ФАС России: высокий спрос на ж/д колёса стал триггером для роста цен в 2017-2018 годах. Однако рост цен в 2019 году стал поводом для возбуждения нового дела

ФАС России рассмотрела дело в отношении АО «ВМЗ» по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в установлении и поддержании монопольно высокой цены при реализации железнодорожных колес в период со второго квартала 2017 года по конец 2018 года

 

В ходе рассмотрения дела было установлено, что средневзвешенная цена железнодорожных колес за период с 2017 года по 2018 год выросла на 80%. ФАС России провел анализ причин повышения стоимости колес, а также вклад АО «ВМЗ в рост цен на колеса.

 

В соответствии с анализом установлено, что со второй половины 2017 года, а также на протяжении всего 2018 происходило существенное увеличение спроса на продукцию со стороны потребителей, что является объективной и экономически обоснованной причиной роста цен на железнодорожные колеса. При этом увеличение спроса на железнодорожные колеса и как следствие повышение цен на товар связан с рядом внешних факторов, не зависящих от действий АО «ВМЗ» на товарном рынке:

 

- сокращением предложения б/у колес, которое ранее образовалось в результате государственной программы по ускорению списания старых вагонов в предыдущие периоды;

-ростом спроса на грузоперевозки, в том числе за счет увеличения экспортных поставок.

 

Также, в результате массового списания вагонов и роста спроса на грузоперевозки возрос спрос на новые вагоны, что, в свою очередь, также увеличило спрос на новые колеса.

 

«Указанные факторы оказали мультипликативный эффект на увеличение спроса, сокращение предложения и, как следствие, дефицит товара на рынке в Российской Федерации, что оказало влияние на рост стоимости цельнокатаных колес», - поясняет Нелли Галимханова, начальник Управления контроля промышленности ФАС России.

 

Необходимо отметить, что объем производства колес цельнокатаных АО «ВМЗ» за рассматриваемый период достигал максимальных значений, и организация осуществляла деятельность в условиях полной загрузки предприятия.

 

Таким образом, рост спроса на рынке колес цельнокатаных диаметром 957 мм в 2017-2018 годах является фактором, который способствовал бы росту цен на рынке, если бы он находился в состоянии конкуренции. Антимонопольным органом установлено, что причинно-следственная связь между доминирующим положением АО «ВМЗ» и повышением цен на колеса цельнокатаные за период 2017-2018 годов отсутствует.

 

Вместе с тем, по сообщениям СМИ и по информации имеющейся у антимонопольного органа АО «ВМЗ» начиная с апреля 2019 года ежемесячно проводит открытые конкурентные запросы цен по продаже железнодорожных колес. Цены победителей процедур превышают цену реализации за первый квартал 2019 года в два раза. При этом существенных изменений в себестоимости не обнаружено.

 

В связи с этим ФАС России рассмотрит действия АО «ВМЗ» на предмет нарушения антимонопольного законодательства[1] в 2019 году.

 

Справочно:

[1] Пункт 1 часть 1 статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции»

ФАС России