Решение по делу №72 в отношении ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор»

Номер дела: 72
Дата публикации: 8 июня 2010, 14:43

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 3 июня 2010г.                              г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено  8 июня 2010г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А. А.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г. Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Рисов А. В.  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

в присутствии представителя Федерального государственного учреждения науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (далее ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор») «…» по доверенности,

рассмотрев дело № 72 от 17.05.2010г. по признакам нарушения ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» (р.п. Кольцово, Новосибирская область, 630559) части 1  статьи 10 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение МУЗ Новосибирский Муниципальный родильный дом № 6 с жалобой на отказ ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и    ООО «Утилитсервис» от участия в конкурсе по запросу котировок на право заключения муниципального контракта на утилизацию опасных медицинских отходов. 

В ходе рассмотрения заявления МУЗ Новосибирский Муниципальный родильный дом № 6 в действиях ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и  ООО «Утилитсервис» нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Однако,  было установлено,  что согласно пункта 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.200г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности  является,  в  том  числе,  соблюдение  лицензиатом  санитарных  правил  при

осуществлении им медицинской деятельности (подпункт «е», пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30).

Постановлением Главного санитарного врача РФ 22.01.1999г. № 2 (в редакции  от 16.03.2009г. № 15) утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.728-99,  определяющие правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений.

Данный вид деятельности согласно пункта 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.200г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Таким образом, для соблюдения лицензионных условий при осуществлении медицинской деятельности в части утилизации медицинских отходов лечебно- профилактическим учреждениям необходимо получить лицензию на осуществления данного вида деятельности либо заключить договор с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.  

Согласно докладной записки  отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, которым  проведено изучение рынка с целью определения признаков доминирующего положения в отношении ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и ООО «Утилитсервис», на территории Новосибирской области лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке медицинских отходов имеют                4 хозяйствующих субъекта, а именно: ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора (р.п. Кольцово, НСО, 630559, а/я 257), ООО «Утилитсервис» (ул. Ленинградская, 11, оф.304-306, г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область, 628400),  ООО «Ресурсы полипропилена» (ул. 25 лет Октября, 14-27, г. Новосибирск, 630110) и                            ООО «ПластСтройРесурс» (ул. Народная, 3, г. Новосибирск, 630075). Однако, ООО «ПластСтройРесурс» представил ответ о том, что оказывает услуги по утилизации опасных медицинских отходов класса Б (одноразовые шприцы) бесплатно, соответственно, согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г.  №135-ФЗ ООО «ПластСтройРесурс» не является хозяйствующим субъектом («хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход»). ООО «Ресурсы Полипропилена» представило ответ о том, что деятельность по утилизации опасных медицинских отходов на территории НСО за 2009г., январь 2010г. не осуществляли. Таким образом, только два хозяйствующих субъекта ООО «Утилитсервис» и ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» на территории Новосибирской области в 2009г. оказывали данный вид услуг.

Доля ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора от общего объема рынка составила в 2009г. – 78,97%, за январь 2010г. – 75,49%; доля ООО «Утилитсервис» в 2009г. – 21,03%, за январь 2010г. – 24,51%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» «доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%....». Согласно предварительного заключения ОТиФР Новосибирского УФАС России  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора занимает доминирующее положение с долей  более 50% на рынке услуг по утилизации опасных медицинских отходов в обозначенных географических границах, у ООО «Утилитсервис» отсутствует доминирующее положение на указанном рынке в обозначенных географических границах.

ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» представил Новосибирскому УФАС России реестр договоров, действующих в 2010г. Согласно данного реестра на 23.04.2010г. у  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» имеется 485 действующих договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуг по утилизации опасных медицинских отходов.

Цена услуги по утилизации 1 кг. отходов для государственных и муниципальных предприятий и учреждений составляет 60 руб., при себестоимости данной услуги           53,3 руб./кг., уровень рентабельности составляет 12,5%, для частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей цена услуги по утилизации 1 кг. отходов составляет 80-85 руб., уровень рентабельности 50-59%.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Устанавливая различные цены на стоимость услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» злоупотребляет доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

По существу дела ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» представил следующее объяснение.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» содержится разъяснение о том, что при разрешении вопроса о нарушении лицом, занимающим доминирующее положение, антимонопольного законодательства, необходимо определять, были совершены действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Статья 10 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает запрет устанавливать в отдельных договорах дискриминационные условия, то есть условия, которые ставят одного или нескольких потребителей в неравное положение по отношению к другим потребителям.

Между тем такое требование не означает, что условия договора для всех потребителей должны быть одинаковыми, то есть стандартными. Рассматриваемые договоры на утилизацию являются гражданско-правовыми договорами, в которых сторонами могут устанавливаться (согласовываться) разные условия в зависимости от конкретных обстоятельств. Запрещена только дискриминация, то есть установление заведомо разных условий, в том числе благоприятных или неблагоприятных для отдельных участников договора. Именно так можно трактовать термин «одинаковые условия».

Равенство положений одного хозяйствующего субъекта на рынке по отношению к положениям иных хозяйствующих субъектов на том рынке заключается не в полном сходстве условий и обстоятельств приобретения товаров, а в том, что эти условия и обстоятельства не выходят за пределы допустимого для других лиц диапазона осуществления гражданских прав, не налагают ограничений и не являются не обоснованными.

Заключение с одними лицами (муниципальными учреждениями) договоров на утилизацию отходов на условиях отличных от аналогичных договоров, заключённых с иными лицами, на наш взгляд не свидетельствует о создании дискриминационных условий, так как установление такой цены было обоснованно  следующими причинами.

Установление ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» различных цен по реализации услуг на утилизацию  особо опасных медицинских отходов обусловлено в первую очередь особым статусом потребителей, выступающих бюджетными учреждениями и вытекающей из этого статуса их платёжеспособностью.

В соответствии со статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производится в пределах доведённых ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учётом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение бюджетным учреждением требований настоящей статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, заключение с муниципальными и государственными бюджетными учреждениями, для которых утилизация опасных медицинских отходов является обязательной, по цене отличной от цены, по которой заключались договоры с иными организациями было обосновано особенностями правового положения бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. В связи с тем, что на 2009г. лимиты бюджетных обязательств были доведены до соответствующих учреждений до момента заключения договоров на новый срок, то для них цена повысилась незначительно.

Заключение договора на тех же условиях (т. е. по старым ценам) было обусловлено необходимостью в оказании услуг по утилизации, т. е. в наличии договорных отношений между  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и муниципальными учреждениями в силу законодательно установленного особого порядка уничтожения такого рода отходов, в связи с чем ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» было вынуждено согласовывать условия о цене на оказание соответствующих услуг по утилизации для муниципальных учреждений на прежнем уровне. В связи с чем ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» считает, что положительный эффект от действий, выразившихся в установлении отдельных цен для муниципальных учреждений, превысил негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует ущемление прав хозяйствующих субъектов на товарном рынке путём установления необоснованных цен, так как различия в цене связаны с особым статусом субъектов, выступающих потребителями услуг и следовательно обоснованны.

К тому же, следует учитывать, что деятельность ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» не носит коммерческий характер, в связи с чем у него отсутствует заинтересованность в создании преимуществ тем или иным хозяйствующим субъектам.

На заседании Комиссии представитель ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» сообщил следующее.

ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» не может поднять цены на услуги по утилизации отходов для бюджетных организаций, поскольку деньги на оплату услуг для них заложены в бюджет с прошлого года, скорее всего они просто не смогут оплачивать эту услугу. На сегодняшний день бюджетные организации утилизируют отходы в объёме тех финансовых средств, которыми они располагают, остальные отходы медицинскими учреждениями просто выбрасываются по причине нехватки денег на утилизацию.

Снизить цены всем организациям до уровня цен бюджетных организаций ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» тоже не может, поскольку не сможет получать прибыль из своей деятельности.

Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, поэтому ссылка представителя ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» на  особенности правового положения государственных, муниципальных предприятий и учреждений является необоснованной.

Пленум Высшего арбитражного суда Постановлением от 30.06.2008г. № 30 разъясняет, что к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 10 Гражданского кодекса РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Учитывая это, необходимо иметь в виду, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям, следовательно, гражданско-правовые договоры, заключаемые ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор», должны отвечать требованиям антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.20006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» «доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%....». Согласно заключения отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» занимает доминирующее положение с долей  более 50% на рынке услуг по утилизации опасных медицинских отходов в границах Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Себестоимость услуги по обезвреживанию опасных отходов на 2010г. согласно калькуляции, утверждённой генеральным директором  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Дроздовым И. Г.,  составляет 53,3 руб./кг. Для государственных и муниципальных предприятий и учреждений, согласно реестра договоров, заключенных ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» по обезвреживанию отходов в 2010г. цена услуги составляет 60 руб./кг., уровень рентабельности составляет 12,5%, для частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей цена услуги по утилизации 1 кг. отходов составляет 80-85 руб., уровень рентабельности 50-59%. Цена услуги по обезвреживанию опасных отходов в размере            60 руб./кг. позволяет ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» получать прибыль при предоставлении данной услуги, себестоимость услуги является экономически обоснованной.

Таким образом, ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор», устанавливая различные цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  злоупотребляет доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги, поскольку они поставлены в неравные условия деятельности.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона № 135-ФЗ  от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное учреждение науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» нарушившим часть 1  статьи 10 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении различных цен на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, злоупотреблении доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

2. Признать имеющиеся материалы дела № 72 достаточными для выдачи Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью устранения нарушения Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» необходимо прекратить злоупотребление доминирующим положением, для чего установить одинаковые цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          А. А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                                   Г. Н. Даниленко                                                                                                             

                                                                                                                 А. В. Рисов

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 36

 

        8 июня 2010 года                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г. Н.  – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Рисов А. В. –  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 08.06.2010г. по делу № 72 от 17.05.2010г. о нарушении Федеральным государственным учреждением науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (р.п. Кольцово, Новосибирская область, 630559) части 1 статьи 10, части 2 статьи 17  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в срок  до 28.06.2010г. устранить нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении различных цен на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  злоупотреблении доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

2. С целью устранения нарушения Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» необходимо прекратить злоупотребление доминирующим положением, для чего установить одинаковые цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Об исполнении настоящего предписания Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» сообщить Новосибирскому УФАС России в срок до 30.06.2010г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                                А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии:                                                                                                      Г. Н. Даниленко                                                                                                                             

                                                                                                                                А. В. Рисов

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7926 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №72 в отношении ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7926 [type] => solution [language] => ru [created] => 1344411897 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 3 июня 2010г.                              г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено  8 июня 2010г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А. А.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г. Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Рисов А. В.  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

в присутствии представителя Федерального государственного учреждения науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (далее ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор») «…» по доверенности,

рассмотрев дело № 72 от 17.05.2010г. по признакам нарушения ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» (р.п. Кольцово, Новосибирская область, 630559) части 1  статьи 10 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение МУЗ Новосибирский Муниципальный родильный дом № 6 с жалобой на отказ ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и    ООО «Утилитсервис» от участия в конкурсе по запросу котировок на право заключения муниципального контракта на утилизацию опасных медицинских отходов. 

В ходе рассмотрения заявления МУЗ Новосибирский Муниципальный родильный дом № 6 в действиях ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и  ООО «Утилитсервис» нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Однако,  было установлено,  что согласно пункта 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.200г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности  является,  в  том  числе,  соблюдение  лицензиатом  санитарных  правил  при

осуществлении им медицинской деятельности (подпункт «е», пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30).

Постановлением Главного санитарного врача РФ 22.01.1999г. № 2 (в редакции  от 16.03.2009г. № 15) утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.728-99,  определяющие правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений.

Данный вид деятельности согласно пункта 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.200г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Таким образом, для соблюдения лицензионных условий при осуществлении медицинской деятельности в части утилизации медицинских отходов лечебно- профилактическим учреждениям необходимо получить лицензию на осуществления данного вида деятельности либо заключить договор с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.  

Согласно докладной записки  отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, которым  проведено изучение рынка с целью определения признаков доминирующего положения в отношении ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и ООО «Утилитсервис», на территории Новосибирской области лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке медицинских отходов имеют                4 хозяйствующих субъекта, а именно: ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора (р.п. Кольцово, НСО, 630559, а/я 257), ООО «Утилитсервис» (ул. Ленинградская, 11, оф.304-306, г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область, 628400),  ООО «Ресурсы полипропилена» (ул. 25 лет Октября, 14-27, г. Новосибирск, 630110) и                            ООО «ПластСтройРесурс» (ул. Народная, 3, г. Новосибирск, 630075). Однако, ООО «ПластСтройРесурс» представил ответ о том, что оказывает услуги по утилизации опасных медицинских отходов класса Б (одноразовые шприцы) бесплатно, соответственно, согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г.  №135-ФЗ ООО «ПластСтройРесурс» не является хозяйствующим субъектом («хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход»). ООО «Ресурсы Полипропилена» представило ответ о том, что деятельность по утилизации опасных медицинских отходов на территории НСО за 2009г., январь 2010г. не осуществляли. Таким образом, только два хозяйствующих субъекта ООО «Утилитсервис» и ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» на территории Новосибирской области в 2009г. оказывали данный вид услуг.

Доля ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора от общего объема рынка составила в 2009г. – 78,97%, за январь 2010г. – 75,49%; доля ООО «Утилитсервис» в 2009г. – 21,03%, за январь 2010г. – 24,51%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» «доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%....». Согласно предварительного заключения ОТиФР Новосибирского УФАС России  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора занимает доминирующее положение с долей  более 50% на рынке услуг по утилизации опасных медицинских отходов в обозначенных географических границах, у ООО «Утилитсервис» отсутствует доминирующее положение на указанном рынке в обозначенных географических границах.

ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» представил Новосибирскому УФАС России реестр договоров, действующих в 2010г. Согласно данного реестра на 23.04.2010г. у  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» имеется 485 действующих договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуг по утилизации опасных медицинских отходов.

Цена услуги по утилизации 1 кг. отходов для государственных и муниципальных предприятий и учреждений составляет 60 руб., при себестоимости данной услуги           53,3 руб./кг., уровень рентабельности составляет 12,5%, для частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей цена услуги по утилизации 1 кг. отходов составляет 80-85 руб., уровень рентабельности 50-59%.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Устанавливая различные цены на стоимость услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» злоупотребляет доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

По существу дела ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» представил следующее объяснение.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» содержится разъяснение о том, что при разрешении вопроса о нарушении лицом, занимающим доминирующее положение, антимонопольного законодательства, необходимо определять, были совершены действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Статья 10 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает запрет устанавливать в отдельных договорах дискриминационные условия, то есть условия, которые ставят одного или нескольких потребителей в неравное положение по отношению к другим потребителям.

Между тем такое требование не означает, что условия договора для всех потребителей должны быть одинаковыми, то есть стандартными. Рассматриваемые договоры на утилизацию являются гражданско-правовыми договорами, в которых сторонами могут устанавливаться (согласовываться) разные условия в зависимости от конкретных обстоятельств. Запрещена только дискриминация, то есть установление заведомо разных условий, в том числе благоприятных или неблагоприятных для отдельных участников договора. Именно так можно трактовать термин «одинаковые условия».

Равенство положений одного хозяйствующего субъекта на рынке по отношению к положениям иных хозяйствующих субъектов на том рынке заключается не в полном сходстве условий и обстоятельств приобретения товаров, а в том, что эти условия и обстоятельства не выходят за пределы допустимого для других лиц диапазона осуществления гражданских прав, не налагают ограничений и не являются не обоснованными.

Заключение с одними лицами (муниципальными учреждениями) договоров на утилизацию отходов на условиях отличных от аналогичных договоров, заключённых с иными лицами, на наш взгляд не свидетельствует о создании дискриминационных условий, так как установление такой цены было обоснованно  следующими причинами.

Установление ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» различных цен по реализации услуг на утилизацию  особо опасных медицинских отходов обусловлено в первую очередь особым статусом потребителей, выступающих бюджетными учреждениями и вытекающей из этого статуса их платёжеспособностью.

В соответствии со статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производится в пределах доведённых ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учётом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение бюджетным учреждением требований настоящей статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, заключение с муниципальными и государственными бюджетными учреждениями, для которых утилизация опасных медицинских отходов является обязательной, по цене отличной от цены, по которой заключались договоры с иными организациями было обосновано особенностями правового положения бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. В связи с тем, что на 2009г. лимиты бюджетных обязательств были доведены до соответствующих учреждений до момента заключения договоров на новый срок, то для них цена повысилась незначительно.

Заключение договора на тех же условиях (т. е. по старым ценам) было обусловлено необходимостью в оказании услуг по утилизации, т. е. в наличии договорных отношений между  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и муниципальными учреждениями в силу законодательно установленного особого порядка уничтожения такого рода отходов, в связи с чем ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» было вынуждено согласовывать условия о цене на оказание соответствующих услуг по утилизации для муниципальных учреждений на прежнем уровне. В связи с чем ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» считает, что положительный эффект от действий, выразившихся в установлении отдельных цен для муниципальных учреждений, превысил негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует ущемление прав хозяйствующих субъектов на товарном рынке путём установления необоснованных цен, так как различия в цене связаны с особым статусом субъектов, выступающих потребителями услуг и следовательно обоснованны.

К тому же, следует учитывать, что деятельность ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» не носит коммерческий характер, в связи с чем у него отсутствует заинтересованность в создании преимуществ тем или иным хозяйствующим субъектам.

На заседании Комиссии представитель ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» сообщил следующее.

ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» не может поднять цены на услуги по утилизации отходов для бюджетных организаций, поскольку деньги на оплату услуг для них заложены в бюджет с прошлого года, скорее всего они просто не смогут оплачивать эту услугу. На сегодняшний день бюджетные организации утилизируют отходы в объёме тех финансовых средств, которыми они располагают, остальные отходы медицинскими учреждениями просто выбрасываются по причине нехватки денег на утилизацию.

Снизить цены всем организациям до уровня цен бюджетных организаций ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» тоже не может, поскольку не сможет получать прибыль из своей деятельности.

Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, поэтому ссылка представителя ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» на  особенности правового положения государственных, муниципальных предприятий и учреждений является необоснованной.

Пленум Высшего арбитражного суда Постановлением от 30.06.2008г. № 30 разъясняет, что к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 10 Гражданского кодекса РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Учитывая это, необходимо иметь в виду, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям, следовательно, гражданско-правовые договоры, заключаемые ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор», должны отвечать требованиям антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.20006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» «доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%....». Согласно заключения отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» занимает доминирующее положение с долей  более 50% на рынке услуг по утилизации опасных медицинских отходов в границах Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Себестоимость услуги по обезвреживанию опасных отходов на 2010г. согласно калькуляции, утверждённой генеральным директором  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Дроздовым И. Г.,  составляет 53,3 руб./кг. Для государственных и муниципальных предприятий и учреждений, согласно реестра договоров, заключенных ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» по обезвреживанию отходов в 2010г. цена услуги составляет 60 руб./кг., уровень рентабельности составляет 12,5%, для частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей цена услуги по утилизации 1 кг. отходов составляет 80-85 руб., уровень рентабельности 50-59%. Цена услуги по обезвреживанию опасных отходов в размере            60 руб./кг. позволяет ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» получать прибыль при предоставлении данной услуги, себестоимость услуги является экономически обоснованной.

Таким образом, ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор», устанавливая различные цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  злоупотребляет доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги, поскольку они поставлены в неравные условия деятельности.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона № 135-ФЗ  от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное учреждение науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» нарушившим часть 1  статьи 10 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении различных цен на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, злоупотреблении доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

2. Признать имеющиеся материалы дела № 72 достаточными для выдачи Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью устранения нарушения Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» необходимо прекратить злоупотребление доминирующим положением, для чего установить одинаковые цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          А. А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                                   Г. Н. Даниленко                                                                                                             

                                                                                                                 А. В. Рисов

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 36

 

        8 июня 2010 года                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г. Н.  – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Рисов А. В. –  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 08.06.2010г. по делу № 72 от 17.05.2010г. о нарушении Федеральным государственным учреждением науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (р.п. Кольцово, Новосибирская область, 630559) части 1 статьи 10, части 2 статьи 17  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в срок  до 28.06.2010г. устранить нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении различных цен на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  злоупотреблении доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

2. С целью устранения нарушения Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» необходимо прекратить злоупотребление доминирующим положением, для чего установить одинаковые цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Об исполнении настоящего предписания Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» сообщить Новосибирскому УФАС России в срок до 30.06.2010г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                                А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии:                                                                                                      Г. Н. Даниленко                                                                                                                             

                                                                                                                                А. В. Рисов

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 3 июня 2010г.                              г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено  8 июня 2010г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А. А.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г. Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Рисов А. В.  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

в присутствии представителя Федерального государственного учреждения науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (далее ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор») «…» по доверенности,

рассмотрев дело № 72 от 17.05.2010г. по признакам нарушения ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» (р.п. Кольцово, Новосибирская область, 630559) части 1  статьи 10 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение МУЗ Новосибирский Муниципальный родильный дом № 6 с жалобой на отказ ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и    ООО «Утилитсервис» от участия в конкурсе по запросу котировок на право заключения муниципального контракта на утилизацию опасных медицинских отходов. 

В ходе рассмотрения заявления МУЗ Новосибирский Муниципальный родильный дом № 6 в действиях ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и  ООО «Утилитсервис» нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Однако,  было установлено,  что согласно пункта 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.200г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности  является,  в  том  числе,  соблюдение  лицензиатом  санитарных  правил  при

осуществлении им медицинской деятельности (подпункт «е», пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30).

Постановлением Главного санитарного врача РФ 22.01.1999г. № 2 (в редакции  от 16.03.2009г. № 15) утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.728-99,  определяющие правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений.

Данный вид деятельности согласно пункта 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.200г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Таким образом, для соблюдения лицензионных условий при осуществлении медицинской деятельности в части утилизации медицинских отходов лечебно- профилактическим учреждениям необходимо получить лицензию на осуществления данного вида деятельности либо заключить договор с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.  

Согласно докладной записки  отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, которым  проведено изучение рынка с целью определения признаков доминирующего положения в отношении ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и ООО «Утилитсервис», на территории Новосибирской области лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке медицинских отходов имеют                4 хозяйствующих субъекта, а именно: ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора (р.п. Кольцово, НСО, 630559, а/я 257), ООО «Утилитсервис» (ул. Ленинградская, 11, оф.304-306, г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область, 628400),  ООО «Ресурсы полипропилена» (ул. 25 лет Октября, 14-27, г. Новосибирск, 630110) и                            ООО «ПластСтройРесурс» (ул. Народная, 3, г. Новосибирск, 630075). Однако, ООО «ПластСтройРесурс» представил ответ о том, что оказывает услуги по утилизации опасных медицинских отходов класса Б (одноразовые шприцы) бесплатно, соответственно, согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г.  №135-ФЗ ООО «ПластСтройРесурс» не является хозяйствующим субъектом («хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход»). ООО «Ресурсы Полипропилена» представило ответ о том, что деятельность по утилизации опасных медицинских отходов на территории НСО за 2009г., январь 2010г. не осуществляли. Таким образом, только два хозяйствующих субъекта ООО «Утилитсервис» и ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» на территории Новосибирской области в 2009г. оказывали данный вид услуг.

Доля ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора от общего объема рынка составила в 2009г. – 78,97%, за январь 2010г. – 75,49%; доля ООО «Утилитсервис» в 2009г. – 21,03%, за январь 2010г. – 24,51%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» «доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%....». Согласно предварительного заключения ОТиФР Новосибирского УФАС России  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора занимает доминирующее положение с долей  более 50% на рынке услуг по утилизации опасных медицинских отходов в обозначенных географических границах, у ООО «Утилитсервис» отсутствует доминирующее положение на указанном рынке в обозначенных географических границах.

ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» представил Новосибирскому УФАС России реестр договоров, действующих в 2010г. Согласно данного реестра на 23.04.2010г. у  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» имеется 485 действующих договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуг по утилизации опасных медицинских отходов.

Цена услуги по утилизации 1 кг. отходов для государственных и муниципальных предприятий и учреждений составляет 60 руб., при себестоимости данной услуги           53,3 руб./кг., уровень рентабельности составляет 12,5%, для частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей цена услуги по утилизации 1 кг. отходов составляет 80-85 руб., уровень рентабельности 50-59%.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Устанавливая различные цены на стоимость услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» злоупотребляет доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

По существу дела ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» представил следующее объяснение.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» содержится разъяснение о том, что при разрешении вопроса о нарушении лицом, занимающим доминирующее положение, антимонопольного законодательства, необходимо определять, были совершены действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Статья 10 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает запрет устанавливать в отдельных договорах дискриминационные условия, то есть условия, которые ставят одного или нескольких потребителей в неравное положение по отношению к другим потребителям.

Между тем такое требование не означает, что условия договора для всех потребителей должны быть одинаковыми, то есть стандартными. Рассматриваемые договоры на утилизацию являются гражданско-правовыми договорами, в которых сторонами могут устанавливаться (согласовываться) разные условия в зависимости от конкретных обстоятельств. Запрещена только дискриминация, то есть установление заведомо разных условий, в том числе благоприятных или неблагоприятных для отдельных участников договора. Именно так можно трактовать термин «одинаковые условия».

Равенство положений одного хозяйствующего субъекта на рынке по отношению к положениям иных хозяйствующих субъектов на том рынке заключается не в полном сходстве условий и обстоятельств приобретения товаров, а в том, что эти условия и обстоятельства не выходят за пределы допустимого для других лиц диапазона осуществления гражданских прав, не налагают ограничений и не являются не обоснованными.

Заключение с одними лицами (муниципальными учреждениями) договоров на утилизацию отходов на условиях отличных от аналогичных договоров, заключённых с иными лицами, на наш взгляд не свидетельствует о создании дискриминационных условий, так как установление такой цены было обоснованно  следующими причинами.

Установление ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» различных цен по реализации услуг на утилизацию  особо опасных медицинских отходов обусловлено в первую очередь особым статусом потребителей, выступающих бюджетными учреждениями и вытекающей из этого статуса их платёжеспособностью.

В соответствии со статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производится в пределах доведённых ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учётом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение бюджетным учреждением требований настоящей статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, заключение с муниципальными и государственными бюджетными учреждениями, для которых утилизация опасных медицинских отходов является обязательной, по цене отличной от цены, по которой заключались договоры с иными организациями было обосновано особенностями правового положения бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. В связи с тем, что на 2009г. лимиты бюджетных обязательств были доведены до соответствующих учреждений до момента заключения договоров на новый срок, то для них цена повысилась незначительно.

Заключение договора на тех же условиях (т. е. по старым ценам) было обусловлено необходимостью в оказании услуг по утилизации, т. е. в наличии договорных отношений между  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» и муниципальными учреждениями в силу законодательно установленного особого порядка уничтожения такого рода отходов, в связи с чем ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» было вынуждено согласовывать условия о цене на оказание соответствующих услуг по утилизации для муниципальных учреждений на прежнем уровне. В связи с чем ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» считает, что положительный эффект от действий, выразившихся в установлении отдельных цен для муниципальных учреждений, превысил негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует ущемление прав хозяйствующих субъектов на товарном рынке путём установления необоснованных цен, так как различия в цене связаны с особым статусом субъектов, выступающих потребителями услуг и следовательно обоснованны.

К тому же, следует учитывать, что деятельность ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» не носит коммерческий характер, в связи с чем у него отсутствует заинтересованность в создании преимуществ тем или иным хозяйствующим субъектам.

На заседании Комиссии представитель ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» сообщил следующее.

ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» не может поднять цены на услуги по утилизации отходов для бюджетных организаций, поскольку деньги на оплату услуг для них заложены в бюджет с прошлого года, скорее всего они просто не смогут оплачивать эту услугу. На сегодняшний день бюджетные организации утилизируют отходы в объёме тех финансовых средств, которыми они располагают, остальные отходы медицинскими учреждениями просто выбрасываются по причине нехватки денег на утилизацию.

Снизить цены всем организациям до уровня цен бюджетных организаций ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» тоже не может, поскольку не сможет получать прибыль из своей деятельности.

Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, поэтому ссылка представителя ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» на  особенности правового положения государственных, муниципальных предприятий и учреждений является необоснованной.

Пленум Высшего арбитражного суда Постановлением от 30.06.2008г. № 30 разъясняет, что к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 10 Гражданского кодекса РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Учитывая это, необходимо иметь в виду, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям, следовательно, гражданско-правовые договоры, заключаемые ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор», должны отвечать требованиям антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.20006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» «доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%....». Согласно заключения отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» занимает доминирующее положение с долей  более 50% на рынке услуг по утилизации опасных медицинских отходов в границах Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Себестоимость услуги по обезвреживанию опасных отходов на 2010г. согласно калькуляции, утверждённой генеральным директором  ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Дроздовым И. Г.,  составляет 53,3 руб./кг. Для государственных и муниципальных предприятий и учреждений, согласно реестра договоров, заключенных ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» по обезвреживанию отходов в 2010г. цена услуги составляет 60 руб./кг., уровень рентабельности составляет 12,5%, для частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей цена услуги по утилизации 1 кг. отходов составляет 80-85 руб., уровень рентабельности 50-59%. Цена услуги по обезвреживанию опасных отходов в размере            60 руб./кг. позволяет ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» получать прибыль при предоставлении данной услуги, себестоимость услуги является экономически обоснованной.

Таким образом, ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор», устанавливая различные цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  злоупотребляет доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги, поскольку они поставлены в неравные условия деятельности.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона № 135-ФЗ  от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное учреждение науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» нарушившим часть 1  статьи 10 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении различных цен на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, злоупотреблении доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

2. Признать имеющиеся материалы дела № 72 достаточными для выдачи Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью устранения нарушения Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» необходимо прекратить злоупотребление доминирующим положением, для чего установить одинаковые цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          А. А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                                   Г. Н. Даниленко                                                                                                             

                                                                                                                 А. В. Рисов

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 36

 

        8 июня 2010 года                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г. Н.  – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Рисов А. В. –  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 08.06.2010г. по делу № 72 от 17.05.2010г. о нарушении Федеральным государственным учреждением науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (р.п. Кольцово, Новосибирская область, 630559) части 1 статьи 10, части 2 статьи 17  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в срок  до 28.06.2010г. устранить нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении различных цен на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  злоупотреблении доминирующим положением на рынке Новосибирской области по оказанию услуг по утилизации опасных медицинских отходов, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов являющихся получателями данной услуги.

2. С целью устранения нарушения Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» необходимо прекратить злоупотребление доминирующим положением, для чего установить одинаковые цены на услуги по утилизации отходов для государственных, муниципальных и  частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Об исполнении настоящего предписания Федеральному государственному учреждению науки государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» сообщить Новосибирскому УФАС России в срок до 30.06.2010г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                                А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии:                                                                                                      Г. Н. Даниленко                                                                                                                             

                                                                                                                                А. В. Рисов

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 72 [format] => [safe_value] => 72 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  рассмотрела дело № 72 от 17.05.2010г. по признакам нарушения ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» (р.п. Кольцово, Новосибирская область, 630559) части 1  статьи 10 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  рассмотрела дело № 72 от 17.05.2010г. по признакам нарушения ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» (р.п. Кольцово, Новосибирская область, 630559) части 1  статьи 10 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 393 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 393 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 435 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 435 [vid] => 1 [name] => злоупотребление доминированием [description] => [format] => [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-08 07:43:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-03 07:43:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1344411897 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )