Андрей Кашеваров: количество оценок, которые приходится проходить страховщикам, чрезмерно
Одна и та же страховая компания оценивается Банком России, рейтинговыми агентствами и отдельно взятыми банками при аккредитации
Такое мнение замглавы ФАС России высказал в ходе заседания Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг 17 декабря 2018 года.
«Сохраняется запрос рынка на уточнение некоторых моментов взаимодействия между банками и страховыми компаниями. К ним относятся достаточно высокие комиссии за доступ страховщиков к клиентским базам банков, – сказал Андрей Кашеваров. – Насколько эти комиссии учитываются в тарифах? И если они достигают 80-90%, то каково качество тарифа и его экономическая обоснованность? Процесс на глазах трансформируется в способ формирования дополнительных доходов банками».
Для разрешения существующих вопросов заместитель руководителя ФАС России предложил обеим сторонам взаимодействия проанализировать возможность дополнения Постановления Правительства РФ № 386[1] унифицированным списком требований, которые банки могут предъявлять к страховым компаниям. В качестве альтернативы он назвал отмену документа и введение единственного критерия для аккредитации страховщиков банками – наличие лицензии, а также установление административной ответственности за отказ банка принимать у заемщика полис любой страховой компании при выдаче кредита.
Начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева представила результаты проведенного антимонопольным ведомством опроса 60 кредитных и 60 страховых организаций на предмет их взаимодействия при страховании заемщиков за период с 2015 по 2017 годы.
«За 11 месяцев 2018 года в ФАС России поступило 168 жалоб на действия банков и страховщиков, при этом 130 из них касались навязывания договора страхования при оформлении кредитного договора», – сообщила она.
Опрос по взаимодействию показал, что:
21 банк отказал отдельно опрошенным страховым компаниям в проведении проверки;
20 страховщиков сообщили о предъявлении отдельными банками необоснованных требований к финансовым показателям их деятельности;
4 страховщикам отдельные банки отказали в приеме полисов страховой организации, несмотря на соответствующие требованиям кредитной организации к финансовой устойчивости и условиям предоставления страховой услуги;
6 страховщиков отметили предоставление государственными банками преференций отдельным страховщикам.
Ольга Сергеева также представила статистику, согласно которой в 2015 году страховая премия по заключенным договорам страхования составила 6,6 млрд. рублей, в качестве вознаграждения банкам выплачено 719 млн рублей. В 2016 году эти суммы составили 5,3 млрд. рублей и 739 млн рублей соответственно, а в 2017 году — 8 млрд. рублей и 1,1 млрд. рублей.
В ходе опроса 9 страховых компаний сообщили, что имеют целевые показатели для сотрудников: они устанавливали планируемые объемы сбора страховой премии в целом по всем страховым продуктам и критерии ежемесячного вознаграждения по заключенным и оплаченным договорам по итогам положительной работы банка с фиксацией минимальной суммы.
О целевых показателях для сотрудников сообщили и 5 банков: они имеют показатели по планируемому количеству договоров за отчетный период, а также по размеру комиссии за страхование по ипотеке и коллективному страхованию.
По итогам обсуждения было принято решение провести ФАС России дополнительный анализ отдельных аспектов взаимодействия кредитных и страховых организаций и обсудить высказанные участниками заседания предложения с учетом полученных результатов на очередном заседании Экспертного совета.
[1] Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями"