Практические рекомендации для малого и среднего бизнеса по решению вопросов электроснабжения

1.      Для решения вопросов подключения к системам коммунальной инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение) в первую очередь  выясните порядок (правила) подключения  к этим системам («Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г., №83, Правила недискримиционного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг», утвержденные постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 и  т.д.).

 

2.      Не соблюдение любого из этапов на пути к получению вышеназванных ресурсов может привести к невозможности их получения.  Вмешательство антимонопольных органов в процесс урегулирования споров между сторонами, пресечение злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами («монополистами»), оказывающих услуги электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, возможно только при строгом выполнении заявителем всех этапов на пути к получению коммунальных ресурсов.

 

 Например, до заключения договора электроснабжения на отдельно стоящее вновь построенное или реконструированное  здание (магазин, офис, аптека и т.д.) необходимо обратиться в ОАО «Сибирьэнерго» по вопросу получения разрешения на мощность, необходимую для данного нежилого помещения, и решить вопрос подключения к существующим сетям другого «монополиста», указанного ОАО «Сибирьэнерго». Данная организация располагает сведениями о том, через чьи сети удобнее всего получать тепло, горячую воду и электроэнергию.

Помощь разрешения возникшей конфликтной ситуации при решении вопроса подключения к системам коммунальной инфраструктуры на любом этапе  может быть оказана антимонопольной службой, которая осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства естественными монополистами и хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на отдельном товарном рынке.

 

Однако помните, что для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства необходимо представить в антимонопольную службу доказательства этих нарушений.

 

Доказательства в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующими субъектами могут содержаться   в переписке между сторонами, в проектах договоров, отказах внесения изменений в проекты договоров (согласие заключить договор без протокола разногласий и (или) на условиях хозяйствующего субъекта, оказывающего  услуги электро-, тепло-, газо-, водоснабжение) и т.д.

 

Не могут считаться злоупотреблением действия (бездействие)  хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением, если с вашей стороны не соблюдены правила, установленные законодательством. Например, несогласие заключения договора на условиях, предложенных «монополистом», должно быть оформлено протоколом разногласий с вашей стороны. Необоснованный отказ подписания договора на ваших условиях может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

3.      Не стоит обращаться в антимонопольную службу  по вопросам ценообразования на тепловую и электрическую энергию. Этими вопросами занимается специальный тарифный орган, в Новосибирской области – Департамент по тарифам Новосибирской области. Антимонопольные органы могут вмешаться в данную ситуацию, только в случае, если  тот,  кто отпускает тепловую, электрическую  энергию,  не согласовал тариф в тарифном органе, т.е. нарушил порядок ценообразования (пункт 10, части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»).

 

4.      Не занимается антимонопольная служба и проверкой цен и тарифов, устанавливаемых на различные виды товаров, услуг. В соответствии с действующим законодательством хозяйствующий субъект устанавливает тарифы, цены самостоятельно, с учетом своих затрат. Только определенные перечни товаров, работ и услуг, утвержденные Правительством РФ, регулируются уполномоченными на то органами.  Именно в эти органы и нужно обращаться.

 

Антимонопольная служба имеет право провести проверку  обоснованности установленной цены того  хозяйствующего субъекта, который доминирует на конкретном товарном рынке или в случае наличия признаков сговора между несколькими хозяйствующими субъектами в рамках статьи 11  ФЗ «О защите конкуренции». В связи с этим, например, антимонопольные органы осуществляют контроль за ценообразованием на лекарственные средства  лишь в тех аптеках,  владельцы которых имеют долю на этом рынке более 35%. На территории г. Новосибирска такие аптеки отсутствуют.

 

5.         Возникновение конфликтных ситуаций с органами власти, ограничивающих конкуренцию, рассматривается в рамках статей 15, 16 ФЗ «О защите конкуренции. Для возбуждения дел по признакам нарушения данных статей необходимо иметь  доказательства, например, ответы, полученные от органов власти  на ваши запросы, иные документы.  Устный отказ со стороны представителя органа власти не может являться доказательством  нарушения с его стороны и не приведет к возбуждению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.