Информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области об итогах работы за 2023 год

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

В 2023 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 681 (в 2022 году - 598) заявление о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).   

Всего в ходе рассмотрения поступивших заявлений Новосибирским УФАС России в отчетном периоде было выявлено 26 (в 2022 – 29) признанных фактов нарушений Закона о защите конкуренции,

в том числе:

по статье 10 - 4 нарушения;

по статье 11 - 3 нарушения;

по статьям 14.1-14.8 -  6 нарушений;

по статье 15- 8 нарушений;

по статье 17 - 5 нарушений.

Большая часть выявленных нарушений антимонопольного законодательства установлены на товарных рынках, лишь 1 нарушение было выявлено на рынке иных финансовых услуг.

В отраслевом разрезе лидерами по выявленным нарушениям являются:

электроснабжение, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, бытовое обслуживание, общественное питание.

В 2023 году Новосибирским УФАС России выдано 18 (в 2022 году - 20) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Исполнено в отчетном периоде 9 предупреждений. Еще 8 предупреждений в стадии исполнения, 1 предупреждение не исполнено, соответственно возбуждено 1 дело после невыполнения предупреждения.

Всего возбуждено 23 дела (в 2022 – 19) по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Выдано 5 предписаний о прекращении нарушений. В отчетном периоде исполнены 4 предписания, выданные в отчетном периоде и 2 предписания предыдущих периодов. Еще 1 предписание отчетного периода в стадии исполнения.

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2023 году Новосибирским УФАС России по данной статье рассмотрено 282 заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Возбуждено 6 (в 2022 году - 6) дел по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых в 2 случаях принято решение о прекращении в связи с отсутствием факта нарушения. По 4 делам принято решение о наличии нарушения; без выдачи предписания 3 дела, по 1 делу выдано 1 предписание. Предписание в стадии исполнения.

По видам нарушений возбужденные дела распределились следующим образом:

2 дела – установление, поддержание монопольно высокой цены товара;

1 дело - навязывание невыгодных условий договоров;

3 дела – прочие нарушения, в частности ограничение конкуренции путем ущемления интересов хозяйствующего субъекта.

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2023 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 47 заявлений  о нарушении антимонопольного законодательства по статье 11. Возбуждено 4 (в 2022 году - 1) дела по признакам нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дел, в 1 случае из рассмотренных, принято решение о прекращении производства в связи с отсутствием факта нарушения.  

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1  Закона «О защите конкуренции»)

Практика отсутствует. Нарушения статьи 11.1 в отчетном периоде не выявлены.

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено 49 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в форме недобросовестной конкуренции. Выявлено 8 нарушений. Возбуждено 6 дел по фактам недобросовестной конкуренции. В ходе рассмотрения возбужденных дел принято 4 решения о наличии нарушения, в 2 случаях принято решение без выдачи предписания, по 2 делам выданы предписания об устранении нарушения. Предписания исполнены в отчетном периоде.

Выявленные в ходе рассмотрения возбужденных дел признанные нарушения касались:

● запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (статья 14.6 Закона о защите конкуренции) -2 нарушения;

● запрета на недобросовестную конкуренцию связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (ст. 14.4 Закона о защите конкуренции) -1 нарушение;

● запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности (ст. 14.5 Закона о защите конкуренции) - 1 нарушение.  

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России в рамках пресечения недобросовестной конкуренции было выдано 2 предупреждения (по статье 14.8 – Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции). Все предупреждения исполнены.

Говоря о тенденциях отчетного 2023 года по данному направлению можно отметить: подавляющее большинство обращений связаны с фактами нарушений прав на интеллектуальную собственность.

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

По данной статье Новосибирским УФАС России рассмотрено 77 заявлений. Количество выявленных нарушений со стороны органов власти по статье 15 Закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов, Банка России) - 9 нарушений, из них 7 устранено до возбуждения дела, по 2 возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дел, установлено 1 нарушение указанной статьи, выдано 1 предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, 1 дело было прекращено в связи с отсутствием факта нарушения. 

В отчетном периоде выдано 16 предупреждений по статье 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения заявлений, проведения проверок Новосибирским УФАС России рассмотрено 77 правовых нормативных и ненормативных актов органов власти на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства. Из них 69 актов – это органы местного самоуправления, 7 – органы власти субъектов РФ, а также 1 акт федеральных органов исполнительной власти.

Выявлено 19 актов органов местного самоуправления, противоречащих антимонопольному законодательству.

По 8 актам учтены замечания антимонопольного органа без судебного вмешательства.

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2023 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 66 поступивших заявлений о нарушении данной статьи. Во всех случаях признаки нарушения не были установлены, дела по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции не возбуждались.

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В 2023 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 153 заявления,  возбуждено 5 дел по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции». По всем возбужденным и рассмотренным делам приняты решения о наличии нарушений, из них в 4 случаях без выдачи предписания, по результатам рассмотрения 1 дела принято решение о выдачи предписания. Предписание исполнено в отчетном периоде.

Из общего числа возбужденных дел по данной статье - 3 дела в отношении органов власти.

По видам нарушений: 3 дела -  ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок; по 1 делу нарушение выразилось в создании преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок; еще одно – прочие нарушения.

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России были рассмотрены 7 поступивших заявлений о нарушении антимонопольного законодательства по данной статье. Нарушения в отчетном периоде не выявлены.

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

В 2023 году Новосибирским УФАС России заявления о нарушении  данной статьи не рассматривались, дела не возбуждались.

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

В 2023 г. поступило и было рассмотрено 195 (в 2022 году -162) жалоб в порядке, установленном ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

Принято 56 решений о признании жалобы обоснованной. 126 решений о признании жалобы необоснованной. Всего по данной статье было выдано 46 предписаний, 44  предписаний исполнены в отчетном периоде.

Большая часть рассмотренных по жалобам торгов - это торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Таких в отчетном периоде 129 (111) (66,1 %).

Количество иных рассмотренных торгов следующее: 16 - торги по реализации имущества должника в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; 6 - реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; 1 – отбор управляющей организации; 18  - аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 5  - продажа  государственного и муниципального имущества; 2  - пользование участками недр.

1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2023 г. Новосибирским УФАС России не возбуждались дела по статьям 19-21 Закона «О защите конкуренции» о нарушении порядка предоставления государственных и муниципальных преференций.

В отчетном периоде было рассмотрено 1 заявление о даче согласия на предоставление преференции.

Администрация Венгеровского района НСО обратилась с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Лидер» в виде передачи в безвозмездное пользование сроком на 3 года муниципального имущества (ряда автомобилей, тракторов и иного оборудования) в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

В согласовании преференции отказано в связи с отсутствием правовых оснований для выдачи преференции: в соответствии с письмом ФАС № АД/24002/17 от 11.04.2017 по указанной цели преференции предоставляется без согласования с антимонопольным органом при наличии соответствующих мероприятий в Программе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

1.1.12. Практика направления предостережений

В 2023 году Новосибирским УФАС России не было направлено ни одного предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона о защите конкуренции.

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

В 2023 году ходатайства или уведомления о приобретении акций (долей), имущества, имущественных прав в Новосибирское УФАС России не поступали.

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

Практика отсутствует, заявления о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства от хозяйствующих субъектов в 2023 году не поступали.

1.2.3 Контроль за созданием унитарных предприятий и осуществлением их деятельности (статьи 35.1-35.4 Закона о защите конкуренции)

Практика отсутствует, заявления о контроле за созданием унитарных предприятий и осуществлением их деятельности в 2023 году не поступали.

1.2.4. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период Новосибирское УФАС России не проводило принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов.

1.2.5. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона «О естественных монополиях»)

Новосибирским УФАС России в отчетном 2023 году не рассматривались ходатайства по статье 7 Закона «О естественных монополиях» в части продажи, сдачи в аренду, иной сделки, если хозяйствующий субъект приобретает право собственности на часть основных производственных средств субъекта естественной монополии.

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций

В 2023 году плановые проверки по соблюдению антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления не проводились.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации государственного контроля (надзора), муниципального контроля» приказом ФАС России от 01.04.2022 № 267/22 «О внесении изменений в Сводный план проведения плановых проверок Федеральной антимонопольной службы на 2022 год» исключены плановые проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на 2023 год.

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2023 году Новосибирским УФАС России в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области было направлено 1 заявление в отношении 1 лица о преступлении для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье 1178 УК РФ. Уголовное дело не было возбуждено.

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)

В 2023 г.  Новосибирским УФАС России проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Новосибирской области не проводились, заявления не рассматривались,  дела о нарушении Закона о торговле не возбуждались.

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

Принятые решения и поданные иски в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № З6-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») в отчетном периоде отсутствуют.

В 2023 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 133  обращений по вопросам, связанным с электроснабжением (2022 год - 138), по всем дан отказ в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде, возбуждено 19 административных дела по статье 9.21 КоАП РФ (2022 год – 25) о нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения). Из них 5 - нарушение правил подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям; 2 - нарушение правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям; 3 - нарушение правил подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения; 2- нарушение территориальной сетевой организацией Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861; 5 - нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861; 2 - препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Всего вынесено 10 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения и 3 постановления о наложении штрафа на общую сумму 110 тыс. рублей.

В отчетном периоде представители Новосибирского УФАС России приняли участие в 47  заседаниях тарифного органа, в том числе по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

В рамках контроля Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) Новосибирским УФАС России в 2023 году рассмотрено 559 заявлений (в 2022 году – 424).

Возбуждено 84 (в 2022 году - 69) дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Принято 78 решений о признании рекламы ненадлежащей. Выдано 68 предписаний, 67 из них выданные в отчетном периоде исполнены,  в стадии исполнения 1 предписание.

Всего рассмотрено 107 фактов, установленных фактов нарушения.

В разрезе статей Закона о рекламе количество нарушений следующее:

  • общие требования к рекламе (ст. 5) - 39 установленных фактов нарушений, в том числе:

недостоверная реклама – 25

недобросовестная реклама -2

отсутствие существенной информации в рекламе – 10

классификация рекламы информационной продукции – 2;

  • реклама по сетям электросвязи (ст.18) -16 фактов;
  • передвижные рекламные конструкции на транспортных средствах (ст.20 ч.2) - 29 фактов;
  • предупреждение о вреде потребления алкогольной продукции(ст.21 ч.3) -1;
  • предупреждение в рекламе лекарственных средств и медицинских изделий (ст.24 ч.7) – 2;
  • наименование лица, оказывающего фин. услуги (ст.28 ч.1) – 2;
  • реклама финансовых услуг общ. требован. (ст.28 ч.2) – 1;
  • о предоставлении кредита (ст.28 ч.3) – 1;
  • реклама займов (ст.28 ч.13) – 5;
  • отсутствие разрешений на оказание финансовых услуг (ст.28 - ч.14) – 1.

Тенденция отчетного 2023 года в сфере контроля рекламного законодательства - это увеличение количества обращений и как следствие количество дел по ч.2 ст.20 Закона о рекламе «Реклама на транспортном средстве». Как указано выше, таких фактов было установлено 29, в 2022 году было лишь 2.

Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

Всего в 2023 году Новосибирским УФАС России установлено 660 нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (2022 год – 678), выдано в отчетном периоде 291 предписание, исполнено 295, из которых 8 предписаний предыдущего отчетного периода; 4 предписания отчетного периода в стадии исполнения.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России рассмотрено 38 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и 731 уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика.

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В 2023 году поступило 935 жалоб участников закупки (в 2022 году -748).

Жалоб на федеральных заказчиков поступило 184 (19,7% от общего количества жалоб), на областных заказчиков приходится 537 жалобы (57,4%), на муниципальных - 214 жалоб (22,9%).

Возвращено и отозвано 211 жалоб. Таким образом, в 2023 году рассмотрено 724 (в 2022 - 522) жалобы.

319 (44,1%) рассмотренных жалоб признаны обоснованными (в том числе частично обоснованными).

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлено 370 закупок с нарушениями, установлено 454 нарушения. Для устранения указанных нарушений выдано 303 предписаний.

Основными нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб и при проведении внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, являются следующие:

  1. Нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок.
  2. Нарушения порядка отбора участников закупок.
  3. Нарушения в части размещения информации в единой информационной системе.

Отдельно стоит выделить сегмент рассмотренных жалоб на закупки, осуществляемые для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Новосибирской области. В 2023 году рассмотрено 223 таких жалоб. При рассмотрении 104 из них выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.

Большинство таких жалоб поданы на нарушения законодательства при описании объектов закупок. Прослеживается это, в большей степени, в отношении закупок изделий медицинского назначения (в т.ч. медицинского оборудования). 

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий в сфере закупок

Показатель по работе по проведению проверочных мероприятий можно охарактеризовать как стабильно результативный.

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России проведено 1 плановое проверочное мероприятие в целях контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок в отношении ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза» Минздрава России.

Внеплановых проверок проведено 166, относительно прошлого года отмечается снижение числа проверочных мероприятий (2022 г- 292).

В процессе контрольных мероприятий проверено 1298 (в 2022 году -1282) закупок. Выявлено 153 закупки с нарушениями. Всего в ходе проверочных мероприятий установлено 206 нарушений. Выдано 35 предписаний.

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2023 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 654 обращения о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (2022 год – 674).

В отчетном периоде Новосибирским УФАС России внесено в реестр 281 запись о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе.

Всего в Реестре недобросовестных поставщиков по состоянию на 31.12.2023 года находилось 711 лиц.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков в 71,4% случаев является расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта; в 28,6% случаев - уклонение от заключения контракта. 

5.4 Работа Антимонопольный контроль в отношении закупок, проводимых в рамках национальных и федеральных проектов

В рамках проведения контрольных мероприятий в отношении закупок, проводимых в рамках национальных и федеральных проектов, за 2023 год Новосибирским УФАС России проведена следующая работа:

  • В указанный период Новосибирским УФАС России проведено 19  инициативных внеплановых проверок.  Распределение по нацпроектам следующее: 5 проверок проведено по проекту  «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по 4 проверки проведены по проектам  «Демография» и  «Жилье и городская среда», по 3 проверки по проектам «Здравоохранение» и «Образование».

В ходе проведения проверок проверено 100 закупок, выявлено 16 закупок с нарушениями. Из общего числа нарушений большая часть (62,5%) это нарушения, выразившиеся в части размещения в единой информационной системе; больше 31 % – это нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условия, а также заключение контракта с нарушением  объявленных условий закупок.

  • Кроме того, в указанный период в Новосибирское УФАС России поступило 53 жалобы на нарушения законодательства о контрактной системе в рамках национальных проектов.

Распределение по нацпроектам следующее: наибольшее количество жалоб поступило по закупкам проводимым в рамках национального проекта «Здравоохранение» - 58,5%; по проекту«Безопасные и качественные автомобильные дороги» -17% поступивших жалоб; по нацпроекту «Образование» 13,2%; по нацпроекту «Наука» - 6% жалоб;«Жилье и городская среда» - 4%,менее 2% приходится на жалобы по нацпроекту «Цифровая экономика».

Из числе рассмотренных, лишь 31% жалоб признаны обоснованными.

В ходе рассмотрения жалоб установлено 19 нарушений. Из которых 32%- нарушения, выразившиеся в части размещения в единой информационной системе; 11% нарушения порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя); 11% нарушения порядка отбора участников закупок; более 40% нарушений – иные (противоречивые требования в самом описании объекта закупки, некорректные требования, выходящие за рамки стандартов (ГОСТ, СНИП, техрегламенты), нарушения в проектах контрактов и прочие нарушения не приводящие к ограничению конкуренции).

Новосибирским УФАС России в указанный период выдано 15 предписаний об устранении нарушений. Дополнительная экономия бюджетных средств после исполнения предписания контролирующего органа составила 50,9 тысяч рубле

5.5.Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности в сфере закупок

В 2023 году возбуждено 344 административных дела по нарушениям законодательства в сфере закупок (2022 год – 351). Выдано 227  предупреждений, 113 постановления о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа, все они в отношении должностных лиц. Всего привлечено к административной ответственности 340  должностных лиц.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по законодательству о контрактной системе Новосибирским УФАС России было наложено штрафов на общую сумму 1 161,0 тыс. рублей. Сумма уплаченных в 2023 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода, составила 1107,9 тысяч рублей.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в 2023 году стали:

  • нарушение порядка размещения заказа (ст.7.30 КоАП РФ) – 306 (в 2022 году 243) административных дел;
  • предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа (ст. 7.31 КоАП РФ) – 20 (43) дел;
  • нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст.7.32.5 КоАП) – 7 (30) дел;
  • нарушение условий государственного или муниципального контракта (ст.7.32 КоАП) – 6 (11) дел.

Раздел 6. Сведения о результатах работы по контролю в сфере государственного оборонного заказа

На территории Сибирского федерального округа непосредственно функции контроля, в рамках определенных полномочий, осуществляет Новосибирское УФАС России.

В данной сфере контроль ведется по трем основным направлениям:

1)  Проведение плановых и внеплановых проверок.

В 2023 году проведена 21 внеплановая не выездная проверка федеральных заказчиков по контролю в сфере государственного оборонного заказа (2022 год – 25 внеплановых проверок). Проверено 56 (98) закупок, из них 77% (66%) проведены с нарушениями.

В отчетном периоде 43 нарушения по всем закупкам были выявлены в части размещения информации в единой информационной системе. По результатам проверок выдано 3 предписания.

  1. Контроль применения в сфере государственного оборонного заказа Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части рассмотрения жалоб на действия заказчиков и аукционных комиссий при размещении закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также рассмотрение обращений заказчиков о включении участников закупок, подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков.

В 2023 году поступило 29 жалоб (в 2022 году - 24) на действия федеральных заказчиков при размещении закупок. Возвращено 6 жалоб, признано обоснованными 7 жалоб, жалоб признанных необоснованными – 14.

Всего выявлено 7 нарушений, все нарушения выявлены в части размещения информации в единой информационной системе.  

Рассмотрено 63 обращения (в 2022 году – 79) о включении в РНП. Включено в реестр 23  записи о недобросовестных поставщиках по Закону о контрактной системе в сфере государственного оборонного заказа, что составляет 37% от рассмотренных обращений.

По состоянию на 31.12.2023 в Реестре недобросовестных поставщиков 62 лица.

  1. Контроль ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа.

Новосибирским УФАС России рассматриваются уведомления головных исполнителей государственного оборонного заказа о повышении цен поставщиками в сфере государственного оборонного заказа более, чем на 5% в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ).

В 2023 году Новосибирским УФАС России рассмотрено 12 уведомлений  о повышении цен на продукцию в сфере ГОЗ в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 275-ФЗ.

Также Новосибирским УФАС России в 2023 году рассмотрено 11 обращений по признакам нарушения ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ. Нарушений по итогам рассмотрения 11 обращений не установлено. На рассмотрении находится 4 обращения по признакам нарушения ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ.

По результатам рассмотрения обращений в 2022 году возбуждено 1 дело в рамках контроля части 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ. 31.01.2023 вынесено решение о наличии нарушения п. 1 ч. 3 ст. 8 ФЗ № 275-ФЗ.

Нарушение выразилось в использовании полученных по государственному контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

В целях возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации в результате указанного нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа Комиссия Новосибирского УФАС России выдала предписание о перечислении в федеральный бюджет – 8 892 900,91 руб. Выданное в отчетном периоде предписание 1 в стадии исполнения. 

Решение и предписание находятся в стадии обжалования (А45-12170/2023).

Всего по контролю в сфере государственного оборонного заказа возбуждено 387 административных дел (2022 год – 498). Выдано 192  постановления о наложении административного штрафа, 161 предупреждение. Сумма взысканных штрафов по данному направлению за 2023 год составила 6 185,8 тыс. руб.

Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В отчетном периоде в Новосибирском УФАС России жалобы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не рассматривались. При этом согласно письму ФАС России № МШ/87480/22 от 21.09.2022г. рассмотрение жалоб на действия уполномоченных органов и сетевых организаций при реализации проекта по строительству осуществляется Центральным аппаратом ФАС России. Рассмотрение таких жалоб территориальными органами ФАС России может осуществляться по поручению ФАС России.

Рассмотрено 18 обращений о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. По результатам рассмотрения отказано во включении в реестр в 17 случаях, включено в реестр - в 1 случае (договор расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением участника аукциона условий такого договора).

Раздел 8. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

Новосибирским УФАС России в 2023 году всего было возбуждено 1007 дел об административных правонарушениях (2022 год – 1053). Из них возбуждено по фактам нарушения антимонопольного законодательства - 86 (106), законодательства о рекламе – 58 (30), законодательства о контрактной системе в сфере закупок – 344 (351), законодательства в сфере государственного оборонного заказа – 387 (498), законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц – 132 (68).

По результатам рассмотрения дел в 2023 году выдано 545 (377) предупреждений, вынесено 409 (556) постановлений о наложении штрафа, прекращено 53 (120) дела.

Всего привлечено к административной ответственности 96 юридических лиц, 821 должностное лицо, 3 граждан.

В отчетном периоде исполнено 389 постановлений, в том числе 80 - выданных в предыдущих периодах.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях управлением в 2023 году было наложено штрафов на общую сумму 34935,5  тыс. рублей. 

Сумма уплаченных в 2023 году штрафов, в том числе по постановлениям прошлого периода, в общей сложности составила 24195,8  тыс.руб.

В 2023 году Новосибирским УФАС России не направлялись в суд административные материалы для привлечения к административной ответственности с назначением административного наказания в виде дисквалификации.

В отчетном году в органы ФССП России направлено 68 материалов для возбуждения дел об исполнительном производстве.

Принятые по результатам рассмотрения Новосибирским УФАС России дел решения по фактам нарушения законодательства, находящегося в ведении антимонопольного органа, а также вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях размещаются на официальном сайте Новосибирского УФАС России https://novosibirsk.fas.gov.ru/ в разделе «Решения».