Решение по делу №02-01-54-10-10 в отношении ГОУ ВПО «СибГУТИ»

Номер дела: 02-01-54-10-10
Дата публикации: 7 декабря 2010, 14:49

 

РЕШЕНИЕ

        по делу № 02-01-54-10-10

 

Резолютивная часть решения объявлена  24.11.2010 года                                          г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    07.12.2010 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Швалов А.Г. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика – Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»  (далее - ГОУ ВПО «СибГУТИ»):

-                     «…» по доверенности;

-                     «…» по доверенности,

рассмотрев дело № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. по признакам нарушения ГОУ ВПО «СибГУТИ» (ИНН 5405101327, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате рассмотрения обращения жителей дома по ул. Восход, 46 («...») и обращения ТСЖ «Восход-46» с жалобами на ГОУ ВПО «СибГУТИ», требовавшего от заявителей возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП,  Новосибирским УФАС России дополнительно было установлено следующее.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» в ответ на запрос Новосибирского УФАС России представило копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание центрального теплового пункта, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Толстого, дом 101 (ЦТП № 2).

Также ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило калькуляцию стоимости эксплуатационных услуг по содержанию подающих систем отопления ЦТП № 2, Толстого (101). В данной калькуляции стоимость эксплуатационных услуг по содержанию ЦТП № 2 разделена на фиксированную и нефиксированную части. При этом оплата фиксированной части (заработная плата обслуживающего персонала, сервисное обслуживание приборов учета тепла) разделена пропорционально тепловым нагрузкам между 6-ю потребителями, в том числе ТСЖ «Октябрьское» - 12 %, ООО «СМУ-3/1» - 11 %, ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт» (ул. Восход,46) – 26 %, а также общежития № 3, 4 и учебно-лабораторный корпус СибГУТИ.

По информации ГОУ ВПО «СибГУТИ», с ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1» у учреждения заключены договоры на обслуживание ЦТП. Согласно представленным копиям договоров о потреблении тепловой энергии, заключенных с ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1», потребители обязуются оплачивать учреждению эксплуатационные расходы на содержание ЦТП № 2, включающие в себя расходы на содержание обслуживающего персонала, на обслуживание КИПиА, на сервисное обслуживание приборов учета тепла, за расход электрической энергии насосами отопления.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило копии счетов-фактур, выставленных в адрес ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1», в которых отдельной строкой выделены суммы возмещения расходов за эксплуатационные услуги. В качестве документов, подтверждающих оплату данных расходов со стороны потребителей, ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.09.2010 г. с ООО «СМУ-3/1». 

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее – ФЗ № 190-ФЗ) теплосетевой организацией признается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Под передачей тепловой энергии понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (пункт 12 статьи 2 ФЗ № 190-ФЗ).

На основании изложенного, ГОУ ВПО «СибГУТИ» с использованием принадлежащих ему тепловых сетей и объектов теплосетвого хозяйства (в материалах дела находится копия акта разграничения тепловых сетей и энергопринимающего устройства от 15.12.2008 г., схема разграничения, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на ЦТП) осуществляет передачу тепловой энергии потребителям (ТСЖ «Октябрьское», ООО «СМУ-3/1»), присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ», что подтверждается договорами о потреблении тепловой энергии с данными потребителями, счетами-фактурами, актами сверки взаимных расчетов, схемой разграничения, подтверждающими также наличие технологического присоединения оборудования потребителей к сетям ответчика. 

При этом в соответствии с подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 ФЗ № 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащим государственному регулированию.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. В настоящее время таким органом является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с пунктом 13 пункта 7 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 г. № 326. До 18.10.2010 г. департамент по тарифам Новосибирской области являлся органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с литерой б) подпункта 3 пункта 8 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.09.2009 г. № 406.

Новосибирское УФАС России направило ГОУ ВПО «СибГУТИ» дополнительный запрос подтверждения установления тарифа на эксплуатационные услуги в департаменте по тарифам Новосибирской области. В ответ на данный запрос ГОУ ВПО «СибГУТИ» сообщило, что расчет за эксплуатационные услуги производится учреждением в соотношении фактически установленной мощности на оплату потребляемой жилым домом электроэнергии и заработной платы обслуживающего персонала. То есть, тариф на услуги по передаче тепловой энергии ГОУ ВПО «СибГУТИ» в департаменте по тарифам Новосибирской области не утверждало.

На основании изложенного, установление ГОУ ВПО «СибГУТИ» для потребителей, присоединенных к его сетям, платы за передачу тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в  органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области) нарушает установленный нормативными правовыми актами (пп. а) п. 18 ст. 2 и ч. 5 ст. 17 ФЗ № 190-ФЗ) порядок ценообразования.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» с использованием принадлежащих ему тепловых сетей и объектов теплосетвого хозяйства осуществляет передачу тепловой энергии потребителям (ТСЖ «Октябрьское», ООО «СМУ-3/1»), присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ».

Услуги по передаче  тепловой энергии  в силу  статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 5 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае  устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче тепловой энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче  тепловой энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

ГОУ ВПО «СибГУТИ», передающее тепловую энергию потребителям, присоединенным к его тепловым сетям, является субъектом рынка по передаче тепловой энергии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ГОУ ВПО «СибГУТИ») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом  анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, № А46-6206/2010,  Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. № А56-12283/2006).

Таким образом, ГОУ ВПО «СибГУТИ» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение  на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям, присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ».

На основании изложенного, в действиях ГОУ ВПО «СибГУТИ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения своих тепловых сетей, по установлению и взиманию с потребителей, присоединенных к сетям  учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии,  без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области присутствуют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

В письменных объяснениях по делу № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. ГОУ ВПО «СибГУТИ» указало следующее.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» имеет в оперативном управлении центральный тепловой пункт мощностью 13,7 Гкал/час, который был построен по техническим условиям, выданным ОАО «СибирьЭнерго».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статья 8 указанного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

В настоящее время университет готовит пакет документов в Департамент по тарифам Новосибирской области в целях обоснования производимых затрат и установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. После установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии отношения университета с теплоснабжающей организацией будут оформлены в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

ГОУ ВПО «СибГУТИ» не взимает оплату с потребителей за услугу по передаче тепловой энергии и готовит документы для утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

При рассмотрении данного дела ГОУ ВПО «СибГУТИ» поддержало представленные ранее письменные пояснения.

Доводы ГОУ ВПО «СибГУТИ» не принимаются Новосибирским УФАС России по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1, пунктов 1 - 6, 8 и 9 части 2, частей 3, 5 - 8 статьи 7, статей 8, 10 - 12 и 14, которые вступают в силу с 1 января 2011 года. Федеральный закон «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. был опубликован в «Российской газете» № 168 от 30.07.2010 г. и, соответственно, вступил в силу 30.07.2010 года.

Частью 6 статьи 8 ФЗ № 190-ФЗ предусмотрено, что регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Статья 8 ФЗ № 190-ФЗ в соответствии со ст. 30 указанного закона действительно вступает в силу с 1 января 2011 года.

Однако в соответствии в соответствии с подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 ФЗ № 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащим государственному регулированию. Статьи 2 и 17 не указаны в качестве исключения в статье 30 ФЗ № 190-ФЗ, следовательно, они вступили в силу с 30.07.2010 года. Соответственно, требования данных статей (ст. 2 и ст. 17) ФЗ № 190-ФЗ действуют с 30.07.2010 года.

Довод о том, что ГОУ ВПО «СибГУТИ» не взимало с потребителей денежных средств в качестве возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП Новосибирским УФАС России также не принимается, так как в материалах дела содержатся Акты сверки взаимных расчетов (в частности, акт сверки взаимных расчетов между ГОУ ВПО «СибГУТИ» и ООО «СМУ-3/1»), согласно которым учреждение получало от потребителей оплату за оказание эксплуатационных услуг.

Изучив материалы дела, доводы ответчика в полном объеме Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ГОУ ВПО «СибГУТИ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения своих тепловых сетей, по установлению и взиманию с потребителей, присоединенных к сетям  учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии,  без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области нарушают п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1.                     Признать ГОУ ВПО «СибГУТИ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем установления и взимания с потребителей, присоединенных к сетям учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ГОУ ВПО «СибГУТИ» предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

 

Председатель Комиссии                                   ____________                     А.Г. Швалов

Члены Комиссии:          ___________                                  Г.Н. Даниленко

                                                                        ____________                    А.Е. Бородкина

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-54-10-10

 

«7» декабря 2010 г.                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Швалов А.Г. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

 

руководствуясь подпунктом «ж» пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 07.12.2010 г. по делу № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. о нарушении Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ИНН 5405101327, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.             ГОУ ВПО «СибГУТИ» с момента получения данного предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившееся в установлении и взимании с потребителей, присоединенных к сетям учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

 

2. ГОУ ВПО «СибГУТИ» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания.

 

Председатель Комиссии                                   ____________                           А.Г. Швалов

Члены Комиссии:                                             ____________                            Г.Н. Даниленко

                                                                    ___________                                         А.Е. Бородкина

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7767 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-01-54-10-10 в отношении ГОУ ВПО «СибГУТИ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7767 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343202825 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

        по делу № 02-01-54-10-10

 

Резолютивная часть решения объявлена  24.11.2010 года                                          г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    07.12.2010 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Швалов А.Г. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика – Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»  (далее - ГОУ ВПО «СибГУТИ»):

-                     «…» по доверенности;

-                     «…» по доверенности,

рассмотрев дело № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. по признакам нарушения ГОУ ВПО «СибГУТИ» (ИНН 5405101327, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате рассмотрения обращения жителей дома по ул. Восход, 46 («...») и обращения ТСЖ «Восход-46» с жалобами на ГОУ ВПО «СибГУТИ», требовавшего от заявителей возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП,  Новосибирским УФАС России дополнительно было установлено следующее.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» в ответ на запрос Новосибирского УФАС России представило копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание центрального теплового пункта, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Толстого, дом 101 (ЦТП № 2).

Также ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило калькуляцию стоимости эксплуатационных услуг по содержанию подающих систем отопления ЦТП № 2, Толстого (101). В данной калькуляции стоимость эксплуатационных услуг по содержанию ЦТП № 2 разделена на фиксированную и нефиксированную части. При этом оплата фиксированной части (заработная плата обслуживающего персонала, сервисное обслуживание приборов учета тепла) разделена пропорционально тепловым нагрузкам между 6-ю потребителями, в том числе ТСЖ «Октябрьское» - 12 %, ООО «СМУ-3/1» - 11 %, ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт» (ул. Восход,46) – 26 %, а также общежития № 3, 4 и учебно-лабораторный корпус СибГУТИ.

По информации ГОУ ВПО «СибГУТИ», с ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1» у учреждения заключены договоры на обслуживание ЦТП. Согласно представленным копиям договоров о потреблении тепловой энергии, заключенных с ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1», потребители обязуются оплачивать учреждению эксплуатационные расходы на содержание ЦТП № 2, включающие в себя расходы на содержание обслуживающего персонала, на обслуживание КИПиА, на сервисное обслуживание приборов учета тепла, за расход электрической энергии насосами отопления.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило копии счетов-фактур, выставленных в адрес ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1», в которых отдельной строкой выделены суммы возмещения расходов за эксплуатационные услуги. В качестве документов, подтверждающих оплату данных расходов со стороны потребителей, ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.09.2010 г. с ООО «СМУ-3/1». 

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее – ФЗ № 190-ФЗ) теплосетевой организацией признается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Под передачей тепловой энергии понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (пункт 12 статьи 2 ФЗ № 190-ФЗ).

На основании изложенного, ГОУ ВПО «СибГУТИ» с использованием принадлежащих ему тепловых сетей и объектов теплосетвого хозяйства (в материалах дела находится копия акта разграничения тепловых сетей и энергопринимающего устройства от 15.12.2008 г., схема разграничения, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на ЦТП) осуществляет передачу тепловой энергии потребителям (ТСЖ «Октябрьское», ООО «СМУ-3/1»), присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ», что подтверждается договорами о потреблении тепловой энергии с данными потребителями, счетами-фактурами, актами сверки взаимных расчетов, схемой разграничения, подтверждающими также наличие технологического присоединения оборудования потребителей к сетям ответчика. 

При этом в соответствии с подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 ФЗ № 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащим государственному регулированию.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. В настоящее время таким органом является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с пунктом 13 пункта 7 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 г. № 326. До 18.10.2010 г. департамент по тарифам Новосибирской области являлся органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с литерой б) подпункта 3 пункта 8 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.09.2009 г. № 406.

Новосибирское УФАС России направило ГОУ ВПО «СибГУТИ» дополнительный запрос подтверждения установления тарифа на эксплуатационные услуги в департаменте по тарифам Новосибирской области. В ответ на данный запрос ГОУ ВПО «СибГУТИ» сообщило, что расчет за эксплуатационные услуги производится учреждением в соотношении фактически установленной мощности на оплату потребляемой жилым домом электроэнергии и заработной платы обслуживающего персонала. То есть, тариф на услуги по передаче тепловой энергии ГОУ ВПО «СибГУТИ» в департаменте по тарифам Новосибирской области не утверждало.

На основании изложенного, установление ГОУ ВПО «СибГУТИ» для потребителей, присоединенных к его сетям, платы за передачу тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в  органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области) нарушает установленный нормативными правовыми актами (пп. а) п. 18 ст. 2 и ч. 5 ст. 17 ФЗ № 190-ФЗ) порядок ценообразования.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» с использованием принадлежащих ему тепловых сетей и объектов теплосетвого хозяйства осуществляет передачу тепловой энергии потребителям (ТСЖ «Октябрьское», ООО «СМУ-3/1»), присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ».

Услуги по передаче  тепловой энергии  в силу  статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 5 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае  устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче тепловой энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче  тепловой энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

ГОУ ВПО «СибГУТИ», передающее тепловую энергию потребителям, присоединенным к его тепловым сетям, является субъектом рынка по передаче тепловой энергии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ГОУ ВПО «СибГУТИ») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом  анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, № А46-6206/2010,  Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. № А56-12283/2006).

Таким образом, ГОУ ВПО «СибГУТИ» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение  на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям, присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ».

На основании изложенного, в действиях ГОУ ВПО «СибГУТИ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения своих тепловых сетей, по установлению и взиманию с потребителей, присоединенных к сетям  учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии,  без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области присутствуют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

В письменных объяснениях по делу № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. ГОУ ВПО «СибГУТИ» указало следующее.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» имеет в оперативном управлении центральный тепловой пункт мощностью 13,7 Гкал/час, который был построен по техническим условиям, выданным ОАО «СибирьЭнерго».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статья 8 указанного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

В настоящее время университет готовит пакет документов в Департамент по тарифам Новосибирской области в целях обоснования производимых затрат и установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. После установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии отношения университета с теплоснабжающей организацией будут оформлены в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

ГОУ ВПО «СибГУТИ» не взимает оплату с потребителей за услугу по передаче тепловой энергии и готовит документы для утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

При рассмотрении данного дела ГОУ ВПО «СибГУТИ» поддержало представленные ранее письменные пояснения.

Доводы ГОУ ВПО «СибГУТИ» не принимаются Новосибирским УФАС России по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1, пунктов 1 - 6, 8 и 9 части 2, частей 3, 5 - 8 статьи 7, статей 8, 10 - 12 и 14, которые вступают в силу с 1 января 2011 года. Федеральный закон «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. был опубликован в «Российской газете» № 168 от 30.07.2010 г. и, соответственно, вступил в силу 30.07.2010 года.

Частью 6 статьи 8 ФЗ № 190-ФЗ предусмотрено, что регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Статья 8 ФЗ № 190-ФЗ в соответствии со ст. 30 указанного закона действительно вступает в силу с 1 января 2011 года.

Однако в соответствии в соответствии с подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 ФЗ № 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащим государственному регулированию. Статьи 2 и 17 не указаны в качестве исключения в статье 30 ФЗ № 190-ФЗ, следовательно, они вступили в силу с 30.07.2010 года. Соответственно, требования данных статей (ст. 2 и ст. 17) ФЗ № 190-ФЗ действуют с 30.07.2010 года.

Довод о том, что ГОУ ВПО «СибГУТИ» не взимало с потребителей денежных средств в качестве возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП Новосибирским УФАС России также не принимается, так как в материалах дела содержатся Акты сверки взаимных расчетов (в частности, акт сверки взаимных расчетов между ГОУ ВПО «СибГУТИ» и ООО «СМУ-3/1»), согласно которым учреждение получало от потребителей оплату за оказание эксплуатационных услуг.

Изучив материалы дела, доводы ответчика в полном объеме Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ГОУ ВПО «СибГУТИ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения своих тепловых сетей, по установлению и взиманию с потребителей, присоединенных к сетям  учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии,  без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области нарушают п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1.                     Признать ГОУ ВПО «СибГУТИ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем установления и взимания с потребителей, присоединенных к сетям учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ГОУ ВПО «СибГУТИ» предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

 

Председатель Комиссии                                   ____________                     А.Г. Швалов

Члены Комиссии:          ___________                                  Г.Н. Даниленко

                                                                        ____________                    А.Е. Бородкина

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-54-10-10

 

«7» декабря 2010 г.                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Швалов А.Г. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

 

руководствуясь подпунктом «ж» пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 07.12.2010 г. по делу № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. о нарушении Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ИНН 5405101327, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.             ГОУ ВПО «СибГУТИ» с момента получения данного предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившееся в установлении и взимании с потребителей, присоединенных к сетям учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

 

2. ГОУ ВПО «СибГУТИ» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания.

 

Председатель Комиссии                                   ____________                           А.Г. Швалов

Члены Комиссии:                                             ____________                            Г.Н. Даниленко

                                                                    ___________                                         А.Е. Бородкина

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

        по делу № 02-01-54-10-10

 

Резолютивная часть решения объявлена  24.11.2010 года                                          г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    07.12.2010 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Швалов А.Г. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей ответчика – Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»  (далее - ГОУ ВПО «СибГУТИ»):

-                     «…» по доверенности;

-                     «…» по доверенности,

рассмотрев дело № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. по признакам нарушения ГОУ ВПО «СибГУТИ» (ИНН 5405101327, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате рассмотрения обращения жителей дома по ул. Восход, 46 («...») и обращения ТСЖ «Восход-46» с жалобами на ГОУ ВПО «СибГУТИ», требовавшего от заявителей возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП,  Новосибирским УФАС России дополнительно было установлено следующее.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» в ответ на запрос Новосибирского УФАС России представило копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание центрального теплового пункта, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Толстого, дом 101 (ЦТП № 2).

Также ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило калькуляцию стоимости эксплуатационных услуг по содержанию подающих систем отопления ЦТП № 2, Толстого (101). В данной калькуляции стоимость эксплуатационных услуг по содержанию ЦТП № 2 разделена на фиксированную и нефиксированную части. При этом оплата фиксированной части (заработная плата обслуживающего персонала, сервисное обслуживание приборов учета тепла) разделена пропорционально тепловым нагрузкам между 6-ю потребителями, в том числе ТСЖ «Октябрьское» - 12 %, ООО «СМУ-3/1» - 11 %, ЗАО «Сибирьэнерго-Комфорт» (ул. Восход,46) – 26 %, а также общежития № 3, 4 и учебно-лабораторный корпус СибГУТИ.

По информации ГОУ ВПО «СибГУТИ», с ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1» у учреждения заключены договоры на обслуживание ЦТП. Согласно представленным копиям договоров о потреблении тепловой энергии, заключенных с ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1», потребители обязуются оплачивать учреждению эксплуатационные расходы на содержание ЦТП № 2, включающие в себя расходы на содержание обслуживающего персонала, на обслуживание КИПиА, на сервисное обслуживание приборов учета тепла, за расход электрической энергии насосами отопления.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило копии счетов-фактур, выставленных в адрес ТСЖ «Октябрьское» и ООО «СМУ-3/1», в которых отдельной строкой выделены суммы возмещения расходов за эксплуатационные услуги. В качестве документов, подтверждающих оплату данных расходов со стороны потребителей, ГОУ ВПО «СибГУТИ» представило акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.09.2010 г. с ООО «СМУ-3/1». 

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее – ФЗ № 190-ФЗ) теплосетевой организацией признается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Под передачей тепловой энергии понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (пункт 12 статьи 2 ФЗ № 190-ФЗ).

На основании изложенного, ГОУ ВПО «СибГУТИ» с использованием принадлежащих ему тепловых сетей и объектов теплосетвого хозяйства (в материалах дела находится копия акта разграничения тепловых сетей и энергопринимающего устройства от 15.12.2008 г., схема разграничения, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на ЦТП) осуществляет передачу тепловой энергии потребителям (ТСЖ «Октябрьское», ООО «СМУ-3/1»), присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ», что подтверждается договорами о потреблении тепловой энергии с данными потребителями, счетами-фактурами, актами сверки взаимных расчетов, схемой разграничения, подтверждающими также наличие технологического присоединения оборудования потребителей к сетям ответчика. 

При этом в соответствии с подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 ФЗ № 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащим государственному регулированию.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. В настоящее время таким органом является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с пунктом 13 пункта 7 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 г. № 326. До 18.10.2010 г. департамент по тарифам Новосибирской области являлся органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с литерой б) подпункта 3 пункта 8 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.09.2009 г. № 406.

Новосибирское УФАС России направило ГОУ ВПО «СибГУТИ» дополнительный запрос подтверждения установления тарифа на эксплуатационные услуги в департаменте по тарифам Новосибирской области. В ответ на данный запрос ГОУ ВПО «СибГУТИ» сообщило, что расчет за эксплуатационные услуги производится учреждением в соотношении фактически установленной мощности на оплату потребляемой жилым домом электроэнергии и заработной платы обслуживающего персонала. То есть, тариф на услуги по передаче тепловой энергии ГОУ ВПО «СибГУТИ» в департаменте по тарифам Новосибирской области не утверждало.

На основании изложенного, установление ГОУ ВПО «СибГУТИ» для потребителей, присоединенных к его сетям, платы за передачу тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в  органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области) нарушает установленный нормативными правовыми актами (пп. а) п. 18 ст. 2 и ч. 5 ст. 17 ФЗ № 190-ФЗ) порядок ценообразования.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» с использованием принадлежащих ему тепловых сетей и объектов теплосетвого хозяйства осуществляет передачу тепловой энергии потребителям (ТСЖ «Октябрьское», ООО «СМУ-3/1»), присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ».

Услуги по передаче  тепловой энергии  в силу  статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 5 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае  устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче тепловой энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче  тепловой энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

ГОУ ВПО «СибГУТИ», передающее тепловую энергию потребителям, присоединенным к его тепловым сетям, является субъектом рынка по передаче тепловой энергии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ГОУ ВПО «СибГУТИ») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом  анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, № А46-6206/2010,  Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. № А56-12283/2006).

Таким образом, ГОУ ВПО «СибГУТИ» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение  на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям, присоединенным к сетям ГОУ ВПО «СибГУТИ».

На основании изложенного, в действиях ГОУ ВПО «СибГУТИ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения своих тепловых сетей, по установлению и взиманию с потребителей, присоединенных к сетям  учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии,  без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области присутствуют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

В письменных объяснениях по делу № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. ГОУ ВПО «СибГУТИ» указало следующее.

ГОУ ВПО «СибГУТИ» имеет в оперативном управлении центральный тепловой пункт мощностью 13,7 Гкал/час, который был построен по техническим условиям, выданным ОАО «СибирьЭнерго».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статья 8 указанного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

В настоящее время университет готовит пакет документов в Департамент по тарифам Новосибирской области в целях обоснования производимых затрат и установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. После установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии отношения университета с теплоснабжающей организацией будут оформлены в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

ГОУ ВПО «СибГУТИ» не взимает оплату с потребителей за услугу по передаче тепловой энергии и готовит документы для утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

При рассмотрении данного дела ГОУ ВПО «СибГУТИ» поддержало представленные ранее письменные пояснения.

Доводы ГОУ ВПО «СибГУТИ» не принимаются Новосибирским УФАС России по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1, пунктов 1 - 6, 8 и 9 части 2, частей 3, 5 - 8 статьи 7, статей 8, 10 - 12 и 14, которые вступают в силу с 1 января 2011 года. Федеральный закон «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. был опубликован в «Российской газете» № 168 от 30.07.2010 г. и, соответственно, вступил в силу 30.07.2010 года.

Частью 6 статьи 8 ФЗ № 190-ФЗ предусмотрено, что регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Статья 8 ФЗ № 190-ФЗ в соответствии со ст. 30 указанного закона действительно вступает в силу с 1 января 2011 года.

Однако в соответствии в соответствии с подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 ФЗ № 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащим государственному регулированию. Статьи 2 и 17 не указаны в качестве исключения в статье 30 ФЗ № 190-ФЗ, следовательно, они вступили в силу с 30.07.2010 года. Соответственно, требования данных статей (ст. 2 и ст. 17) ФЗ № 190-ФЗ действуют с 30.07.2010 года.

Довод о том, что ГОУ ВПО «СибГУТИ» не взимало с потребителей денежных средств в качестве возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП Новосибирским УФАС России также не принимается, так как в материалах дела содержатся Акты сверки взаимных расчетов (в частности, акт сверки взаимных расчетов между ГОУ ВПО «СибГУТИ» и ООО «СМУ-3/1»), согласно которым учреждение получало от потребителей оплату за оказание эксплуатационных услуг.

Изучив материалы дела, доводы ответчика в полном объеме Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ГОУ ВПО «СибГУТИ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения своих тепловых сетей, по установлению и взиманию с потребителей, присоединенных к сетям  учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии,  без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области нарушают п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1.                     Признать ГОУ ВПО «СибГУТИ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем установления и взимания с потребителей, присоединенных к сетям учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ГОУ ВПО «СибГУТИ» предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

 

Председатель Комиссии                                   ____________                     А.Г. Швалов

Члены Комиссии:          ___________                                  Г.Н. Даниленко

                                                                        ____________                    А.Е. Бородкина

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-54-10-10

 

«7» декабря 2010 г.                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Швалов А.Г. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

 

руководствуясь подпунктом «ж» пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 07.12.2010 г. по делу № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. о нарушении Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ИНН 5405101327, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.             ГОУ ВПО «СибГУТИ» с момента получения данного предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившееся в установлении и взимании с потребителей, присоединенных к сетям учреждения, платы за услугу по передаче тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.

 

2. ГОУ ВПО «СибГУТИ» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания.

 

Председатель Комиссии                                   ____________                           А.Г. Швалов

Члены Комиссии:                                             ____________                            Г.Н. Даниленко

                                                                    ___________                                         А.Е. Бородкина

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01-54-10-10 [format] => [safe_value] => 02-01-54-10-10 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. по признакам нарушения ГОУ ВПО «СибГУТИ»  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело № 02-01-54-10-10 от 10.11.2010 г. по признакам нарушения ГОУ ВПО «СибГУТИ»  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-07 08:49:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-24 08:49:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343202825 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )