Решение по делу № 60 в отношении департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска

Номер дела: 60
Дата публикации: 21 мая 2010, 10:15

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.05. 2010 г.                        г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 21.05. 2010г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.– заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

ДаниленкоГ.Н.  –начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Лаптева Н.П. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии

с участием представителей департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска «…» (доверенность), «…» (доверенность), рассмотрев дело № 60 от 23.04.2010г. по признакам нарушения департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

В ходе проведения проверки департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее Департамент) были выявлены нарушения антимонопольного законодательства (акт № 05-03 от 30.03.2010г.). Нарушения выразились в следующем. Между  департаментом  и ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен  договор аренды объекта недвижимости № 028657-015 от 01.09.2007г., расположенного по адресу:  Дзержинский район, ул. Есенина 15, категория объекта: управляющая компания, срок действия  договора с 01.09.2007г. до 01.08.2008г.  Срок действия договора недвижимого имущества истёк. Договор содержит положения, которые позволяют арендатору обратиться к арендодателю с заявкой о заключении договора аренды на новый срок (пункт 5.5 Договора).

В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступившей в силу 02.07.2008г.) предусмотрен особый порядок заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, а именно, по результатам торгов.

Преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Так, например, при проведении конкурса арендатор, в случае одновременного предложения им и другим участником (участниками) равных лучших условий по конкурсу (т.е. при прочих равных условиях), признается победителем, и с ним заключается договор аренды на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договор аренды объекта недвижимости № 028657-015 от 01.09.2007г. с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен (возобновлен) департаментом на неопределенный срок после вступления в силу ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступившей в силу  02.07.2008г.) от  01.08.2008г.

В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до  1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства.

ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» не является субъектом малого и среднего предпринимательства и не подпадает под исключения, указанные в части 1 статьи 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции».

В случае, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ч.2. ст.610 ГК РФ). Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается (ч.3 ст.610 ГК РФ).

Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации, то предельный срок заключённых (возобновленных) на неопределённый срок договоров  составляет менее года, а именно по договору, заключённому с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» (ул. Есенина, 15) 01.08.2008г. - до 31.07.2009г.

ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» было реорганизовано 01.10.2008г. в форме присоединения к ОАО «СибирьЭнерго».

В вышеуказанном договоре хозяйствующий субъект продолжал пользоваться ранее арендованным имуществом, оплачивать все платежи за пользование имуществом, включая арендную плату и пени.   Департамент расценивал указанные отношения как договорные, оплату принимал, в том числе арендную плату и пени, торги по вышеуказанному имуществу не проводил.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» государственной или муниципальной преференцией является  - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Часть 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

По существу дела департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска представил пояснение (письмо №31-12741 от 13.05.2010г.), в котором  сообщил следующее.

На момент проверки (декабрь 2009г.) департаментом  земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска специалистам УФАС  был представлен  договор аренды, заключенный с ЗАО Новосибирскэнергосбыт» от 01.09.2007г. №028657-015, на нежилые помещения расположенные по адресу: Дзержинский  район, ул. Есенина 15, общей площадью 269,4 кв.м., в связи с тем, что договор аренды на новый срок на данные площади не был внесен в информационную базу данных департамента с присвоением регистрационного номера.  В настоящий момент взамен договора, представленного к проверке, действует договор аренды от 26.08.2009г. №03598-050 с ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт», заключенный по итогам аукциона от 18.08.2009г.

На заседании Комиссии представители департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска поддержали доводы, указанные в отзыве.

Выслушав доводы ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

До объявления  о проведении 18.08.2009г. аукциона на право заключения договора аренды муниципальных нежилых помещений (Извещение размещено в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска №53 от 14.07.2009г., пункт 19) Департамент не возражал против  возобновление договора  № 028657-015 от 01.09.2007г., заключенного с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» (ОАО «СибирьЭнерго). ОАО «СибирьЭнерго» не обращалось в Департамент по вопросу заключения договора аренды на новый срок, тем не менее,  продолжало пользоваться арендованным помещением, своевременно внося арендную плату. Департаментом представлен расчёт (сверка) задолженности по договору.  Оплата по договору согласно расчёту (сверке) к нему произведена  за период с 17.09.2007г. по 15.12.2009г. включительно.

В соответствии с частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, то есть при соблюдении всех существенных условий предыдущего договора. 

Действия (бездействие) Департамента при возобновлении договора № 028657-015 от 01.09.2007г. аренды муниципального недвижимого имущества без проведения конкурса или аукциона с  ОАО «СибирьЭнерго» нарушили:

Ø       часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку Департамент осуществил действия, которые могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке деятельности по управлению многоквартирными домами;

Ø       часть 1 статьи  17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку возобновление (заключение) договора № 028657-015 от 01.09.2007г. может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров;

Ø       части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку для ОАО «СибирьЭнерго» создано преимущество в виде передачи муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на рынке деятельности по управлению многоквартирными домами,  без согласования с антимонопольным органом.

Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в августе 2009г. был проведен аукцион на право заключения договора аренды муниципальных нежилых помещений, расположенных по адресу: Дзержинский район, ул. Есенина 15, вид использования: офис управляющей организации, осуществляющей  деятельность по управлению многоквартирными домами. По результатам  аукциона с победителем - ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт» заключен договор аренды недвижимого имущества муниципальной казны №034598-050 от 26.08.2009г.  Тем самым нарушения антимонопольного законодательства устранены.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Дело № 60 от 23.04.2010г., возбужденное в отношении Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска прекратить в связи с устранением нарушения.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

А.А. Ельчанинов

 

Г.Н. Даниленко

 

Н.П. Лаптева

 

stdClass Object ( [vid] => 8235 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 60 в отношении департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8235 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348024644 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.05. 2010 г.                        г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 21.05. 2010г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.– заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

ДаниленкоГ.Н.  –начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Лаптева Н.П. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии

с участием представителей департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска «…» (доверенность), «…» (доверенность), рассмотрев дело № 60 от 23.04.2010г. по признакам нарушения департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

В ходе проведения проверки департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее Департамент) были выявлены нарушения антимонопольного законодательства (акт № 05-03 от 30.03.2010г.). Нарушения выразились в следующем. Между  департаментом  и ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен  договор аренды объекта недвижимости № 028657-015 от 01.09.2007г., расположенного по адресу:  Дзержинский район, ул. Есенина 15, категория объекта: управляющая компания, срок действия  договора с 01.09.2007г. до 01.08.2008г.  Срок действия договора недвижимого имущества истёк. Договор содержит положения, которые позволяют арендатору обратиться к арендодателю с заявкой о заключении договора аренды на новый срок (пункт 5.5 Договора).

В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступившей в силу 02.07.2008г.) предусмотрен особый порядок заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, а именно, по результатам торгов.

Преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Так, например, при проведении конкурса арендатор, в случае одновременного предложения им и другим участником (участниками) равных лучших условий по конкурсу (т.е. при прочих равных условиях), признается победителем, и с ним заключается договор аренды на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договор аренды объекта недвижимости № 028657-015 от 01.09.2007г. с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен (возобновлен) департаментом на неопределенный срок после вступления в силу ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступившей в силу  02.07.2008г.) от  01.08.2008г.

В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до  1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства.

ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» не является субъектом малого и среднего предпринимательства и не подпадает под исключения, указанные в части 1 статьи 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции».

В случае, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ч.2. ст.610 ГК РФ). Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается (ч.3 ст.610 ГК РФ).

Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации, то предельный срок заключённых (возобновленных) на неопределённый срок договоров  составляет менее года, а именно по договору, заключённому с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» (ул. Есенина, 15) 01.08.2008г. - до 31.07.2009г.

ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» было реорганизовано 01.10.2008г. в форме присоединения к ОАО «СибирьЭнерго».

В вышеуказанном договоре хозяйствующий субъект продолжал пользоваться ранее арендованным имуществом, оплачивать все платежи за пользование имуществом, включая арендную плату и пени.   Департамент расценивал указанные отношения как договорные, оплату принимал, в том числе арендную плату и пени, торги по вышеуказанному имуществу не проводил.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» государственной или муниципальной преференцией является  - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Часть 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

По существу дела департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска представил пояснение (письмо №31-12741 от 13.05.2010г.), в котором  сообщил следующее.

На момент проверки (декабрь 2009г.) департаментом  земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска специалистам УФАС  был представлен  договор аренды, заключенный с ЗАО Новосибирскэнергосбыт» от 01.09.2007г. №028657-015, на нежилые помещения расположенные по адресу: Дзержинский  район, ул. Есенина 15, общей площадью 269,4 кв.м., в связи с тем, что договор аренды на новый срок на данные площади не был внесен в информационную базу данных департамента с присвоением регистрационного номера.  В настоящий момент взамен договора, представленного к проверке, действует договор аренды от 26.08.2009г. №03598-050 с ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт», заключенный по итогам аукциона от 18.08.2009г.

На заседании Комиссии представители департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска поддержали доводы, указанные в отзыве.

Выслушав доводы ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

До объявления  о проведении 18.08.2009г. аукциона на право заключения договора аренды муниципальных нежилых помещений (Извещение размещено в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска №53 от 14.07.2009г., пункт 19) Департамент не возражал против  возобновление договора  № 028657-015 от 01.09.2007г., заключенного с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» (ОАО «СибирьЭнерго). ОАО «СибирьЭнерго» не обращалось в Департамент по вопросу заключения договора аренды на новый срок, тем не менее,  продолжало пользоваться арендованным помещением, своевременно внося арендную плату. Департаментом представлен расчёт (сверка) задолженности по договору.  Оплата по договору согласно расчёту (сверке) к нему произведена  за период с 17.09.2007г. по 15.12.2009г. включительно.

В соответствии с частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, то есть при соблюдении всех существенных условий предыдущего договора. 

Действия (бездействие) Департамента при возобновлении договора № 028657-015 от 01.09.2007г. аренды муниципального недвижимого имущества без проведения конкурса или аукциона с  ОАО «СибирьЭнерго» нарушили:

Ø       часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку Департамент осуществил действия, которые могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке деятельности по управлению многоквартирными домами;

Ø       часть 1 статьи  17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку возобновление (заключение) договора № 028657-015 от 01.09.2007г. может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров;

Ø       части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку для ОАО «СибирьЭнерго» создано преимущество в виде передачи муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на рынке деятельности по управлению многоквартирными домами,  без согласования с антимонопольным органом.

Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в августе 2009г. был проведен аукцион на право заключения договора аренды муниципальных нежилых помещений, расположенных по адресу: Дзержинский район, ул. Есенина 15, вид использования: офис управляющей организации, осуществляющей  деятельность по управлению многоквартирными домами. По результатам  аукциона с победителем - ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт» заключен договор аренды недвижимого имущества муниципальной казны №034598-050 от 26.08.2009г.  Тем самым нарушения антимонопольного законодательства устранены.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Дело № 60 от 23.04.2010г., возбужденное в отношении Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска прекратить в связи с устранением нарушения.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

А.А. Ельчанинов

 

Г.Н. Даниленко

 

Н.П. Лаптева

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.05. 2010 г.                        г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 21.05. 2010г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.– заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

ДаниленкоГ.Н.  –начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Лаптева Н.П. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии

с участием представителей департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска «…» (доверенность), «…» (доверенность), рассмотрев дело № 60 от 23.04.2010г. по признакам нарушения департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

В ходе проведения проверки департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее Департамент) были выявлены нарушения антимонопольного законодательства (акт № 05-03 от 30.03.2010г.). Нарушения выразились в следующем. Между  департаментом  и ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен  договор аренды объекта недвижимости № 028657-015 от 01.09.2007г., расположенного по адресу:  Дзержинский район, ул. Есенина 15, категория объекта: управляющая компания, срок действия  договора с 01.09.2007г. до 01.08.2008г.  Срок действия договора недвижимого имущества истёк. Договор содержит положения, которые позволяют арендатору обратиться к арендодателю с заявкой о заключении договора аренды на новый срок (пункт 5.5 Договора).

В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступившей в силу 02.07.2008г.) предусмотрен особый порядок заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, а именно, по результатам торгов.

Преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Так, например, при проведении конкурса арендатор, в случае одновременного предложения им и другим участником (участниками) равных лучших условий по конкурсу (т.е. при прочих равных условиях), признается победителем, и с ним заключается договор аренды на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договор аренды объекта недвижимости № 028657-015 от 01.09.2007г. с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен (возобновлен) департаментом на неопределенный срок после вступления в силу ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступившей в силу  02.07.2008г.) от  01.08.2008г.

В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до  1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства.

ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» не является субъектом малого и среднего предпринимательства и не подпадает под исключения, указанные в части 1 статьи 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции».

В случае, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ч.2. ст.610 ГК РФ). Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается (ч.3 ст.610 ГК РФ).

Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации, то предельный срок заключённых (возобновленных) на неопределённый срок договоров  составляет менее года, а именно по договору, заключённому с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» (ул. Есенина, 15) 01.08.2008г. - до 31.07.2009г.

ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» было реорганизовано 01.10.2008г. в форме присоединения к ОАО «СибирьЭнерго».

В вышеуказанном договоре хозяйствующий субъект продолжал пользоваться ранее арендованным имуществом, оплачивать все платежи за пользование имуществом, включая арендную плату и пени.   Департамент расценивал указанные отношения как договорные, оплату принимал, в том числе арендную плату и пени, торги по вышеуказанному имуществу не проводил.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» государственной или муниципальной преференцией является  - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Часть 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

По существу дела департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска представил пояснение (письмо №31-12741 от 13.05.2010г.), в котором  сообщил следующее.

На момент проверки (декабрь 2009г.) департаментом  земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска специалистам УФАС  был представлен  договор аренды, заключенный с ЗАО Новосибирскэнергосбыт» от 01.09.2007г. №028657-015, на нежилые помещения расположенные по адресу: Дзержинский  район, ул. Есенина 15, общей площадью 269,4 кв.м., в связи с тем, что договор аренды на новый срок на данные площади не был внесен в информационную базу данных департамента с присвоением регистрационного номера.  В настоящий момент взамен договора, представленного к проверке, действует договор аренды от 26.08.2009г. №03598-050 с ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт», заключенный по итогам аукциона от 18.08.2009г.

На заседании Комиссии представители департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска поддержали доводы, указанные в отзыве.

Выслушав доводы ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

До объявления  о проведении 18.08.2009г. аукциона на право заключения договора аренды муниципальных нежилых помещений (Извещение размещено в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска №53 от 14.07.2009г., пункт 19) Департамент не возражал против  возобновление договора  № 028657-015 от 01.09.2007г., заключенного с ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» (ОАО «СибирьЭнерго). ОАО «СибирьЭнерго» не обращалось в Департамент по вопросу заключения договора аренды на новый срок, тем не менее,  продолжало пользоваться арендованным помещением, своевременно внося арендную плату. Департаментом представлен расчёт (сверка) задолженности по договору.  Оплата по договору согласно расчёту (сверке) к нему произведена  за период с 17.09.2007г. по 15.12.2009г. включительно.

В соответствии с частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, то есть при соблюдении всех существенных условий предыдущего договора. 

Действия (бездействие) Департамента при возобновлении договора № 028657-015 от 01.09.2007г. аренды муниципального недвижимого имущества без проведения конкурса или аукциона с  ОАО «СибирьЭнерго» нарушили:

Ø       часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку Департамент осуществил действия, которые могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке деятельности по управлению многоквартирными домами;

Ø       часть 1 статьи  17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку возобновление (заключение) договора № 028657-015 от 01.09.2007г. может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров;

Ø       части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку для ОАО «СибирьЭнерго» создано преимущество в виде передачи муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на рынке деятельности по управлению многоквартирными домами,  без согласования с антимонопольным органом.

Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в августе 2009г. был проведен аукцион на право заключения договора аренды муниципальных нежилых помещений, расположенных по адресу: Дзержинский район, ул. Есенина 15, вид использования: офис управляющей организации, осуществляющей  деятельность по управлению многоквартирными домами. По результатам  аукциона с победителем - ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт» заключен договор аренды недвижимого имущества муниципальной казны №034598-050 от 26.08.2009г.  Тем самым нарушения антимонопольного законодательства устранены.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Дело № 60 от 23.04.2010г., возбужденное в отношении Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска прекратить в связи с устранением нарушения.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

А.А. Ельчанинов

 

Г.Н. Даниленко

 

Н.П. Лаптева

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 60 [format] => [safe_value] => 60 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело № 60 от 23.04.2010г. по признакам нарушения департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело № 60 от 23.04.2010г. по признакам нарушения департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 388 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 388 [vid] => 6 [name] => Строительство и недвижимость [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 55 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 55 [vid] => 1 [name] => недвижимость [description] => [format] => full_html [weight] => 78 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-05-21 03:15:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-05-19 03:15:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348024644 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )