Решение по делу №06-01-03-14-11 в отношении МУП «Дорожно-мостовое хозяйство»

Номер дела: 06-01-03-14-11
Дата публикации: 10 марта 2011, 03:00

РЕШЕНИЕ

                                                                                                         г. Новосибирск

Резолютивная часть решения оглашена «28» февраля 2011г.

В полном объеме решение изготовлено «10» марта 2011г.

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель Комиссии

Лопаткина  Т.В.  – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены Комиссии

И. В. Волохина – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

И.Р. Носкова – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

Е. В. Сафронова – специалист-эксперт одела рекламы;

рассмотрев дело № 06-01-03-14-11, возбужденное по признакам нарушения  Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5) ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция,

в присутствии:

заявителя: ИП Гончаренко А.П.,

представитель ответчика: МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» – «…» (директора – распоряжение Главы администрации муниципального образования г. Татарска Новосибирской области №96-р от 01.02.2005г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя (вх №9347 от 07.12.2010г.) по факту наличия в действиях Муниципального унитарного предприятия «Дорожно-мостовое хозяйство» признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Из заявления следует, что ИП Гончаренко А.П. в г. Татарске Новосибирской области осуществляет деятельность по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг. Кроме ИП Гончаренко А.П. в г. Татарске подобную деятельность осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-мостовое хозяйство», которое запрещает ИП Гончаренко А.П. производить захоронение на городских кладбищах г.Татарска, мотивируя запрет тем, что кладбище находится в аренде у МУП «Дорожно-мостовое хозяйство».

По мнению заявителя, подобные действия МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» направлены на ограничение доступа на рынок ритуальных услуг.

Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.

ИП Гончаренко А.П. присвоены следующие коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2001): 93.03 – Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; 52.48.34 – Розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культурного и религиозного назначения, похоронными принадлежностями.

При этом предпринимательскую деятельность ИП Гончаренко А. П. осуществляет в г. Татарске Новосибирской области.

МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» присвоены, в том числе следующие коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): 93.03 – Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг. Местонахождение предприятия: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5. Деятельность по оказанию ритуальных услуг МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» осуществляет также в г. Татарске.

Таким образом, ИП Гончаренко А. П. и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» осуществляют подобные виды деятельности на одном товарном рынке, следовательно, являются конкурентами.

Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п.9 ст.4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч.1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция не допускается.

Между администрацией Татарского района Новосибирской области и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» 16.03.2010г. заключен Договор аренды земельного участка №46. Предметом договора является аренда земельного участка, разрешённое использование которого – размещение и обслуживание кладбища. Договор действует с 16.03.2010г. по 16.02.2011г. Пункт 5.1.2. Договора предусматривает преимущественное право МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» перед другими лицами заключить договор на новый срок.

На основании данного договора МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» обратилось с письмом от 01.12.2010г. к ИП Гончаренко А.П. о запрете захоронения на городском кладбище г. Татарска.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта не предусмотрена.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 313-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а  в  силу ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на них возложена обязанность по организации похоронного дела. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Однако Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Согласно статье 1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

В соответствии со статьями 6 и 9 указанного Закона погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае отказа родственников и иных лиц от исполнения осуществить погребение умершего.

Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Предоставление администрацией Татарского района  в аренду МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» кладбища ставит его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг, и ограничивает права граждан  при  осуществлении ими погребения.

 

Указанные выводы также основаны на праве арендатора, получать доходы в результате использования арендованного имущества (статья 606 ГК РФ) и обязанности  иных хозсубъектов согласовывать свою работу с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство». Условия работы у МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и иных хозсубъектов не равны, что приводит к ограничению конкуренции.

Таким образом, МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», заключив вышеуказанный договор аренды земельного участка и препятствуя другим хозяйствующим субъектам оказывать ритуальные услуги, получает преимущество в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими подобные виды деятельности.

Причинение вреда другим хозяйствующим субъектам-конкурентам выражается в убытках, которые терпит конкурент. При этом для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления таких последствий.

Под убытками ст.15 Гражданского кодекса РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В рассматриваемом случае были созданы условия, которые способствовали перераспределению спроса – приобретению потребителей МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и их потере, в том числе ИП Гончаренко А. П.

Также, заключение данного соглашения приводит к устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг г. Татарска.

Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела №125 от 30.12.2010г. о нарушении антимонопольного законодательства было установлено нарушение ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», которая запрещает соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» (препятствование индивидуальному предпринимателю Гончаренко А.П. оказывать ритуальные услуги) содержат нарушение  ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку они направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

На заседании Комиссии заявитель ИП Гончаренко А.П. изложил суть требований, указанных в заявлении. Также сообщил, что с 1 февраля 2011г.  препятствований для захоронения на городских кладбищах ИП Гончаренко А.П. со стороны МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» нет. Т.е. у заявителя появилась возможность производить захоронения, как на городских, так и на сельских кладбищах.

В Отзыве на определение о назначении дела №06-01-03-14-11 о нарушении антимонопольного законодательства МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» сообщает, что между МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и администрацией Татарского района заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка №46 от 16.03.2010г.

В материалах дела представлено Письмо МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», согласно которому предприятие просит Главу Татарского района Носкова В. П. расторгнуть договор аренды земельного участка №46 от 16.03.2010 года с 26.01.2011г.

Соглашением от 27.01.2011г. о расторжении Договора аренды земельного участка №46 от 16.03.2010г. договор аренды расторгнут.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было добровольно устранено.

Согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5)  нарушившим ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», действия данного лица–недобросовестной конкуренцией. Нарушение выразилось в запрете МУП «Дородно-мостовое хозяйство» ИП Гончаренко А.П. в произведении захоронения на территории городского кладбища г. Татарска на основании заключенного соглашения (договора аренды земельного участка (кладбища) от 16.03.2010г.

2. Прекратить производство по делу №06-01-26-14-10В связи с добровольным устранением Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5) нарушения антимонопольного законодательства РФ и его последствий.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                       Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                                   И. В. Волохина

                                                                                                                       И.Р. Носкова

                                                                                                                       Е. В. Сафронова

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса об административных правонарушений установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 5710 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №06-01-03-14-11 в отношении МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5710 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320807917 [changed] => 1370515069 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370515069 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                         г. Новосибирск

Резолютивная часть решения оглашена «28» февраля 2011г.

В полном объеме решение изготовлено «10» марта 2011г.

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель Комиссии

Лопаткина  Т.В.  – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены Комиссии

И. В. Волохина – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

И.Р. Носкова – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

Е. В. Сафронова – специалист-эксперт одела рекламы;

рассмотрев дело № 06-01-03-14-11, возбужденное по признакам нарушения  Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5) ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция,

в присутствии:

заявителя: ИП Гончаренко А.П.,

представитель ответчика: МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» – «…» (директора – распоряжение Главы администрации муниципального образования г. Татарска Новосибирской области №96-р от 01.02.2005г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя (вх №9347 от 07.12.2010г.) по факту наличия в действиях Муниципального унитарного предприятия «Дорожно-мостовое хозяйство» признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Из заявления следует, что ИП Гончаренко А.П. в г. Татарске Новосибирской области осуществляет деятельность по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг. Кроме ИП Гончаренко А.П. в г. Татарске подобную деятельность осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-мостовое хозяйство», которое запрещает ИП Гончаренко А.П. производить захоронение на городских кладбищах г.Татарска, мотивируя запрет тем, что кладбище находится в аренде у МУП «Дорожно-мостовое хозяйство».

По мнению заявителя, подобные действия МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» направлены на ограничение доступа на рынок ритуальных услуг.

Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.

ИП Гончаренко А.П. присвоены следующие коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2001): 93.03 – Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; 52.48.34 – Розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культурного и религиозного назначения, похоронными принадлежностями.

При этом предпринимательскую деятельность ИП Гончаренко А. П. осуществляет в г. Татарске Новосибирской области.

МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» присвоены, в том числе следующие коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): 93.03 – Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг. Местонахождение предприятия: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5. Деятельность по оказанию ритуальных услуг МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» осуществляет также в г. Татарске.

Таким образом, ИП Гончаренко А. П. и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» осуществляют подобные виды деятельности на одном товарном рынке, следовательно, являются конкурентами.

Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п.9 ст.4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч.1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция не допускается.

Между администрацией Татарского района Новосибирской области и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» 16.03.2010г. заключен Договор аренды земельного участка №46. Предметом договора является аренда земельного участка, разрешённое использование которого – размещение и обслуживание кладбища. Договор действует с 16.03.2010г. по 16.02.2011г. Пункт 5.1.2. Договора предусматривает преимущественное право МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» перед другими лицами заключить договор на новый срок.

На основании данного договора МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» обратилось с письмом от 01.12.2010г. к ИП Гончаренко А.П. о запрете захоронения на городском кладбище г. Татарска.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта не предусмотрена.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 313-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а  в  силу ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на них возложена обязанность по организации похоронного дела. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Однако Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Согласно статье 1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

В соответствии со статьями 6 и 9 указанного Закона погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае отказа родственников и иных лиц от исполнения осуществить погребение умершего.

Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Предоставление администрацией Татарского района  в аренду МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» кладбища ставит его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг, и ограничивает права граждан  при  осуществлении ими погребения.

 

Указанные выводы также основаны на праве арендатора, получать доходы в результате использования арендованного имущества (статья 606 ГК РФ) и обязанности  иных хозсубъектов согласовывать свою работу с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство». Условия работы у МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и иных хозсубъектов не равны, что приводит к ограничению конкуренции.

Таким образом, МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», заключив вышеуказанный договор аренды земельного участка и препятствуя другим хозяйствующим субъектам оказывать ритуальные услуги, получает преимущество в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими подобные виды деятельности.

Причинение вреда другим хозяйствующим субъектам-конкурентам выражается в убытках, которые терпит конкурент. При этом для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления таких последствий.

Под убытками ст.15 Гражданского кодекса РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В рассматриваемом случае были созданы условия, которые способствовали перераспределению спроса – приобретению потребителей МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и их потере, в том числе ИП Гончаренко А. П.

Также, заключение данного соглашения приводит к устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг г. Татарска.

Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела №125 от 30.12.2010г. о нарушении антимонопольного законодательства было установлено нарушение ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», которая запрещает соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» (препятствование индивидуальному предпринимателю Гончаренко А.П. оказывать ритуальные услуги) содержат нарушение  ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку они направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

На заседании Комиссии заявитель ИП Гончаренко А.П. изложил суть требований, указанных в заявлении. Также сообщил, что с 1 февраля 2011г.  препятствований для захоронения на городских кладбищах ИП Гончаренко А.П. со стороны МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» нет. Т.е. у заявителя появилась возможность производить захоронения, как на городских, так и на сельских кладбищах.

В Отзыве на определение о назначении дела №06-01-03-14-11 о нарушении антимонопольного законодательства МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» сообщает, что между МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и администрацией Татарского района заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка №46 от 16.03.2010г.

В материалах дела представлено Письмо МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», согласно которому предприятие просит Главу Татарского района Носкова В. П. расторгнуть договор аренды земельного участка №46 от 16.03.2010 года с 26.01.2011г.

Соглашением от 27.01.2011г. о расторжении Договора аренды земельного участка №46 от 16.03.2010г. договор аренды расторгнут.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было добровольно устранено.

Согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5)  нарушившим ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», действия данного лица–недобросовестной конкуренцией. Нарушение выразилось в запрете МУП «Дородно-мостовое хозяйство» ИП Гончаренко А.П. в произведении захоронения на территории городского кладбища г. Татарска на основании заключенного соглашения (договора аренды земельного участка (кладбища) от 16.03.2010г.

2. Прекратить производство по делу №06-01-26-14-10В связи с добровольным устранением Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5) нарушения антимонопольного законодательства РФ и его последствий.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                       Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                                   И. В. Волохина

                                                                                                                       И.Р. Носкова

                                                                                                                       Е. В. Сафронова

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса об административных правонарушений установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                         г. Новосибирск

Резолютивная часть решения оглашена «28» февраля 2011г.

В полном объеме решение изготовлено «10» марта 2011г.

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель Комиссии

Лопаткина  Т.В.  – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены Комиссии

И. В. Волохина – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

И.Р. Носкова – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

Е. В. Сафронова – специалист-эксперт одела рекламы;

рассмотрев дело № 06-01-03-14-11, возбужденное по признакам нарушения  Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5) ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция,

в присутствии:

заявителя: ИП Гончаренко А.П.,

представитель ответчика: МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» – «…» (директора – распоряжение Главы администрации муниципального образования г. Татарска Новосибирской области №96-р от 01.02.2005г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя (вх №9347 от 07.12.2010г.) по факту наличия в действиях Муниципального унитарного предприятия «Дорожно-мостовое хозяйство» признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Из заявления следует, что ИП Гончаренко А.П. в г. Татарске Новосибирской области осуществляет деятельность по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг. Кроме ИП Гончаренко А.П. в г. Татарске подобную деятельность осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-мостовое хозяйство», которое запрещает ИП Гончаренко А.П. производить захоронение на городских кладбищах г.Татарска, мотивируя запрет тем, что кладбище находится в аренде у МУП «Дорожно-мостовое хозяйство».

По мнению заявителя, подобные действия МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» направлены на ограничение доступа на рынок ритуальных услуг.

Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.

ИП Гончаренко А.П. присвоены следующие коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2001): 93.03 – Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; 52.48.34 – Розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культурного и религиозного назначения, похоронными принадлежностями.

При этом предпринимательскую деятельность ИП Гончаренко А. П. осуществляет в г. Татарске Новосибирской области.

МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» присвоены, в том числе следующие коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): 93.03 – Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг. Местонахождение предприятия: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5. Деятельность по оказанию ритуальных услуг МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» осуществляет также в г. Татарске.

Таким образом, ИП Гончаренко А. П. и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» осуществляют подобные виды деятельности на одном товарном рынке, следовательно, являются конкурентами.

Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п.9 ст.4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч.1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция не допускается.

Между администрацией Татарского района Новосибирской области и МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» 16.03.2010г. заключен Договор аренды земельного участка №46. Предметом договора является аренда земельного участка, разрешённое использование которого – размещение и обслуживание кладбища. Договор действует с 16.03.2010г. по 16.02.2011г. Пункт 5.1.2. Договора предусматривает преимущественное право МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» перед другими лицами заключить договор на новый срок.

На основании данного договора МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» обратилось с письмом от 01.12.2010г. к ИП Гончаренко А.П. о запрете захоронения на городском кладбище г. Татарска.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта не предусмотрена.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 313-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а  в  силу ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на них возложена обязанность по организации похоронного дела. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Однако Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Согласно статье 1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

В соответствии со статьями 6 и 9 указанного Закона погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае отказа родственников и иных лиц от исполнения осуществить погребение умершего.

Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Предоставление администрацией Татарского района  в аренду МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» кладбища ставит его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг, и ограничивает права граждан  при  осуществлении ими погребения.

 

Указанные выводы также основаны на праве арендатора, получать доходы в результате использования арендованного имущества (статья 606 ГК РФ) и обязанности  иных хозсубъектов согласовывать свою работу с МУП «Дорожно-мостовое хозяйство». Условия работы у МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и иных хозсубъектов не равны, что приводит к ограничению конкуренции.

Таким образом, МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», заключив вышеуказанный договор аренды земельного участка и препятствуя другим хозяйствующим субъектам оказывать ритуальные услуги, получает преимущество в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими подобные виды деятельности.

Причинение вреда другим хозяйствующим субъектам-конкурентам выражается в убытках, которые терпит конкурент. При этом для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления таких последствий.

Под убытками ст.15 Гражданского кодекса РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В рассматриваемом случае были созданы условия, которые способствовали перераспределению спроса – приобретению потребителей МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и их потере, в том числе ИП Гончаренко А. П.

Также, заключение данного соглашения приводит к устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг г. Татарска.

Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела №125 от 30.12.2010г. о нарушении антимонопольного законодательства было установлено нарушение ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», которая запрещает соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» (препятствование индивидуальному предпринимателю Гончаренко А.П. оказывать ритуальные услуги) содержат нарушение  ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку они направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

На заседании Комиссии заявитель ИП Гончаренко А.П. изложил суть требований, указанных в заявлении. Также сообщил, что с 1 февраля 2011г.  препятствований для захоронения на городских кладбищах ИП Гончаренко А.П. со стороны МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» нет. Т.е. у заявителя появилась возможность производить захоронения, как на городских, так и на сельских кладбищах.

В Отзыве на определение о назначении дела №06-01-03-14-11 о нарушении антимонопольного законодательства МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» сообщает, что между МУП «Дорожно-мостовое хозяйство» и администрацией Татарского района заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка №46 от 16.03.2010г.

В материалах дела представлено Письмо МУП «Дорожно-мостовое хозяйство», согласно которому предприятие просит Главу Татарского района Носкова В. П. расторгнуть договор аренды земельного участка №46 от 16.03.2010 года с 26.01.2011г.

Соглашением от 27.01.2011г. о расторжении Договора аренды земельного участка №46 от 16.03.2010г. договор аренды расторгнут.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было добровольно устранено.

Согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5)  нарушившим ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», действия данного лица–недобросовестной конкуренцией. Нарушение выразилось в запрете МУП «Дородно-мостовое хозяйство» ИП Гончаренко А.П. в произведении захоронения на территории городского кладбища г. Татарска на основании заключенного соглашения (договора аренды земельного участка (кладбища) от 16.03.2010г.

2. Прекратить производство по делу №06-01-26-14-10В связи с добровольным устранением Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-мостовое хозяйство» (632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Василевского, д.5) нарушения антимонопольного законодательства РФ и его последствий.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                       Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                                   И. В. Волохина

                                                                                                                       И.Р. Носкова

                                                                                                                       Е. В. Сафронова

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса об административных правонарушений установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-01-03-14-11 [format] => [safe_value] => 06-01-03-14-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссией рассмотрено дело № 06-01-03-14-11, возбужденное по признакам нарушения  Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-мостовое хозяйство» части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция).

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссией рассмотрено дело № 06-01-03-14-11, возбужденное по признакам нарушения  Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-мостовое хозяйство» части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления: Волохина Ирина Валерьевна, заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы 

Осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе, антимонопольного законодательства на рынках средств массовой информации, выставочной деятельности, рекламной деятельности, полиграфической деятельности, а также актов недобросовестной конкуренции.

Рекламная грамотность

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 89 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-09 21:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-27 21:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320807917 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )