Судебное решение по делу №02-13-61-2013 в отношении ОАО «Сибирьгазсервис»

Номер дела: 02-13-61-2013
Дата публикации: 6 октября 2014, 11:43

Судебное решение по делу №02-13-61-2013 в отношении ОАО «Сибирьгазсервис» можно скачать по ссылке

Файлы для скачивания

Решение Арбитражного суда НСО по делу №А45-18341/2013
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.18 МБ
stdClass Object ( [vid] => 16442 [uid] => 5 [title] => Судебное решение по делу №02-13-61-2013 в отношении ОАО «Сибирьгазсервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16442 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413175530 [changed] => 1413175530 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413175530 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Судебное решение по делу №02-13-61-2013 в отношении ОАО «Сибирьгазсервис» можно скачать по ссылке

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Судебное решение по делу №02-13-61-2013 в отношении ОАО «Сибирьгазсервис» можно скачать по ссылке

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А45-18341/2013 [format] => [safe_value] => А45-18341/2013 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-13-61-2013 [format] => [safe_value] => 02-13-61-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Судебное решение по делу №02-13-61-2013 в отношении ОАО «Сибирьгазсервис» можно скачать по ссылке ниже

[format] => full_html [safe_value] =>

Судебное решение по делу №02-13-61-2013 в отношении ОАО «Сибирьгазсервис» можно скачать по ссылке ниже

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 2371 [uid] => 5 [filename] => a45-18341-2013_20141006.pdf [uri] => public://solution/2014/10/13/a45-18341-2013_20141006.pdf [filemime] => application/pdf [filesize] => 181166 [status] => 1 [timestamp] => 1413175530 [origname] => a45-18341-2013_20141006.pdf [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение Арбитражного суда НСО по делу №А45-18341/2013 ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 426 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 426 [vid] => 1 [name] => суды [description] => [format] => [weight] => 96 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 446 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 446 [vid] => 1 [name] => штрафы [description] => [format] => [weight] => 104 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-06 04:43:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [nid] => 12053 [access] => 1 [node] => stdClass Object ( [vid] => 12053 [uid] => 5 [title] => Постановление № 02-13-61-2013 о назначении административного наказания по делу в отношении ОАО «Сибирьгазсервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12053 [type] => solution [language] => ru [created] => 1379997005 [changed] => 1413175545 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413175545 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-61-2013

о назначении административного наказания

 

19 сентября 2013 года                                                                                г. Новосибирск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Гаврилов Сергей Григорьевич, рассмотрев протокол № 02-13-61-2013 от 06 сентября 2013 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Сибирьгазсервис», (юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 124, ИНН 5407121939, дата регистрации: 20.11.2002г.), (далее – ОАО «Сибирьгазсервис»),

в присутствии «…»

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 11 июля 2013 года по результатам рассмотрения дела № 02-01-24-10-13 от 05.06.2013 ОАО «Сибирьгазсервис» признано:

1. Занимающим доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ОАО «Сибирьгазсервис» на праве собственности или ином законном основании.

2. Нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем уклонения от заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения с ОАО «Сибэлектротерм».

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

ОАО «Сибирьгазсервис» после предложения ОАО «Сибэлектротерм» заключить договор на присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, выдало технические условия и предложило подписать договор № 43-и на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно пункту 1.1. указанного договора Исполнитель принимает на себя обязательства по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства Заказчика – котельной ОАО «Сибэлектротерм», расположенной по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Петухова, 51, к сетям инженерно-технического обеспечения Исполнителя до границы земельного участка Заказчика.

Выданными техническими условиями и пунктом 3.1. проекта договора установлено, что плата за подключение определяется на основании тарифа на подключение, утвержденного Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 01.06.2012г. № 5204 «Об установлении тарифа на подключение объектов капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям открытого акционерного общества «Сибирьгазсервис» на территории города Новосибирска».

ОАО «Сибэлектротерм» считая, что данный тариф применен незаконно в нарушение существующего порядка ценообразования, так как в данном случае, в соответствии с действующим законодательством, плата за подключение взиматься не должна, направило в адрес ОАО «Сибирьгазсервис» протокол разногласий к договору на подключение № 43-и исх. № 54/488 от 19.02.2013 г. об исключении условий определяющих плату за подключение на основании тарифа на подключение.

В ответ на письмо Новосибирского УФАС России исх. № 02-1568 от 06.03.2013 г., которым Управление запросило у ОАО «Сибирьгазсервис» в том числе правовое обоснование установления для заявителя платы за подключение в договоре № 43-и от 21.01.2013 г. Общество сообщило, что указанный проект договора был отозван письмом № 543 от 11.03.2013 г., направленным в адрес ОАО «Сибэлектротерм», приложив к ответу на запрос копию письма с отметкой о получении представителем заявителя.

Новосибирское    УФАС    России    письмом от 01.04.2013 г. исх. № 02-2235 запросило у ОАО «Сибирьгазсервис» правовую оценку отзыва договора № 43-и от 21.01.2013 г. В ответе на указанный запрос ОАО «Сибирьгазсервис» пояснило, что проект договора на подключение № 43-и от 21.01.2013 г. направлен в адрес ОАО «Сибэлектротерм» ошибочно, какого-либо иного обоснования и изложения причин не заключения договора с заявителем ОАО «Сибирьгазсервис» не представило.

В соответствии с п.п. 5, 6, 8 Правил № 360 договор о подключении является публичным договором и заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон.

Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор обязателен для исполнения, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При этом техническая возможность подачи природного газа для газоснабжения ОАО «Сибэлектротерм» была подтверждена согласованием Новосибирского ЛПУМГ (письмо № 234 от 27.03.2012 г.).

Гражданский Кодекс РФ не предусматривает такого юридического действия, как отзыв проекта публичного договора, направленного заявителю обязанной к заключению стороной. Пункт 1 Правил № 360 определяет порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанных правилах также не предусмотрена возможность отзыва публичного договора.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.

Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям на территории Новосибирской области» от 25 декабря 2012 г. N 436-э/5 установлен тариф на транспортировку газа для ОАО «Сибирьгазсервис».

ОАО «Сибирьгазсервис», осуществляющее деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, включено 14.11.1997 г. в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел «Транспортировка газа по трубопроводам» под регистрационным № 54.2.1. Услуги транспортировки газа в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «Сибирьгазсервис») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, № А46-6206/2010, Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. № А56-12283/2006).

Передача газа неразрывно связана с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения),  услуга по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения) является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по распределению газообразного топлива. Услуга по технологическому присоединению к газораспределительной сети (в том числе и выдача технических условий) не образует самостоятельного рынка, является частью рынка транспортировки газа.

ОАО «Сибирьгазсервис» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ОАО «Сибирьгазсервис» на праве собственности или ином законном основании.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ОАО «Сибирьгазсервис», занимающего доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим Обществу на праве собственности или ином законном основании, по уклонению от заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения с ОАО «Сибэлектротерм» нарушают п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ.

Ответственность юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии, за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, ОАО «Сибирьгазсервис» за нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Время совершения административного правонарушения – с 11.03.2013 г. (дата отзыва проекта договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения № 43-и от 21.01.2013 г., направленного ОАО «Сибирьгазсервис» в адрес ОАО «Сибэлектротерм») по 21.06.2013 г. (дата направления ОАО «Сибэлектротерм» нового проекта договора на подключение взамен отозванного).

При составлении протокола об административном правонарушении ОАО «Сибирьгазсервис» представило следующие объяснения.

По мнению ОАО «Сибирьгазсервис», в действиях Общества не содержится признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в виде уклонения от заключения договора на подключения к сетям инженерно-технического обеспечения с ОАО «Сибэлектротерм», и привлечение ОАО «Сибирьгазсервис» к административной ответственности необоснованно ввиду следующего.

1. Указание в проекте договора № 43-и на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения ошибочной информации о плате за подключение и отзыв проекта договора не является и не может являться фактом уклонения от заключения договора на подключение.

В решении по делу № 02-01-24-10-13 от 11.07.2013 г. указано, что отзыв проекта договора не предусмотрен нормами действующего законодательства. Однако, действующим законодательством РФ не запрещен отзыв документа, а проект договора является намерением по отношению к заключению договора. Иного не доказано.

2. ОАО «Сибирьгазсервис» 24.04.2013 г. направило в адрес Новосибирского УФАС России запрос о разъяснении требований законодательства (вх. № 3176 от 24.04.2013 г.). Новосибирское УФАС России направило в адрес ОАО «Сибирьгазсервис» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение было получено ОАО «Сибирьгазсервис» 07.05.2013 г., вх. № 1550.

13.05.2013 г. ОАО «Сибирьгазсервис» представило в Новосибирское УФАС России письмо о продлении срока исполнения предупреждения в связи с затруднениями при формулировке условий договора и отсутствием разъяснений со стороны Новосибирского УФАС России.

20.05.2013г. Новосибирское УФАС России направило в адрес ОАО «Сибирьгазсервис» письмо исх. № 02-3505 о переносе срока исполнения предупреждения до 23.05.2013 г., указав на необходимость в срок до 22.05.2013 г. «представить в адрес Новосибирского УФАС России изложение всех обстоятельств, по которым договор на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения не направлен в адрес ОАО «Сибэлектротерм» до настоящего времени (с приложением подтверждающих документов и всей переписки между сторонами по вопросу заключения договора)».

Данное письмо было получено ОАО «Сибирьгазсервис» 30.05.2013 г., вх. № 1839 и уже на следующий день 31.05.2013 г. в адрес Новосибирского УФАС России было направлено письмо вх. № 4252 от 31.05.2013 г. с изложением обстоятельств дела и представлена вся имеющаяся переписка сторон. Также к письму от 31.05.2013 г. ОАО «Сибирьгазсервис» была приложена информация о получении 30.05.2013 г. письма Новосибирского УФАС России от 20.05.2013 г. № 02-3505 (с приложением подтверждающих документов) и невозможности в указанный срок исполнить предупреждение. Также ОАО «Сибирьгазсервис» указало на отсутствие разъяснений со стороны Новосибирского УФАС России или ФАС России и попросило продлить срок исполнения предупреждения.

Таким образом, вывод Новосибирского УФАС России о том, что в установленный срок предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Сибирьгазсервис» исполнено не было, запрошенные сведения о причинах не заключения договора с заявителем не представлены, не соответствует действительности и опровергается документально.

ОАО «Сибирьгазсервис» в своих письмах и пояснениях представителей указало на то, что испытывало затруднения с формулировками определенных условий договора ввиду нестандартности ситуации, не нарушив при этом требования законодательства, потому и обратилось за разъяснениями требований законодательства в Новосибирское УФАС России.

Однако антимонопольный орган посчитал это недостаточным основанием для выполнения предупреждения с обязательством заключить договор подключения с ОАО «Сибэлектротерм».

По мнению ОАО «Сибирьгазсервис», достаточность или недостаточность оснований является оценочной категорией и носит субъективный характер. Антимонопольный орган в своем решении не сослался на нормативный акт, регулирующий оценку достаточности оснований «полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено».

Новосибирское УФАС России вменяет ОАО «Сибирьгазсервис» в качестве нарушения отсутствие переписки с ОАО «Сибэлектротерм» после 11.03.2013 г., однако не ссылается на нормативные документы, регулирующие необходимость ведения такой переписки.

Таким образом, на основании вышеизложенного, ОАО «Сибирьгазсервис» считает, что в действиях Общества не содержится признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и оснований для привлечения Общества к административной ответственности не имеется.

Также ОАО «Сибирьгазсервис» отмечает, что в соответствии с п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г., Приказом ФАС РФ от 20.01.2012 г. № 22 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства осуществляет ФАС России. Новосибирское УФАС России является территориальным органом ФАС России.

Кроме того, с 24.04.2013 г. и до настоящего времени (05.09.2013 г.) антимонопольным органом не даны разъяснения по запросу ОАО «Сибирьгазсервис» о разъяснении требований законодательства при заключении договора на подключение, уклонение от заключения которого Новосибирское УФАС России вменяет в качестве правонарушения ОАО «Сибирьгазсервис».

Данная позиция не может быть принята ввиду следующего.

В соответствии с п. 5 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360 договор о подключении является публичным договором.

Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор обязателен для исполнения, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При этом техническая возможность подачи природного газа для газоснабжения ОАО «Сибэлектротерм» была подтверждена имеющимся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-24-10-13 согласованием Новосибирского ЛПУМГ (письмо № 234 от 27.03.2012 г., л.д. 27).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-24-10-13 Комиссией было установлено, что ОАО «Сибирьгазсервис» отозвало проект договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения № 43-и от 21.01.2013 г., направленный в адрес ОАО «Сибэлектротерм» письмом от 11.03.2013 г. Новый проект договора взамен отозванного был направлен заявителю 21.06.2013 г. – уже по истечении срока исполнения предупреждения Новосибирского УФАС России и после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», срок выполнения предупреждения может быть продлен антимонопольным органом по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено. В данном случае необходимость получения разъяснений действующего законодательства не являлась достаточным основанием для продления срока исполнения предупреждения, так как возможность направить ОАО «Сибэлектротерм» для подписания проект договора на подключение к газораспределительным сетям до получения разъяснений законодательства у ОАО «Сибирьгазсервис» имелась, что подтверждается тем, что ответчик после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при не получении разъяснений действующего законодательства от ФАС России, все-таки направил заявителю проект договора. При этом ОАО «Сибирьгазсервис» в ответ на неоднократные запросы Новосибирского УФАС России (письма исх. № 02-2235 от 01.04.2013 г., № 02-3505 от 20.05.2013 г.) не представило в установленный срок изложение всех обстоятельств, по которым Договор на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения не был направлен в адрес ОАО «Сибэлектротерм» с приложением подтверждающих документов.

Необходимо отметить, что предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат нарушение антимонопольного законодательства № 24.04.2013 г. № 02-2972 было получено ОАО «Сибирьгазсервис» 07.05.2013 г., что подтверждается представленной Обществом копией предупреждения с отметкой о получении. С учетом того, что предупреждением был установлен срок выполнения до 14.05.2013 г., возможность выполнить предупреждение в установленный срок у Общества имелась.

ОАО «Сибирьгазсервис» не сообщило заявителю о невозможности заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения в связи с неясностью в определении существенных условий данного договора, что подтверждается объяснениями представителя ответчика, а также материалами дела. Однако, ответчику следовало поставить заявителя в известность о требующих разрешения вопросах, так как возникшие разногласия по поводу условий договора возможно было бы урегулировать соглашением сторон, проведя переговоры. Изложенное свидетельствует о том, что ОАО «Сибирьгазсервис» не совершило всех возможных действий для выполнения предписания Новосибирского УФАС в установленный срок.

Кроме того, согласно п. 24 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360 изменение условий договора о подключении осуществляется по согласию сторон и оформляется дополнительным соглашением. В данном случае, ОАО «Сибирьгазсервис», вместо отзыва направленного в адрес заявителя проекта договора на подключение ввиду ошибочно указанного в нем условия о плате за подключение, желая привести положения договора в соответствие с действующим законодательством, могло внести изменения и дополнения в условия договора, обратившись к заявителю для согласования условий договора, что предусмотрено указанной нормой права.

Таким образом, ОАО «Сибирьгазсервис» необоснованно уклонилось от заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения с ОАО «Сибэлектротерм», не выполнив в установленный срок предупреждение Новосибирского УФАС России, не имея уважительных причин для невыполнения предупреждения в срок, нарушив тем самым пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем, за совершение данного правонарушения ОАО «Сибирьгазсервис» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У ОАО «Сибирьгазсервис» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно после отзыва проекта договора № 43-и от 21.01.2013 г. направить в адрес ОАО «Сибэлектротерм» новый проект договора, обязанность заключения которого возложена на исполнителя Гражданским Кодексом РФ, а также Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360, согласовав условия договора, в определении которых имелись затруднения, с заявителем. Таким образом, ОАО «Сибирьгазсервис» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

После возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Сибирьгазсервис» устранило нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2013 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от заключения с ОАО «Сибэлектротерм» договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, направив заявителю письмом исх. № 1544 от 21.06.2013 г. для заключения проект указанного договора.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств,

 ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Открытое акционерное общество «Сибирьгазсервис» (юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 124, ИНН 5407121939, дата регистрации: 20.11.2002г.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к Открытому акционерному обществу «Сибирьгазсервис» (юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 124, ИНН 5407121939, дата регистрации: 20.11.2002г.)  меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКАТО 50401000000.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

Согласно требованиям ст. 29.11 КоАП РФ данное постановление по делу об административном правонарушении оглашено в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-61-2013

о назначении административного наказания

 

19 сентября 2013 года                                                                                г. Новосибирск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Гаврилов Сергей Григорьевич, рассмотрев протокол № 02-13-61-2013 от 06 сентября 2013 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Сибирьгазсервис», (юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 124, ИНН 5407121939, дата регистрации: 20.11.2002г.), (далее – ОАО «Сибирьгазсервис»),

в присутствии «…»

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 11 июля 2013 года по результатам рассмотрения дела № 02-01-24-10-13 от 05.06.2013 ОАО «Сибирьгазсервис» признано:

1. Занимающим доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ОАО «Сибирьгазсервис» на праве собственности или ином законном основании.

2. Нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем уклонения от заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения с ОАО «Сибэлектротерм».

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

ОАО «Сибирьгазсервис» после предложения ОАО «Сибэлектротерм» заключить договор на присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, выдало технические условия и предложило подписать договор № 43-и на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно пункту 1.1. указанного договора Исполнитель принимает на себя обязательства по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства Заказчика – котельной ОАО «Сибэлектротерм», расположенной по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Петухова, 51, к сетям инженерно-технического обеспечения Исполнителя до границы земельного участка Заказчика.

Выданными техническими условиями и пунктом 3.1. проекта договора установлено, что плата за подключение определяется на основании тарифа на подключение, утвержденного Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 01.06.2012г. № 5204 «Об установлении тарифа на подключение объектов капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям открытого акционерного общества «Сибирьгазсервис» на территории города Новосибирска».

ОАО «Сибэлектротерм» считая, что данный тариф применен незаконно в нарушение существующего порядка ценообразования, так как в данном случае, в соответствии с действующим законодательством, плата за подключение взиматься не должна, направило в адрес ОАО «Сибирьгазсервис» протокол разногласий к договору на подключение № 43-и исх. № 54/488 от 19.02.2013 г. об исключении условий определяющих плату за подключение на основании тарифа на подключение.

В ответ на письмо Новосибирского УФАС России исх. № 02-1568 от 06.03.2013 г., которым Управление запросило у ОАО «Сибирьгазсервис» в том числе правовое обоснование установления для заявителя платы за подключение в договоре № 43-и от 21.01.2013 г. Общество сообщило, что указанный проект договора был отозван письмом № 543 от 11.03.2013 г., направленным в адрес ОАО «Сибэлектротерм», приложив к ответу на запрос копию письма с отметкой о получении представителем заявителя.

Новосибирское    УФАС    России    письмом от 01.04.2013 г. исх. № 02-2235 запросило у ОАО «Сибирьгазсервис» правовую оценку отзыва договора № 43-и от 21.01.2013 г. В ответе на указанный запрос ОАО «Сибирьгазсервис» пояснило, что проект договора на подключение № 43-и от 21.01.2013 г. направлен в адрес ОАО «Сибэлектротерм» ошибочно, какого-либо иного обоснования и изложения причин не заключения договора с заявителем ОАО «Сибирьгазсервис» не представило.

В соответствии с п.п. 5, 6, 8 Правил № 360 договор о подключении является публичным договором и заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон.

Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор обязателен для исполнения, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При этом техническая возможность подачи природного газа для газоснабжения ОАО «Сибэлектротерм» была подтверждена согласованием Новосибирского ЛПУМГ (письмо № 234 от 27.03.2012 г.).

Гражданский Кодекс РФ не предусматривает такого юридического действия, как отзыв проекта публичного договора, направленного заявителю обязанной к заключению стороной. Пункт 1 Правил № 360 определяет порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанных правилах также не предусмотрена возможность отзыва публичного договора.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.

Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям на территории Новосибирской области» от 25 декабря 2012 г. N 436-э/5 установлен тариф на транспортировку газа для ОАО «Сибирьгазсервис».

ОАО «Сибирьгазсервис», осуществляющее деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, включено 14.11.1997 г. в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел «Транспортировка газа по трубопроводам» под регистрационным № 54.2.1. Услуги транспортировки газа в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «Сибирьгазсервис») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, № А46-6206/2010, Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. № А56-12283/2006).

Передача газа неразрывно связана с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения),  услуга по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения) является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по распределению газообразного топлива. Услуга по технологическому присоединению к газораспределительной сети (в том числе и выдача технических условий) не образует самостоятельного рынка, является частью рынка транспортировки газа.

ОАО «Сибирьгазсервис» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ОАО «Сибирьгазсервис» на праве собственности или ином законном основании.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ОАО «Сибирьгазсервис», занимающего доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим Обществу на праве собственности или ином законном основании, по уклонению от заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения с ОАО «Сибэлектротерм» нарушают п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ.

Ответственность юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии, за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, ОАО «Сибирьгазсервис» за нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Время совершения административного правонарушения – с 11.03.2013 г. (дата отзыва проекта договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения № 43-и от 21.01.2013 г., направленного ОАО «Сибирьгазсервис» в адрес ОАО «Сибэлектротерм») по 21.06.2013 г. (дата направления ОАО «Сибэлектротерм» нового проекта договора на подключение взамен отозванного).

При составлении протокола об административном правонарушении ОАО «Сибирьгазсервис» представило следующие объяснения.

По мнению ОАО «Сибирьгазсервис», в действиях Общества не содержится признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в виде уклонения от заключения договора на подключения к сетям инженерно-технического обеспечения с ОАО «Сибэлектротерм», и привлечение ОАО «Сибирьгазсервис» к административной ответственности необоснованно ввиду следующего.

1. Указание в проекте договора № 43-и на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения ошибочной информации о плате за подключение и отзыв проекта договора не является и не может являться фактом уклонения от заключения договора на подключение.

В решении по делу № 02-01-24-10-13 от 11.07.2013 г. указано, что отзыв проекта договора не предусмотрен нормами действующего законодательства. Однако, действующим законодательством РФ не запрещен отзыв документа, а проект договора является намерением по отношению к заключению договора. Иного не доказано.

2. ОАО «Сибирьгазсервис» 24.04.2013 г. направило в адрес Новосибирского УФАС России запрос о разъяснении требований законодательства (вх. № 3176 от 24.04.2013 г.). Новосибирское УФАС России направило в адрес ОАО «Сибирьгазсервис» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение было получено ОАО «Сибирьгазсервис» 07.05.2013 г., вх. № 1550.

13.05.2013 г. ОАО «Сибирьгазсервис» представило в Новосибирское УФАС России письмо о продлении срока исполнения предупреждения в связи с затруднениями при формулировке условий договора и отсутствием разъяснений со стороны Новосибирского УФАС России.

20.05.2013г. Новосибирское УФАС России направило в адрес ОАО «Сибирьгазсервис» письмо исх. № 02-3505 о переносе срока исполнения предупреждения до 23.05.2013 г., указав на необходимость в срок до 22.05.2013 г. «представить в адрес Новосибирского УФАС России изложение всех обстоятельств, по которым договор на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения не направлен в адрес ОАО «Сибэлектротерм» до настоящего времени (с приложением подтверждающих документов и всей переписки между сторонами по вопросу заключения договора)».

Данное письмо было получено ОАО «Сибирьгазсервис» 30.05.2013 г., вх. № 1839 и уже на следующий день 31.05.2013 г. в адрес Новосибирского УФАС России было направлено письмо вх. № 4252 от 31.05.2013 г. с изложением обстоятельств дела и представлена вся имеющаяся переписка сторон. Также к письму от 31.05.2013 г. ОАО «Сибирьгазсервис» была приложена информация о получении 30.05.2013 г. письма Новосибирского УФАС России от 20.05.2013 г. № 02-3505 (с приложением подтверждающих документов) и невозможности в указанный срок исполнить предупреждение. Также ОАО «Сибирьгазсервис» указало на отсутствие разъяснений со стороны Новосибирского УФАС России или ФАС России и попросило продлить срок исполнения предупреждения.

Таким образом, вывод Новосибирского УФАС России о том, что в установленный срок предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Сибирьгазсервис» исполнено не было, запрошенные сведения о причинах не заключения договора с заявителем не представлены, не соответствует действительности и опровергается документально.

ОАО «Сибирьгазсервис» в своих письмах и пояснениях представителей указало на то, что испытывало затруднения с формулировками определенных условий договора ввиду нестандартности ситуации, не нарушив при этом требования законодательства, потому и обратилось за разъяснениями требований законодательства в Новосибирское УФАС России.

Однако антимонопольный орган посчитал это недостаточным основанием для выполнения предупреждения с обязательством заключить договор подключения с ОАО «Сибэлектротерм».

По мнению ОАО «Сибирьгазсервис», достаточность или недостаточность оснований является оценочной категорией и носит субъективный характер. Антимонопольный орган в своем решении не сослался на нормативный акт, регулирующий оценку достаточности оснований «полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено».

Новосибирское УФАС России вменяет ОАО «Сибирьгазсервис» в качестве нарушения отсутствие переписки с ОАО «Сибэлектротерм» после 11.03.2013 г., однако не ссылается на нормативные документы, регулирующие необходимость ведения такой переписки.

Таким образом, на основании вышеизложенного, ОАО «Сибирьгазсервис» считает, что в действиях Общества не содержится признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и оснований для привлечения Общества к административной ответственности не имеется.

Также ОАО «Сибирьгазсервис» отмечает, что в соответствии с п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г., Приказом ФАС РФ от 20.01.2012 г. № 22 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства осуществляет ФАС России. Новосибирское УФАС России является территориальным органом ФАС России.

Кроме того, с 24.04.2013 г. и до настоящего времени (05.09.2013 г.) антимонопольным органом не даны разъяснения по запросу ОАО «Сибирьгазсервис» о разъяснении требований законодательства при заключении договора на подключение, уклонение от заключения которого Новосибирское УФАС России вменяет в качестве правонарушения ОАО «Сибирьгазсервис».

Данная позиция не может быть принята ввиду следующего.

В соответствии с п. 5 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360 договор о подключении является публичным договором.

Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор обязателен для исполнения, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При этом техническая возможность подачи природного газа для газоснабжения ОАО «Сибэлектротерм» была подтверждена имеющимся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-24-10-13 согласованием Новосибирского ЛПУМГ (письмо № 234 от 27.03.2012 г., л.д. 27).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-24-10-13 Комиссией было установлено, что ОАО «Сибирьгазсервис» отозвало проект договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения № 43-и от 21.01.2013 г., направленный в адрес ОАО «Сибэлектротерм» письмом от 11.03.2013 г. Новый проект договора взамен отозванного был направлен заявителю 21.06.2013 г. – уже по истечении срока исполнения предупреждения Новосибирского УФАС России и после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», срок выполнения предупреждения может быть продлен антимонопольным органом по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено. В данном случае необходимость получения разъяснений действующего законодательства не являлась достаточным основанием для продления срока исполнения предупреждения, так как возможность направить ОАО «Сибэлектротерм» для подписания проект договора на подключение к газораспределительным сетям до получения разъяснений законодательства у ОАО «Сибирьгазсервис» имелась, что подтверждается тем, что ответчик после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при не получении разъяснений действующего законодательства от ФАС России, все-таки направил заявителю проект договора. При этом ОАО «Сибирьгазсервис» в ответ на неоднократные запросы Новосибирского УФАС России (письма исх. № 02-2235 от 01.04.2013 г., № 02-3505 от 20.05.2013 г.) не представило в установленный срок изложение всех обстоятельств, по которым Договор на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения не был направлен в адрес ОАО «Сибэлектротерм» с приложением подтверждающих документов.

Необходимо отметить, что предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат нарушение антимонопольного законодательства № 24.04.2013 г. № 02-2972 было получено ОАО «Сибирьгазсервис» 07.05.2013 г., что подтверждается представленной Обществом копией предупреждения с отметкой о получении. С учетом того, что предупреждением был установлен срок выполнения до 14.05.2013 г., возможность выполнить предупреждение в установленный срок у Общества имелась.

ОАО «Сибирьгазсервис» не сообщило заявителю о невозможности заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения в связи с неясностью в определении существенных условий данного договора, что подтверждается объяснениями представителя ответчика, а также материалами дела. Однако, ответчику следовало поставить заявителя в известность о требующих разрешения вопросах, так как возникшие разногласия по поводу условий договора возможно было бы урегулировать соглашением сторон, проведя переговоры. Изложенное свидетельствует о том, что ОАО «Сибирьгазсервис» не совершило всех возможных действий для выполнения предписания Новосибирского УФАС в установленный срок.

Кроме того, согласно п. 24 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360 изменение условий договора о подключении осуществляется по согласию сторон и оформляется дополнительным соглашением. В данном случае, ОАО «Сибирьгазсервис», вместо отзыва направленного в адрес заявителя проекта договора на подключение ввиду ошибочно указанного в нем условия о плате за подключение, желая привести положения договора в соответствие с действующим законодательством, могло внести изменения и дополнения в условия договора, обратившись к заявителю для согласования условий договора, что предусмотрено указанной нормой права.

Таким образом, ОАО «Сибирьгазсервис» необоснованно уклонилось от заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения с ОАО «Сибэлектротерм», не выполнив в установленный срок предупреждение Новосибирского УФАС России, не имея уважительных причин для невыполнения предупреждения в срок, нарушив тем самым пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем, за совершение данного правонарушения ОАО «Сибирьгазсервис» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У ОАО «Сибирьгазсервис» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно после отзыва проекта договора № 43-и от 21.01.2013 г. направить в адрес ОАО «Сибэлектротерм» новый проект договора, обязанность заключения которого возложена на исполнителя Гражданским Кодексом РФ, а также Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360, согласовав условия договора, в определении которых имелись затруднения, с заявителем. Таким образом, ОАО «Сибирьгазсервис» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

После возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Сибирьгазсервис» устранило нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2013 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от заключения с ОАО «Сибэлектротерм» договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, направив заявителю письмом исх. № 1544 от 21.06.2013 г. для заключения проект указанного договора.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств,

 ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Открытое акционерное общество «Сибирьгазсервис» (юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 124, ИНН 5407121939, дата регистрации: 20.11.2002г.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к Открытому акционерному обществу «Сибирьгазсервис» (юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 124, ИНН 5407121939, дата регистрации: 20.11.2002г.)  меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКАТО 50401000000.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

Согласно требованиям ст. 29.11 КоАП РФ данное постановление по делу об административном правонарушении оглашено в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-13-61-2013 [format] => [safe_value] => 02-13-61-2013 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01-24-10-13 [format] => [safe_value] => 02-01-24-10-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Гаврилов Сергей Григорьевич, рассмотрев протокол № 02-13-61-2013 от 06 сентября 2013 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Сибирьгазсервис», (юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 124, ИНН 5407121939, дата регистрации: 20.11.2002г.), (далее – ОАО «Сибирьгазсервис»), установил...

[format] => full_html [safe_value] =>

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Гаврилов Сергей Григорьевич, рассмотрев протокол № 02-13-61-2013 от 06 сентября 2013 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Сибирьгазсервис», (юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 124, ИНН 5407121939, дата регистрации: 20.11.2002г.), (далее – ОАО «Сибирьгазсервис»), установил...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 ) [1] => Array ( [tid] => 1 ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 ) [1] => Array ( [tid] => 387 ) [2] => Array ( [tid] => 435 ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-19 04:27:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [nid] => 11202 ) [1] => Array ( [nid] => 16442 ) ) ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-19 04:27:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1379997005 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => ) ) ) ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-29 04:43:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413175530 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )