Решение и предписание по делу №25 в отношении ООО «Альт-Парк»

Номер дела: 25
Дата публикации: 21 июня 2011, 03:00

РЕШЕНИЕ

«20» июня 2011 г                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина – Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,

члены Комиссии: И.В. Волохина – главный специалист- эксперт отдела рекламы,

                               И.Р. Носкова – ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,

                               Е.А. Скоп - специалист- эксперт отдела рекламы,

       рассмотрев дело № 25, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» (ОГРН 1095406017552, ИНН 5406533601; юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 53; фактический адрес: 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174) по факту размещения 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» рекламы автомобиля «Skoda Fabia» следующего содержания: «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шестиступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально», с признаками нарушения:

- п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

в присутствии:

заявитель – «…» – не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Альт-Парк» «…» (доверенность «…»), ООО «Альт-Парк» извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л А:

          24 марта 2011 г. в адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение «…» (вх. № 2289) по факту размещения ООО «Альт-Парк» 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» недобросовестной рекламы автомобиля «Skoda Fabia» следующего содержания:  «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально».

        9 марта 2011 г. заявитель обратился в автосалон «Шкода» по адресу: г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174 с просьбой о заключении договора купли-продажи автомобиля «Skoda  Fabia» с  шести ступенчатым автоматом типтроник, иэспи и 6 подушками безопасности по цене  399 тысяч рублей. Однако ему отказали, сославшись на то, что автомобиль  «Skoda  Fabia» с такими характеристиками по цене 399 тысяч рублей не продается.

        Заявитель просит антимонопольный орган разобраться в данном факте недобросовестной рекламы.

         Новосибирским УФАС России по данному заявлению проведена проверка, в результате которой установлено следующее.

06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» (СМИ «Авторадио-Новосибирск», учредитель - ООО Предприятие «Авторадио», свидетельство о регистрации СМИ  Эл № ФС77-31701 от 2.12.2008 г.) был размещен аудиоролик следующего содержания:

«В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально».

Согласно ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

С учетом формы, содержания и способа распространения, рассматриваемая информация  привлекает внимание неопределенного круга лиц – потребителей рекламы к конкретному объекту рекламирования, которым является автомобиль «Skoda Fabia», направлена на привлечение внимания и формирования интереса к нему и его продвижения на рынке, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.

Исходя из содержания рассматриваемого рекламного ролика, автомобиль «Skoda Fabia» с ярким дизайном, большим выбором цветов кузова, шестиступенчатым автоматом типтроник, иэспи и 6 подушками безопасности можно приобрести по цене от 399 тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что заявителем в адрес ООО «Альт-Парк», была направлена претензия по факту отказа в заключении договора купли-продажи на условиях, указанных в рекламном ролике.

Согласно ответу  на Претензию, полученную заявителем от ООО «Аль-Парк», рекламный ролик содержит в себе указание на оборудование, которое доступно для установки на автомобили «Skoda Fabia» на заводе-изготовителе. Однако реклама не содержит заявления о готовности заключить договор  купли-продажи автомобиля «Skoda Fabia» с набором опций: АКПП, ESP и шестью подушками безопасности по цене 399000 рублей. Рекламный ролик указывает, что 399000 – это цена автомобиля в минимальной комплекции.

Также заявителю был представлен прайс-лист, с указанием цен на автомобили «Skoda Fabia» моделей Hatchback Classic, Ambiente, Elegance с разной базовой комплектацией и дополнительных опций на указанные модели. 

Согласно данным прайс-листа, по цене 399000 рублей, указанной в рекламном ролике, можно приобрести автомобиль «Skoda Fabia Classic» объемом двигателя 1,2, 70 лошадиных сил, механической коробкой переключения передач.

Базовая комплектация данной модели включает в себя:

- бамперы в цвет кузова;

- крепление для детского сидения сзади ISOFIX;

- датчик внешней температуры;

- два задних подголовника;

- задний стеклоочиститель с омывателем;

- запасное колесо на стальном диске, домкрат, баллонный ключ;

- зеркало заднего вида с антибликовым покрытием;

- микролифт сиденья водителя;

- обогрев заднего стекла;

- передние электростеклоподъемники с функцией комфортного закрывания;

- подушка безопасности водителя;

- полезащитный фильтр;

- радиоподготовка Aftermarket (антенна на крыше + 4 динамика);

- разделяемая складная спинка заднего сиденья ( в соотношении 1/3 и 2/3);

- регулировка боковых зеркал из салона;

- регулировка руля по высоте и вылету;

- стальные диски 5Jх14 с полноразмерными колпакамиCOMOROS;

- тонировка стекол;

- центральный замок с дистанционным управлением (2 складных ключа);

- электрогидроусилитель руля;

- электронный иммобилайзер;

- 3-точечные ремни безопасности спереди и сзади с преднатяжителем (регулировка по высоте спереди).

В ходе проведения дальнейшей проверки Новосибирским УФАС России, установлено, что автомобиль «Skoda Fabia» в комплектации шестиступенчатой коробкой автоматом типтроник, ESP и шестью подушками безопасности по цене 399000 рублей ООО «Альт-Парк» не реализовывался.

Вышеуказанный автомобиль «Skoda Fabia» продается в следующих модификациях:

  1. «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Classic, Ambient, Elegance;
  2. «Skoda Fabia Hatchback», модификация RS;
  3. «Skoda Fabia Hatchback», модификация Scout;
  4. «Skoda Fabia Combi».

     Кроме того, представлен Прайс-лист, действующий с 01.01.2011 г. (модельный год 2011), в котором указано, в каких комплектациях доступны эти модификации автомобиля и присутствующее в каждой из этих комплектаций оборудование, а также дополнительные опции, которые возможно установить по желанию клиента при заказе автомобиля на производстве с указанием цен автомобиля в определенной комплектации и цен на каждую дополнительную опцию.

       Вместе с тем, заявленная в рекламе дополнительная опция: электронная система стабилизации (ESP) устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient, Elegance с объемом двигателя 1,6; шестиступенчатый автомат типтроник устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient, Elegance с объемом двигателя 1,6 с АКПП.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Рассматриваемый рекламный ролик содержит утверждение о возможности приобретения объекта рекламирования - автомобиля «Skoda Fabia» (с шестиступенчатой коробкой автоматом типтроник, ESP и шестью подушками безопасности) по цене 399000 рублей, что не соответствует действительности и опровергается материалами дела.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

        Рассматриваемый рекламный ролик не содержит существенных условий приобретения рекламируемого автомобиля (минимальная цена, указанная в рекламе, действует только на автомобиль «Skoda Fabia Classic» базовой комплектации, на каких условиях автомобиль приобретается по цене 399000 рублей, в какой комплектации, на какие модификации автомобиля могут быть установлены дополнительные опции - шестиступенчатая коробка автомат типтроник, ESP и шесть подушек безопасности; какие модификации данного автомобиля имеют большой выбор цветов кузова). Отсутствие данной информации искажает смысл рекламы, тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение.

        Согласно ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч.ч. 3, 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодатель, согласно ст. 3 Закона о рекламе, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.  

Данный ролик размещался на основании Договора № НС-К-28/01-11/18 на изготовление и размещение рекламы от 28.01.2011 г., заключенного между ООО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» (исполнитель) и ООО «Альт-Парк» (рекламодатель), в соответствии с которым рекламодатель поручает и своевременно оплачивает, а исполнитель, принимает на себя работы по изготовлению и размещению рекламных материалов, содержащих информацию  о рекламодателе в эфире радио  на частоте 97,4 FM,  и/или на частоте 98,7 FM, и/или на частоте 99,1 FM,  на частоте 99,5 FM, и/или на частоте 107,7 FM, транслируемых на территории г. Новосибирска, в соответствии с условиями настоящего Договора.

Согласно п. 6.1. Договора № НС-К-28/01-11/18 на изготовление и размещение рекламы от 28.01.2011 г., ответственность за нарушение норм Закона о рекламе несет рекламодатель (ООО «Альт-Парк»).

Во исполнение указанного договора сторонами подписан Акт № НС-31/03-181 от 31.03.2011 г. о надлежащем исполнении услуг, оплаченных ООО «Альт-Парк» (п/поручение № 1126 от 18.03.2011 г.).

Согласно Заявке на размещение рекламных материалов в эфире «Авторадио» 98,7 FM г. Новосибирск на март 2011 г., рекламный ролик рекламодателя ООО «Альт-Парк» по договору № НС-К-28/01-11/18 в марте 2011 г. под условным названием «Шкода» размещался в двух вариантах: «Шкода март» хронометражам 30 секунд и «Шкода 399» хронометражем 28 секунд. 6 марта 2011 г. в эфире размещался только один ролик продолжительностью 28 секунд.

Данный факт подтверждается предоставленной рекламораспространителем ООО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа»  рекламной сеткой «Авторадио» за 06 марта 2011 г., а также диском с записями двух названных роликов. (Акт  проверки аудиозвуковой рекламы от 22.04.2011 г.).

Таким образом, рекламодателем, а, следовательно, лицом, ответственным за нарушение названных норм Закона о рекламе является Общество с ограниченной ответственностью «Альт-Парк».

На рассмотрении дела Комиссией антимонопольного органа представителем ООО «Альт-Парк» был представлен отзыв, в котором указано следующее.

Автомобиль «Skoda Fabia»в указанной в ролике комплектации (шести ступенчатая коробка автомат типтроник; электронная программа стабилизации ESP (иэспи); 6 подушек безопасности) реализуется:

- «Skoda Fabia Hatchback» (автомобиль, изготовленный в Чехии) по цене: от 559 100 рублей (минимальная цена для указанного в скобках набора опций комплектации с учетом особенностей комплектации и возможностью установки дополнительного оборудования):

Шестиступенчатый автомат типтроник устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient (стоимостью 539000 рублей) с дополнительным оборудованием РЕЗ (головные и боковые передние подушки безопасности + индикатор непристегнутого ремня безопасности) (стоимость 20100 рублей), программа стабилизации ESP  присутствует в базовой комплектации «Skoda Fabia Hatchback» при установленном двигателе объемом 1,6 л, подушки безопасности переднего пассажира и водителя устанавливаются на «Skoda Fabia Hatchback» в базовой комплектации.

- «Skoda Fabia Combi»: по цене 679100 рублей (минимальная цена для указанного в скобках  набора опций комплектации с учетом особенностей комплектации и возможностью установки дополнительного оборудования): Шести ступенчатый автомат типтроник устанавливается на «Skoda Fabia Combi» в комплектации Elegance (стоимостью 659000 рублей) дополнительным оборудованием РЕЗ (головные и боковые передние подушки безопасности + индикатор непристегнутого ремня безопасности) (стоимостью 20100 рублей), программа стабилизации ESP присутствует в базовой комплектации  «Skoda Fabia Combi» при установленном двигателе объемом 1,6 л., подушки безопасности переднего пассажира и водителя устанавливается на автомобили «Skoda Fabia Combi» в базовой комплектации.

 Данный расчет выполнен на основании прайс-листов производителя, принятых автосалоном ООО «Альт-Парк», согласно которым производится расчет стоимости автомобилей при консультировании клиентов и реализации автомобилей.

Расчет для «Skoda Fabia Hatchback», произведенного в Чехии, осуществлен на основании прайс-листов для автомобилей «Skoda Fabia Hatchback»  чешского производства.

 Применяемые при расчетах прайс-листы действовали и на момент размещения рекламного ролика.

 Таким образом, по мнению представителя ООО «Альт-Парк», рекламируемый автомобиль поставляется и реализуется в указанной в рекламном ролике комплектации, а стоимость – 399 тысяч рублей указана для стоимости автомобиля  «Skoda Fabia» с набором базовых опций для самой недорогой комплектации - «Skoda Fabia Classic» с двигателем объемом 1,2 л., мощностью 70 л.с. Действительная минимальная стоимость автомобиля «Skoda Fabia» с набором указанного в рекламном ролике оборудования 559100 рублей.

ООО «Альт-Парк» признает вину в указании в рекламном ролике недостоверной информации о цене товара (п.4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»), т.к. указанная цена действительна для автомобиля без полного комплекта указанного в рекламном ролике оборудования.   

Автомобиль «Skoda Fabia», действительно, как и указано в ролике, имеет большой выбор цветов кузова, который заключается в возможности выбора для потребителя из большого количества доступных при производстве  автомобиля на заводе-изготовителе цветов, оттенков и их сочетаний (окраска автомобиля 2-мя цветами), а также возможность окраски автомобиля краской типа «металлик». В данной части рекламный ролик содержит достоверную информацию.

       Представитель Общества считает, что указание в рекламном ролике неверной цены для автомобиля в конкретной комплектации (набором дополнительного оборудования)   действительно   могло   повлечь   ввод потребителей в заблуждение (нарушена норма ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). ООО «Альт-Парк» в  данном нарушении свою вину также признает.

Однако, по мнению представителя, указанная в рекламном ролике информация не содержит достоверную информацию о характеристиках товара, его комплектации, что подтверждено материалами дела. Следовательно, отсутствуют нарушения п.п. 2,3 Закона о рекламе.

При рассмотрении настоящего дела и вынесении решения о назначении наказания представитель Общества просил принять во внимание рад смягчающих обстоятельств, в частности то, что, ООО «Альт-Пакр» признает свою вину в совершенном нарушении. Обществом были приняты меры по немедленному прекращению нарушения, после обращения гражданина Смолина Л.Н.

Как следует из эфирной справки, имеющейся в материалах дела и предоставленной ООО Предприятие «Авторадио Новосибирск» (Рекламораспростронитель) с 14.03.2011 вещание рассматриваемого радиоролика было прервано 14.03.2011. С 24.03.2011 вещание рекламного ролика продолжилось уже в новой редакции, с указанием условия действия цены 399 000 рублей, т.е. не содержащий нарушений законодательства о рекламе.

Данные доводы приняты Комиссией Новосибирского УФАС во внимание.

         Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается. 

        Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

            1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» (ОГРН 1095406017552, ИНН 5406533601; юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 53; фактический адрес: 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174) нарушившим требования:

- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

              а рекламную информацию, размещенную 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск», следующего содержания: «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально», ненадлежащей.

        2. В связи с добровольным устранением нарушения Обществу с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

   3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «21» июня 2011 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                       Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                                   И.В. Волохина

                                                                                                   И.Р. Носкова

                                                                                                                       Е.А. Скоп

stdClass Object ( [vid] => 5872 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №25 в отношении ООО «Альт-Парк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5872 [type] => solution [language] => ru [created] => 1321264291 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

«20» июня 2011 г                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина – Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,

члены Комиссии: И.В. Волохина – главный специалист- эксперт отдела рекламы,

                               И.Р. Носкова – ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,

                               Е.А. Скоп - специалист- эксперт отдела рекламы,

       рассмотрев дело № 25, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» (ОГРН 1095406017552, ИНН 5406533601; юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 53; фактический адрес: 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174) по факту размещения 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» рекламы автомобиля «Skoda Fabia» следующего содержания: «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шестиступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально», с признаками нарушения:

- п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

в присутствии:

заявитель – «…» – не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Альт-Парк» «…» (доверенность «…»), ООО «Альт-Парк» извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л А:

          24 марта 2011 г. в адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение «…» (вх. № 2289) по факту размещения ООО «Альт-Парк» 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» недобросовестной рекламы автомобиля «Skoda Fabia» следующего содержания:  «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально».

        9 марта 2011 г. заявитель обратился в автосалон «Шкода» по адресу: г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174 с просьбой о заключении договора купли-продажи автомобиля «Skoda  Fabia» с  шести ступенчатым автоматом типтроник, иэспи и 6 подушками безопасности по цене  399 тысяч рублей. Однако ему отказали, сославшись на то, что автомобиль  «Skoda  Fabia» с такими характеристиками по цене 399 тысяч рублей не продается.

        Заявитель просит антимонопольный орган разобраться в данном факте недобросовестной рекламы.

         Новосибирским УФАС России по данному заявлению проведена проверка, в результате которой установлено следующее.

06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» (СМИ «Авторадио-Новосибирск», учредитель - ООО Предприятие «Авторадио», свидетельство о регистрации СМИ  Эл № ФС77-31701 от 2.12.2008 г.) был размещен аудиоролик следующего содержания:

«В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально».

Согласно ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

С учетом формы, содержания и способа распространения, рассматриваемая информация  привлекает внимание неопределенного круга лиц – потребителей рекламы к конкретному объекту рекламирования, которым является автомобиль «Skoda Fabia», направлена на привлечение внимания и формирования интереса к нему и его продвижения на рынке, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.

Исходя из содержания рассматриваемого рекламного ролика, автомобиль «Skoda Fabia» с ярким дизайном, большим выбором цветов кузова, шестиступенчатым автоматом типтроник, иэспи и 6 подушками безопасности можно приобрести по цене от 399 тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что заявителем в адрес ООО «Альт-Парк», была направлена претензия по факту отказа в заключении договора купли-продажи на условиях, указанных в рекламном ролике.

Согласно ответу  на Претензию, полученную заявителем от ООО «Аль-Парк», рекламный ролик содержит в себе указание на оборудование, которое доступно для установки на автомобили «Skoda Fabia» на заводе-изготовителе. Однако реклама не содержит заявления о готовности заключить договор  купли-продажи автомобиля «Skoda Fabia» с набором опций: АКПП, ESP и шестью подушками безопасности по цене 399000 рублей. Рекламный ролик указывает, что 399000 – это цена автомобиля в минимальной комплекции.

Также заявителю был представлен прайс-лист, с указанием цен на автомобили «Skoda Fabia» моделей Hatchback Classic, Ambiente, Elegance с разной базовой комплектацией и дополнительных опций на указанные модели. 

Согласно данным прайс-листа, по цене 399000 рублей, указанной в рекламном ролике, можно приобрести автомобиль «Skoda Fabia Classic» объемом двигателя 1,2, 70 лошадиных сил, механической коробкой переключения передач.

Базовая комплектация данной модели включает в себя:

- бамперы в цвет кузова;

- крепление для детского сидения сзади ISOFIX;

- датчик внешней температуры;

- два задних подголовника;

- задний стеклоочиститель с омывателем;

- запасное колесо на стальном диске, домкрат, баллонный ключ;

- зеркало заднего вида с антибликовым покрытием;

- микролифт сиденья водителя;

- обогрев заднего стекла;

- передние электростеклоподъемники с функцией комфортного закрывания;

- подушка безопасности водителя;

- полезащитный фильтр;

- радиоподготовка Aftermarket (антенна на крыше + 4 динамика);

- разделяемая складная спинка заднего сиденья ( в соотношении 1/3 и 2/3);

- регулировка боковых зеркал из салона;

- регулировка руля по высоте и вылету;

- стальные диски 5Jх14 с полноразмерными колпакамиCOMOROS;

- тонировка стекол;

- центральный замок с дистанционным управлением (2 складных ключа);

- электрогидроусилитель руля;

- электронный иммобилайзер;

- 3-точечные ремни безопасности спереди и сзади с преднатяжителем (регулировка по высоте спереди).

В ходе проведения дальнейшей проверки Новосибирским УФАС России, установлено, что автомобиль «Skoda Fabia» в комплектации шестиступенчатой коробкой автоматом типтроник, ESP и шестью подушками безопасности по цене 399000 рублей ООО «Альт-Парк» не реализовывался.

Вышеуказанный автомобиль «Skoda Fabia» продается в следующих модификациях:

  1. «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Classic, Ambient, Elegance;
  2. «Skoda Fabia Hatchback», модификация RS;
  3. «Skoda Fabia Hatchback», модификация Scout;
  4. «Skoda Fabia Combi».

     Кроме того, представлен Прайс-лист, действующий с 01.01.2011 г. (модельный год 2011), в котором указано, в каких комплектациях доступны эти модификации автомобиля и присутствующее в каждой из этих комплектаций оборудование, а также дополнительные опции, которые возможно установить по желанию клиента при заказе автомобиля на производстве с указанием цен автомобиля в определенной комплектации и цен на каждую дополнительную опцию.

       Вместе с тем, заявленная в рекламе дополнительная опция: электронная система стабилизации (ESP) устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient, Elegance с объемом двигателя 1,6; шестиступенчатый автомат типтроник устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient, Elegance с объемом двигателя 1,6 с АКПП.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Рассматриваемый рекламный ролик содержит утверждение о возможности приобретения объекта рекламирования - автомобиля «Skoda Fabia» (с шестиступенчатой коробкой автоматом типтроник, ESP и шестью подушками безопасности) по цене 399000 рублей, что не соответствует действительности и опровергается материалами дела.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

        Рассматриваемый рекламный ролик не содержит существенных условий приобретения рекламируемого автомобиля (минимальная цена, указанная в рекламе, действует только на автомобиль «Skoda Fabia Classic» базовой комплектации, на каких условиях автомобиль приобретается по цене 399000 рублей, в какой комплектации, на какие модификации автомобиля могут быть установлены дополнительные опции - шестиступенчатая коробка автомат типтроник, ESP и шесть подушек безопасности; какие модификации данного автомобиля имеют большой выбор цветов кузова). Отсутствие данной информации искажает смысл рекламы, тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение.

        Согласно ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч.ч. 3, 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодатель, согласно ст. 3 Закона о рекламе, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.  

Данный ролик размещался на основании Договора № НС-К-28/01-11/18 на изготовление и размещение рекламы от 28.01.2011 г., заключенного между ООО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» (исполнитель) и ООО «Альт-Парк» (рекламодатель), в соответствии с которым рекламодатель поручает и своевременно оплачивает, а исполнитель, принимает на себя работы по изготовлению и размещению рекламных материалов, содержащих информацию  о рекламодателе в эфире радио  на частоте 97,4 FM,  и/или на частоте 98,7 FM, и/или на частоте 99,1 FM,  на частоте 99,5 FM, и/или на частоте 107,7 FM, транслируемых на территории г. Новосибирска, в соответствии с условиями настоящего Договора.

Согласно п. 6.1. Договора № НС-К-28/01-11/18 на изготовление и размещение рекламы от 28.01.2011 г., ответственность за нарушение норм Закона о рекламе несет рекламодатель (ООО «Альт-Парк»).

Во исполнение указанного договора сторонами подписан Акт № НС-31/03-181 от 31.03.2011 г. о надлежащем исполнении услуг, оплаченных ООО «Альт-Парк» (п/поручение № 1126 от 18.03.2011 г.).

Согласно Заявке на размещение рекламных материалов в эфире «Авторадио» 98,7 FM г. Новосибирск на март 2011 г., рекламный ролик рекламодателя ООО «Альт-Парк» по договору № НС-К-28/01-11/18 в марте 2011 г. под условным названием «Шкода» размещался в двух вариантах: «Шкода март» хронометражам 30 секунд и «Шкода 399» хронометражем 28 секунд. 6 марта 2011 г. в эфире размещался только один ролик продолжительностью 28 секунд.

Данный факт подтверждается предоставленной рекламораспространителем ООО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа»  рекламной сеткой «Авторадио» за 06 марта 2011 г., а также диском с записями двух названных роликов. (Акт  проверки аудиозвуковой рекламы от 22.04.2011 г.).

Таким образом, рекламодателем, а, следовательно, лицом, ответственным за нарушение названных норм Закона о рекламе является Общество с ограниченной ответственностью «Альт-Парк».

На рассмотрении дела Комиссией антимонопольного органа представителем ООО «Альт-Парк» был представлен отзыв, в котором указано следующее.

Автомобиль «Skoda Fabia»в указанной в ролике комплектации (шести ступенчатая коробка автомат типтроник; электронная программа стабилизации ESP (иэспи); 6 подушек безопасности) реализуется:

- «Skoda Fabia Hatchback» (автомобиль, изготовленный в Чехии) по цене: от 559 100 рублей (минимальная цена для указанного в скобках набора опций комплектации с учетом особенностей комплектации и возможностью установки дополнительного оборудования):

Шестиступенчатый автомат типтроник устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient (стоимостью 539000 рублей) с дополнительным оборудованием РЕЗ (головные и боковые передние подушки безопасности + индикатор непристегнутого ремня безопасности) (стоимость 20100 рублей), программа стабилизации ESP  присутствует в базовой комплектации «Skoda Fabia Hatchback» при установленном двигателе объемом 1,6 л, подушки безопасности переднего пассажира и водителя устанавливаются на «Skoda Fabia Hatchback» в базовой комплектации.

- «Skoda Fabia Combi»: по цене 679100 рублей (минимальная цена для указанного в скобках  набора опций комплектации с учетом особенностей комплектации и возможностью установки дополнительного оборудования): Шести ступенчатый автомат типтроник устанавливается на «Skoda Fabia Combi» в комплектации Elegance (стоимостью 659000 рублей) дополнительным оборудованием РЕЗ (головные и боковые передние подушки безопасности + индикатор непристегнутого ремня безопасности) (стоимостью 20100 рублей), программа стабилизации ESP присутствует в базовой комплектации  «Skoda Fabia Combi» при установленном двигателе объемом 1,6 л., подушки безопасности переднего пассажира и водителя устанавливается на автомобили «Skoda Fabia Combi» в базовой комплектации.

 Данный расчет выполнен на основании прайс-листов производителя, принятых автосалоном ООО «Альт-Парк», согласно которым производится расчет стоимости автомобилей при консультировании клиентов и реализации автомобилей.

Расчет для «Skoda Fabia Hatchback», произведенного в Чехии, осуществлен на основании прайс-листов для автомобилей «Skoda Fabia Hatchback»  чешского производства.

 Применяемые при расчетах прайс-листы действовали и на момент размещения рекламного ролика.

 Таким образом, по мнению представителя ООО «Альт-Парк», рекламируемый автомобиль поставляется и реализуется в указанной в рекламном ролике комплектации, а стоимость – 399 тысяч рублей указана для стоимости автомобиля  «Skoda Fabia» с набором базовых опций для самой недорогой комплектации - «Skoda Fabia Classic» с двигателем объемом 1,2 л., мощностью 70 л.с. Действительная минимальная стоимость автомобиля «Skoda Fabia» с набором указанного в рекламном ролике оборудования 559100 рублей.

ООО «Альт-Парк» признает вину в указании в рекламном ролике недостоверной информации о цене товара (п.4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»), т.к. указанная цена действительна для автомобиля без полного комплекта указанного в рекламном ролике оборудования.   

Автомобиль «Skoda Fabia», действительно, как и указано в ролике, имеет большой выбор цветов кузова, который заключается в возможности выбора для потребителя из большого количества доступных при производстве  автомобиля на заводе-изготовителе цветов, оттенков и их сочетаний (окраска автомобиля 2-мя цветами), а также возможность окраски автомобиля краской типа «металлик». В данной части рекламный ролик содержит достоверную информацию.

       Представитель Общества считает, что указание в рекламном ролике неверной цены для автомобиля в конкретной комплектации (набором дополнительного оборудования)   действительно   могло   повлечь   ввод потребителей в заблуждение (нарушена норма ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). ООО «Альт-Парк» в  данном нарушении свою вину также признает.

Однако, по мнению представителя, указанная в рекламном ролике информация не содержит достоверную информацию о характеристиках товара, его комплектации, что подтверждено материалами дела. Следовательно, отсутствуют нарушения п.п. 2,3 Закона о рекламе.

При рассмотрении настоящего дела и вынесении решения о назначении наказания представитель Общества просил принять во внимание рад смягчающих обстоятельств, в частности то, что, ООО «Альт-Пакр» признает свою вину в совершенном нарушении. Обществом были приняты меры по немедленному прекращению нарушения, после обращения гражданина Смолина Л.Н.

Как следует из эфирной справки, имеющейся в материалах дела и предоставленной ООО Предприятие «Авторадио Новосибирск» (Рекламораспростронитель) с 14.03.2011 вещание рассматриваемого радиоролика было прервано 14.03.2011. С 24.03.2011 вещание рекламного ролика продолжилось уже в новой редакции, с указанием условия действия цены 399 000 рублей, т.е. не содержащий нарушений законодательства о рекламе.

Данные доводы приняты Комиссией Новосибирского УФАС во внимание.

         Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается. 

        Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

            1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» (ОГРН 1095406017552, ИНН 5406533601; юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 53; фактический адрес: 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174) нарушившим требования:

- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

              а рекламную информацию, размещенную 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск», следующего содержания: «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально», ненадлежащей.

        2. В связи с добровольным устранением нарушения Обществу с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

   3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «21» июня 2011 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                       Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                                   И.В. Волохина

                                                                                                   И.Р. Носкова

                                                                                                                       Е.А. Скоп

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

«20» июня 2011 г                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина – Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,

члены Комиссии: И.В. Волохина – главный специалист- эксперт отдела рекламы,

                               И.Р. Носкова – ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,

                               Е.А. Скоп - специалист- эксперт отдела рекламы,

       рассмотрев дело № 25, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» (ОГРН 1095406017552, ИНН 5406533601; юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 53; фактический адрес: 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174) по факту размещения 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» рекламы автомобиля «Skoda Fabia» следующего содержания: «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шестиступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально», с признаками нарушения:

- п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

в присутствии:

заявитель – «…» – не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «Альт-Парк» «…» (доверенность «…»), ООО «Альт-Парк» извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л А:

          24 марта 2011 г. в адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение «…» (вх. № 2289) по факту размещения ООО «Альт-Парк» 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» недобросовестной рекламы автомобиля «Skoda Fabia» следующего содержания:  «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально».

        9 марта 2011 г. заявитель обратился в автосалон «Шкода» по адресу: г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174 с просьбой о заключении договора купли-продажи автомобиля «Skoda  Fabia» с  шести ступенчатым автоматом типтроник, иэспи и 6 подушками безопасности по цене  399 тысяч рублей. Однако ему отказали, сославшись на то, что автомобиль  «Skoda  Fabia» с такими характеристиками по цене 399 тысяч рублей не продается.

        Заявитель просит антимонопольный орган разобраться в данном факте недобросовестной рекламы.

         Новосибирским УФАС России по данному заявлению проведена проверка, в результате которой установлено следующее.

06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» (СМИ «Авторадио-Новосибирск», учредитель - ООО Предприятие «Авторадио», свидетельство о регистрации СМИ  Эл № ФС77-31701 от 2.12.2008 г.) был размещен аудиоролик следующего содержания:

«В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально».

Согласно ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

С учетом формы, содержания и способа распространения, рассматриваемая информация  привлекает внимание неопределенного круга лиц – потребителей рекламы к конкретному объекту рекламирования, которым является автомобиль «Skoda Fabia», направлена на привлечение внимания и формирования интереса к нему и его продвижения на рынке, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.

Исходя из содержания рассматриваемого рекламного ролика, автомобиль «Skoda Fabia» с ярким дизайном, большим выбором цветов кузова, шестиступенчатым автоматом типтроник, иэспи и 6 подушками безопасности можно приобрести по цене от 399 тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что заявителем в адрес ООО «Альт-Парк», была направлена претензия по факту отказа в заключении договора купли-продажи на условиях, указанных в рекламном ролике.

Согласно ответу  на Претензию, полученную заявителем от ООО «Аль-Парк», рекламный ролик содержит в себе указание на оборудование, которое доступно для установки на автомобили «Skoda Fabia» на заводе-изготовителе. Однако реклама не содержит заявления о готовности заключить договор  купли-продажи автомобиля «Skoda Fabia» с набором опций: АКПП, ESP и шестью подушками безопасности по цене 399000 рублей. Рекламный ролик указывает, что 399000 – это цена автомобиля в минимальной комплекции.

Также заявителю был представлен прайс-лист, с указанием цен на автомобили «Skoda Fabia» моделей Hatchback Classic, Ambiente, Elegance с разной базовой комплектацией и дополнительных опций на указанные модели. 

Согласно данным прайс-листа, по цене 399000 рублей, указанной в рекламном ролике, можно приобрести автомобиль «Skoda Fabia Classic» объемом двигателя 1,2, 70 лошадиных сил, механической коробкой переключения передач.

Базовая комплектация данной модели включает в себя:

- бамперы в цвет кузова;

- крепление для детского сидения сзади ISOFIX;

- датчик внешней температуры;

- два задних подголовника;

- задний стеклоочиститель с омывателем;

- запасное колесо на стальном диске, домкрат, баллонный ключ;

- зеркало заднего вида с антибликовым покрытием;

- микролифт сиденья водителя;

- обогрев заднего стекла;

- передние электростеклоподъемники с функцией комфортного закрывания;

- подушка безопасности водителя;

- полезащитный фильтр;

- радиоподготовка Aftermarket (антенна на крыше + 4 динамика);

- разделяемая складная спинка заднего сиденья ( в соотношении 1/3 и 2/3);

- регулировка боковых зеркал из салона;

- регулировка руля по высоте и вылету;

- стальные диски 5Jх14 с полноразмерными колпакамиCOMOROS;

- тонировка стекол;

- центральный замок с дистанционным управлением (2 складных ключа);

- электрогидроусилитель руля;

- электронный иммобилайзер;

- 3-точечные ремни безопасности спереди и сзади с преднатяжителем (регулировка по высоте спереди).

В ходе проведения дальнейшей проверки Новосибирским УФАС России, установлено, что автомобиль «Skoda Fabia» в комплектации шестиступенчатой коробкой автоматом типтроник, ESP и шестью подушками безопасности по цене 399000 рублей ООО «Альт-Парк» не реализовывался.

Вышеуказанный автомобиль «Skoda Fabia» продается в следующих модификациях:

  1. «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Classic, Ambient, Elegance;
  2. «Skoda Fabia Hatchback», модификация RS;
  3. «Skoda Fabia Hatchback», модификация Scout;
  4. «Skoda Fabia Combi».

     Кроме того, представлен Прайс-лист, действующий с 01.01.2011 г. (модельный год 2011), в котором указано, в каких комплектациях доступны эти модификации автомобиля и присутствующее в каждой из этих комплектаций оборудование, а также дополнительные опции, которые возможно установить по желанию клиента при заказе автомобиля на производстве с указанием цен автомобиля в определенной комплектации и цен на каждую дополнительную опцию.

       Вместе с тем, заявленная в рекламе дополнительная опция: электронная система стабилизации (ESP) устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient, Elegance с объемом двигателя 1,6; шестиступенчатый автомат типтроник устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient, Elegance с объемом двигателя 1,6 с АКПП.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Рассматриваемый рекламный ролик содержит утверждение о возможности приобретения объекта рекламирования - автомобиля «Skoda Fabia» (с шестиступенчатой коробкой автоматом типтроник, ESP и шестью подушками безопасности) по цене 399000 рублей, что не соответствует действительности и опровергается материалами дела.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

        Рассматриваемый рекламный ролик не содержит существенных условий приобретения рекламируемого автомобиля (минимальная цена, указанная в рекламе, действует только на автомобиль «Skoda Fabia Classic» базовой комплектации, на каких условиях автомобиль приобретается по цене 399000 рублей, в какой комплектации, на какие модификации автомобиля могут быть установлены дополнительные опции - шестиступенчатая коробка автомат типтроник, ESP и шесть подушек безопасности; какие модификации данного автомобиля имеют большой выбор цветов кузова). Отсутствие данной информации искажает смысл рекламы, тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение.

        Согласно ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч.ч. 3, 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодатель, согласно ст. 3 Закона о рекламе, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.  

Данный ролик размещался на основании Договора № НС-К-28/01-11/18 на изготовление и размещение рекламы от 28.01.2011 г., заключенного между ООО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» (исполнитель) и ООО «Альт-Парк» (рекламодатель), в соответствии с которым рекламодатель поручает и своевременно оплачивает, а исполнитель, принимает на себя работы по изготовлению и размещению рекламных материалов, содержащих информацию  о рекламодателе в эфире радио  на частоте 97,4 FM,  и/или на частоте 98,7 FM, и/или на частоте 99,1 FM,  на частоте 99,5 FM, и/или на частоте 107,7 FM, транслируемых на территории г. Новосибирска, в соответствии с условиями настоящего Договора.

Согласно п. 6.1. Договора № НС-К-28/01-11/18 на изготовление и размещение рекламы от 28.01.2011 г., ответственность за нарушение норм Закона о рекламе несет рекламодатель (ООО «Альт-Парк»).

Во исполнение указанного договора сторонами подписан Акт № НС-31/03-181 от 31.03.2011 г. о надлежащем исполнении услуг, оплаченных ООО «Альт-Парк» (п/поручение № 1126 от 18.03.2011 г.).

Согласно Заявке на размещение рекламных материалов в эфире «Авторадио» 98,7 FM г. Новосибирск на март 2011 г., рекламный ролик рекламодателя ООО «Альт-Парк» по договору № НС-К-28/01-11/18 в марте 2011 г. под условным названием «Шкода» размещался в двух вариантах: «Шкода март» хронометражам 30 секунд и «Шкода 399» хронометражем 28 секунд. 6 марта 2011 г. в эфире размещался только один ролик продолжительностью 28 секунд.

Данный факт подтверждается предоставленной рекламораспространителем ООО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа»  рекламной сеткой «Авторадио» за 06 марта 2011 г., а также диском с записями двух названных роликов. (Акт  проверки аудиозвуковой рекламы от 22.04.2011 г.).

Таким образом, рекламодателем, а, следовательно, лицом, ответственным за нарушение названных норм Закона о рекламе является Общество с ограниченной ответственностью «Альт-Парк».

На рассмотрении дела Комиссией антимонопольного органа представителем ООО «Альт-Парк» был представлен отзыв, в котором указано следующее.

Автомобиль «Skoda Fabia»в указанной в ролике комплектации (шести ступенчатая коробка автомат типтроник; электронная программа стабилизации ESP (иэспи); 6 подушек безопасности) реализуется:

- «Skoda Fabia Hatchback» (автомобиль, изготовленный в Чехии) по цене: от 559 100 рублей (минимальная цена для указанного в скобках набора опций комплектации с учетом особенностей комплектации и возможностью установки дополнительного оборудования):

Шестиступенчатый автомат типтроник устанавливается на автомобиль «Skoda Fabia Hatchback» в комплектации Ambient (стоимостью 539000 рублей) с дополнительным оборудованием РЕЗ (головные и боковые передние подушки безопасности + индикатор непристегнутого ремня безопасности) (стоимость 20100 рублей), программа стабилизации ESP  присутствует в базовой комплектации «Skoda Fabia Hatchback» при установленном двигателе объемом 1,6 л, подушки безопасности переднего пассажира и водителя устанавливаются на «Skoda Fabia Hatchback» в базовой комплектации.

- «Skoda Fabia Combi»: по цене 679100 рублей (минимальная цена для указанного в скобках  набора опций комплектации с учетом особенностей комплектации и возможностью установки дополнительного оборудования): Шести ступенчатый автомат типтроник устанавливается на «Skoda Fabia Combi» в комплектации Elegance (стоимостью 659000 рублей) дополнительным оборудованием РЕЗ (головные и боковые передние подушки безопасности + индикатор непристегнутого ремня безопасности) (стоимостью 20100 рублей), программа стабилизации ESP присутствует в базовой комплектации  «Skoda Fabia Combi» при установленном двигателе объемом 1,6 л., подушки безопасности переднего пассажира и водителя устанавливается на автомобили «Skoda Fabia Combi» в базовой комплектации.

 Данный расчет выполнен на основании прайс-листов производителя, принятых автосалоном ООО «Альт-Парк», согласно которым производится расчет стоимости автомобилей при консультировании клиентов и реализации автомобилей.

Расчет для «Skoda Fabia Hatchback», произведенного в Чехии, осуществлен на основании прайс-листов для автомобилей «Skoda Fabia Hatchback»  чешского производства.

 Применяемые при расчетах прайс-листы действовали и на момент размещения рекламного ролика.

 Таким образом, по мнению представителя ООО «Альт-Парк», рекламируемый автомобиль поставляется и реализуется в указанной в рекламном ролике комплектации, а стоимость – 399 тысяч рублей указана для стоимости автомобиля  «Skoda Fabia» с набором базовых опций для самой недорогой комплектации - «Skoda Fabia Classic» с двигателем объемом 1,2 л., мощностью 70 л.с. Действительная минимальная стоимость автомобиля «Skoda Fabia» с набором указанного в рекламном ролике оборудования 559100 рублей.

ООО «Альт-Парк» признает вину в указании в рекламном ролике недостоверной информации о цене товара (п.4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»), т.к. указанная цена действительна для автомобиля без полного комплекта указанного в рекламном ролике оборудования.   

Автомобиль «Skoda Fabia», действительно, как и указано в ролике, имеет большой выбор цветов кузова, который заключается в возможности выбора для потребителя из большого количества доступных при производстве  автомобиля на заводе-изготовителе цветов, оттенков и их сочетаний (окраска автомобиля 2-мя цветами), а также возможность окраски автомобиля краской типа «металлик». В данной части рекламный ролик содержит достоверную информацию.

       Представитель Общества считает, что указание в рекламном ролике неверной цены для автомобиля в конкретной комплектации (набором дополнительного оборудования)   действительно   могло   повлечь   ввод потребителей в заблуждение (нарушена норма ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). ООО «Альт-Парк» в  данном нарушении свою вину также признает.

Однако, по мнению представителя, указанная в рекламном ролике информация не содержит достоверную информацию о характеристиках товара, его комплектации, что подтверждено материалами дела. Следовательно, отсутствуют нарушения п.п. 2,3 Закона о рекламе.

При рассмотрении настоящего дела и вынесении решения о назначении наказания представитель Общества просил принять во внимание рад смягчающих обстоятельств, в частности то, что, ООО «Альт-Пакр» признает свою вину в совершенном нарушении. Обществом были приняты меры по немедленному прекращению нарушения, после обращения гражданина Смолина Л.Н.

Как следует из эфирной справки, имеющейся в материалах дела и предоставленной ООО Предприятие «Авторадио Новосибирск» (Рекламораспростронитель) с 14.03.2011 вещание рассматриваемого радиоролика было прервано 14.03.2011. С 24.03.2011 вещание рекламного ролика продолжилось уже в новой редакции, с указанием условия действия цены 399 000 рублей, т.е. не содержащий нарушений законодательства о рекламе.

Данные доводы приняты Комиссией Новосибирского УФАС во внимание.

         Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается. 

        Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

            1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» (ОГРН 1095406017552, ИНН 5406533601; юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 53; фактический адрес: 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174) нарушившим требования:

- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе:  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

              а рекламную информацию, размещенную 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск», следующего содержания: «В деревне нужна хорошая лошадь: сильная и быстрая, чтобы ела мало, а работала много, а в городе нужна надежная машина, комфортная и экономичная, такая как «Шкода Фабия». Яркий дизайн, большой выбор цветов кузова, шести ступенчатый автомат типтроник, иэспи и 6 подушек безопасности. Теперь от 399 тысяч рублей. Подробности по телефону 246-0000. Шкода - просто гениально», ненадлежащей.

        2. В связи с добровольным устранением нарушения Обществу с ограниченной ответственностью «Альт-Парк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

   3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «21» июня 2011 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                       Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                                   И.В. Волохина

                                                                                                   И.Р. Носкова

                                                                                                                       Е.А. Скоп

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 25 [format] => [safe_value] => 25 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссией Новосибирского УФАС России рассмотрено дело № 25, возбужденное в отношении ООО «Альт-Парк», по факту размещения 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» рекламы автомобиля «Skoda Fabia».

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссией Новосибирского УФАС России рассмотрено дело № 25, возбужденное в отношении ООО «Альт-Парк», по факту размещения 06.03.2011 г. в эфире радиостанции «Авторадио Новосибирск» рекламы автомобиля «Skoda Fabia».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления: Волохина Ирина Валерьевна, заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы 

Осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе, антимонопольного законодательства на рынках средств массовой информации, выставочной деятельности, рекламной деятельности, полиграфической деятельности, а также актов недобросовестной конкуренции.

Рекламная грамотность

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 89 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-20 20:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-19 20:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321264291 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )