О принципах справедливого роуминга и их реализации

25-26 июня 2015 года в г. Бресте (Республика Беларусь) заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов принял участие в совещании руководителей антимонопольных органов государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлана Алдабергенова.

В ходе рассмотрения вопроса по обеспечению равного доступа предприятий ЕАЭС к сырью для производства минеральных удобрений Андрей Цыганов представил позицию Федеральной антимонопольной службы.

«С учетом опыта применения в России Правил недискриминационного доступа к апатитовому концентрату, разработанных ФАС, считаем целесообразным вести речь в этом случае об общих принципах антимонопольного регулирования рынка фосфатного сырья, дающих рекомендации национальным антимонопольным органам, какие действия компаний не могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, – сообщил Андрей Цыганов. – В документ могли бы войти предлагаемые ЕЭК положения, касающиеся порядка проведения договорной компании по заключению договоров с потребителями на поставку фосфатного сырья и принципы справедливого рыночного ценообразования на него».

Помимо этого, Андрей Цыганов рассказал о ходе внедрения Принципов справедливого роуминга для ликвидации разницы в роуминговых и обычных тарифах.

«Обстоятельства, на которые указывают операторы связи (ставки интерконнекта, налоговые режимы) влияют на величину тарифов на услуги связи в роуминге. Однако, несмотря на это, они не являются препятствием для реализации принципов справедливого роуминга, – подчеркнул замглавы ФАС России.

Например, справедливый тариф на услуги связи в роуминге, если он сопоставим с национальными тарифами, будет близок к тарифу на услуги международной связи, хотя и он требует снижения. Но даже при этом условии справедливый тариф все равно будет значительно ниже существующего роумингового тарифа».

Согласно экспертным оценкам, абоненты Беларуси, Казахстана и России от снижения тарифов в роуминге до уровня тарифов международного звонка могут сэкономить до 1,5 млрд руб. В частности, белорусские абоненты могут сэкономить до 206 млн руб., казахстанские абоненты – до 690 млн руб., российские абоненты – до 642 млн руб. Увеличение доходов операторов мобильной связи за счет роста трафика от снижения тарифов в роуминге может составить порядка 22,7 млрд руб.

По итогам обсуждения антимонопольным органам государств-членов ЕАЭС рекомендовано продолжить работу с операторами сотовой связи по реализации Принципов справедливого роуминга на двусторонней или многосторонней основе, а также в рамках Международной рабочей группы по развитию конкуренции в международном роуминге. Следующее заседание рабочей группы планируется провести в рамках Дня конкуренции в России 15 сентября 2015 года.

Участники встречи также обсудили механизмы взаимодействия антимонопольных органов государств – членов ЕАЭС и ЕЭК при оценке последствий воздействия специальной, защитной и антидемпинговой или компенсационной мер на конкуренцию на товарных рынках ЕАЭС и обсудили результаты расследования на рынке пассажирских авиационных перевозок. Участники высоко оценили исследования, проведенные по этой теме в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) и поддержали содержащиеся в них выводы о необходимости совершенствования договорно-правовой системы авиаперевозок.

ЕЭК представила сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства Республики Армения и Кыргызской Республики на соответствие нормам Договора о ЕАЭС. В нем отражены итоги проводимой работы по приведению законодательства в сфере конкурентной политики в соответствие с Договором.

Участники совещания отметили значимость рассмотренных вопросов и необходимость продолжения работы.

 

Пресс-служба ФАС России