• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

ФАС признала рекламу смартфона Honor 9 lite незаконной

В ролике о продаже устройства в рассрочку важная информация указана мелким шрифтом и отсутствует информация о лице, предоставляющем финансовые услуги. Рекламодателю – АО «РТК» – выдано предписание

Комиссия ФАС России признала АО «РТК» нарушившим требования ФЗ «О рекламе»[1]. Такое решение ведомство приняло по итогам рассмотрения дела о распространении в феврале 2018 г. на ряде телеканалов («Первый канал», «Россия-1», «Россия-24», «НТВ», «Матч ТВ», «ТВ Центр», «Пятый канал») рекламы смартфона Honor 9 Lite.

С претензией к рекламе смартфона в Службу обратился гражданин.

В рекламном ролике, по сюжету которого отец с сыном посещают салон связи, сообщается о продаже смартфона Honor 9 Lite в рассрочку:
«... смартфон Honor 9 Lite с камерами для отличных фото в рассрочку за 625 рублей в месяц».

В нижней части рекламного видеоролика стоит сноска из 6 частей, следующих в кадрах друг за другом.

Текст сноски выполнен белыми буквами на черном фоне мелким нечитаемым шрифтом. Продолжительность размещения всей сноски в видеоролике составляет 18 секунд, а каждой ее части в кадре 3 секунды.

В рекламе прямо указано на то, что при продаже смартфона Honor 9 Light потребителю предоставляется рассрочка. Вместе с тем, согласно сноске, кредит на покупку смартфона предоставляется кредитной организацией, которой является ПАО «МТС-Банк».

Не изучив сноску в ролике, выполненную мелким шрифтом, потребитель не сможет понять полный смысл рекламы и осознать, что фактически ему предлагается не рассрочка платежа на приобретенный в салоне МТС товар, а банковский кредит, предоставляемый кредитной организацией на определенных условиях.

Такая подача рекламы нарушает требования Закона о рекламе, установленные частью 7 статьи 5.

Следовательно, в спорной рекламе, выполненные мелким шрифтом в сноске сведения о кредите и лице (банке) его предоставляющим не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и был введен в заблуждение об условиях приобретения смартфона и лица, предоставляющего кредит на его покупку.

Таким образом, реклама салона МТС с предложением к продаже по акции смартфона Honor 9 Lite в кредит нарушает требования ФЗ «О рекламе».

По факту нарушения АО «РТК» как рекламодателю ненадлежащей рекламы антимонопольная служба выдала предписание о прекращении нарушения.

«Спорная реклама нарушает сразу несколько пунктов Закона о рекламе, лишая потребителей возможности осознанного выбора: информация об условиях приобретения смартфона представлена в невоспринимаемом формате, и вместо обещанной рассрочки предоставляется кредит», – пояснила решение Комиссии начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.

Справка:

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Несмотря на то, что размер шрифта информации, которая должна быть приведена обязательно, законом о рекламе не установлен, не свидетельствует о том, что этот размер может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. Договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.

В силу части 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

[1] части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28