Решение по делу №02-01-56-18-09 в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево»

Номер дела: 02-01-56-18-09
Дата публикации: 16 октября 2009, 10:13

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-56-18-09

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 16  октября 2009 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Швалов А.Г. – заместитель руководителя  Управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Князькова С.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения      открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево») пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей ОАО «Аэропорт Толмачево»:

      - <…> ;

      - <…>по доверенности ;

      - <…>.

УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (далее ОАО «Аэропорт Толмачево») Решением Правления МАП России № 18/2-а/п от 25.05.1998 г. включено в реестр  субъектов естественных монополий (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1.), следовательно, его деятельность в соответствии с Федеральным законом  от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» подлежит государственному регулированию и контролю.

В 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» заключило с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее – ОАО АК «СБ РФ») ряд договоров, а именно: Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г., кредитный договор     № 90/11 от 01.04.2008 г., кредитный договор № 90/12 от 15.04.2008 г., договор  об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г.

23 сентября  2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» было заключено Соглашение о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н с ЗАО «Райффайзенбанк».

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  в  соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» 18.08.2009 года Новосибирским УФАС России в адрес ОАО «Аэропорт Толмачево»   был направлен запрос (исх. № 02-4282 от 18.08.09 г.)  с просьбой представить информацию о том, проводился ли отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона при заключении вышеуказанных договоров и соглашений о предоставлении кредита.

В  ответе за запрос Новосибирского УФАС России (вх. № 5990 от 04.09.2009 г.)  ОАО «Аэропорт Толмачево» сообщило, что открытый конкурс/аукцион проводился на право заключения договора об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г. и на право заключения  Соглашения о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н от 23.09.2008 г. (Протокол №2/3-02/08 от 07.03.2008 г. и № 2/6-07/08 от 25.08.2008 г. соответственно), а Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. заключались без проведения открытого  конкурса/аукциона.     

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания услуги по предоставлению кредита путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1), заключило Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без  проведения конкурса/аукциона,  в его действиях усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.

На основании изложенного в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» возбуждено дело   № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г.  по признакам нарушения п.3. ч.1 ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, выразившееся в заключении Генерального соглашения  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. с ОАО «АК «СБ РФ» без проведения процедуры отбора финансовых организаций.

В объяснениях по делу ОАО «Аэропорт Толмачево»  указывает следующее.  Решение  о заключении с ОАО «АК «СБ РФ» Генерального соглашения № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения  процедуры отбора финансовой организации путем  проведения конкурса  было принято в связи с недостатком оборотных средств, необходимостью срочной оплаты авиатоплива, длительностью  периода проведения конкурса – 40-50 дней.

ОАО «АК «СБ РФ» был выбран в результате  проведенного анализа предлагаемых кредитными организациями условий. Так, процентная ставка по Генеральному соглашению с ОАО «АК «СБ РФ» составила 7,4% при ставке рефинансирования ЦБ РФ 10,5%. В других кредитных организациях процентная ставка в среднем составляла 9,5%. Сумма кредита выплачена полностью 19.12.2008 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства – по истечении одного года со дня совершения. Договоры, заключенные с нарушением положений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» подписаны в апреле 2008 г.  Таким образом, установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности ОАО «Аэропорт Толмачево» истек. В настоящее время отбор финансовых организаций проводится по результатам конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Ссылка  ОАО «Аэропорт Толмачево» на истечение срока давности для привлечения к административной ответственности  в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства неуместна. Дело № 02-01-56-18-09  от 18.09.2009 г. возбуждено по признакам нарушения статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.  Статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное  дело  подлежит прекращению  по истечении трех лет со дня  совершения  нарушения  антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения. Генеральное соглашение и кредитные договоры заключены в апреле 2008 г. и действовали  до полного выполнения сторонами своих обязательств (19.12.2008 г.), следовательно, сроки давности, установленные статьей  41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, в  данном случае не нарушены. 

Изучив материалы дела  № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г.  в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее. 

ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии,  заключив с ОАО «АК «СБ РФ»  Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г., без проведения процедуры отбора финансовых организаций нарушило пункт 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Указанное соглашение и договоры действовали  до полного выполнения сторонами своих обязательств,  на  сегодняшний день  все суммы кредитов по ним  ОАО «Аэропорт Толмачево» выплачены, что подтверждено Дополнительным соглашением № 2 от 19.12.2008 г. к Генеральному соглашению № 92 от 14.01.2008 г.        В настоящее время отбор финансовых организаций осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства, поэтому основания для обращения  с иском  о признании соответствующих сделок  недействительными в суд,  выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.  Признать ОАО «Аэропорт Толмачево» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О Защите конкуренции», посредством заключения с  акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) Генерального  соглашения  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовых организаций (открытого конкурса/аукциона).

2. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                  А.Г. Швалов

 

Члены Комиссии                                                                                             Г.Н. Даниленко

                                                                                                          С.Е. Князькова

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 8365 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-01-56-18-09 в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8365 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348197300 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-56-18-09

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 16  октября 2009 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Швалов А.Г. – заместитель руководителя  Управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Князькова С.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения      открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево») пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей ОАО «Аэропорт Толмачево»:

      - <…> ;

      - <…>по доверенности ;

      - <…>.

УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (далее ОАО «Аэропорт Толмачево») Решением Правления МАП России № 18/2-а/п от 25.05.1998 г. включено в реестр  субъектов естественных монополий (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1.), следовательно, его деятельность в соответствии с Федеральным законом  от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» подлежит государственному регулированию и контролю.

В 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» заключило с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее – ОАО АК «СБ РФ») ряд договоров, а именно: Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г., кредитный договор     № 90/11 от 01.04.2008 г., кредитный договор № 90/12 от 15.04.2008 г., договор  об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г.

23 сентября  2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» было заключено Соглашение о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н с ЗАО «Райффайзенбанк».

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  в  соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» 18.08.2009 года Новосибирским УФАС России в адрес ОАО «Аэропорт Толмачево»   был направлен запрос (исх. № 02-4282 от 18.08.09 г.)  с просьбой представить информацию о том, проводился ли отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона при заключении вышеуказанных договоров и соглашений о предоставлении кредита.

В  ответе за запрос Новосибирского УФАС России (вх. № 5990 от 04.09.2009 г.)  ОАО «Аэропорт Толмачево» сообщило, что открытый конкурс/аукцион проводился на право заключения договора об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г. и на право заключения  Соглашения о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н от 23.09.2008 г. (Протокол №2/3-02/08 от 07.03.2008 г. и № 2/6-07/08 от 25.08.2008 г. соответственно), а Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. заключались без проведения открытого  конкурса/аукциона.     

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания услуги по предоставлению кредита путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1), заключило Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без  проведения конкурса/аукциона,  в его действиях усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.

На основании изложенного в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» возбуждено дело   № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г.  по признакам нарушения п.3. ч.1 ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, выразившееся в заключении Генерального соглашения  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. с ОАО «АК «СБ РФ» без проведения процедуры отбора финансовых организаций.

В объяснениях по делу ОАО «Аэропорт Толмачево»  указывает следующее.  Решение  о заключении с ОАО «АК «СБ РФ» Генерального соглашения № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения  процедуры отбора финансовой организации путем  проведения конкурса  было принято в связи с недостатком оборотных средств, необходимостью срочной оплаты авиатоплива, длительностью  периода проведения конкурса – 40-50 дней.

ОАО «АК «СБ РФ» был выбран в результате  проведенного анализа предлагаемых кредитными организациями условий. Так, процентная ставка по Генеральному соглашению с ОАО «АК «СБ РФ» составила 7,4% при ставке рефинансирования ЦБ РФ 10,5%. В других кредитных организациях процентная ставка в среднем составляла 9,5%. Сумма кредита выплачена полностью 19.12.2008 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства – по истечении одного года со дня совершения. Договоры, заключенные с нарушением положений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» подписаны в апреле 2008 г.  Таким образом, установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности ОАО «Аэропорт Толмачево» истек. В настоящее время отбор финансовых организаций проводится по результатам конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Ссылка  ОАО «Аэропорт Толмачево» на истечение срока давности для привлечения к административной ответственности  в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства неуместна. Дело № 02-01-56-18-09  от 18.09.2009 г. возбуждено по признакам нарушения статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.  Статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное  дело  подлежит прекращению  по истечении трех лет со дня  совершения  нарушения  антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения. Генеральное соглашение и кредитные договоры заключены в апреле 2008 г. и действовали  до полного выполнения сторонами своих обязательств (19.12.2008 г.), следовательно, сроки давности, установленные статьей  41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, в  данном случае не нарушены. 

Изучив материалы дела  № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г.  в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее. 

ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии,  заключив с ОАО «АК «СБ РФ»  Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г., без проведения процедуры отбора финансовых организаций нарушило пункт 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Указанное соглашение и договоры действовали  до полного выполнения сторонами своих обязательств,  на  сегодняшний день  все суммы кредитов по ним  ОАО «Аэропорт Толмачево» выплачены, что подтверждено Дополнительным соглашением № 2 от 19.12.2008 г. к Генеральному соглашению № 92 от 14.01.2008 г.        В настоящее время отбор финансовых организаций осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства, поэтому основания для обращения  с иском  о признании соответствующих сделок  недействительными в суд,  выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.  Признать ОАО «Аэропорт Толмачево» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О Защите конкуренции», посредством заключения с  акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) Генерального  соглашения  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовых организаций (открытого конкурса/аукциона).

2. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                  А.Г. Швалов

 

Члены Комиссии                                                                                             Г.Н. Даниленко

                                                                                                          С.Е. Князькова

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-56-18-09

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 16  октября 2009 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Швалов А.Г. – заместитель руководителя  Управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Князькова С.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения      открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево») пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей ОАО «Аэропорт Толмачево»:

      - <…> ;

      - <…>по доверенности ;

      - <…>.

УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (далее ОАО «Аэропорт Толмачево») Решением Правления МАП России № 18/2-а/п от 25.05.1998 г. включено в реестр  субъектов естественных монополий (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1.), следовательно, его деятельность в соответствии с Федеральным законом  от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» подлежит государственному регулированию и контролю.

В 2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» заключило с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее – ОАО АК «СБ РФ») ряд договоров, а именно: Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г., кредитный договор     № 90/11 от 01.04.2008 г., кредитный договор № 90/12 от 15.04.2008 г., договор  об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г.

23 сентября  2008 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» было заключено Соглашение о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н с ЗАО «Райффайзенбанк».

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  в  соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» 18.08.2009 года Новосибирским УФАС России в адрес ОАО «Аэропорт Толмачево»   был направлен запрос (исх. № 02-4282 от 18.08.09 г.)  с просьбой представить информацию о том, проводился ли отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона при заключении вышеуказанных договоров и соглашений о предоставлении кредита.

В  ответе за запрос Новосибирского УФАС России (вх. № 5990 от 04.09.2009 г.)  ОАО «Аэропорт Толмачево» сообщило, что открытый конкурс/аукцион проводился на право заключения договора об открытии невозобновляемой кредитной линии № 67 от 20.03.2008 г. и на право заключения  Соглашения о предоставлении кредита в форме овердрафта б/н от 23.09.2008 г. (Протокол №2/3-02/08 от 07.03.2008 г. и № 2/6-07/08 от 25.08.2008 г. соответственно), а Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. заключались без проведения открытого  конкурса/аукциона.     

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания услуги по предоставлению кредита путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии (регистрационный номер в Реестре № 54.2.1), заключило Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без  проведения конкурса/аукциона,  в его действиях усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.

На основании изложенного в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» возбуждено дело   № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г.  по признакам нарушения п.3. ч.1 ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, выразившееся в заключении Генерального соглашения  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. с ОАО «АК «СБ РФ» без проведения процедуры отбора финансовых организаций.

В объяснениях по делу ОАО «Аэропорт Толмачево»  указывает следующее.  Решение  о заключении с ОАО «АК «СБ РФ» Генерального соглашения № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения  процедуры отбора финансовой организации путем  проведения конкурса  было принято в связи с недостатком оборотных средств, необходимостью срочной оплаты авиатоплива, длительностью  периода проведения конкурса – 40-50 дней.

ОАО «АК «СБ РФ» был выбран в результате  проведенного анализа предлагаемых кредитными организациями условий. Так, процентная ставка по Генеральному соглашению с ОАО «АК «СБ РФ» составила 7,4% при ставке рефинансирования ЦБ РФ 10,5%. В других кредитных организациях процентная ставка в среднем составляла 9,5%. Сумма кредита выплачена полностью 19.12.2008 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства – по истечении одного года со дня совершения. Договоры, заключенные с нарушением положений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» подписаны в апреле 2008 г.  Таким образом, установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности ОАО «Аэропорт Толмачево» истек. В настоящее время отбор финансовых организаций проводится по результатам конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Ссылка  ОАО «Аэропорт Толмачево» на истечение срока давности для привлечения к административной ответственности  в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства неуместна. Дело № 02-01-56-18-09  от 18.09.2009 г. возбуждено по признакам нарушения статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.  Статьей 41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное  дело  подлежит прекращению  по истечении трех лет со дня  совершения  нарушения  антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения. Генеральное соглашение и кредитные договоры заключены в апреле 2008 г. и действовали  до полного выполнения сторонами своих обязательств (19.12.2008 г.), следовательно, сроки давности, установленные статьей  41 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, в  данном случае не нарушены. 

Изучив материалы дела  № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г.  в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее. 

ОАО «Аэропорт Толмачево», являясь субъектом естественной монополии,  заключив с ОАО «АК «СБ РФ»  Генеральное соглашение  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитные договоры  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г., без проведения процедуры отбора финансовых организаций нарушило пункт 3 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Указанное соглашение и договоры действовали  до полного выполнения сторонами своих обязательств,  на  сегодняшний день  все суммы кредитов по ним  ОАО «Аэропорт Толмачево» выплачены, что подтверждено Дополнительным соглашением № 2 от 19.12.2008 г. к Генеральному соглашению № 92 от 14.01.2008 г.        В настоящее время отбор финансовых организаций осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства, поэтому основания для обращения  с иском  о признании соответствующих сделок  недействительными в суд,  выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.  Признать ОАО «Аэропорт Толмачево» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О Защите конкуренции», посредством заключения с  акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) Генерального  соглашения  об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии № 92 от 14.04.2008 г. и кредитных договоров  № 90/11 от 01.04.2008 г.,  № 90/12 от 15.04.2008 г. без проведения процедуры отбора финансовых организаций (открытого конкурса/аукциона).

2. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                  А.Г. Швалов

 

Члены Комиссии                                                                                             Г.Н. Даниленко

                                                                                                          С.Е. Князькова

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01-56-18-09 [format] => [safe_value] => 02-01-56-18-09 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения      открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево» пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрев дело № 02-01-56-18-09 от 18.09.2009 г. по признакам нарушения      открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево» пункта 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 390 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 390 [vid] => 6 [name] => На финансовых рынках [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-16 03:13:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-14 03:13:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348197300 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )