Решение по делу №76 в отношении мэрии г.Новосибирска и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк»

Номер дела: 76
Дата публикации: 6 октября 2009, 10:24

 

РЕШЕНИЕ

 

«6» октября 2009 года                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Гаврилов С. Г. – руководитель управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных

                               монополий, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член

                         Комиссии,

рассмотрев дело № 76 от 10.09.2009г. по признакам нарушения мэрией г.Новосибирска (630099, г.Новосибирск, Красный проспект, 34) и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» (127473, г.Москва, Суворовская площадь, д.1) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее Федерального закона «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей ответчиков:

мэрии г. Новосибирска: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (без доверенности);

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ банк» - <…> (по доверенности),

УСТАНОВИЛА

Руководствуясь ч.9 ст.35 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» направил в Новосибирское УФАС России уведомление о заключении соглашения №3 от 17 июля 2009г. с мэрией г. Новосибирска о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска.

Предметом указанного соглашения является оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска в рамках Федерального закона от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Федеральный закон №159-ФЗ). Исполнителями настоящего соглашения со стороны мэрии г.Новосибирска являются Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, Департамент промышленности, инноваций и поддержки предпринимательства мэрии г.Новосибирска и Управление по взаимодействию со средствами массовой информации – пресс-центр мэрии г.Новосибирска. В п.2 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.2.1 Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска предоставляет потенциальным заемщикам – субъектам малого и среднего предпринимательства ходатайства перед банком для рассмотрения вопроса получения кредита с указанием стоимости приобретаемой недвижимости и условиях предполагаемого выкупа. Департамент предоставляет информационные услуги об условиях кредитования юридических лиц и предпринимателей на приобретение коммерческой недвижимости, находящейся в собственности г.Новосибирска, а также размещает на стендах Департамента предоставленный банком информационный и иной материал об условиях и порядке кредитования заемщиков. Кроме того,  Департамент земельных и имущественных отношений письменно информирует банк о погашении регистрационной записи об ипотеке. Согласно пп.2.2 Департамент промышленности, инноваций и поддержки предпринимательства мэрии г.Новосибирска также осуществляет информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банком условиях и порядке кредитования заемщиков.

Согласно ст.27 Устава г.Новосибирска мэрия г.Новосибирска – это администрация муниципального образования г.Новосибирска являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Департаменты являются структурными подразделениями мэрии.

Из вышеизложенного следует, что мэрия г.Новосибирска планирует оказывать ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» помощь в привлечении заемщиков путём информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банком кредитах и путём предоставления указанным субъектам ходатайств (Приложение 1 к указанному соглашению) перед банком, в которых подтверждает, что организация или предприниматель обладает правом преимущественного выкупа арендуемого недвижимого имущества, подтверждает цену реализуемого объекта и указывает условия реализации. Указанные действия мэрии г.Новосибирска ставят ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» в преимущественное положение при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства (при получении кредитов на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска) в сравнении с кредитными организациями с которыми подобные соглашения не заключались. Ущемление интересов иных банков может привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг.

Согласно ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 Таким образом, в заключенном ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» с мэрией г.Новосибирска соглашении №3 от 17 июля 2009г. о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска, усматривались признаки  нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк». Вышеуказанное соглашение было заключено в г.Новосибирске. Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашения были заключены в г.Новосибирске местом совершения нарушения является г.Новосибирск. По этой причине дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

В объяснении по существу дела мэрия г.Новосибирска (исх.№01-5751 от 29.09.2009г.) сообщает, что в связи с реализацией Федерального закона №159-ФЗ были проведены совещания с представителями банковских структур по вопросу возможности привлечения кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях выкупа арендуемого имущества. На официальном сайте г.Новосибирска было опубликовано сообщение о проведении совещания по этому вопросу. К участию в совещании приглашались все заинтересованные кредитные организации. Мэрия г.Новосибирска выразила готовность оформить соглашения со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию. Подобные соглашения были заключены с десятью кредитными организациями. Копии соглашений были представлены в Новосибирское УФАС России вместе с объяснением. Кроме того, мэрия г.Новосибирска указывает, что в п.4.1 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения конкуренции.

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» в своем объяснении (исх.№2810/09-09 от 28.09.2009г.) указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает конкуренцию. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 4.1 соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения конкуренции. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

На заседании Комиссии представители мэрии г.  Новосибирска пояснили, что в соглашении речь идёт не о привлечении заемщиков для банков, а об информировании субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банками кредитах и помощи указанным субъектам в подготовке документации для получения кредита в банке. Кроме того, представители  мэрии г.Новосибирска объяснили, что Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства ходатайства для рассмотрения вопроса получения кредита с указанием стоимости приобретаемой недвижимости и условиях предполагаемого выкупа перед любым банком, к которому планирует обратиться заёмщик, а не только перед банками с которыми у мэрии заключены соглашения.

Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

На официальном сайте г.Новосибирска www.novo-sibirsk.ru 08.06.2009г. было размещено сообщение о проведении совещания по вопросу о реализации Федерального закона №159-ФЗ, к участию в котором приглашались все заинтересованные кредитные организации. На совещании присутствовали представители пятнадцати банков, что подтверждается протоколом совещания по организации работы с кредитными организациями по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства от 07.08.2009г. Соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска были заключены не только с ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк», но и с ОАО «Сбербанк России», ОАО КБ «Акцепт», ОАО «Мой банк. Новосибирск», ОАО «Новосибирский муниципальный банк», ОАО «НОМОС-Банк», ОАО «ОТП Банк», ЗАО «КМБ Банк», ЗАО Банк «ВТБ 24», ОАО «Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный». Информация о заключении соглашений с банками размещалась на официальном сайте. Случаев отказа кредитной организации в заключении соглашения со стороны мэрии г. Новосибирска не было.

Таким образом, соглашение не привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке кредитования. Следовательно, заключенное ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» с мэрией г.Новосибирска соглашение №3 от 17 июля 2009г. о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска, не нарушает статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Однако Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что мэрия г.Новосибирска не сообщала в средствах массовой информации о готовности заключать соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию с предложением заключить подобное соглашение. Приглашение на совещание, размещенное на официальном сайте мэрии г. Новосибирска не может быть расценено как информация о готовности заключать соглашения о сотрудничестве. Отсутствие подобной информации в средствах массовой информации может привести к ограничению конкуренции, так как кредитные организации не будут публично проинформированы о возможности заключить с мэрией г. Новосибирска указанные соглашения.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

1. Дело №76 от 10.09.2009г. в отношении мэрии г. Новосибирска и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Направить мэрии г. Новосибирска рекомендательное письмо о необходимости информирования через средства массовой информации и официальный сайт мэрии о готовности мэрии г. Новосибирска заключать со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г. Новосибирска.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             С.Г.Гаврилов

Члены Комиссии                                                                                        Г.Н.Даниленко

                                                                                                                  Г.В.Тропин

stdClass Object ( [vid] => 8375 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №76 в отношении мэрии г.Новосибирска и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8375 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348197993 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«6» октября 2009 года                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Гаврилов С. Г. – руководитель управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных

                               монополий, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член

                         Комиссии,

рассмотрев дело № 76 от 10.09.2009г. по признакам нарушения мэрией г.Новосибирска (630099, г.Новосибирск, Красный проспект, 34) и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» (127473, г.Москва, Суворовская площадь, д.1) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее Федерального закона «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей ответчиков:

мэрии г. Новосибирска: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (без доверенности);

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ банк» - <…> (по доверенности),

УСТАНОВИЛА

Руководствуясь ч.9 ст.35 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» направил в Новосибирское УФАС России уведомление о заключении соглашения №3 от 17 июля 2009г. с мэрией г. Новосибирска о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска.

Предметом указанного соглашения является оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска в рамках Федерального закона от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Федеральный закон №159-ФЗ). Исполнителями настоящего соглашения со стороны мэрии г.Новосибирска являются Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, Департамент промышленности, инноваций и поддержки предпринимательства мэрии г.Новосибирска и Управление по взаимодействию со средствами массовой информации – пресс-центр мэрии г.Новосибирска. В п.2 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.2.1 Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска предоставляет потенциальным заемщикам – субъектам малого и среднего предпринимательства ходатайства перед банком для рассмотрения вопроса получения кредита с указанием стоимости приобретаемой недвижимости и условиях предполагаемого выкупа. Департамент предоставляет информационные услуги об условиях кредитования юридических лиц и предпринимателей на приобретение коммерческой недвижимости, находящейся в собственности г.Новосибирска, а также размещает на стендах Департамента предоставленный банком информационный и иной материал об условиях и порядке кредитования заемщиков. Кроме того,  Департамент земельных и имущественных отношений письменно информирует банк о погашении регистрационной записи об ипотеке. Согласно пп.2.2 Департамент промышленности, инноваций и поддержки предпринимательства мэрии г.Новосибирска также осуществляет информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банком условиях и порядке кредитования заемщиков.

