Решение по делу №121 от 28.12.2010 года по заявлению ООО «Новосибирская топливная корпорация»

Номер дела: 121
Дата публикации: 31 января 2011, 03:00

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2011г.

         Решение в полном объёме изготовлено 31 января 2011г.                         г.Новосибирск

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П.

- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В.

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №121 от 28.12.2010г., возбуждённое по заявлению ООО «Новосибирская топливная корпорация» (далее - ООО «НТК»), по признакам нарушения Правительством Новосибирской области (630011, г.Новосибирск, Красный проспект, 18) ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей: ООО «НТК» - «…» (по доверенности); Правительства Новосибирской области – «…» (по доверенности),

      УСТАНОВИЛА:

      В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило заявление (вх. №7254 от 27.09.2010г.) ООО «Новосибирская топливная корпорация».

      Заявитель сообщил, что осуществляет реализацию каменного угля в Новосибирской области через райтопы и гортопы, которые в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» являются его дочерними и зависимыми организациями.

      Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

      Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы). При этом, из смысла постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 следует, что цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов, а не только райтопов и гортопов.

     Таким образом, райтопы и гортопы ограничены в установлении цены на реализуемый ими уголь, тогда как все остальные организации, реализующие уголь, устанавливают цены самостоятельно и устанавливаемые ими цены выше установленных администрацией Новосибирской области предельных цен.

     Кроме того, в  постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па устанавливается цена доставки угля покупателю автомобильным транспортом, равная 6,5 рублей за 1 тонно-километр. Данная цена, по мнению ООО «Новосибирская топливная корпорация», не соответствует рыночным ценам.

     ООО «Новосибирская топливная корпорация» считает, что, установив розничные цены на уголь только для райтопов и гортопов администрация Новосибирской области нарушила ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

     Для получения дополнительных доказательств Новосибирское УФАС России направило запрос губернатору - председателю Правительства Новосибирской области с просьбой предоставить следующую информацию: 1) по каким причинам прейскурант розничных цен на уголь был установлен только для определённых топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области); 2) по каким розничным ценам должны реализовывать уголь гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам топливоснабжающие организации, для которых не установлены указанным прейскурантом розничные цены на уголь.

     Заместитель Председателя Правительства - министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "..."письмом от 12.11.2010г. №3834-05/22 сообщил, что запрос Новосибирского УФАС России был перенаправлен по подведомственности в департамент по тарифам Новосибирской области.

     Департамент по тарифам Новосибирской области является исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.

     Письмом от 16.11.2010г. №424-10/05 департамент по тарифам Новосибирской области сообщил следующее.

     В перечень топливоснабжающих организаций, для которых был утверждён прейскурант цен, вошли организации, являющиеся основными поставщиками угля на розничном рынке Новосибирской области и представившие в департамент по тарифам обоснованные предложения по установлению тарифов. На основании экспертизы представленных материалов и предложений об установлении тарифов департаментом были приняты решения об установлении предельных цен на уголь в отношении каждой топливоснабжающей организации. Другие организации, реализующие уголь гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам в департамент по тарифам с заявлением на установление тарифов не обращались.

     Реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     В результате рассмотрения заявления, представленной информации и анализа нормативно-правовых актов было установлено следующее.

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

     Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы).

     При этом, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов без исключения, а не только райтопов и гортопов. Из смысла постановления Правительства РФ не следует, что для различных хозяйствующих субъектов может быть установлена разная цена на уголь.

     В постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па для различных топливоснабжающих организаций установлена различная цена. Так для ЗАО «Болотнинский райтоп», ЗАО «Искитим-Бердск-уголь», ЗАО «Коченевский райтоп», ЗАО «Мошковский райтоп», ЗАО «Черепановский райтоп», ОАО Фирма «Новосибирский гортоп», ОАО «Сузунский райтоп», ОАО «Тогучинский гортоп», МУП «Гортоп» (г.Обь), ЗАО «Ордынский райтоп», ЗАО «Колыванский райтоп», ЗАО «Чулымский райтоп» установлена предельная розничная цена на каменный уголь марок Др, ДГр, Гр в размере 1589 рублей за 1 тонну. Для  ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Каргатский райтоп», ЗАО «Краснозерский райтоп», ЗАО «Убинский райтоп», ЗАО «Карасукский райтоп» на уголь этих же марок установлена цена в размере 1654 рублей за тонну. Для ЗАО «Баганский райтоп», Кочковского склада ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Чановский райтоп», ЗАО «Куйбышевский гортоп», ЗАО «Купинский райтоп», ЗАО «Татарский гортоп», ЗАО «Чистоозерный райтоп» установлена цена 1737 рублей за тонну.

    По каким предельным ценам должны реализовывать уголь населению хозяйствующие субъекты, не указанные в прейскуранте, утвержденном постановлением администрации Новосибирской области от 09.12.2009г. №442-па, в постановлении не указано.

    Из ответа департамента по тарифам Новосибирской области следует, что иные хозяйствующие субъекты, не обратившиеся за установлением тарифов (не включенные в прейскурант), не вправе реализовывать уголь гражданам, так как реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент по тарифам в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Установив в постановлении от 9 декабря 2009 года №442-па исчерпывающий перечень топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению, администрация Новосибирской области ограничила право иных хозяйствующих субъектов на продажу угля гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

    Таким образом, в действиях администрации Новосибирской области имеются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выражаются в издании акта, который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.

     В соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области от 19.04.2010г. №131 «Об администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области» полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области переданы от администрации Новосибирской области Правительству Новосибирской области.     

    На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России было возбуждено в отношении Правительства Новосибирской области (правопреемника администрации Новосибирской области) дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

      В объяснении по существу дела, представленном Департаментом по тарифам Новосибирской области (исх. №5-10/05 от 13.01.2011г.), сообщается следующее.

      Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», постановление администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» признано утратившим силу с 01.01.2011г.

      На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители ООО «НТК» и Правительства Новосибирской области поддержали изложенные доводы.

      Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

     Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы).

     При этом, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов без исключения, а не только райтопов и гортопов. Из смысла постановления Правительства РФ не следует, что для различных хозяйствующих субъектов может быть установлена разная цена на уголь.

     В постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па для различных топливоснабжающих организаций установлена различная цена. Так для ЗАО «Болотнинский райтоп», ЗАО «Искитим-Бердск-уголь», ЗАО «Коченевский райтоп», ЗАО «Мошковский райтоп», ЗАО «Черепановский райтоп», ОАО Фирма «Новосибирский гортоп», ОАО «Сузунский райтоп», ОАО «Тогучинский гортоп», МУП «Гортоп» (г.Обь), ЗАО «Ордынский райтоп», ЗАО «Колыванский райтоп», ЗАО «Чулымский райтоп» установлена предельная розничная цена на каменный уголь марок Др, ДГр, Гр в размере 1589 рублей за 1 тонну. Для  ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Каргатский райтоп», ЗАО «Краснозерский райтоп», ЗАО «Убинский райтоп», ЗАО «Карасукский райтоп» на уголь этих же марок установлена цена в размере 1654 рублей за тонну. Для ЗАО «Баганский райтоп», Кочковского склада ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Чановский райтоп», ЗАО «Куйбышевский гортоп», ЗАО «Купинский райтоп», ЗАО «Татарский гортоп», ЗАО «Чистоозерный райтоп» установлена цена 1737 рублей за тонну.

    По каким предельным ценам должны реализовывать уголь населению хозяйствующие субъекты, не указанные в прейскуранте, утвержденном постановлением администрации Новосибирской области от 09.12.2009г. №442-па, в постановлении не указано.

    Из ответа департамента по тарифам Новосибирской области следует, что иные хозяйствующие субъекты, не обратившиеся за установлением тарифов (не включенные в прейскурант) не вправе реализовывать уголь гражданам, так как реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент по тарифам в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Установив в постановлении от 9 декабря 2009 года №442-па исчерпывающий перечень топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению, администрация Новосибирской области ограничила право иных хозяйствующих субъектов на продажу угля гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

     Таким образом, администрация Новосибирской области (правопреемником которой является Правительство Новосибирской области) нарушила ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» путём издания акта, который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.    

      Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», постановление администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» признано утратившим силу с 01.01.2011г.

     В Постановлении Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» отсутствует перечень конкретных топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению на территории Новосибирской области.

     Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было добровольно устранено Правительством Новосибирской области до рассмотрения дела.

     Согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.          

     Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

              РЕШИЛА:

       1. Признать Правительство Новосибирской области – правопреемника администрации Новосибирской области, нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». Указанное нарушение выразилось в принятии акта (постановления администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье»), который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.    

       2. Прекратить дело №121 от 28.12.2010г., возбужденное в отношении Правительства Новосибирской области, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

       3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

        Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

        За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

А.А. Ельчанинов

 

Н.П. Камнева

 

Г.В. Тропин

 

 

stdClass Object ( [vid] => 5687 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №121 от 28.12.2010 года по заявлению ООО «Новосибирская топливная корпорация» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5687 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320804049 [changed] => 1390467027 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390467027 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2011г.

         Решение в полном объёме изготовлено 31 января 2011г.                         г.Новосибирск

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П.

- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В.

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №121 от 28.12.2010г., возбуждённое по заявлению ООО «Новосибирская топливная корпорация» (далее - ООО «НТК»), по признакам нарушения Правительством Новосибирской области (630011, г.Новосибирск, Красный проспект, 18) ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей: ООО «НТК» - «…» (по доверенности); Правительства Новосибирской области – «…» (по доверенности),

      УСТАНОВИЛА:

      В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило заявление (вх. №7254 от 27.09.2010г.) ООО «Новосибирская топливная корпорация».

      Заявитель сообщил, что осуществляет реализацию каменного угля в Новосибирской области через райтопы и гортопы, которые в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» являются его дочерними и зависимыми организациями.

      Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

      Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы). При этом, из смысла постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 следует, что цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов, а не только райтопов и гортопов.

     Таким образом, райтопы и гортопы ограничены в установлении цены на реализуемый ими уголь, тогда как все остальные организации, реализующие уголь, устанавливают цены самостоятельно и устанавливаемые ими цены выше установленных администрацией Новосибирской области предельных цен.

     Кроме того, в  постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па устанавливается цена доставки угля покупателю автомобильным транспортом, равная 6,5 рублей за 1 тонно-километр. Данная цена, по мнению ООО «Новосибирская топливная корпорация», не соответствует рыночным ценам.

     ООО «Новосибирская топливная корпорация» считает, что, установив розничные цены на уголь только для райтопов и гортопов администрация Новосибирской области нарушила ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

     Для получения дополнительных доказательств Новосибирское УФАС России направило запрос губернатору - председателю Правительства Новосибирской области с просьбой предоставить следующую информацию: 1) по каким причинам прейскурант розничных цен на уголь был установлен только для определённых топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области); 2) по каким розничным ценам должны реализовывать уголь гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам топливоснабжающие организации, для которых не установлены указанным прейскурантом розничные цены на уголь.

     Заместитель Председателя Правительства - министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "..."письмом от 12.11.2010г. №3834-05/22 сообщил, что запрос Новосибирского УФАС России был перенаправлен по подведомственности в департамент по тарифам Новосибирской области.

     Департамент по тарифам Новосибирской области является исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.

     Письмом от 16.11.2010г. №424-10/05 департамент по тарифам Новосибирской области сообщил следующее.

     В перечень топливоснабжающих организаций, для которых был утверждён прейскурант цен, вошли организации, являющиеся основными поставщиками угля на розничном рынке Новосибирской области и представившие в департамент по тарифам обоснованные предложения по установлению тарифов. На основании экспертизы представленных материалов и предложений об установлении тарифов департаментом были приняты решения об установлении предельных цен на уголь в отношении каждой топливоснабжающей организации. Другие организации, реализующие уголь гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам в департамент по тарифам с заявлением на установление тарифов не обращались.

     Реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     В результате рассмотрения заявления, представленной информации и анализа нормативно-правовых актов было установлено следующее.

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

     Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы).

     При этом, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов без исключения, а не только райтопов и гортопов. Из смысла постановления Правительства РФ не следует, что для различных хозяйствующих субъектов может быть установлена разная цена на уголь.

     В постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па для различных топливоснабжающих организаций установлена различная цена. Так для ЗАО «Болотнинский райтоп», ЗАО «Искитим-Бердск-уголь», ЗАО «Коченевский райтоп», ЗАО «Мошковский райтоп», ЗАО «Черепановский райтоп», ОАО Фирма «Новосибирский гортоп», ОАО «Сузунский райтоп», ОАО «Тогучинский гортоп», МУП «Гортоп» (г.Обь), ЗАО «Ордынский райтоп», ЗАО «Колыванский райтоп», ЗАО «Чулымский райтоп» установлена предельная розничная цена на каменный уголь марок Др, ДГр, Гр в размере 1589 рублей за 1 тонну. Для  ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Каргатский райтоп», ЗАО «Краснозерский райтоп», ЗАО «Убинский райтоп», ЗАО «Карасукский райтоп» на уголь этих же марок установлена цена в размере 1654 рублей за тонну. Для ЗАО «Баганский райтоп», Кочковского склада ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Чановский райтоп», ЗАО «Куйбышевский гортоп», ЗАО «Купинский райтоп», ЗАО «Татарский гортоп», ЗАО «Чистоозерный райтоп» установлена цена 1737 рублей за тонну.

    По каким предельным ценам должны реализовывать уголь населению хозяйствующие субъекты, не указанные в прейскуранте, утвержденном постановлением администрации Новосибирской области от 09.12.2009г. №442-па, в постановлении не указано.

    Из ответа департамента по тарифам Новосибирской области следует, что иные хозяйствующие субъекты, не обратившиеся за установлением тарифов (не включенные в прейскурант), не вправе реализовывать уголь гражданам, так как реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент по тарифам в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Установив в постановлении от 9 декабря 2009 года №442-па исчерпывающий перечень топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению, администрация Новосибирской области ограничила право иных хозяйствующих субъектов на продажу угля гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

    Таким образом, в действиях администрации Новосибирской области имеются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выражаются в издании акта, который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.

     В соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области от 19.04.2010г. №131 «Об администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области» полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области переданы от администрации Новосибирской области Правительству Новосибирской области.     

    На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России было возбуждено в отношении Правительства Новосибирской области (правопреемника администрации Новосибирской области) дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

      В объяснении по существу дела, представленном Департаментом по тарифам Новосибирской области (исх. №5-10/05 от 13.01.2011г.), сообщается следующее.

      Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», постановление администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» признано утратившим силу с 01.01.2011г.

      На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители ООО «НТК» и Правительства Новосибирской области поддержали изложенные доводы.

      Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

     Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы).

     При этом, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов без исключения, а не только райтопов и гортопов. Из смысла постановления Правительства РФ не следует, что для различных хозяйствующих субъектов может быть установлена разная цена на уголь.

     В постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па для различных топливоснабжающих организаций установлена различная цена. Так для ЗАО «Болотнинский райтоп», ЗАО «Искитим-Бердск-уголь», ЗАО «Коченевский райтоп», ЗАО «Мошковский райтоп», ЗАО «Черепановский райтоп», ОАО Фирма «Новосибирский гортоп», ОАО «Сузунский райтоп», ОАО «Тогучинский гортоп», МУП «Гортоп» (г.Обь), ЗАО «Ордынский райтоп», ЗАО «Колыванский райтоп», ЗАО «Чулымский райтоп» установлена предельная розничная цена на каменный уголь марок Др, ДГр, Гр в размере 1589 рублей за 1 тонну. Для  ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Каргатский райтоп», ЗАО «Краснозерский райтоп», ЗАО «Убинский райтоп», ЗАО «Карасукский райтоп» на уголь этих же марок установлена цена в размере 1654 рублей за тонну. Для ЗАО «Баганский райтоп», Кочковского склада ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Чановский райтоп», ЗАО «Куйбышевский гортоп», ЗАО «Купинский райтоп», ЗАО «Татарский гортоп», ЗАО «Чистоозерный райтоп» установлена цена 1737 рублей за тонну.

    По каким предельным ценам должны реализовывать уголь населению хозяйствующие субъекты, не указанные в прейскуранте, утвержденном постановлением администрации Новосибирской области от 09.12.2009г. №442-па, в постановлении не указано.

    Из ответа департамента по тарифам Новосибирской области следует, что иные хозяйствующие субъекты, не обратившиеся за установлением тарифов (не включенные в прейскурант) не вправе реализовывать уголь гражданам, так как реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент по тарифам в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Установив в постановлении от 9 декабря 2009 года №442-па исчерпывающий перечень топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению, администрация Новосибирской области ограничила право иных хозяйствующих субъектов на продажу угля гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

     Таким образом, администрация Новосибирской области (правопреемником которой является Правительство Новосибирской области) нарушила ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» путём издания акта, который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.    

      Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», постановление администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» признано утратившим силу с 01.01.2011г.

     В Постановлении Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» отсутствует перечень конкретных топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению на территории Новосибирской области.

     Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было добровольно устранено Правительством Новосибирской области до рассмотрения дела.

     Согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.          

     Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

              РЕШИЛА:

       1. Признать Правительство Новосибирской области – правопреемника администрации Новосибирской области, нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». Указанное нарушение выразилось в принятии акта (постановления администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье»), который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.    

       2. Прекратить дело №121 от 28.12.2010г., возбужденное в отношении Правительства Новосибирской области, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

       3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

        Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

        За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

А.А. Ельчанинов

 

Н.П. Камнева

 

Г.В. Тропин

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2011г.

         Решение в полном объёме изготовлено 31 января 2011г.                         г.Новосибирск

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П.

- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Тропин Г.В.

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №121 от 28.12.2010г., возбуждённое по заявлению ООО «Новосибирская топливная корпорация» (далее - ООО «НТК»), по признакам нарушения Правительством Новосибирской области (630011, г.Новосибирск, Красный проспект, 18) ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей: ООО «НТК» - «…» (по доверенности); Правительства Новосибирской области – «…» (по доверенности),

      УСТАНОВИЛА:

      В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило заявление (вх. №7254 от 27.09.2010г.) ООО «Новосибирская топливная корпорация».

      Заявитель сообщил, что осуществляет реализацию каменного угля в Новосибирской области через райтопы и гортопы, которые в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» являются его дочерними и зависимыми организациями.

      Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

      Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы). При этом, из смысла постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 следует, что цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов, а не только райтопов и гортопов.

     Таким образом, райтопы и гортопы ограничены в установлении цены на реализуемый ими уголь, тогда как все остальные организации, реализующие уголь, устанавливают цены самостоятельно и устанавливаемые ими цены выше установленных администрацией Новосибирской области предельных цен.

     Кроме того, в  постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па устанавливается цена доставки угля покупателю автомобильным транспортом, равная 6,5 рублей за 1 тонно-километр. Данная цена, по мнению ООО «Новосибирская топливная корпорация», не соответствует рыночным ценам.

     ООО «Новосибирская топливная корпорация» считает, что, установив розничные цены на уголь только для райтопов и гортопов администрация Новосибирской области нарушила ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

     Для получения дополнительных доказательств Новосибирское УФАС России направило запрос губернатору - председателю Правительства Новосибирской области с просьбой предоставить следующую информацию: 1) по каким причинам прейскурант розничных цен на уголь был установлен только для определённых топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области); 2) по каким розничным ценам должны реализовывать уголь гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам топливоснабжающие организации, для которых не установлены указанным прейскурантом розничные цены на уголь.

     Заместитель Председателя Правительства - министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "..."письмом от 12.11.2010г. №3834-05/22 сообщил, что запрос Новосибирского УФАС России был перенаправлен по подведомственности в департамент по тарифам Новосибирской области.

     Департамент по тарифам Новосибирской области является исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.

     Письмом от 16.11.2010г. №424-10/05 департамент по тарифам Новосибирской области сообщил следующее.

     В перечень топливоснабжающих организаций, для которых был утверждён прейскурант цен, вошли организации, являющиеся основными поставщиками угля на розничном рынке Новосибирской области и представившие в департамент по тарифам обоснованные предложения по установлению тарифов. На основании экспертизы представленных материалов и предложений об установлении тарифов департаментом были приняты решения об установлении предельных цен на уголь в отношении каждой топливоснабжающей организации. Другие организации, реализующие уголь гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам в департамент по тарифам с заявлением на установление тарифов не обращались.

     Реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     В результате рассмотрения заявления, представленной информации и анализа нормативно-правовых актов было установлено следующее.

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

     Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы).

     При этом, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов без исключения, а не только райтопов и гортопов. Из смысла постановления Правительства РФ не следует, что для различных хозяйствующих субъектов может быть установлена разная цена на уголь.

     В постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па для различных топливоснабжающих организаций установлена различная цена. Так для ЗАО «Болотнинский райтоп», ЗАО «Искитим-Бердск-уголь», ЗАО «Коченевский райтоп», ЗАО «Мошковский райтоп», ЗАО «Черепановский райтоп», ОАО Фирма «Новосибирский гортоп», ОАО «Сузунский райтоп», ОАО «Тогучинский гортоп», МУП «Гортоп» (г.Обь), ЗАО «Ордынский райтоп», ЗАО «Колыванский райтоп», ЗАО «Чулымский райтоп» установлена предельная розничная цена на каменный уголь марок Др, ДГр, Гр в размере 1589 рублей за 1 тонну. Для  ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Каргатский райтоп», ЗАО «Краснозерский райтоп», ЗАО «Убинский райтоп», ЗАО «Карасукский райтоп» на уголь этих же марок установлена цена в размере 1654 рублей за тонну. Для ЗАО «Баганский райтоп», Кочковского склада ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Чановский райтоп», ЗАО «Куйбышевский гортоп», ЗАО «Купинский райтоп», ЗАО «Татарский гортоп», ЗАО «Чистоозерный райтоп» установлена цена 1737 рублей за тонну.

    По каким предельным ценам должны реализовывать уголь населению хозяйствующие субъекты, не указанные в прейскуранте, утвержденном постановлением администрации Новосибирской области от 09.12.2009г. №442-па, в постановлении не указано.

    Из ответа департамента по тарифам Новосибирской области следует, что иные хозяйствующие субъекты, не обратившиеся за установлением тарифов (не включенные в прейскурант), не вправе реализовывать уголь гражданам, так как реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент по тарифам в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Установив в постановлении от 9 декабря 2009 года №442-па исчерпывающий перечень топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению, администрация Новосибирской области ограничила право иных хозяйствующих субъектов на продажу угля гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

    Таким образом, в действиях администрации Новосибирской области имеются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выражаются в издании акта, который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.

     В соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области от 19.04.2010г. №131 «Об администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области» полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области переданы от администрации Новосибирской области Правительству Новосибирской области.     

    На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России было возбуждено в отношении Правительства Новосибирской области (правопреемника администрации Новосибирской области) дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

      В объяснении по существу дела, представленном Департаментом по тарифам Новосибирской области (исх. №5-10/05 от 13.01.2011г.), сообщается следующее.

      Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», постановление администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» признано утратившим силу с 01.01.2011г.

      На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители ООО «НТК» и Правительства Новосибирской области поддержали изложенные доводы.

      Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрено, что цены на топливо твердое (уголь), топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

     Постановлением администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» утверждён прейскурант розничных цен на уголь для конкретных топливоснабжающих организаций (гортопов и райтопов Новосибирской области).  Установленные в прейскуранте розничные цены являются предельными (максимальными). Указанное постановление распространяет своё действие только на топливоснабжающие организации, указанные в нём (райтопы и гортопы).

     При этом, согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 цена на твердое топливо должна регулироваться для всех хозяйствующих субъектов без исключения, а не только райтопов и гортопов. Из смысла постановления Правительства РФ не следует, что для различных хозяйствующих субъектов может быть установлена разная цена на уголь.

     В постановлении администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па для различных топливоснабжающих организаций установлена различная цена. Так для ЗАО «Болотнинский райтоп», ЗАО «Искитим-Бердск-уголь», ЗАО «Коченевский райтоп», ЗАО «Мошковский райтоп», ЗАО «Черепановский райтоп», ОАО Фирма «Новосибирский гортоп», ОАО «Сузунский райтоп», ОАО «Тогучинский гортоп», МУП «Гортоп» (г.Обь), ЗАО «Ордынский райтоп», ЗАО «Колыванский райтоп», ЗАО «Чулымский райтоп» установлена предельная розничная цена на каменный уголь марок Др, ДГр, Гр в размере 1589 рублей за 1 тонну. Для  ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Каргатский райтоп», ЗАО «Краснозерский райтоп», ЗАО «Убинский райтоп», ЗАО «Карасукский райтоп» на уголь этих же марок установлена цена в размере 1654 рублей за тонну. Для ЗАО «Баганский райтоп», Кочковского склада ОАО «Барабинский гортоп», ЗАО «Чановский райтоп», ЗАО «Куйбышевский гортоп», ЗАО «Купинский райтоп», ЗАО «Татарский гортоп», ЗАО «Чистоозерный райтоп» установлена цена 1737 рублей за тонну.

    По каким предельным ценам должны реализовывать уголь населению хозяйствующие субъекты, не указанные в прейскуранте, утвержденном постановлением администрации Новосибирской области от 09.12.2009г. №442-па, в постановлении не указано.

    Из ответа департамента по тарифам Новосибирской области следует, что иные хозяйствующие субъекты, не обратившиеся за установлением тарифов (не включенные в прейскурант) не вправе реализовывать уголь гражданам, так как реализация угля топливоснабжающими организациями, не обратившимися в департамент по тарифам в установленном порядке за установлением тарифов, является нарушением порядка ценообразования и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Установив в постановлении от 9 декабря 2009 года №442-па исчерпывающий перечень топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению, администрация Новосибирской области ограничила право иных хозяйствующих субъектов на продажу угля гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

     Таким образом, администрация Новосибирской области (правопреемником которой является Правительство Новосибирской области) нарушила ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» путём издания акта, который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.    

      Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», постановление администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» признано утратившим силу с 01.01.2011г.

     В Постановлении Правительства Новосибирской области от 20.12.2010г. №271-п «О розничных предельных максимальных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» отсутствует перечень конкретных топливоснабжающих организаций, которые могут заниматься реализацией угля населению на территории Новосибирской области.

     Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства было добровольно устранено Правительством Новосибирской области до рассмотрения дела.

     Согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.          

     Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

              РЕШИЛА:

       1. Признать Правительство Новосибирской области – правопреемника администрации Новосибирской области, нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». Указанное нарушение выразилось в принятии акта (постановления администрации Новосибирской области от 9 декабря 2009 года №442-па «О розничных ценах на уголь, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье»), который приводит или может привести к ограничению конкуренции на розничном рынке угля.    

       2. Прекратить дело №121 от 28.12.2010г., возбужденное в отношении Правительства Новосибирской области, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

       3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

        Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

        За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

А.А. Ельчанинов

 

Н.П. Камнева

 

Г.В. Тропин

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 121 [format] => [safe_value] => 121 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело №121 от 28.12.2010г., возбуждённое по заявлению ООО «Новосибирская топливная корпорация» , по признакам нарушения Правительством Новосибирской области ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрела дело №121 от 28.12.2010г., возбуждённое по заявлению ООО «Новосибирская топливная корпорация» , по признакам нарушения Правительством Новосибирской области ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления: Максимейко Елена Владимировна,заместитель руководителя Новосибирского УФАС России

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 376 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 376 [vid] => 1 [name] => антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 34 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-30 21:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-19 21:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320804049 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Новосибирское УФАС России )