Точка совместимости свободы рынка и госпомощи по-европейски

11 сентября 2012 года начальник отдела международных отношений Департамента по конкуренции Европейской комиссии Мик Ван дер Ви поделился европейским опытом оценки допустимости государственной помощи бизнесу. Проблема контроля законности государственных преференций/помощи обсуждалась в ходе специального круглого стола в рамках дней конкуренции в г. Казань.

 
Господин Ван дер Ви обратил особое внимание на негативное влияние бесконтрольной государственной помощи для конкурентной среды. «С созданием Европейского Союза возник риск гонки за субсидиями, когда национальные компании лоббировали ее предоставление с тем, чтобы получить преимущество над конкурентами из других европейских стран», - отметил представитель Европейской комиссии. Негативным последствием государственной помощи является искажение цен и нарушение развития рынка.
 
Вместе с тем, субсидирование бизнеса, особенно малого и среднего, имеет положительный эффект для развития экономики, позволяет решать, в том числе, общечеловеческие проблемы, например, проблему окружающей среды. Кроме того, государственная помощь может сама по себе использоваться как инструмент корректировки ситуации на рынке, минимизирования негативных последствий невысокой конкуренции.
 
Европейский государственный контроль осуществляется в случае, если госпомошь отвечает четырем критериям: предоставлена через государственные фонды; предоставление помощи ставит хозсубъект в более выгодное положение на рынке, помощь предоставляется определенным субъектам либо производителям определенных товаров; предоставление помощи влечет негативные последствия для конкурентной среды. При этом, все критерии должны удовлетворяться единовременно.
 
Полный и многосторонний анализ всех возможный последствий предоставления конкретной государственной помощи проводится только в случае предоставления бизнесу значительных сумм.
 
Другой специалист по государственной помощи Европейской комиссии Ева Валли Лагарес указала на необходимость соблюдения государством конкурентного нейтралитета, предоставление государственной помощи должно быть исключительным, что позволит компаниям конкурировать на основании своих достоинств и в впоследствии повысит эффективность экономики.
 
«Еще с середины 50-х годов, когда образовывался Европейский Союз, стала понятна недопустимость бесконтрольного субсидирования национальными государствами отдельных предприятий и были выработаны жесткие международные правовые нормы в этой сфере. С тех пор Европейская комиссия накопила огромный опыт контроля государственной помощи. Неправильно не использовать этот опыт в нашей стране, где регулирование государственных преференций стало предметом антимонопольного законодательства только несколько лет назад», - сказал Андрей Цыганов.
Пресс-служба ФАС России