большинством участников рынка были названы также следующие барьеры: экономические - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации; преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка; административные - административные ограничения, вводимые органами местного самоуправления и иными органами и организациями, наделёнными правами указанных органов, такие как предоставление льгот отдельным хоз. субъектам; условия лицензирования отдельных видов деятельности; стандарты и предъявляемые к качеству требования.

 

10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что локальный рынок (Город Новосибирск и поселок Кольцово) относится к рынку с развитой конкуренцией, локальный рынок (Город Искитим) - с недостаточно развитой конкуренцией; локальные рынки в границах 32 МР и ГО (Баганский, Барабинский, Болотнинский, Венгеровский, Город Бердск, Город Обь, Доволенский, Здвинский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Колыванский, Коченевский, Кочковский, Краснозерский, Куйбышевский, Купинский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Татарский, Тогучинский, Убинский, Усть-Таркский, Чановский, Черепановский, Чистоозерный, Чулымский) относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

 

Таблица. Оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов Новосибирской области

Состояние конкурентной среды

Наименование муниципального района или городского округа

Рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке

Рынок с неразвитой конкуренцией

Баганский

Развитие системы образования и повышения квалификации;

Предоставление льгот по аренде муниципальных помещений под аптечные учреждения;

Упрощение процедуры получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности;

Организация мероприятий по поддержке конкуренции и разработка стимулирующих программ;

Сокращение сроков рассмотрения обращения по вопросам выделения помещений для размещения аптек.

Барабинский

Болотнинский

Венгеровский

Город Бердск

Город Обь

Доволенский

Здвинский

Искитимский

Карасукский

Каргатский

Колыванский

Коченевский

Кочковский

Краснозерский

Куйбышевский

Купинский

Кыштовский

Маслянинский

Мошковский

Новосибирский

Ордынский

Поселок Кольцово

Северный

Сузунский

Татарский

Тогучинский

Убинский

Усть-Таркский

Чановский

Черепановский

Чистоозерный

Чулымский

Рынок с недостаточно развитой конкуренцией

Город Искитим

Регулирование деятельности аптечных сетей в части реализации стратегии поведения на рынке хозяйствующих субъектов, направленной на создание барьеров входа на рынок для других участников рынка.

Рынок с развитой конкуренцией

Город Новосибирск и поселок Кольцово

Организация мероприятий по поддержке конкуренции и разработка стимулирующих программ.

 

11. Выводы и предложения

На основании проведенного анализа рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Новосибирской области можно сделать вывод о том, что большинство локальных рынков являются рынками высокой концентрации, за исключением г. Новосибирска и поселка Кольцово, а также г. Искитима, которые являются рынками с низкой и умеренной концентрацией соответственно.

 

В связи со сложившейся ситуацией на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами следует периодически отслеживать состояние конкуренции на данных рынках.  В качестве мер по развитию конкуренции необходимо проводить мероприятия по снижению барьеров входа на данный рынок и создавать благоприятные условия для новых участников рынка, кроме того участниками рынка названы следующие рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке:

- одинаковая система налогообложения (НДС и др.) для организаций всех видов собственности;

-исключение розничных аптек государственных учреждений из сферы деятельности  ФЗ № 44 от 05.04.13г.;

-  создание дополнительных мест в учебных заведениях для получения соответствующей квалификации;

- государственные дотации или налоговые льготы производственным аптекам;

-  улучшение материально-технической базы аптек, оснащение современным оборудованием;

- сокращение сроков рассмотрения обращения по вопросам выделения помещений для размещения аптек;

-упрощение процедуры получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.