Всему свое время. Интервью Михаила Евраева

В конце декабря 2012 года Дмитрий Медведев назначил на должность заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаила Евраева, который ранее возглавлял управление ФАС России по контролю за размещением государственного заказа (2007-2012 гг.), а до этого руководил управлением по контролю и надзору в области недвижимости и локальных монополий ФАС России (2004-2007 гг.)

 

Интервью с Михаилом Евраевым – заместителем Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

 

Михаил, Вы перешли в Минкомсвязи. Какие у Вас ощущения на новом месте работы? Затрагиваются ли вопросы размещения госзаказа?

 

Михаил Евраев:

 

Первые ощущения – это то, что работа творческая и интересная. Коллектив в Министерстве новый и многие ребята пришли из бизнеса, что вносит свежую струю. Главное, что есть много идей и большое желание работать.

 

А если про госзаказ – то, конечно, госзаказ есть везде. По работе Министерства это, прежде всего, вопросы, связанные с применением электронной подписи и регламентацией деятельности удостоверяющих центров, а также системой «Независимого регистратора».

 

По электронной подписи необходимо, в т.ч., на законодательном уровне детализировать требования к удостоверяющим центрам, а также создать систему контроля за их работой. Кстати, именно поэтому в свое время при формировании правовой базы работы электронных площадок из-за неурегулированности этих вопросов мы были вынуждены ограничить доступ удостоверяющих центров к госзаказу путем введения своеобразной аккредитации со стороны любой из отобранных электронных площадок и их материальной ответственности за работу «своих» удостоверяющих центров.

 

Это сработало – за все время практически не было случаев мошенничества с использованием фальшивых ЭЦП.

 

Но наиболее значимым проектом Минкомсвязи с точки зрения госзаказа является создание системы «Независимый регистратор», что позволит на отдельном сервере в зашифрованном виде фиксировать все действия электронных площадок, заказчиков, предпринимателей, контролирующих органов, происходящие на электронных площадках при проведении электронных аукционов, а ФАС России путем расшифровки достоверной информации по торгам выносить решения по жалобам предпринимателей.

 

В настоящее время такой системы нет, хотя она уже давно должна была быть. И самое странное в этой истории то, что два года назад ответственный исполнитель по этому проекту Ростелеком отчитался перед Минкомсвязью, что все сделано и прекрасно работает при том, что ни о каком готовом продукте речи даже близко не шло. И из-за этого ФАС России вынуждена принимать решения по жалобам на электронные площадки на основе неполной информации и собственных выводов, а не объективно полученных данных.

 

Фактически, речь идет о создании электронной системы борьбы с электронным мошенничеством на любых торгах, что, конечно, является ключевой задачей для создания полноценной системы электронных торгов в нашей стране и одним из приоритетов в работе Минкомсвязи.

 

И если по распределению обязанностей внутри Министерства вопросы совершенствования ЭЦП и работы удостоверяющих центров отнесены не к моей компетенции, то создание системы «Независимого регистратора» - это моя непосредственная задача, и, конечно, мы с коллегами это сделаем.

 

- Михаил, Вы принимали непосредственное участие в разработке и принятии Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Скажите, как на Ваш взгляд, обстоит дело с применением данного закона в подведомственных Минкомсвязи предприятиях?

 

Михаил Евраев:

 

Необходимо отметить, что основной целью закона являлось показать общественности происходящее в сфере закупок естественных монополий и компаний с госучастием путем обязательного размещения информации на Общероссийском портале.

 

Это был только первый шаг, после которого все увидят, что происходит в этой сфере и после ряда скандалов и уголовных дел будет сделан второй шаг – определенная регламентация закупок естественных монополий и госкомпаний. В этом и заключается заложенная в 223-ФЗ идеология.

 

Конечно, требуется наведение порядка и с закупками подведомственных Минкомсвязи организаций.

 

В этой связи приведу забавный пример. Когда мы смотрели положения о закупках наших подведомственных ГУПов, то в одном из них было написано, что торги проводятся только в исключительных случаях, когда невозможно разместить заказ иным образом! Я думаю, эта самая яркая характеристика происходящего в сфере естественных монополий и госкомпаний.

 

Поэтому для оказания помощи коллегам мы планируем в ближайшем будущем ввести единый типовой порядок закупок по всем подведомственным Минкомсвязи предприятиям.

 

- Михаил, скажите, на Ваш взгляд, законопроект «О федеральной контрактной системе» сделает сложившуюся систему госзаказа лучше или хуже?

 

Михаил Евраев:

 

По понятным причинам, чтобы никого не обидеть, я не буду детально вдаваться в этот вопрос. Всем хорошо известна моя личная точка зрения по законопроекту о ФКС и тому, что надо было на самом деле делать. Могу только сказать, что мое мнение по данным вопросам не изменилось.

 

- Михаил, вы перешли в Минкомсвязи - один или с коллегами? И почему Вы вообще перешли в Министерство?

 

Михаил Евраев:

 

Конечно, с коллегами. За эти годы у нас сложилась большая сплоченная профессиональная команда. При этом понятно, что необходимо было разделиться - часть коллег осталась в ФАС России, а часть перешла со мной в Минкомсвязь. В январе 2013 года Управление по контролю за размещением госзаказа возглавила Татьяна Демидова, c которой мы вместе работали в Управлении более 2-х лет. Поэтому с точки зрения идеологии и подходов в сфере госзаказа мы сохранили в ФАС России полную преемственность.

 

В общей сложности в ФАС России я проработал 8,5 лет, начиная с вопросов ЖКХ, стройки, всех природных ресурсов и заканчивая разработкой и реализацией реформы госзаказа (см.приложение).

 

С учетом принятых решений и сложившейся ситуации в сфере госзаказа, я не вижу больше для себя смысла оставаться в данной сфере. При этом я не сомневаюсь, что в будущем мне еще много раз придется заниматься вопросами госзаказа.

 

Закон № 94-ФЗ - это закон по модернизации страны, это был для нашей страны огромный экономический и технологический прорыв.

 

Конечно, это жесткая конкурентная идеология, которая наступила на многие финансовые интересы и многим пришлась не по вкусу. Кроме того, у нас все привыкли быть «крепкими хозяйственниками» и делать все, что хотят, считая при этом конкуренцию чем-то вроде тяжелой никчемной помехи.

 

С такой идеологией развития экономики страны ждать не стоит.

 

А Закон №94-ФЗ сказал: нет, ребята, придется работать в конкурентной среде, а не со «своими» компаниями. И были введены не только единые правила торгов, но и публичное размещение информации на едином портале, общественный контроль, развернуты электронные технологии, появилась необходимость выставления качественных требований к продукции, создана действенная система защиты прав предпринимателей и введены санкции за неисполнение норм законодательства о размещении заказов.

 

Другими словами, была создана новая экономическая идеология, у которой появилось огромное количество сторонников по всей территории страны. И хочется сказать большое спасибо этим людям за их нелегкую работу.

 

Конечно, Закон 94-ФЗ далек от совершенства, потому что многое в такой тяжелой атмосфере доделать просто не успели, и, в первую очередь, это такие вопросы, как быстрая и адекватная процедура расторжения контрактов, платность за необоснованные жалобы, введение дифференцированного финансового обеспечения в зависимости от истории работы предпринимателей, требования к участникам по опыту ранее выполненных контрактов, единый реестр финансового обеспечения для исключения мошенничества, и др.

 

Но это и невозможно было все сделать сразу, поскольку так не бывает - что не было ничего, а потом с «0» - и сразу «Мерседес». До «Мерседеса» надо было пройти определенный путь. Думаю, что мы прошли более двух третей этой дороги, причем прошли очень быстро и нам как стране, безусловно, есть чем гордится.

 

Но Закон 94-ФЗ явно опередил свое время и, теперь, видимо, требуется некоторый срок, чтобы подождать, после чего двигаться дальше. Может, это будет 3-4 года, а может быть и больше.

 

Уверен, что все, что было создано за эти годы не пропадет, а просто через некоторое время получит второе дыхание. Поэтому хочется пожелать всем коллегам не падать духом, а относиться к происходящему с пониманием и спокойно идти дальше. Всему свое время.

 

Презентацию «Наиболее значимые результаты работы Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ и Управления по контролю за размещением государственного заказа» можно скачать по ссылке.