Согласно ст.27 Устава г.Новосибирска мэрия г.Новосибирска – это администрация муниципального образования г.Новосибирска являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Департаменты являются структурными подразделениями мэрии.

Из вышеизложенного следует, что мэрия г.Новосибирска планирует оказывать ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» помощь в привлечении заемщиков путём информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банком кредитах и путём предоставления указанным субъектам ходатайств (Приложение 1 к указанному соглашению) перед банком, в которых подтверждает, что организация или предприниматель обладает правом преимущественного выкупа арендуемого недвижимого имущества, подтверждает цену реализуемого объекта и указывает условия реализации. Указанные действия мэрии г.Новосибирска ставят ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» в преимущественное положение при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства (при получении кредитов на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска) в сравнении с кредитными организациями с которыми подобные соглашения не заключались. Ущемление интересов иных банков может привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг.

Согласно ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 Таким образом, в заключенном ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» с мэрией г.Новосибирска соглашении №3 от 17 июля 2009г. о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска, усматривались признаки  нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк». Вышеуказанное соглашение было заключено в г.Новосибирске. Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашения были заключены в г.Новосибирске местом совершения нарушения является г.Новосибирск. По этой причине дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

В объяснении по существу дела мэрия г.Новосибирска (исх.№01-5751 от 29.09.2009г.) сообщает, что в связи с реализацией Федерального закона №159-ФЗ были проведены совещания с представителями банковских структур по вопросу возможности привлечения кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях выкупа арендуемого имущества. На официальном сайте г.Новосибирска было опубликовано сообщение о проведении совещания по этому вопросу. К участию в совещании приглашались все заинтересованные кредитные организации. Мэрия г.Новосибирска выразила готовность оформить соглашения со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию. Подобные соглашения были заключены с десятью кредитными организациями. Копии соглашений были представлены в Новосибирское УФАС России вместе с объяснением. Кроме того, мэрия г.Новосибирска указывает, что в п.4.1 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения конкуренции.

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» в своем объяснении (исх.№2810/09-09 от 28.09.2009г.) указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает конкуренцию. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 4.1 соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения конкуренции. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

На заседании Комиссии представители мэрии г.  Новосибирска пояснили, что в соглашении речь идёт не о привлечении заемщиков для банков, а об информировании субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банками кредитах и помощи указанным субъектам в подготовке документации для получения кредита в банке. Кроме того, представители  мэрии г.Новосибирска объяснили, что Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства ходатайства для рассмотрения вопроса получения кредита с указанием стоимости приобретаемой недвижимости и условиях предполагаемого выкупа перед любым банком, к которому планирует обратиться заёмщик, а не только перед банками с которыми у мэрии заключены соглашения.

Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

На официальном сайте г.Новосибирска www.novo-sibirsk.ru 08.06.2009г. было размещено сообщение о проведении совещания по вопросу о реализации Федерального закона №159-ФЗ, к участию в котором приглашались все заинтересованные кредитные организации. На совещании присутствовали представители пятнадцати банков, что подтверждается протоколом совещания по организации работы с кредитными организациями по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства от 07.08.2009г. Соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска были заключены не только с ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк», но и с ОАО «Сбербанк России», ОАО КБ «Акцепт», ОАО «Мой банк. Новосибирск», ОАО «Новосибирский муниципальный банк», ОАО «НОМОС-Банк», ОАО «ОТП Банк», ЗАО «КМБ Банк», ЗАО Банк «ВТБ 24», ОАО «Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный». Информация о заключении соглашений с банками размещалась на официальном сайте. Случаев отказа кредитной организации в заключении соглашения со стороны мэрии г. Новосибирска не было.

Таким образом, соглашение не привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке кредитования. Следовательно, заключенное ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» с мэрией г.Новосибирска соглашение №3 от 17 июля 2009г. о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска, не нарушает статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Однако Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что мэрия г.Новосибирска не сообщала в средствах массовой информации о готовности заключать соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию с предложением заключить подобное соглашение. Приглашение на совещание, размещенное на официальном сайте мэрии г. Новосибирска не может быть расценено как информация о готовности заключать соглашения о сотрудничестве. Отсутствие подобной информации в средствах массовой информации может привести к ограничению конкуренции, так как кредитные организации не будут публично проинформированы о возможности заключить с мэрией г. Новосибирска указанные соглашения.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

1. Дело №76 от 10.09.2009г. в отношении мэрии г. Новосибирска и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Направить мэрии г. Новосибирска рекомендательное письмо о необходимости информирования через средства массовой информации и официальный сайт мэрии о готовности мэрии г. Новосибирска заключать со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г. Новосибирска.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             С.Г.Гаврилов

Члены Комиссии                                                                                        Г.Н.Даниленко

                                                                                                                  Г.В.Тропин

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«6» октября 2009 года                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Гаврилов С. Г. – руководитель управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных

                               монополий, член Комиссии;

Тропин Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член

                         Комиссии,

рассмотрев дело № 76 от 10.09.2009г. по признакам нарушения мэрией г.Новосибирска (630099, г.Новосибирск, Красный проспект, 34) и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» (127473, г.Москва, Суворовская площадь, д.1) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее Федерального закона «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей ответчиков:

мэрии г. Новосибирска: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (без доверенности);

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ банк» - <…> (по доверенности),

УСТАНОВИЛА

Руководствуясь ч.9 ст.35 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» направил в Новосибирское УФАС России уведомление о заключении соглашения №3 от 17 июля 2009г. с мэрией г. Новосибирска о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска.

Предметом указанного соглашения является оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска в рамках Федерального закона от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Федеральный закон №159-ФЗ). Исполнителями настоящего соглашения со стороны мэрии г.Новосибирска являются Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, Департамент промышленности, инноваций и поддержки предпринимательства мэрии г.Новосибирска и Управление по взаимодействию со средствами массовой информации – пресс-центр мэрии г.Новосибирска. В п.2 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.2.1 Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска предоставляет потенциальным заемщикам – субъектам малого и среднего предпринимательства ходатайства перед банком для рассмотрения вопроса получения кредита с указанием стоимости приобретаемой недвижимости и условиях предполагаемого выкупа. Департамент предоставляет информационные услуги об условиях кредитования юридических лиц и предпринимателей на приобретение коммерческой недвижимости, находящейся в собственности г.Новосибирска, а также размещает на стендах Департамента предоставленный банком информационный и иной материал об условиях и порядке кредитования заемщиков. Кроме того,  Департамент земельных и имущественных отношений письменно информирует банк о погашении регистрационной записи об ипотеке. Согласно пп.2.2 Департамент промышленности, инноваций и поддержки предпринимательства мэрии г.Новосибирска также осуществляет информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банком условиях и порядке кредитования заемщиков.

Согласно ст.27 Устава г.Новосибирска мэрия г.Новосибирска – это администрация муниципального образования г.Новосибирска являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Департаменты являются структурными подразделениями мэрии.

Из вышеизложенного следует, что мэрия г.Новосибирска планирует оказывать ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» помощь в привлечении заемщиков путём информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банком кредитах и путём предоставления указанным субъектам ходатайств (Приложение 1 к указанному соглашению) перед банком, в которых подтверждает, что организация или предприниматель обладает правом преимущественного выкупа арендуемого недвижимого имущества, подтверждает цену реализуемого объекта и указывает условия реализации. Указанные действия мэрии г.Новосибирска ставят ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» в преимущественное положение при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства (при получении кредитов на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска) в сравнении с кредитными организациями с которыми подобные соглашения не заключались. Ущемление интересов иных банков может привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг.

Согласно ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 Таким образом, в заключенном ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» с мэрией г.Новосибирска соглашении №3 от 17 июля 2009г. о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска, усматривались признаки  нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк». Вышеуказанное соглашение было заключено в г.Новосибирске. Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашения были заключены в г.Новосибирске местом совершения нарушения является г.Новосибирск. По этой причине дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.

В объяснении по существу дела мэрия г.Новосибирска (исх.№01-5751 от 29.09.2009г.) сообщает, что в связи с реализацией Федерального закона №159-ФЗ были проведены совещания с представителями банковских структур по вопросу возможности привлечения кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях выкупа арендуемого имущества. На официальном сайте г.Новосибирска было опубликовано сообщение о проведении совещания по этому вопросу. К участию в совещании приглашались все заинтересованные кредитные организации. Мэрия г.Новосибирска выразила готовность оформить соглашения со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию. Подобные соглашения были заключены с десятью кредитными организациями. Копии соглашений были представлены в Новосибирское УФАС России вместе с объяснением. Кроме того, мэрия г.Новосибирска указывает, что в п.4.1 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения конкуренции.

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» в своем объяснении (исх.№2810/09-09 от 28.09.2009г.) указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает конкуренцию. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 4.1 соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения конкуренции. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

На заседании Комиссии представители мэрии г.  Новосибирска пояснили, что в соглашении речь идёт не о привлечении заемщиков для банков, а об информировании субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых банками кредитах и помощи указанным субъектам в подготовке документации для получения кредита в банке. Кроме того, представители  мэрии г.Новосибирска объяснили, что Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства ходатайства для рассмотрения вопроса получения кредита с указанием стоимости приобретаемой недвижимости и условиях предполагаемого выкупа перед любым банком, к которому планирует обратиться заёмщик, а не только перед банками с которыми у мэрии заключены соглашения.

Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

На официальном сайте г.Новосибирска www.novo-sibirsk.ru 08.06.2009г. было размещено сообщение о проведении совещания по вопросу о реализации Федерального закона №159-ФЗ, к участию в котором приглашались все заинтересованные кредитные организации. На совещании присутствовали представители пятнадцати банков, что подтверждается протоколом совещания по организации работы с кредитными организациями по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства от 07.08.2009г. Соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска были заключены не только с ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк», но и с ОАО «Сбербанк России», ОАО КБ «Акцепт», ОАО «Мой банк. Новосибирск», ОАО «Новосибирский муниципальный банк», ОАО «НОМОС-Банк», ОАО «ОТП Банк», ЗАО «КМБ Банк», ЗАО Банк «ВТБ 24», ОАО «Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный». Информация о заключении соглашений с банками размещалась на официальном сайте. Случаев отказа кредитной организации в заключении соглашения со стороны мэрии г. Новосибирска не было.

Таким образом, соглашение не привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке кредитования. Следовательно, заключенное ООО КБ «ЮНИАСТРУМ Банк» с мэрией г.Новосибирска соглашение №3 от 17 июля 2009г. о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска, не нарушает статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Однако Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что мэрия г.Новосибирска не сообщала в средствах массовой информации о готовности заключать соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г.Новосибирска со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию с предложением заключить подобное соглашение. Приглашение на совещание, размещенное на официальном сайте мэрии г. Новосибирска не может быть расценено как информация о готовности заключать соглашения о сотрудничестве. Отсутствие подобной информации в средствах массовой информации может привести к ограничению конкуренции, так как кредитные организации не будут публично проинформированы о возможности заключить с мэрией г. Новосибирска указанные соглашения.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА

1. Дело №76 от 10.09.2009г. в отношении мэрии г. Новосибирска и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Направить мэрии г. Новосибирска рекомендательное письмо о необходимости информирования через средства массовой информации и официальный сайт мэрии о готовности мэрии г. Новосибирска заключать со всеми кредитными организациями, обратившимися в мэрию соглашения о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности г. Новосибирска.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             С.Г.Гаврилов

Члены Комиссии                                                                                        Г.Н.Даниленко

                                                                                                                  Г.В.Тропин

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 76 [format] => [safe_value] => 76 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 76 от 10.09.2009г. по признакам нарушения мэрией г.Новосибирска (630099, г.Новосибирск, Красный проспект, 34) и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» (127473, г.Москва, Суворовская площадь, д.1) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 76 от 10.09.2009г. по признакам нарушения мэрией г.Новосибирска (630099, г.Новосибирск, Красный проспект, 34) и ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ Банк» (127473, г.Москва, Суворовская площадь, д.1) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 390 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 390 [vid] => 6 [name] => На финансовых рынках [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-06 03:24:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-06 03:24:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348197993 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )